Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
КГУ "Бескарагайский колледж" УО ВКО Преподаватель русского языка и литературы: Укитаева Айжан Советовна. Тема урока: Жизни и творчество Олжаса Сулейменова Цели урока: Обучающая: знакомство учащихся с творческой судьбой О.О. Сулейменова, как геолога, ставшего поэтом, поэта, ставшего филологом, общественным деятелем и дипломатом; Развивающая: научить применять полученные знания для выполнения последующих задач и использовать их в своем активном диалоге; Воспитательная: воспитывать патриотические чувства и гражданский долг учащихся. Наглядные пособия: книги писателя,буклет, презентация,видеоматериал. Раздаточный материал: карточки. Технические средства обучения: компьютер, проектор. Литература:История русской литературы К.Н. Нысанова, Н.А.Джабашева, К.К.Тушешева. Астана: Фолиант,2013; Русская литература ХХ века (1,2 часть). Под редакцией В.В.Агеносова дополнительная М. «Дрофа» -1999. Ход урока: I. Орг.момент.(3 мин) - Приветствие группы. - Проверка подготовленности аудитории к занятию. - Сверка присутствующих по списку. - Заполнение журнала. Эпиграф: Кружись, айналайын, Земля моя! Как никто Я сегодня тебя понимаю, Все болезни твои на себя принимаю, Я кочую, кружусь по дорогам твоим… II. Психологический настрой группы. (3 мин) «Круг радости».Учащиеся становятся в круг, и каждый из них говорит соседу добрые пожелания, передавая ему фигурку. После учащиеся группируются по фигурам и рассаживаются. III. Сообщение темы, знакомство с целью урока и форма его проведения. (2 мин) IV. Озвучивание эпиграфа к уроку. (1 мин) (учащиеся №1, №2, №3) №1«Мне кажется, что в нашей поэзии ни разу так подлинно не говорила русская Азия» Владимир Портнов (поэт, переводчик, журналист, прозаик) №2 «По уровню дарования Олжас Сулейменов достоин называться поэтом и стать поэтом самобытным и интеллектуальным» Давид Самойлов (русский советский поэт, переводчик) №3 «Голос Олжаса Сулейменова относится к числу крупнейших поэтических голосов современного мира» Арлон Делю (французский поэт) V. Вступительное слово учителя.(1 мин) Олжас Сулейменов - казахстанский поэт и писатель, представитель литературы Востока, создающий свои произведения на русском языке. Он обратился в своем творчестве к проблемам нравственным, этическим, политическим, литературным и экологическим. Начиная с 60-х годов прошлого века, имя Олжаса становится все более известным не только у нас в Казахстане, но и далеко за его пределами. Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством нашего современника Олжаса Сулейменова, постараемся побольше узнать о литературной и общественной деятельности О.Сулейменова, войти в мир его поэзии. VI. Проверка домашнего задания. Вопросы к группе:(3 мин) Ребята, видели ли вы О.Сулейменова по телевизору, слышали ли вы его выступления? Какие произведения писателя вы знаете? Может кто-нибудь расскажет понравившееся стихотворение? VII. Таблица ЗХУ. (1 мин) Учащимся предлагается заполнить таблицу ЗХУ (в начале графу З- знаю то, что они знали о писателе и столбец Хочу знать). Знаю Хочу знать Узнал VIII. Работа в группах. (13 мин) Каждой группе дается информация из жизни писателя, которую они должны прочитать и обсудить в группе, потом донести эту информацию остальным группам. 1 группа. Олжас Омарович Сулейменов родился 18 мая 1936 года в семье Омархана Сулейменулы, прямого потомка Олжабай батыра, офицера казахского кавалерийского полка, репрессированного в 1937 году. Позже Лев Гумилёв сообщил Олжасу, что сидел с его отцом в норильском лагере, где того расстреляли. Предки О. Сулейменова с отцовской стороны были поэтами, музыкантами и воинами, а с материнской – строителями-саманщиками. Олжас вырос в Алма-Ате у бабушки с дедушкой. Окончил школу в 1954 году и поступил на геологоразведочный факультет Казахского университета, окончил его в 1959 году, инженер-геолог. Последние годы учёбы совмещал с работой в геологоразведочных партиях. Просмотр видеоматериала 1. «Олжас Сулейменов. Биография»1-7. (7 мин) 2 группа. Литературной работой занялся в 1955 году. В 1959 году поступил в Литературный институт им. А. М. Горького в Москве на отделение поэтического перевода, который окончил в 1961 году. После окончания курсов работал заведующим отделом поэзии журнала «Простор», главным редактором сценарно-редакционной коллегии киностудии «Казахфильм», первым секретарем Союза писателей Казахстана, первым секретарем правления Союза кинематографистов Казахстана, секретарем Союза писателей СССР. С 1991 по 1994 гг. О. Сулейменов находился на творческой работе. Он является членом Комитета Верховного Совета Республики Казахстан по экологии и природопользованию, с 1995 по 2001 гг. находился на дипломатической работе как Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в Италии, а затем в Греции, на Мальте. С 2001 года – постоянный представитель Республики Казахстан при ЮНЕСКО (UNESCO). Авторитет О. Сулейменова как политического деятеля огромен. Он депутат Верховного Совета Республики Казахстан 10-го и 13-го созывов, Депутат Верховного Совета СССР 11 созыва, Народный депутат СССР (1989–1991). Олжас Сулейменов награжден орденами «Барыс» 1-й степени, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак почета», медалями. Он лауреат Государственной премии КазССР и премии Ленинского комсомола Казахстана, лауреат премии «Тарлан». Просмотр видеоматериала 2. «Олжас Сулейменов. Биография» 8.55-10.12. (2 мин) 3 группа. В 1975 году издал литературоведческую книгу «АзиЯ. Книга благонамеренного читателя», получившую резко отрицательный резонанс в Москве, книга была запрещена, автор 8 лет не издавался. В 1977—1995гг. - председатель федерации шахмат Казахстана. В 1989 году стал инициатором и лидером народного движения «Невада — Семипалатинск», целью которого было закрытие Семипалатинского ядерного полигона и других ядерных полигонов мира. В 1991—1995 — лидер партии «Народный конгресс Казахстана», в которую преобразовалось антиядерное движение. Трудовая биография О. О. Сулейменова связана более всего с двумя крупными творческими союзами Казахстана – Союзом писателей и Союзом кинематографистов. Именно Олжас Сулейменов стал одним из инициаторов и организаторов проведения в г. Алматы 5-й конференции писателей стран Азии и Африки. При нем казахский кинематограф получил всемирную известность как профессиональное и талантливое кино. Киностудия «Казахфильм» выпустила такие фильмы как «Кыз-Жибек», «Тревожное утро», «Выстрел на перевале Караш», «Серый лютый». Слово учителя:(2 мин) - Итак, давайте запишем то, что нового мы узнали о жизни и творчестве Олжаса Сулейменова. Просмотр видеоматериала 3.«Олжас Сулейменов. Из поэзии» (3мин) Учащийся 1: (1 мин) - Широкую известность он получил весной 1961 года. Тогда, отчисленный за драку из Литературного института, он вернулся в Алма-Ату и подрабатывал в газете «Казахстанская правда». 11 апреля 1961 года осведомленный о событиях на Байконуре редактор газеты Фёдор Боярский заказал ему стихи про полет человека в космос. За ночь он набросал несколько строк, и 12 апреля, когда объявили о полете Гагарина в космос, стихи уже вышли в газете и листовки с этим текстом разбрасывали с самолетов над Алма-Атой и другими городами Казахстана. Впечатленный эпохальным событием, поэт за неделю превратил эти стихи в поэму «Земля, поклонись человеку!», и уже в мае она вышла в свет. Сулейменов впоследствии говорил: «Мою поэму передавали по центральному телевидению и радио, печатали в газетах, почти каждую неделю я выступал в каком-то городе: на заводах, фабриках, в студенческих аудиториях. Вот такой был успех». Поэма попала в струю и вскоре получила Премию ЦК комсомола Казахстана. 25-летнего Сулейменова стали включать в состав советских делегаций по Европе и Штатам, он читал свою поэму в парижской Сорбонне и Колумбийском университете (Нью-Йорк). Дебют оказался блестящим. Конфликт с ректоратом сразу был улажен. Впоследствии именно его строка «Земля, поклонись человеку» была начертана на пьедестале обелиска работы Рукавишникова, установленного на месте гибели Юрия Гагарина под Киржачом Владимирской области. Просмотр видеоматериала 4.«Олжас Сулейменов. Биография» 10.12-12.44. (2 мин) Слово учителя:(1 мин) В это время Сулейменов выпускает каждый год по сборнику: «Аргамаки» (1961 г.) «Солнечные ночи» (1962) и «Ночь - парижанка» (1963 г.) и другие. Слава, премии, зарубежные поездки обрушиваются на поэта, книги раскупаются мгновенно. Учащийся 2. (1 мин)Сулейменов известен также как автор ряда работ, посвящённых «Слову о полку Игореве». Он заинтересовался этой темой ещё в 1960, будучи студентом Литературного института, публиковал работы о «Слове» с 1962. Тема его кандидатской диссертации в аспирантуре на кафедре русской филологии КазГУ (1963—1966) — «Тюркизмы в „Слове о полку Игореве“». Общая линия работ Сулейменова была направлена на выявление в «Слове» обширных пластов тюркской лексики и целых тюркских фраз, в дальнейшем искажённых при переписывании, и получила наиболее законченное выражение в получившей большую известность книге «Аз и Я». В 1975 году в издательстве «Жазушы» выходит литературоведческая работа Сулейменова «Аз и Я. Книга благонамеренного читателя». Книга вызвала бурю негодования и в научных кругах, и в рядах партийного руководства, переходящую в откровенную травлю автора. Начались характерные для того времени идеологические «проработки», основанные на советских политических обвинениях в «национализме», «пантюркизме», «методологических ошибках» и т. п. Издание было изъято из продажи, изымалось из библиотек. Директор издательства был уволен. Автор долго не издавался. Только заступничество 1-го секретаря ЦК КП Казахстана Динмухамеда Кунаева привело к ослаблению травли, и разбирательство по книге на литературную тему из ЦК КПСС передали в Академию наук СССР. Просмотр видеоматериала 5.«Олжас Сулейменов. Биография» (12.42 -19.08) (5 мин) Слово учителя: Продолжил литературоведческую деятельность и выпустил в 1998 году в Риме книги «Язык письма» «о происхождении письменности и языка малого человечества» и «Улыбка бога», в 2001 — «Пересекающиеся параллели» (введение в тюркославистику), а в 2002 году — книгу «Тюрки в доистории» (о происхождении древнетюркских языков и письменностей), за которую получил премию Кюльтегина «за выдающиеся достижения в области тюркологии», 2002. Учащийся 3: (1 мин) Олжас Сулейменов является также общественным деятелем. В феврале 1989 года на Семипалатинском испытательном полигоне прогремел очередной ядерный взрыв. Выступая вечером 25 февраля по республиканскому телевидению, впервые в живом эфире Олжас Омарович Сулейменов неожиданно для всех рассказал о том, что узнал – радиоактивное облако, вырвавшись из-под земли после ядерного взрыва, накрыло город Курчатов, другие населенные пункты. И подземные испытания, оказывается, не безвредны. Он призвал всех, кому дорога земля Казахстана, кто готов выступить против ядерных испытаний, прийти на митинг. 28 февраля к зданию Союза писателей пришли тысячи людей. Так на многострадальной земле Казахстана родилось поистине всенародное антиядерное движение «Невада — Семипалатинск». Зарегистрированное под номером 001, оно дало начало новейшей истории отечественных общественных движений. Движение «Невада — Семипалатинск» выразило массовый протест против ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В течение недели под воззванием движения подписалось 2 миллиона человек. Голос лидера движения – Олжаса Сулейменова – был услышан во всем мире. В октябре 1989 года полигон замолчал. В августе 1991 года Президент Казахстана Указом закрыл полигон. Просмотр видеоматериала 6. «Семей-Невада. Атомный полигон.(9 мин) Слово учителя:(1 мин) В 1995 году Сулейменов принял предложение президента Назарбаева уйти из политики и перейти на дипломатическую работу. Он стал чрезвычайным и полномочным послом Казахстана в Италии (Рим) и по совместительству в Греции и на Мальте. И уже в мае 1997 года президент Италии Оскар Луиджи Скальфаро прибыл в Казахстан с первым официальным визитом для подписания договора о дружбе и сотрудничестве между двумя странами. Аналогичный документ на азиатском континенте Италия имела только с Японией. С 2001 года и по настоящее время Сулейменов — постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО (Париж). Стратегия «Кластер»(1 мин) - Какие ассоциации возникают у вас при имени «Олжас Сулейменов»? Слово библиотекаря о выставке книг(5 мин) Слово учителя:(1 мин) Лирика Олжаса Сулейменова по тематике разнообразна: разные страны и континенты, история и культура, судьбы своего народа и судьбы человечества, любовь к природе родного Казахстана, боль за скверные поступки человека по отношению к природе. Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Волчата». - Какие ассоциации вызывает слово волк? (злой, серый зверь, страшный хищник, разбойник) Слова учителя: С волком в основном связывают разрушительное, вызывающее страх, тревогу, опасение за жизнь. Просмотр видеоматериала 7.«Волчата». (2 мин) Работа по стратегии «Направленное чтение». (7 мин) - Сейчас мы будем анализировать стихотворение «Волчата». Будем читать стихотворение с несколькими перерывами, останавливаться, обсуждать прочитанное, отвечать на вопросы. Чтение 1–го отрывка. Шел человек, Шел степью долго-долго. Куда? Зачем? Нам это не узнать. -Где шел человек? (он шел степью) -Как вы думаете, куда шел человек и зачем шел? (Может быть, он шел туда, где рыщут волки, и шел, чтобы охотиться на них). -А нам это известно? (Нам это не узнать). -По-вашему, что дальше будет? (Ответы учеников). Чтение 2–го отрыва В густой лощине он увидел волка, Точней - волчицу, А вернее - мать. -Какого волка, точней волчицу, по-вашему, увидел человек? (мать) -Что происходит дальше? Чтение 3-го отрывка. Она лежала в зарослях полыни, Откинув лапы и оскалив пасть. Из горла перехваченного плыла Толчками что-то темное, как грязь. Кем? Волкoм? Охотничьими псами? -Как вы думаете, что произошло с волчицей? (Её убили). -И чем же она убита? (Может быть, убили охотники). -Как она погибла? (Может быть, она погибла, добывая пищу для своих детёнышей, чтобы спасти их). Чтение 4-го отрывка Слепым волчатам это не узнать. Они, толкаясь и ворча, сосали Большую неподатливую мать. Голодные волчата позабыли, Как властно пахнет в зарослях укроп. Они, прижавшись к ранам, жадно пили Густую холодеющую кровь. И вместе с ней вливалась жажда мести. Кому? Любому. Лишь бы не простить. И будут мстить В отдельности, Не вместе. А встретятся – Друг другу будут мстить. . -Почему волчатам не узнать, кем убита их мать? (Они маленькие, слепые, еще не видели свет) -Что они пили вместо молока? (густую, холодеющую кровь) -Как вы думаете, волчата будут мстить, когда подрастут? -Кому и как будут мстить? -Как вы думаете, что сделал человек с волчатами? Чтение 5-го отрывка И человек пошёл своей дорогой. Куда?.. Зачем?.. Нам это не узнать. Он был волчатник, Но волчат не тронул, Волчат уже не защищала мать... -Почему волчатник не тронул волчат? -Что этим хотел сказать автор? Слово учителя: (3 мин) Условно стихотворение можно разделить на две части. 1 часть – состоящая из трех четверостиший заканчивается словами «неподатливую мать» неизвестно, кто убил волчицу, но можно предложить, что она погибла, добывая пищу для своих детенышей, чтобы спасти им жизнь. Вторая часть стихотворения — это страшная сцена: голодные волчата жадно пьют густую, холодеющую кровь матери, и вместе с ней в них вливается жажда мести. Анализ всего стихотворения: (2 мин) - Какую роль играет человек в данном произведении? (наблюдатель) - Кто виноват в смерти волчицы? - Как относится автор к волчатам? -В каких строках выражена главная мысль стихотворения? - Какое впечатление произвело на вас стихотворение О. Сулейменова? - «Волчата», какое настроение оно вызывает? - Какая тема затрагивается в этом стихотворении? - Почему поэт назвал стихотворение «Волчата»? Придумайте другие названия для него. - Вспомните пословицы и поговорки о волках? (1 мин) Работа не волк, в лес не убежит Волков бояться - в лес не ходить. Волка как ни корми, он всё в лес глядит. Волка зубы кормят, лису хвост бережёт. Виноват ягнёнок, что волк голоден. Волка кормят зубы, а зайца спасают ноги. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. Волки чуют, где овцы ночуют. И волки сыты, и овцы целы. С волками жить - по-волчьи выть. Сколько волка не корми, он всё в лес смотрит. Волк волка не съест. Волк волку хвоста не отдавит. Волк и больной с овцой управиться. Волк и в овечьей шкуре не укроется. Волк и каждый год линяет, да обычая не меняет. Волк коню не товарищ. Волк не пастух, а козёл не огородник. Волк овцу стережет, а волка стрелок сторожит. Волк собаки не боится, но не любит, когда она лает. Волки рыщут - добычи ищут. Волку в зубы попало: считай - пропало. Меж волками быть - волком выть. Таблица ЗХУ. (1 мин) Учащимся предлагается заполнить таблицу ЗХУ (графу У-узнал). Знаю Хочу знать Узнал Слово учителя: (1 мин) - Сегодня мы только затронули частицу творчества Олжаса Сулейменова, я думаю, что о чем мы говорили вас останется в памяти и появится желание ещё более подробно познакомиться с творчеством этого человека. Выставление оценок, домашнее задание. Для заучивания наизусть: О.О. Сулейменов. 1 стихотворение по выбору Анкета.(1 мин) Осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Аргументируйте свой ответ. 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен | |
Просмотров: 7060 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|