Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Интегрированный урок по казахской и русской литературе, английскому языку Тема урока: По страницам жизни и творчества Абая Кунанбаева Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Абая Кунанбаева, научить самостоятельно работать с переводом текста с казахского на русский (дословный), с английского на русский (смысловой), закрепить навыки выделения в тексте типов чтения английских гласных и различных буквосочетаний; Развивающая: развивать навыки анализа художественного текста, работы с компьютерными технологиями, способствовать развитию речевых навыков, пополнению лексического запаса; Воспитательная: воспитывать интерес к литературе и культуре, стремление изучать языки; Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, проекты Межпредметные связи: русский, английский, казахский языки, литература, история Казахстана Основной метод: проект Вспомогательные методы: работа с текстом, контроль знаний Ход урока № п/п Этап урока Содержание этапа 1. Организационный момент (1 мин) -приветствие; -проверка отсутствующих; -проверка внешнего вида студентов, рабочих мест; -проверка внешнего состояния аудитории; -организация внимания 2. Сообщение темы и постановка целей урока 1 мин Тема: По страницам жизни и творчества Абая Кунанбаева Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Абая Кунанбаева 3. Вступительное слово учителя (на русском яз) (1 мин) Как олицетворение интеллектуальности, нравственной и духовной культуры своего народа, Абай есть, несомненно, национальное достижение мирового порядка. Чингиз Айтматов Слова Чингиза Айтматова как нельзя лучше отражают значение творчества Абая Кунанбаева – поэта, мыслителя, мудрого учителя. Сегодня на уроке мы вспомним биографию Абая и поговорим о его творчестве. Творчество Абая сегодня изучают во всем мире, поэтому и на уроке мы будем говорить об Абае на казахском, русском и английском языках. В течение месяца каждая группа работала над своим проектом. Сейчас вы увидите на экране вопросы, ответы на которые вы сможете дать в конце урока, ознакомившись с тремя проектами. На столе у каждой команды - опорный конспект с заданиями. ВОПРОСЫ: 1. What facts of biography influenced Abai to become a creative personality? 2. Абайдың қазақ әдеби тілін қалыптастырудағы орны туралы. 3. Почему сегодня уделяется большое внимание изучению творчества Абая Кунанбаева и других казахских писателей? Я приглашаю для защиты проекта первую группу. 4. Защита проекта 5+1 мин Защита проекта «Биография Абая Кунанбаева» 1. Слово учителя (на каз.яз.) 1 мин «Абай есімі – қазақ халқының ұлттық санасының оянуы мен рухани қайта жаңғыруының, қоғамның озық күштерінің өркениеттілікке ұмтылысы мен әлеуметтік әділдіктің символы»,- деп әдебиет зерттеушісі Зәки Ахметов бекер айтпаған. Бүгінгі сабақта өтетін тақырыбыз «Абай Құнанбаев өмірі мен шығармашылығы туралы.» Қазақ тілінде жауап беретін топ сабақ соңында Абайдың шығармашылығына байланысты тапсырманы орындайды:Абайдың қазақ әдеби тілін қалыптастырудағы орны туралы. Қазір « Абай шығармашылығы туралы » проектіні қорғайтын топты шақырамыз. 2. Защита проекта 5+1мин Защита проекта «Творчество Абая Кунанбаева» 3. Слово учителя на казахском языке 3 мин Задание к тексту: Абай тек қана классик ақын емес,ол ұлы реформатор. Ол өзінің шығармалары арқылы қазақ әдебиетіне, әсіресе поэзиясына, өзгерістер әкелді.Ол өзгерістер өлең ұйқасына, өлең тармақтарына, бұнақ, буын санына қатысты болды. Өлең құрылымын естеріңе түсіріңдер. Орындайтын тапсырма: Күшік асырап, ит еттім Ол балтырымды қанатты. Біреуге мылтық үйреттім, Ол мерген болды, мені атты. - деген төрт жолда қандай рифма қолданылды, мағынасы жағынан осы өлеңмен Абай не айтпақшы еді? Қазіргі заманға байланысты өз ойларыңды осы рифма бойынша төрт жол шығарып көріңдер. 4. Вывод по творческой работе на казахском языке 1мин Абай осы шумақты шалыс ұйқас рифмасымен жазды: 1- а 2- ә 3- а 4- ә Абайға дейінгі ақындар көбінесе қара өлең ұйқасын қолданатын: 1- а 2- а 3- ә 4- а Бұл Абайдың поэзияға енгізген өзгерісі, жаңалығы. Осы төрт жол болып жазылған шумақ қазір халық арасында нақыл сөз есебінде, мақал есебінде қолданылады. Мағынасы: адамдарға жасаған жақсылығы кейбір кездерде өзіне жамандық ретінде қайтқаны туралы айтылады. Кейбір адамдар өздеріне басқа біреу істеген жақсылықты ұмытып кетеді,жай ғана ұмытпай қастандақ жасайды, жамандақ жасайды. «Өлді деуге бола ма, ойлаңдаршы, Өлмейтұғын артына сөз қалдырған»,-деп Абай өзі туралы айтқандай болып тұр. Артына ұрпаққа өшпес мұра қалдырды. 5. Слово учителя (на русском языке) 1-2 мин На выполнение задания 7 мин Чтобы почувствовать себя творцами, ребята, вам предлагается творческое задание. Переведите на русский язык в стихотворной форме известное четверостишие Абая. Ответьте на вопрос: Возможен ли точный дословный перевод с сохранением всех поэтических особенностей оригинала? (рифма, приемы) Күшік асырап, ит еттім Ол балтырымды қанатты. Біреуге мылтық үйреттім, Ол мерген болды, мені атты. Я вырастил пса из щенка, — Он мне ногу раз прокусил. Обучил я когда-то стрелка, — Он меня чуть не подстрелил. 6. Анализ работ Студентов 3 мин Студенты зачитывают свои варианты стихотворений 7. Вывод по творческой работе 1 мин А теперь сравните свои варианты с переводом Вс. Рождественского Я вырастил пса из щенка, — Он мне ногу раз прокусил. Обучил я когда-то стрелка, — Он меня чуть не подстрелил. Главную трудность при переводе стихов представляет собой задача вмещения исходного смысла в рамки выбранного стихотворного размера, и нужно сказать, что точный и дословный перевод в данном случае возможен очень редко. Необходимо делать основной упор на передачу главной мысли и настроения оригинала, его неповторимого «аромата»; и ничего страшного, если при этом придётся немного отступить от источника. Главное, чтобы произведение выглядело цельным и у читателя даже и мысли не возникло, что он читает перевод, а не оригинальный авторский текст. 8. Слово учителя на русском языке 1 мин В начале урока мы говорили о том, что с творчеством Абая знакомы люди всего мира. Пришло время послушать итоги работы третьей группы. Приглашаются исследователи значения творчества Абая. 9. Защита проекта 5+1 мин Защита проекта «Значение творчества Абая» 10. Слово учителя на английском языке 2 мин (37 мин) Abai’s literary heritage is studied in different languages all over the world. And now I offer you to work on the translation of one of his verses “Spring” in English. 1. Read the poem and tell us “What is it about|”? 2. Work on the poem.You should do some phonetic exercises. Each team has some different questions. The other teams should check the answers and tell us whether the team is right or not. Good luck! 3. Questions to the 1st team: 1. Find the words with the 1st type of reading. 2. What words with the stresses “a” are read in the 2nd type of reading? 3. What pronunciation does the letter combination “th” have? Find examples in the extract Резерв (4. What words contain the sound [ ]. 5. What words with the stresses “i” are read in the 2nd type of reading?) Questions to the 2nd team: 1. What words with the stresses “o” are read in the 1st type of reading? 2. What words with the stresses “e” are read in the 2nd type of reading? 3. What pronunciation does the letter “c” have? Find examples in the extract. Резерв (4. What letters correspond to the sound [f]? Give examples. 5. One letter combination is read in three different ways. Guess what combination it is and find some examples in this extract.) Questions to the 3rd team: 1. What words with the stresses “a” are read in the 1st type of reading? 2. What words with the stresses “I, y” are read in the 1st type of reading? 3. What letters correspond to sounds [∫n]. Find examples. Резерв (4. What pronunciation does the letter “s” have? Find examples in the extract. 5. What letters correspond to the sound [s]? Give examples.) Now we see that you know the main rules of reading in English. Thank you very much. 11. Ответы на вопросы 5 мин Студенты отвечают на вопросы, данные в начале урока 1. What facts of biography influenced Abai to become a creative personality? 2. Абайдың қазақ әдеби тілін қалыптастырудағы орны туралы. 3. Почему сегодня уделяется большое внимание изучению творчества Абая Кунанбаева и других казахских писателей? 12. Итоги урока 6 мин - объявление полученных оценок; - подведение итогов | |
Просмотров: 1374 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|