Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Учебный текст на уроках русского языка
Стремительное развитие социально-экономических, культурных и информационных процессов в современном обществе влияет и на образование. Обществом востребована активная, творческая личность, мобильная, динамичная, способная самостоятельно решать проблемные ситуации. Сегодня происходит серьезное изменение целей образования от «человека образованного» к «человеку культуры».
Вся наша жизнь проходит в текстовом окружении, ежедневно из различных текстов люди получают информацию об окружающем мире. Текст является универсальной структурой, основой, которая объединяет все элементы и единицы языка в определенную систему.
«Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, произведение, состоящее из названия заголовка и ряда особых единиц сверхфразовых единств, объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющей определенную направленность и прагматическую установку». (И.Р. Гальперин)
Известно, что основной формой содержания обучения является текст – продукт устной и письменной речевой деятельности человека, основная форма существования языка, хранения и передачи культуры, знания и незнания.
Учебный текст – это единица обучения текстовой деятельности, учебной текстовой коммуникации. Это текст, организованный в дидактических целях в смысло-содержательном, языковом и композиционном отношениях в единую систему, часть совокупной информации учебника, предназначенной для управляемого становления текстовой деятельности, на основе которой дается система знаний по определенной дисциплине, прививаются умения и навыки людям определенной группы (возрастной, национальной и т.д.) на определенном этапе обучения (А.Э. Бабайлова). Важнейшей характеристикой учебного текста является наличие в нем образовательного, культурологического, воспитывающего и развивающего потенциала.
Исходя из того, что учебный текст как продукт письменной речевой деятельности автора, автора-составителя учебника является основной формой передачи знаний школьникам, он был и остается основной содержательной единицей обучения. Важнейшей характеристикой учебного текста является наличие в нем образовательного, культурологического, воспитывающего и развивающего потенциала. Из этого следует, что предназначение учебного текста – хранить информацию, а в процессе ее передачи – развивать и совершенствовать все виды речевой деятельности обучаемых, воздействуя на сознание обучаемых, мотивировать их на работу с учебным материалом, способствовать развитию их креативных качеств.
К учебным текстам относятся:
- учебно-научные тексты, созданные коллективом авторов-методистов с дидактическими целями;
- тексты, создаваемые участниками учебного процесса;
- тексты, создаваемые участниками учебного процесса;
- тексты, прямо преследующие диагностические цели;
- дидактические тексты: художественные, публицистические, официально-деловые и пр. тексты.
Ценность текста как единицы обучения языка не ограничивается его социокультурным наполнением. Текст дает бесконечные образцы выбора и реализации языковых средств всех уровней для решения комплекса проблем межкультурного взаимодействия, включая нормы, правила, уровни общения соответствующего социума. Только связный текст способен «отдать» уникальные знания о правилах поведения языковых средств всех уровней – фонетического, грамматического, лексического, включая орфографическую и пунктуационную стороны.
Именно в тексте все языковые единицы представлены в естественном окружении. Таким образом, учебный текст – это не просто дидактическая единица, а универсальная дидактическая единица, позволяющая слить воедино два важнейших направления в изучении языка: познание системы формально–языковых средств языка и познание норм и правил общения, речевого поведения в социокультурном контексте страны.
Статус учебного приобретает любой текст, проектируемый, создаваемый, трансформируемый, приспосабливаемый, анализируемый, комментируемый с образовательными целями различными сторонами учебного процесса.
Анализируя учебник по русскому языку за 5-ый класс, можно в каждом разделе выделить свои эффективные приемы, которые делают обучение школьников более интересным и плодотворным.
Учебник по русскому языку предполагает знакомство 5-тиклассников с основными понятиями синтаксиса и пунктуации, фонетики, графики, орфографии, лексикологии, словообразования и морфологии .
В качестве дополнительного средства обучения 5-тиклассников предлагаю использовать разработанный комплекс текстов с системой заданий и упражнений. Данный комплекс состоит из 5-ти разделов. В качестве дидактических материалов в каждом разделе предлагаются тексты определенного функционального стиля речи, все тексты отобраны с учетом особенностей и возможностей учащихся данного возраста.
1-й раздел: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» представлен текстами художественного стиля речи.
2-й раздел: «Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи» состоит из текстов, относящиеся к официально-деловому стилю речи.
3-й раздел: «Лексика. Культура речи» содержит тексты разговорного стиля.
4-й раздел: ««Словообразование. Орфография. Культура речи» представлен текстами публицистического стиля речи.
5-й раздел: «Морфология. Орфография. Культура речи» состоит из текстов научного стиля речи.
Каждая новая тема, каждое явление языка (словосочетание, предложение, главные и второстепенные члены предложения; звуки и буквы речи, правописание безударных гласных, правописание звонких и глухих согласных; слово и его значение, однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, паронимы, антонимы; значимые части слова, однокоренные слова, гласные буквы после шипящих в корне, чередование гласных в корне; самостоятельные и служебные части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол) изучается на материале текстов. С целью обогащения активного словарного запаса школьников, привлечен большой материал, направленный на усвоение и соблюдение учащимися норм различных стилей речи, орфоэпических норм. Теория проверяется на практике, учащиеся видят, как слово живет в тексте, в речи.
К каждому тексту составлены упражнения и задания по определенной тематике. После каждого раздела в качестве обобщения и проверки полученных знаний разработана система тестовых заданий. Выполнение любого упражнения, начинается с чтения текста и его краткого анализа как единицы речи. Основу репродуктивных речевых упражнений составляют действия, связанные с восприятием и воспроизведением готового текста или предложения без каких-либо существенных изменений.
Виды заданий к учебным текстам разнообразны, что дает возможность их дифференцирования в зависимости от степени подготовки, склонностей, способностей учеников. Учащиеся могут сами придумать и сформировать различные вопросы к текстам, что можно использовать в работе парами. Наиболее интересные задания, придуманные учащимися, можно поощрить и использовать в дальнейшей работе.
Система текстов, отражает межпредметные связи с курсом «Русская словесность» (М.М. Пришвин «Кладовая солнца», А.П. Чехов «Каштанка», Л.С. Петрушевская «Мальчик-бубенчик»). Тексты охватывают темы, способствующие расширению кругозора учащихся в области законодательства Республики Казахстан, тексты оказывают воздействие на формирование духовного мира учеников, развивают кругозор и формируют правовое самосознание (О правах ребенка в Республике Казахстан. Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345. Статья 15. Право ребенка на образование; Законодательство Республики Казахстан о нотариате. Правовое положение нотариуса. Статья 6. Нотариус в Республике Казахстан); «Белеет бантик одинокий»; «Недопесок»; «Заяц»; «Таинства Земли и Солнца»; «Лев»).
Работа по апробации разработанной системы текстов с упражнениями и заданиями проводилась в КГУ «Школа-лицей № 14» города Абая в 5 «А» классе.
С целью определения объема и уровня усвоенного учащимися материала, до начала апробирования была проведена диагностическая работа по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», с использованием тестового метода. Эта работа показала, что около 30% учащихся имеют средние знания по пройденным темам, около 60% учащихся уверенно справляются с предложенными заданиями, 10% учащихся владеют слабыми знаниями. В целом с работой справилось 90% учащихся, т.е. 90% учащихся показали хорошие результаты. Оценок за данную работу не ставилось, т.к. целью теста была диагностика.
С начала изучения раздела «Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи» мы начали экспериментальную работу по апробации разработанной системы обучающих текстов. В течении 7-ми уроков по русскому языку учащиеся работали с предложенными текстами и упражнениями. В состав каждого урока в обязательном порядке было включено не менее одного заведомо посильного для данного конкретного класса задания с целью создания ситуации успеха. По окончании изучения раздела был проведен контроль с использованием тестового метода. Справились с заданиями 94% учащихся, т.е. 92% учащихся показали хороший результат, 32% средний результат. По сравнению с диагностическим тестом по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» результат был улучшен.
Кроме того, в ходе апробации был использован метод включенного наблюдения. В ходе наблюдения за работой учащихся по выполнению упражнений, на уроке отмечалось повышение активности обучающихся; увеличение успешности при выполнении упражнений у доски. В целом можно отметить, что усилилась мотивация учащихся к изучению русского языка. Анализ результатов апробации показал, что разработанная система текстов и упражнений не только повышает результативность обучения, но и положительно влияет на усиление мотивации учащихся к изучению курса русского языка.
В идеале, каждый урок русского языка должен включать в себя работу с текстом. Такая работа совместима с любой программой по русскому языку. Она будет хорошим дополнением к традиционному уроку.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: ekaterina_borovyh (2016-11-21) | Автор: Екатерина Сергеевна E
Просмотров: 733 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 2:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru