Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Тема: Назывные предложения. Цели: • повторить знания учащихся об односоставных предложениях с главным членом сказуемым; знакомить с особенностями односоставных предложений с главным членом подлежащим; учить отличать виды односоставных предложений друг от друга. • развивать связную речь, воображение, мышление, память; учить самостоятельно делать выводы, формулировать вопросы по изученной теме, задачи, которые необходимо решить на уроке. • воспитывать любовь к слову, к прекрасному; прививать интерес к изучению родного языка. Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: урок-триада. Оборудование: презентация, тестовые задания (электронный тренажёр), раздаточный материал, лист самостоятельного оценивания, карточки с заданиями, кластер. Открытия совершаются тогда, когда все думают, что этого быть не может, а один человек этого не знает. А.Эйнштейн ХОД УРОКА. 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. МОТИВАЦИЯ (класс изначально поделен на группы по три человека) Сәлеметсіз бе, оқушылар, қонақтар! Today we are study new questions of syntaxes and show our knowledges. Be active, please. Прежде чем приступать к занятию, я бы хотела Вам прочитать одну притчу. Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” – he ask them, - I have difficult у меня есть для вас трудная задача. You have a one chance. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”. 2. УПЛОТНЁННЫЙ ОПРОС. Теоретический футбол (группы задают вопросы друг другу, называя цифры, под которыми скрываются вопросы): Блок 1 «Словосочетание» 1. Назовите типы связи в подчинительном словосочетании? 5. Назовите виды словосочетаний по главному слову 9. Определите тип и вид словосочетания: с узорного окна. Блок 2 «Члены предложения» 3.Второстепенные члены предложения – это… 4. Виды сказуемого … 9. Нужны ли знаки препинания в предложении: Любовь - вот смысл жизни! Блок 3 «Односоставные предложения» 2. Чем отличаются односоставные и двусоставные предложения? 7. Какие формы глагола употребляются в односоставных определенно-личных и неопределенно-личных предложениях? 8. Какие предложения называются обобщенно-личными? Решение тестового материала (повторение темы «Словосочетание»). (Приложение 1) Восстановите кластер. (Приложение 2) 3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря. И лобзания, и слёзы; И заря, заря!.. ( А.Фет) 1. Запишите первое четверостишие в тетради. 2. Выделите грамматическую основу предложения. 3. Укажите, чем выражен главный член предложения. Учащиеся на основании исследования дают определение назывным предложениям. 4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Разбор предложений по карточкам. (Приложение 3) Карточка№1 Учись у них – у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора. Карточка№2 Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, - Я ничего не пойму. Графический диктант. (Используемая аббревиатура: ОЛП, НЛП, БЛ, НП) 1. Шықтым кешке қарай. ОЛП 2. Аптека. Улица. Фонарь. НП 3. Put little sugar in his tea. ОЛП 4. Что имеем, не храним, потерявши, плачем. ОПЛ (ОБОБ-Л) 5. В воскресенье и то с делами прибегают. НЛП 6.Speak English, please! ОЛП 7. С моря веет свежестью. БЛ 8. Үйді бүгін салып қойды. НЛП 9. Родительский дом. НП Сочините стихотворение, используя только назывные предложения. (заранее приготовленная рифма) Лист бумаги. Туман. Лист. Обман. Крылечко. Сердечко. Горькие слёзы. Любовь. Грёзы. Бровь. Свадьба. Судьба. 5. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Синтаксический разбор (на доске): Сказочный чертог, Весь открытый для обзора. Б.Пастернак. Тестирование изученного материала (2 ученика) Работа с текстом. 1.Проснувшись и взглянув в окно, П.И. Чайковский был поражен светом и ослепительной белизной. 2. Ясный морозный денек! 3. Чувства композитора затрепетали, будто струны. 4. Снегопад. 5. День, как гнездышко, крупные снежные хлопья, весь пуховый, мягкий, свежий. 6. Серо-белое небо, пушистый непримятый снег на земле, крупные снежные хлопья в воздухе. 7. Снега намело почти до крыш. 8. Тихо. 9. Мягко. 10. Бело. 11. Великолепный пейзаж! Задание. 1. Прочитайте текст. 2. Определите стилистическую принадлежность текста (докажите). 3. Выпишите номера назывных предложений. 4. Найдите в тексте предложение, осложненное обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. 5. Озаглавьте текст назывным предложением. 6. ИТОГ УРОКА. Блиц-опрос. 1.Назывные – односоставные предложения? (Да). 2.Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да). 3.Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да). 4.Правда ли, что НП распространяются обстоятельствами? (Нет) 5.Могут ли входить в состав НП частицы ну и, что за, вот, какой? (Да) 6.Правда ли, что НП обозначают, что предмет или явление существует в настоящем времени? (Да) 7. РЕФЛЕКСИЯ. МЫ - повторили….. познакомились….. установили….. встретились с трудностями….. будем работать над…… 7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Найти и выписать назывные предложения в стихах А.Фета, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака; определить их роль в тексте. | |
Просмотров: 902 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|