Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Мұғалім/ учитель/ teacher: Калиева Г.У. Сынып/Класс/Сlass: 8 Пән/Предмет/Subject: Русская литература Күні/ дата проведения/ date: Cабақтың тақырыбы/ Темазанятия/Theme: Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Мақсаты/Цели занятия/Objectives: • рассмотреть сюжет и композицию рассказа; • дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится рассказ; • определить социально-нравственные проблемы рассказа. Міндеттері/задачи/ tasks: Білімдік/образовательная/ educational: 1. Показать особенности композиции рассказа «После бала». 2. Познакомить с контрастом как основным художественным приёмом рассказа. 3. Научить видеть и понимать позицию автора. 4. Осознать пройденный материал и оценить себя. Дамытушылық/ развивающая/ developing: 1.Развивать познавательный интерес к художественному слову. 2.Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление. 3.Развивать креативное мышление, способствовать творческой самореализации учеников. Тәрбиелік/воспитательная/ bringing- up: 1.Воспитывать умение внимательно слушать и слышать. 2.Привлечь внимание учеников к проблеме духовности. 2.Воспитывать нравственные качества личности: милосердие, уважение к человеку, доброту. Жабдық/ оборудование/ equipment: компьютер, слайд-презентация, раздаточный материал. Жұмыстың түрлері/ формы работы/ forms of work: Классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный, письменный и устный опросы, индивидуальная, групповая и коллективная форма организации работы тренинговые упражнения, тестовые задания. Индивидуальная работа со слабоуспевающими, сильными учащимися Сабақ түрі/ тип урока/ lesson type: Урок комбинированный (развитие критического мышления) Сабақ нысаны/ вид урока/ кind of lesson: Урок-практикум Әдістері/ методы/ мethods: Метод активизации познавательной деятельности, метод упражнений, метод индивидуализации, метод актуализации опорных знаний. Негізгі ұғымдар мен терминдер/ Основные понятия и термины / Basic concepts and terms Контраст, композиция, антитеза, индивидуальный стиль. Сабақтың жоспары/ План урока/ The plan of the lesson: 1. Организационный момент (1 мин) I стадия. Вызов (1 мин) Проверка домашнего задания (индивидуальная работа по карточкам) (5 мин) II стадия. Осмысление. Задание на знание текста: 4 ученика выполняют тест, остальные отвечают на вопросы. (2 мин.) «Шесть шляп» + 1. (20 мин) Вопросы учащимся (5 мин) III стадия. Рефлексия (2 мин) Позиционная дискуссия: «Образы полковника и рассказчика» (3 мин) Творческая работа. (3 мин) Итог урока (1 мин) Рефлексия (1 мин) Домашнее задание (1 мин) Ход урока I стадия. Вызов 1. Подготовка к изучению темы. - Сегодняшний урок я предлагаю начать с минуты фантазии: представьте и опишите, каким может быть бал? Ответы учащихся после прослушивания (музыка, легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры, веселье и вальс, танцы, бальные платья, счастье, улыбки, любовь, яркий свет, много света, роскошь, кавалеры, и т.д.) Проверка домашнего задания (индивидуальная работа по карточкам) II стадия. Осмысление. Задание на знание текста: 4 ученика выполняют тест, остальные отвечают на вопросы. ТЕСТ. 1. Жанр произведения: А) очерк Б) повесть В) рассказ 2. Раскрытию идеи произведения помогает: А) антитеза Б) гипербола В) олицетворение 3. Произведение заставляет задуматься о: А) судьбе полковника Б) личной ответственности человека за жизнь общества В) любви Ивана Васильевича 4. Тема произведения: А) рассказ о полковнике Б) показ николаевской эпохи В) повествование о любви Ивана Васильевича 5. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала? А) автор показывает двуличие героя Б) на балу надел «маску» добропорядочности В) полковник выполняет свои обязанности 6. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя? А) он утверждает идею Л.Н.Толстого « непротивление злу насилием» Б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей В)понимает необходимость « изменения жизненных условий» для « изменения взглядов человека» 7. Что можно сказать о жизненной позиции Л.Н.Толстого: а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности б) автор заставляет задуматься о нравственности человека в) призывает бороться с произволом Опрос методом «Верные и неверные вопросы» - Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да). - Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да). - Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы)). - Бал Ивану Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»). - Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет) - Мазурку Варенька танцевала с отцом (да). - В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да). - После бала рассказчик не мог уснуть (да). - Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да) - Татарин кричал: «Помогите!» (да) - Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да) - И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет). - Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «После бала». «Шесть шляп» + 1. Белая шляпа чёрная шляпа синяя шляпа красная шляпа жёлтая шляпа зелёная шляпа называет все основные эпизоды рассказа должна назвать эпизод, когда было особенно страшно и хотелось изменить замысел автора надо объяснить значение слов – «надо всё по закону» ?: «Почему Толстой изменил концовку рассказа?» подберите текст к иллюстрациям по рассказу; Продолжите рассказ (дерево предсказаний). Радужная шляпа Заполни сводную таблицу Вопрос учащимся: - Вы помните, что сначала рассказ назывался «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему изменено название рассказа? («Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее утра»,- - говорит Иван Васильевич, значит, главное в рассказе то, что произошло утром, после бала»). - Какие события описаны в рассказе? (Два главных события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата после бала). - Каким мы видим Ивана Васильевича на балу? - Какое настроение у Ивана Васильевича, гостей? - Что этому способствует? (хорошая музыка, нарядные гости, танцы, влюблённые взгляды, ужин) - Что чувствовал Иван Васильевич, когда наблюдал за танцем Вареньки и полковника? - Почему любовь к Вареньке “сошла на нет”? Как на этот вопрос ответил И.В.? - Изменилось ли настроение И.В. после бала, как? (тоска, доходившая до тошноты, ужас, разочарование, стыд) - Что этому способствовало? (нехорошая музыка, крики, стоны, черные мундиры, кровь, злой полковник) III стадия. Рефлексия - Сравните ваши предположения до чтения рассказа и после. - На сколько частей можно разделить рассказ? (на 2) - Почему? (части противоположны, контрастны.) - Что такое контраст? (противопоставление, выразительный приём, способ оказывать эмоциональное воздействие на читателя) - Какие линии сравнения мы можем выделить? (Части рассказа различаются по цвету, звукам, меняется полковник, сам Иван Васильевич). Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека; отвращение к издевательствам, к бесчеловечности. Позиционная дискуссия: «Образы полковника и рассказчика». - Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом? Учитель: Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу ( в полутьме залы) изображён в маске, а после бала (утро) в истинном свете. Как вы думаете, так ли это? Здесь можно поспорить: (Полковник убежден, что делать надо «всё по закону». Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. А может, как старый воинский служака, он привык к таким истязаниям, поэтому не понимает, зачем, но знает, что это так надо: «Всё по закону». Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в какой-то мере объясняет мотивы его поступков). -Почему же Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом. ( Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчёта в том, что произошло) - Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая? ( «Любовь пошла на убыль». Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу. Это свидетельствует о нравственном поиске, который вёл студент, может быть, даже не осознавая этого. Он искал ответа на вопросы о человеческой гуманности и бессердечии. Ответы не были найдены, и именно поэтому Иван Васильевич постарался выбрать для себя позицию отстранения). Творческая работа. Учитель: Предлагаю вам отдохнуть от текста и на минутку представить себя поэтами: составить акростих со словами «полковник» и «солдат». Что такое акростих? Учитель: Слово это греческого происхождения – akrostichis – краестишие. Часто таким образом скрывали имя автора или того, про кого писали стихотворение. Известно, что акростих был популярен еще в древнегреческой поэзии, ок. 540 - 450 до н.э.! В России акростих пользовался популярностью в поэзии 19 века и предназначался определённым лицам. Как вы думаете, зачем нужно было скрывать своё авторство? ( Его применяли тогда, когда нужно было обмануть цензуру, например, чтобы сообщить читателям имя автора или адресата острого по содержанию, сатирического, стихотворения). Учитель: Вот простой пример акростиха: Лазурный день Угас, угас, Ночная тень, Ах, скрыла нас». О чём в нём говорится? (Луна). СОЛДАТ – составляем вместе. (Фразы «вылетают» на слайде). Можно использовать эпитеты или любые слова. Если тяжело, откроем ещё раз описание сцены избиения: с.81-82 С – слабый, страдающий, спина изодрана, спотыкающийся, сморщенное лицо О – обиженный, офицерами обижен, оскаливающий зубы, оттопыривающий губу Л – лепечущий Д – душевно ранен, дёргается от удара А – атакован офицерами Т – тяжело идти, татарин Учитель: Попробуйте сами составить свой акростих со словом «полковник» (с.78 -бал, 82 -после). П – прекрасно сложенный О – очень красивый, отлично танцевал Л – любезный на балу, лицо румяное К – красавец О – обижал слабого В – воинский служака, выпячивающаяся грудь, высокий военный Н – николаевского времени, начальник И – испугал солдата, избил солдата К – кричал на слабого солдата, кричащий гневно Итог творческой работы: тоже получился контраст. Молодцы! Я обязательно посмотрю у всех, как получилось. Учитель: Мы с вами совершили путешествие в 19 век. Погрузились в язык Л.Н.Толстого. Понаблюдали, как мастерски использовал автор контраст как художественный приём в создании ярких портретов, в образной характеристике действий и передаче тончайших душевных переживаний героев. Позже, в более старших классах вы познакомитесь с другими великими произведениями Толстого. Оценка урока (на слайде): сегодня я узнал… я приобрёл… было интересно… я научился… было трудно… у меня получилось… я выполнял задания… я смог… я понял, что… я попробую… теперь я могу… меня удивило… я почувствовал, что… мне захотелось… Домашнее задание: мини-сочинение «Утро, изменившее жизнь» или «Почему рассказ называется «После бала»? Черновой вариант Окончательный вариант «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кон¬чилась ничем, а я посту-пил, как хотел, в военную службу, и старался вырабо¬тать в себе такое сознание своего долга, - я так назы¬вал это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было - дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уве-ренностью и признавалось всеми необхо-димым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и ста¬рался узнать это. но сколько ни ста¬рался — и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился». | |
Просмотров: 2039 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|