Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Тема « Разряды местоимений» Тип урока: Коррекция знаний и способов деятельности Цели урока: 1. Систематизировать знания о грамматических признаках местоимений. 2. Сформировать умения правильно определять морфологические признаки местоимений. 3. Способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса. 4. Продолжить развитие устной речи учащихся, логического мышления, скорости мыслительных процессов. 5. Воспитать интерес к русскому языку. 6. Воспитать в детях взаимовыручку, ответственность за свою команду, чувство коллективизма. Технологии: • Педагогика сотрудничества; • Личностно- ориентированное обучение; • Интеграция по вертикали; • Развивающее обучение. Формы и методы: • По источнику получения знаний; • По уровню активности познавательной деятельности; • По функциям; • Работа в малых разновозрастных группах. ХОД УРОКА: Единственный, кто понимает ребёнка, -это другой ребёнок. М. Монтессори. Слово учителя: чтение стихотворения Сказали мне, что с нею вы При них на берегу Его ловили. Но, увы: Я плавать – не могу! Мы вам её, она нам их, Вы им, обратно, нас. Он с нею, к нам опять для них, А мы с ним- к ней от вас… Хоть мне известно, что оно Их любит тех,- Всё это тайной быть должно Для нас и вас от всех. (В.Волина) 2. Вопрос: -Ребята, вы поняли о чём речь в этом стихотворении, кто герои? А почему?( потому что вместо имен стоят местоимения, а не слова- предметы) – Какой частью речи оно является? –местоимение. -Так какая же тема урока? Что мы о ней знаем? Давайте сформулируем цели для каждого класса. II. Стадия осмысления. 1. Учащимся предлагается составить целеполагание для каждого класса (6,11) (Знаю – хочу узнать – узнал.) Определите себе программу действия на уроке Знаю -____________________________________________________________ Хотим узнать-___________________________________________________________________ Узнали новое-________________________________________________________________ III Актуализация ЗУН. Работа по теории. Одна пара работает у доски, другие – на местах объясняют теорию. Справка. В латинском языке местоимение имело название прономен. Это слово составлено из двух слов: предлога про – «вместо» и существительного номен – «имя», то есть местоимение буквально означает «вместо имени». 1.Что такое местоимение ?– самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. 2. Как изменяется местоимение? Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам. 3. Какова синтаксическая роль местоимений? В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями. 4. На какие разряды по значению и грамматическим особенностям делятся местоимения? -Личные (я, ты); возвратные (себя); вопросительные (кто? что? каков? чей?); относительные (кто, что, каков, чей); неопределенные (некто, кое-кто); отрицательные (никто, ничей); притяжательные (мой, твой, наш); указательные (тот, этот); определительные (весь, самый, другой). IV Валеопауза .Тренажёр для глаз V Формирование основных понятий и способов деятельности -Работа по карточке Карточка Распределите местоимения по соотношению с тремя частями речи: существительными, прилагательными, числительными. Кто-нибудь, чей-нибудь, ничто, столько, какой, сам, некто, он, несколько, ты, сколько, я, наш, некоторый, что-либо. -Работа по презентации «Разряды местоимения» (каждая пара работает индивидуально на ноутбуке, 1 пара работает у доски) Распредели местоимения по группам: Я, Тебе, Она, Себя, Что, Чей, Который, Что?, Чей?, Который? Кто- нибудь, Кое у кого, Некто, Никто, Никакой, Некого, Мой, Твой , Ваш, Тот, Этот, Такой, Весь, Всякий , Каждый. VI Мозговой штурм: Вопросы: 1. Какие предметы называет местоимение? (Никакие, оно только указывает на предмет.)-11 к 2. Местоимения делятся на ... разрядов. (Девять.) -6к 3. Какое местоимение пишется одной буквой, а устно обозначается двумя звуками? (Я.)-11к 4.Какое местоимение самое хвастливое? (я. ) -6к 5.Местоимения каких разрядов различаются только значением? (Вопросительные и относительные.) -11к 6.Какое местоимение не имеет лица, числа, рода, но склоняется, не имея именительного падежа? (Себя.)- 6к 7.Какие местоимения образуются при помощи приставки не–? (Неопределенные.)-11к 8.Какое местоимение требует чистоты? (мой) -6к 9.На какой вопрос отвечают притяжательные местоимения? (Чей, чья, чьи?) -11к 10.Какое местоимение при прочтении наоборот превращается в союз? (Он – но.) -6к 11.К какому разряду относится местоимение «любой»? (Определительное местоимение.) -11к 12.Какие личные местоимения самые чистые? (вы, мы, ты.) -6 к 13.Какое местоимение (устаревшее) имеет значение «этот»? (Сей.) – 11к 14.К какому разряду относится только одно местоимение? (Возвратное – себя.) -6к 15.Для чего служат относительные местоимения? (Для связи простых предложений в составе сложноподчиненных.) -11к 16.Вы – это местоимение ... лица. (2л.) -6к Общий :Как пишется местоимение «вы» в официальных бумагах? (С большой буквы.) VII Валеопауза Задание. Внимательно прослушать легенду «Мудрец и бабочка» и отдыхая попробуйте определить разряд каких местоимений преобладает в тексте. VIII Формирование основных умений и навыков . Проблемный вопрос: Правописание каких местоимений вызывает затруднение? (Неопределённые и отрицательные) - Открыть учебник П.71, стр.196- 199 . Просмотреть теорию и 11 класс объясняет шестому правило написания неопределённых и отрицательных местоимений. -Задание. Вставить пропущенные буквы. 1. н... кто (и) 2. н...сколько (е) 3. н...который (е) 4. н... что (и) 5. н...какой (и) 6. н...чей (и) 7. н...кого (е) 8. н...чему (и) 9. н...кого (и) 10. н...что (и) 11. н...кем (и) 12. н...сколько (и) 13. н...чего (е) 14. н...кто (е) 15. н...кому (и) 1. кто...то 2. какой...то 3. сколько...то 4. не...сколько 5. что...нибудь 6. ни...что 7. чей...либо 8. кое...кто 9. сколько...нибудь 10. кое...какой 11. какой...либо 12. кто...нибудь 13. чей...то 14. кое...кого 15. не...кто IX Закрепление. Работа с тренажёром «Разряды местоимением» X Культура речи «Подумайте». Задание: Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными. Как-то раз во дворе из собачьей миски Пять чумазых поросят кушали сосиски. Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо: «Так съедите вы у пса весь обед евонный!» Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки: Детям надо наполнять ихние желудки». Папа грустно пробурчал в пятачок широкий: «Слушать я уже устал ейные упрёки. Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут, И такая дребедень происходит каждый день». А.Хайт XI Обобщение изученного. Электронные тесты XII Рефлексия Что нового узнали? Запишите. Оцените СЕБЯ XIII Составить синквейн по теме «Разряды местоимения» ИТОГ: Слово учителя: Вот и закончилось наше необычное занятие. Б.Шоу писал: « Единственный путь, ведущий к знанию- деятельность, -говорил Б.Шоу. Но не забывайте и другие слова Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей,- Пока идёшь за кем-то в след, Дорога не запомнится. Зато , куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. Источник: http://авторские наработки,дидактический материал по теме | |
Просмотров: 1891 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|