Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

поурочный план по русской словесности
Урок № 21

Тема урока: Представление древних славян об устройстве мира.

Цель: формирование знаний об образах славянской мифологии и её взаимосвязи с литературой, повторение и закрепление по теме раздела: «Славянская мифология и литература»
Обучающая:
познакомить детей с представлением древних славян об устройстве мира, с верованиями древ-них славян, славянским пантеоном богов;
углубить знания о славянской культуре, её духовном прошлом;
отметить связь прошлой и настоящих культур;
формировать аналитические навыки при сравнении образов древнегреческой и славянской мифологии;
пробудить интерес к истории словесности.
Развивающая: развитие речи, мышления, творческого воображения.
Воспитательная:
воспитание самостоятельности, осознанности, самоконтроля, любви к изучению мифологии и литературы;
воспитывать у учащихся стремление к изучению русской литературы.
Тип урока: урок-знакомство.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, поисковый, вопросно-ответная беседа, анализ, инди-видуальная работа, работа в МГ.
Оборудование:
 «Русская словесность» учебник для 6 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, доработанное/Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвокасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова – Алматы: Атамұра, 2010. – 384 с.

ХОД УРОКА
I. Организационный момент.

1. Психологический настрой

Яркое солнышко улыбается всем.
Ласковым лучиком, солнечным зайчиком входит к нам в класс,
радует нас.
Всем желаем успеха, оценок отличных, зна-ний приличных.
Улыбнемся друг другу.
Обратимся мы к мифам, стихам.

(Учащиеся выполняют плавные движения, тянутся к солнышку, настраиваются на урок)
2. Деление учащихся на малые группы при помощи цветных стикеров.

II. Вызов.
(Сл. 1)

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога Самого
Самостоянье человека,
Залог величия его!
А.С.Пушкин
 Исходя из эпиграфа к уроку, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
В последнее время всё чаще мы обращаемся к прошлому, наверное, затем, чтобы найти ответы на волнующие нас вопросы современности. Отыскать славянских богов, узнать их мифологию помогают сказки, предания, легенды, некоторые сохранившиеся факты, найденные в исторических писаниях.
Славянская мифология не имела такой счастливой судьбы, как греческая, которая уже в 7 веке до н.э. стала объектом литературной обработки.
 В чем причина этого?
 Более позднее появление письменности.
 После принятия Христианства на Руси в конце 10 века н.э. любое проявление язычества - многобожие и идолопоклонство - преследовалось; все, что было связано с язычеством, уничтожалось.
 Что же сохранилось в истории о славянской мифологии?


III. Основной этап урока.

1. Представление древних славян об устройстве мира.
 Древние славяне жили простой, непосредственной жизнью, какая устанавливается самой природой. Человек любил природу и боялся ее. В ней он находил живое существо, всегда готовое отозваться и на скорбь, и на веселье, и на нужды человека. Сам того не сознавая, человек был по-этом, жадно вглядывающимся в картины природы. Свое восприятие он наполнял поэтическим смыслом, невольно перенося на божественные стихии формы своего тела или объектов природы. (Сл. 2)
2.(Сл. 3). Пантеон славянских богов.
 Внутри славянской мифологии можно выделить несколько уровней в зависимости от пред-назначения (функции) богов.
Высший уровень (боги, олицетворяющие природные стихии)
Более низкий уровень составляли боги, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обря-дами, создающие замкнутые небольшие коллективы.
Низший уровень славянской мифологии – самый «населенный».
Вполне вероятно, что верховным божеством был Род – творец вселенной, всего видимого и неви-димого мира; безличное божество, “отец и мать всех богов”. ВИДЕО: Птицы песни Гамаюн.
Род – прародитель всего живого и сущего. Род породил всё, что мы видим вокруг. Он отделил мир видимый и явный – Явь – от мира невидимого, духовного. (Сл. 4)

1. Высший уровень.
Сварог – верховный владыка, родоначальник всех светлых Богов, управляющий течением Жизни и всем мироустройством Вселенной в Явном Мире. Сварог считается богом огня, он дал людям клещи и научил их ковать железо. Великий Бог Сварог является Отцом для множества древних Светлых Богов и Богинь. Бог Сварог, как любящий Отец, заботится не только о своих небесных детях и внуках, но и о людях из всех Родов Великой Расы, которые являются потомками Древних Сварожичей. (Сл. 5)
Перун – огонь-молния, древним русичам виделся могучим воином, грохочущим освободителем земли от всякой темной нечисти.
Его культ как верховного божества на Руси возник поздно, буквально перед самым принятием христианства.
Перун – грозное божество. Он обитает на небе. Рассердившись, бог мечет на землю камни или каменные стрелы. Перуну из дней недели посвящали четверг, из животных – коня, из деревьев – дуб.
Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. Очень выразительный портрет Громовержца дал Константин Бальмонт:

У Перуна мысли быстры,
Что захочет — так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз.

Люди верили, что он повелевает ветрами и бурями, сопровождающими грозу и несущихся со всех четырёх сторон света. Он – владыка дождевых туч и земных водных источников, в том числе и родников, которые пробиваются сквозь землю после удара молнии.
Облик и оружие у Перуна отождествлялись с природными явлениями: молния – его меч и стрелы, радуга – лук, туча – одежда, или борода, или кудри на голове, ветры и бури – дыхание, дождь – оплодотворяющее семя, рокот грома – голос. Люди верили, что сверкающие взоры Перуна посы-лают смерть и пожары. Согласно некоторым легендам, молнии Перуна были разные: лилово-синие, “мёртвые” - разили насмерть, золотые, “живые” - пробуждали земное плодородие. (Сл. 6)
Боги солнечной стихии связаны с четырьмя астрономическими датами, обуславливающими смену солнечных циклов. С началом каждого из них славяне провожали одного Солнечного Бога и встречали другого.
Ярила (Яровит) является в день весеннего равноденствия (24-25марта). В этот день славяне встречают и славят молодого Ярилу – бога весны, земледелия и продолжения рода. (Сл. 7)
Купала. В день летнего солнцестояния (23-24июня - славянский праздник Купалы) провожают бога Ярилу и встречают бога Купалу. Он является в огне, поэтому на праздник делается большой костер, через который прыгают, чтобы исцелиться и очиститься. Влюбленные, желающие полу-чить благословление от самого Купалы, прыгают через костер, взявшись за руки, если при этом их руки разомкнутся, их союз нежизнеспособен. (Сл. 8)
Даждь - бога славяне встречали на утро после Купальского праздника, призывая главного Бога плодородия, Бога, дающего все земные блага (Солнце, тепло, свет, движение). Дажьбог с солнеч-ным знаком; лицо его смотрит, как и положено солнечному божеству на юг.
Дневная освещённость мирового пространства приписывалась русскими людьми XII века не только солнцу, но и некоему особому безвещественному свету, который в более поздние времена именовался “белым светом”. Божеством солнца, солнечного дня (может быть, и белого света”) был Дажьбог, имя которого постепенно превратилось в “подателя благ”. (Сл. 9)
Стрибог – могучий дух ветра, повелитель воздушной стихии. (Сл. 10)

2. Более низкий уровень. (сл. 11)
Велес – бог охоты, скотоводства, постепенно его образ становится божеством, дающим всякие блага, Богом богатства. Велес — один из величайших богов древнего мира, сын Рода, брат Сваро-га. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. Велес мог принимать любые обличья. Чаще всего его изображали мудрым стариком, защитником растений и животных. Тотемные звери Велеса медведь, волк, священная корова. Народы, живущие природно-родовым строем, зверей считали равными людям. Например, на Руси очень любят медведей и считают их братьями. А медведь это и есть Велес.
Русичи многому учились у зверей, подражали им голосом, движениями, приемами нападения и обороны.
Велес – неисчерпаемый источник знаний, каждый зверь в его лесу уникален.
Хозяин Нави, властитель непознанного. Господин Путей, покровитель путешественников. (Сл. 12)
Макошь – один из малочисленных женских образов, представленных в пантеоне славянских бо-гов. Это Богиня изобилия, судьбы, урожая. Макошь (Мокошь) – “мать урожая”. Покровительница женского начала, плодородия, брака, родов, домашнего очага, прядения.
Богиня всей Судьбы. Богиня магии и волшебства, жена Велеса и Хозяйка перекрестков мирозда-ния между мирами.
Защитница и покровительница хозяек.
В нижней ипостаси является знаменитой Ягой, в этом случае можно говорить, что она мать вет-ров, что жизнь и смерть ей подвластны в равной мере. (Сл.13)
Лада – богиня любви, красоты, очарования. Лада — божество в славянской мифологии; богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви. Факт существования Лады в ве-рованиях славян оспаривается рядом учёных. Верным спутником Лады считается Ослад т.к. брак и любовь всегда находятся рядом с пирами и наслаждениями. (Сл. 14)
Мара (Морена, Мора) – богиня, болезни, смерти, богиня подземного царства смерти. (Сл. 15)

На плаще твоем летящем
Смерти горестный узор,
К звездам ярким и слепящим
Твой бессмертный поднят взор.
Замирает все под взглядом
Леденящих слезных струй,
Отравляет сладким ядом
Твой последний поцелуй.

(Из стихотворения М.Волковой «Морена»)
Вий (Ний) – еще один представитель подземного царства мертвых, служитель Чернобога – вла-стелина подземного царства, судья над мертвыми.
Он низший не только потому, что к нему относятся представители нечисти, но еще и потому, что божества, представленные в нем, обитают в непосредственной близости к человеку, они занимают пространство от дома до леса, поля, болота, водоемов. Вероятно, поэтому, даже после принятия христианства представители низшей славянской мифологии не ушли из жизни человека. (Сл.16)

3. Образы низшей славянской мифологии.
Домовой – хозяин жилища. Редко обладает злым нравом, потому как дух домашний и тысячами лет живущий рядом с человеком. Домовые любят хорошее теплое жилье и добрых хозяев. Ворч-ливого домового задабривают хлебом, водой и солью. (Сл. 18)
Леший – хозяин леса, угрюмый бородатый старик, любящий больше всего зло шутить над людь-ми, забредшими в его владения – чащи, буреломы. Селится он в основном в хвойных лесах. Боль-ше всего Леший не любит неосмотрительных людей и тех, кто оскверняет лесную тишину бран-ными словами. (Сл. 19)
Водяной – хозяин глубоких темных озер и омутов. Тихими лунными ночами водяной забавляется тем, что хлопает по воде в ладоши. С собой на дно он утаскивает тех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озерах после заката. (Сл. 20)
Упырь – мертвец, нападающий на людей и животных. Им становится после смерти человек, ис-порченный нечистой силой или рожденный от нее. (Сл. 21)
Русалки. Слово произошло от названия славянского праздника Русалии – Русальной недели.
У западных и южных славян русалки – веселые и певучие существа, помогающие людям и обере-гающие их от всякой опасности. А.Н. Афанасьев так рассказывает о происхождении русалок: «Олицетворяя явления в живых человеческих образах, предки наши пришли к мнению, что облака – облачные груди водяных жен, обитающих в воздушном океане, которые поят и питаю землю дождем». Впоследствии облачные жены и девы покинули воздушные области и овладели земными водами.
Восточные славяне верили совсем в других русалок – женских духов, заманивающих неосторож-ных спутников. Такие русалки – души родившихся мертвыми девочек, девушек, утопившихся от несчастной любви.
Все русалки обладают вечной молодостью и красотой. (Сл. 22)
Берегини живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду. Берегини - бродни-цы часто указывали путникам, где расположен брод. Однако ныне нужно опасаться и этих добрых духов, ибо многие из них стали злыми лобастами, когда люди забыли о Русалиях и перестали

IV. Закрепление полученных знаний. Работа учащихся по группам на постерах.
1. Отобразить на постере классификацию славянских богов.
2. Защита учащимися постеров у доски.
3. Взаимооценка.
4. Составить пары славянских и античных богов. В качестве подсказки учащимся предлагаются имена славянских и античных богов на раздаточных материалах.
Перун – Зевс; Чернобог – Аид; Гера – Макошь,
Ярило – Аполлон; Лада – Афродита.
5. Самопроверка. Самооценка. (0 ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»; 3 и более – «2».)

V. Подведение итогов урока. Вывод.
 Почему нужно быть внимательным к нашему прошлому, почему необходимо обращаться и изучать наследие предков?
 Каким образом тему урока можно связать с нашей современной жизнью?

VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание.

Стр. 86-97 – выразительное чтение стихотворений.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: superneposedy (2016-07-24) | Автор: Дмитриченко Наталья Александровна E
Просмотров: 1180 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 4:04 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru