Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русского языка
Тема урока Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
Общие цели 1. Помочь каждому учащемуся осознать, что такое местоимение, каковы его морфологические признаки; познакомить с разрядами местоимений; убедить в необходимости местоимений как средства связи в предложениях и в тексте.
2. Развитие навыков сравнения, сопоставления, выделения главного, существенного; развитие речи учащихся; повышение уровня орфографической и пунктуационной грамотности, а также развитие навыков культуры речи. Развитие умения работать со справочными таблицами, а также формирование навыков по составлению таблиц.
3. Воспитание самостоятельности, уважения друг к другу (через этикет работы в группах), готовности прийти на помощь; воспитание наблюдательности, формирование интереса к окружающему миру (на основе языкового материала, содержание текстов).
Результат обучения • умеют определять морфологические признаки местоимений;
• умеют определять разряды местоимений.
Форма организации учащихся Работа в парах, групповая
Ключевые идеи Кумулятивная и дискуссионная беседа; эстафета вопросов. Составление таблиц, банка примеров на определенные правила.
Ресурсы Интерактивная доска, разноуровневые задания.
1. Психологически настрой.

2. Определение темы, постановка целей
3. Актуализация знаний.
.4. Объяснение нового материала.

5. Закрепление.

-Кто сегодня лишь проснулся,
Сразу солнцу улыбнулся?
Это я, это мы, это каждый человек-
Об улыбке нужно помнить весь свой век.
От улыбки сердцу веселей!
Без улыбки нет детей!
КАКИХ? -хороших!
- умных!
- красивых!
- добрых!
- Мы такие - озорные,
Но способные понять
И принять все на уроке,
Что учитель хочет дать.
- Сколько местоимений вы видите в нашем стихотворении?
-На самом деле их 11. Взгляните!
Каждый учащийся получат таблицу разрядов местоимений.
Местоимения (разбор слова по составу). Вместо имени. Заполните таблицу на основе уже имеющихся сведений. Повторение. Работать в парах.
Имя ...
Имя Часть речи Вопрос Лексическое значение Изменяются
Сущ Кто? что? Предмет Падеж, число
Прилаг Какой? чей? Признак предмета Падеж, число, род
Числит Сколько? Количество Падеж, род
Итак, местоимение используется вместо имен существительных, имен прилагательных, имен числительных.
Каковы же морфологические свойства местоимений?
Прочтите параграф 68 стр. 187. устно. 1 вар-491, 2 вар-492.
Расскажите друг другу о местоимении как части речи. Примеры берите из упражнений.
Занесите эти примеры в таблицу.
Предмет Признак Количество
491 упр.
Она
Меня
О нас
У меня
Я Такой
Ее(чье?) Сколько
492 упр.
Кто-нибудь
Он
Ее(кого?)
Из них Всю
Свою
Все
Эти
Каждая -
Личные
Неопределенное Указательное
Притяжательное
Определительные вопросительное
- Взгляните на другую таблицу. Она послужит вам справочным пособием на последующих уроках.
А) тексты в группах разные.
1 группа - вставьте пропущенные буквы. Найти местоимения.
2 группа - Вставить пропущенные буквы. Найдите местоимения, определит их разряды. Обозначить падеж.
3 группа - Вставить пропущенные буквы. Найти местоимения, определить их разряды. Обозначить падеж, подчеркнуть как член предложения.

Т.о., вы научились видеть местоимения в тексте, определять их падежи, синтаксическую роль в тексте. Также мы повторили орфографию. Теперь мы должны понять, какова роль местоимений в тексте.
Б) Устно. Эстафета сложных предложений.
-Какие предложения называются сложными?
- В какой группе они напечатаны. Вставить нужные местоимения.
Учитель читает пример №1 и адресует его 1-ой группе, 1-ая -второй, вторая - третьей, третья - учителю.
1. Я услыхал сегодня первый гром, .... в полдень прогремел из тучки золотой. (он).
2. Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало, что... горячим светом по листам затрепетало. (оно)
3. Светла, как детский взор, река, и ветви ив склонялись к ...(к ней).
4. Все чаще снится мне мой корабельный бор. В нагорной вышине раскинул ... шатер. (он).
Зачем же нужны местоимения? Какова их функция в тексте, предложениях.
В) Строить предложения и тексты с местоимениями надо грамотно, чтобы не было грамматических ошибок.
Работа в группах (устная). Найди ошибку, объясни, исправь.

Итак, мы узнали...
Научились....
Теперь вы легко справитесь с дом. заданием
Последующее задание Параграф 68, повторить 67. 1 уровень упр. 493 (3,5,6,10) аналогично классным заданиям.
2 уровень упр. 496
4. Рефлексия Детям даются карточки (я - не я)
Кто слушал лучше всех? я не я
Быстрее всех работал? я не я
Кто самые хорошие отметки заработал? я - не я
Я- молодец! Умница!
Не я - ленивец! нужно измениться - всего хорошего добиться!
5. Комментирование оценок
Проверочный лист- итоговая оценка. (считают среднюю)


Приложение.
Таблица №1. Разряды местоимений.
9 Личные Я-мы, ты-вы, он, она, оно-они
Возвратные Себя
Вопросительные Кто? что? какой? чей? каков? сколько? который?
Относительные Кто, что, какой, чей, каков, сколько
Неопределенные Некто, нечто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь
Отрицательные Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего и др.
Притяжательные Мой, твой, наш, ваш, её (чье?), его (чей?), свой, их (чья?)
Определительные Весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой
указательные Тот, этот, такой, таков, столько
Таблица №2. Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называют их.
Вместо имени существительного - указывает на предмет Личные
Возвратное
Вопросительные (относительные)
Отрицательные

Неопределенные

Определительные Я, ты, он, она, оно, они
Себя
Кто, что

Никто, ни у кого, ничто, ни с чем
Некто, нечто, то-то (-либо, - нибудь), кое-что
Сам, каждый, другой
Вместо имени прилагательного- указывают на признак Указательные
Притяжательные
Определительные

Вопросительные (относительные)
Отрицательные
неопределенные Этот, тот, такой, таков
Мой, твой, свой, наш, ваш
Сам, каждый, всякий, иной, любой, другой, самый
Какой, чей, который

Никакой, ничей
Некий, некоторый, кое-какой, чей-нибудь ...
Вместо имени числительного Указательное
Неопределенные

Вопросительные (относительные) Столько
Несколько, сколько-то, сколько-нибудь
Какой, который, сколько.

Тексты (для разноуровневых заданий)
1-ая группа.
С з..мли еще не сошел снег, а в душу уже прос..тся весна. Если вы когда-нибудь вызд..равливали от т..желой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыба..шься без всякой пр..чины. По-видимому, такое же состояние переживает теперь и пр..роды. (А.П. Чехов).

2-ая группа.
Весна на пороге скоро она вступ..т в свои права. А сейчас еще морозно по утрам, но такая погода продерж..тся недолго.
В обед тает. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с в..робьями. Речка надувается и темне..т, она уже проснулась и не сегодня -завтра зар..вет. Д..ревья голы, но уже живут, дыш..т.

3-я группа.
В такое время года хор..шо гнать м..тлой или лопатой грязную воду в к..навах, пускать по воде к..раблики. Счастлив тот, кто гоня..т голубей под самую высь подн..бесную. А кто-то привязыва..т на деревьях скворечники.
Да, все хорошо в это уд..вительное время года!

Проверочный лист

Ф.И. учащегося Содержание оценивания Отметка Ф.И. проверяющего
№1. монологический ответ о местоимении
№2. правильность примеров в таблице упр.491, 492.
№3. выполнение разноуровневых заданий
№4. исправление речевых ошибок в употреблении местоимений

Ключ к проверке.
1-ая группа.
С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Если вы (подлежащее И.п.) когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни, то (определение, И.п.) вам(дополнение, Д.п.) известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой(определение, Р.п.) причины. По-видимому, такое (определение, В.п.)же состояние переживает теперь и природы. (А.П. Чехов).
Вы- личное, вам- личное, то- указательное, такое- указательное, (без) всякой - определительное.

2-ая группа.
Весна на пороге скоро она(подлежащее И.п.) вступит в свои(определение В.п.) права. А сейчас еще морозно по утрам, но такая(определение, И.п.) погода продержится недолго.
В обед тает. Солнце светит ярко, и лучи(чьи?) его(определение, Р.п.), играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет, она(подлежащее, И.п.) уже проснулась и не сегодня -завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.
Она -личное, свой- притяжательное, такая- указательное, его (лучи)- притяжательное.

3-я группа.
В такое(определение, В.п.) время года хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики. Счастлив тот(подлежащее, И.п.), кто(подлежащее, И.п.) гоняет голубей под самую(определение, В.п.) высь поднебесную. А кто-то привязывает на деревьях скворечники.
Да, все(подлежащее, И.п.) хорошо в это(определение, И.п.) удивительное время года!
такое- указательное, это- указательное, тот- указательное, кто - относительное, все, самую- определительное, кто-то - неопределительное.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: sainovaaray (2016-11-18) | Автор: Местоимение как часть речи E
Просмотров: 496 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 1:43 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru