Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

"Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи" (по рассказу Л.Н.Толстого "После бала")
Мұғалім/ учитель/ teacher: Калиева Г.У.
Сынып/Класс/Сlass: 8
Пән/Предмет/Subject: Русская литература
Күні/ дата проведения/
date:
Cабақтың тақырыбы/
Темазанятия/Theme: Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи.
Мақсаты/Цели занятия/Objectives: • рассмотреть сюжет и композицию рассказа;
• дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится рассказ;
• определить социально-нравственные проблемы рассказа.
Міндеттері/задачи/ tasks:
Білімдік/образовательная/
educational: 1. Показать особенности композиции рассказа «После бала».
2. Познакомить с контрастом как основным художественным приёмом рассказа.
3. Научить видеть и понимать позицию автора.
4. Осознать пройденный материал и оценить себя.
Дамытушылық/
развивающая/
developing: 1.Развивать познавательный интерес к художественному слову.
2.Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.
3.Развивать креативное мышление, способствовать творческой самореализации учеников.
Тәрбиелік/воспитательная/
bringing- up: 1.Воспитывать умение внимательно слушать и слышать.
2.Привлечь внимание учеников к проблеме духовности.
2.Воспитывать нравственные качества личности: милосердие, уважение к человеку, доброту.
Жабдық/ оборудование/
equipment: компьютер, слайд-презентация, раздаточный материал.
Жұмыстың түрлері/
формы работы/
forms of work: Классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный, письменный и устный опросы, индивидуальная, групповая и коллективная форма организации работы тренинговые упражнения, тестовые задания.
Индивидуальная работа со слабоуспевающими, сильными учащимися
Сабақ түрі/ тип урока/
lesson type: Урок комбинированный (развитие критического мышления)
Сабақ нысаны/ вид урока/
кind of lesson: Урок-практикум
Әдістері/ методы/ мethods:
Метод активизации познавательной деятельности,
метод упражнений, метод индивидуализации, метод актуализации опорных знаний.
Негізгі ұғымдар мен терминдер/ Основные понятия и термины / Basic concepts and terms Контраст, композиция, антитеза, индивидуальный стиль.
Сабақтың жоспары/
План урока/
The plan of the lesson:
1. Организационный момент (1 мин)
I стадия. Вызов (1 мин)
Проверка домашнего задания (индивидуальная работа по карточкам) (5 мин)
II стадия. Осмысление. Задание на знание текста: 4 ученика выполняют тест, остальные отвечают на вопросы. (2 мин.)
«Шесть шляп» + 1. (20 мин)
Вопросы учащимся (5 мин)
III стадия. Рефлексия (2 мин)
Позиционная дискуссия: «Образы полковника и рассказчика» (3 мин)
Творческая работа. (3 мин)
Итог урока (1 мин)
Рефлексия (1 мин)
Домашнее задание (1 мин)
Ход урока
I стадия. Вызов
1. Подготовка к изучению темы.
- Сегодняшний урок я предлагаю начать с минуты фантазии: представьте и опишите, каким может быть бал?
Ответы учащихся после прослушивания (музыка, легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры, веселье и
вальс, танцы, бальные платья, счастье, улыбки, любовь, яркий свет, много света, роскошь, кавалеры, и т.д.)
Проверка домашнего задания (индивидуальная работа по карточкам)
II стадия. Осмысление.
Задание на знание текста: 4 ученика выполняют тест, остальные отвечают на вопросы.
ТЕСТ.

1. Жанр произведения:
А) очерк
Б) повесть
В) рассказ
2. Раскрытию идеи произведения помогает:
А) антитеза
Б) гипербола
В) олицетворение
3. Произведение заставляет задуматься о:
А) судьбе полковника
Б) личной ответственности человека за жизнь общества
В) любви Ивана Васильевича

4. Тема произведения:
А) рассказ о полковнике
Б) показ николаевской эпохи
В) повествование о любви Ивана Васильевича
5. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?
А) автор показывает двуличие героя
Б) на балу надел «маску» добропорядочности
В) полковник выполняет свои обязанности
6. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?
А) он утверждает идею Л.Н.Толстого « непротивление злу насилием»
Б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей
В)понимает необходимость « изменения жизненных условий» для « изменения взглядов человека»
7. Что можно сказать о жизненной позиции Л.Н.Толстого:
а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности
б) автор заставляет задуматься о нравственности человека
в) призывает бороться с произволом

Опрос методом «Верные и неверные вопросы»
- Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да).
- Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да).
- Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы)).
- Бал Ивану Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»).
- Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет)
- Мазурку Варенька танцевала с отцом (да).
- В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да).
- После бала рассказчик не мог уснуть (да).
- Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да)
- Татарин кричал: «Помогите!» (да)
- Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да)
- И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет).
- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «После бала».
«Шесть шляп» + 1.
Белая шляпа чёрная шляпа синяя шляпа красная шляпа жёлтая шляпа зелёная шляпа
называет все основные эпизоды рассказа должна назвать эпизод, когда было особенно страшно и хотелось изменить замысел автора надо объяснить значение слов – «надо всё по закону» ?: «Почему Толстой изменил концовку рассказа?»
подберите текст к иллюстрациям по рассказу; Продолжите рассказ (дерево предсказаний).
Радужная шляпа
Заполни сводную таблицу
Вопрос учащимся:
- Вы помните, что сначала рассказ назывался «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему изменено название рассказа?
(«Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее утра»,- - говорит Иван Васильевич, значит, главное в рассказе то, что произошло утром, после бала»).
- Какие события описаны в рассказе?
(Два главных события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата после бала).
- Каким мы видим Ивана Васильевича на балу?
- Какое настроение у Ивана Васильевича, гостей?
- Что этому способствует? (хорошая музыка, нарядные гости, танцы, влюблённые взгляды, ужин)
- Что чувствовал Иван Васильевич, когда наблюдал за танцем Вареньки и полковника?
- Почему любовь к Вареньке “сошла на нет”? Как на этот вопрос ответил И.В.?
- Изменилось ли настроение И.В. после бала, как? (тоска, доходившая до тошноты, ужас, разочарование, стыд)
- Что этому способствовало? (нехорошая музыка, крики, стоны, черные мундиры, кровь, злой полковник)
III стадия. Рефлексия
- Сравните ваши предположения до чтения рассказа и после.
- На сколько частей можно разделить рассказ? (на 2)
- Почему? (части противоположны, контрастны.)
- Что такое контраст? (противопоставление, выразительный приём, способ оказывать эмоциональное воздействие на читателя)
- Какие линии сравнения мы можем выделить? (Части рассказа различаются по цвету, звукам, меняется полковник, сам Иван Васильевич).
Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека; отвращение к издевательствам, к бесчеловечности.
Позиционная дискуссия: «Образы полковника и рассказчика».
- Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?
Учитель: Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу ( в полутьме залы) изображён в маске, а после бала (утро) в истинном свете. Как вы думаете, так ли это? Здесь можно поспорить: (Полковник убежден, что делать надо «всё по закону». Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. А может, как старый воинский служака, он привык к таким истязаниям, поэтому не понимает, зачем, но знает, что это так надо: «Всё по закону».
Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в какой-то мере объясняет мотивы его поступков).
-Почему же Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом.
( Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчёта в том, что произошло)
- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?
( «Любовь пошла на убыль». Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу. Это свидетельствует о нравственном поиске, который вёл студент, может быть, даже не осознавая этого. Он искал ответа на вопросы о человеческой гуманности и бессердечии. Ответы не были найдены, и именно поэтому Иван Васильевич постарался выбрать для себя позицию отстранения).
Творческая работа.
Учитель: Предлагаю вам отдохнуть от текста и на минутку представить себя поэтами: составить акростих со словами «полковник» и «солдат». Что такое акростих?
Учитель: Слово это греческого происхождения – akrostichis – краестишие. Часто таким образом скрывали имя автора или того, про кого писали стихотворение. Известно, что акростих был популярен еще в древнегреческой поэзии, ок. 540 - 450 до н.э.! В России акростих пользовался популярностью в поэзии 19 века и предназначался определённым лицам.
Как вы думаете, зачем нужно было скрывать своё авторство?
( Его применяли тогда, когда нужно было обмануть цензуру, например, чтобы сообщить читателям имя автора или адресата острого по содержанию, сатирического, стихотворения).
Учитель: Вот простой пример акростиха:
Лазурный день
Угас, угас,
Ночная тень,
Ах, скрыла нас».
О чём в нём говорится? (Луна).
СОЛДАТ – составляем вместе. (Фразы «вылетают» на слайде).
Можно использовать эпитеты или любые слова. Если тяжело, откроем ещё раз описание сцены избиения: с.81-82
С – слабый, страдающий, спина изодрана, спотыкающийся, сморщенное лицо
О – обиженный, офицерами обижен, оскаливающий зубы, оттопыривающий губу
Л – лепечущий
Д – душевно ранен, дёргается от удара
А – атакован офицерами
Т – тяжело идти, татарин
Учитель: Попробуйте сами составить свой акростих со словом «полковник» (с.78 -бал, 82 -после).
П – прекрасно сложенный
О – очень красивый, отлично танцевал
Л – любезный на балу, лицо румяное
К – красавец
О – обижал слабого
В – воинский служака, выпячивающаяся грудь, высокий военный
Н – николаевского времени, начальник
И – испугал солдата, избил солдата
К – кричал на слабого солдата, кричащий гневно
Итог творческой работы: тоже получился контраст. Молодцы! Я обязательно посмотрю у всех, как получилось.
Учитель: Мы с вами совершили путешествие в 19 век. Погрузились в язык Л.Н.Толстого. Понаблюдали, как мастерски использовал автор контраст как художественный приём в создании ярких портретов, в образной характеристике действий и передаче тончайших душевных переживаний героев. Позже, в более старших классах вы познакомитесь с другими великими произведениями Толстого.
Оценка урока (на слайде):

сегодня я узнал… я приобрёл…
было интересно… я научился…
было трудно… у меня получилось…
я выполнял задания… я смог…
я понял, что… я попробую…
теперь я могу… меня удивило…
я почувствовал, что… мне захотелось…

Домашнее задание: мини-сочинение «Утро, изменившее жизнь» или «Почему рассказ называется «После бала»?

Черновой вариант Окончательный вариант
«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кон¬чилась ничем, а я посту-пил, как хотел, в военную службу, и старался вырабо¬тать в себе такое сознание своего долга, - я так назы¬вал это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было - дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уве-ренностью и признавалось всеми необхо-димым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и ста¬рался узнать это. но сколько ни ста¬рался — и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Gulshat9802 (2016-05-21)
Просмотров: 2039 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 4:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru