Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Стремительное развитие социально-экономических, культурных и информационных процессов в современном обществе влияет и на образование. Обществом востребована активная, творческая личность, мобильная, динамичная, способная самостоятельно решать проблемные ситуации. Сегодня происходит серьезное изменение целей образования от «человека образованного» к «человеку культуры». Вся наша жизнь проходит в текстовом окружении, ежедневно из различных текстов люди получают информацию об окружающем мире. Текст является универсальной структурой, основой, которая объединяет все элементы и единицы языка в определенную систему. «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, произведение, состоящее из названия заголовка и ряда особых единиц сверхфразовых единств, объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющей определенную направленность и прагматическую установку». (И.Р. Гальперин) Известно, что основной формой содержания обучения является текст – продукт устной и письменной речевой деятельности человека, основная форма существования языка, хранения и передачи культуры, знания и незнания. Учебный текст – это единица обучения текстовой деятельности, учебной текстовой коммуникации. Это текст, организованный в дидактических целях в смысло-содержательном, языковом и композиционном отношениях в единую систему, часть совокупной информации учебника, предназначенной для управляемого становления текстовой деятельности, на основе которой дается система знаний по определенной дисциплине, прививаются умения и навыки людям определенной группы (возрастной, национальной и т.д.) на определенном этапе обучения (А.Э. Бабайлова). Важнейшей характеристикой учебного текста является наличие в нем образовательного, культурологического, воспитывающего и развивающего потенциала. Исходя из того, что учебный текст как продукт письменной речевой деятельности автора, автора-составителя учебника является основной формой передачи знаний школьникам, он был и остается основной содержательной единицей обучения. Важнейшей характеристикой учебного текста является наличие в нем образовательного, культурологического, воспитывающего и развивающего потенциала. Из этого следует, что предназначение учебного текста – хранить информацию, а в процессе ее передачи – развивать и совершенствовать все виды речевой деятельности обучаемых, воздействуя на сознание обучаемых, мотивировать их на работу с учебным материалом, способствовать развитию их креативных качеств. К учебным текстам относятся: - учебно-научные тексты, созданные коллективом авторов-методистов с дидактическими целями; - тексты, создаваемые участниками учебного процесса; - тексты, создаваемые участниками учебного процесса; - тексты, прямо преследующие диагностические цели; - дидактические тексты: художественные, публицистические, официально-деловые и пр. тексты. Ценность текста как единицы обучения языка не ограничивается его социокультурным наполнением. Текст дает бесконечные образцы выбора и реализации языковых средств всех уровней для решения комплекса проблем межкультурного взаимодействия, включая нормы, правила, уровни общения соответствующего социума. Только связный текст способен «отдать» уникальные знания о правилах поведения языковых средств всех уровней – фонетического, грамматического, лексического, включая орфографическую и пунктуационную стороны. Именно в тексте все языковые единицы представлены в естественном окружении. Таким образом, учебный текст – это не просто дидактическая единица, а универсальная дидактическая единица, позволяющая слить воедино два важнейших направления в изучении языка: познание системы формально–языковых средств языка и познание норм и правил общения, речевого поведения в социокультурном контексте страны. Статус учебного приобретает любой текст, проектируемый, создаваемый, трансформируемый, приспосабливаемый, анализируемый, комментируемый с образовательными целями различными сторонами учебного процесса. Анализируя учебник по русскому языку за 5-ый класс, можно в каждом разделе выделить свои эффективные приемы, которые делают обучение школьников более интересным и плодотворным. Учебник по русскому языку предполагает знакомство 5-тиклассников с основными понятиями синтаксиса и пунктуации, фонетики, графики, орфографии, лексикологии, словообразования и морфологии . В качестве дополнительного средства обучения 5-тиклассников предлагаю использовать разработанный комплекс текстов с системой заданий и упражнений. Данный комплекс состоит из 5-ти разделов. В качестве дидактических материалов в каждом разделе предлагаются тексты определенного функционального стиля речи, все тексты отобраны с учетом особенностей и возможностей учащихся данного возраста. 1-й раздел: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» представлен текстами художественного стиля речи. 2-й раздел: «Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи» состоит из текстов, относящиеся к официально-деловому стилю речи. 3-й раздел: «Лексика. Культура речи» содержит тексты разговорного стиля. 4-й раздел: ««Словообразование. Орфография. Культура речи» представлен текстами публицистического стиля речи. 5-й раздел: «Морфология. Орфография. Культура речи» состоит из текстов научного стиля речи. Каждая новая тема, каждое явление языка (словосочетание, предложение, главные и второстепенные члены предложения; звуки и буквы речи, правописание безударных гласных, правописание звонких и глухих согласных; слово и его значение, однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, паронимы, антонимы; значимые части слова, однокоренные слова, гласные буквы после шипящих в корне, чередование гласных в корне; самостоятельные и служебные части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол) изучается на материале текстов. С целью обогащения активного словарного запаса школьников, привлечен большой материал, направленный на усвоение и соблюдение учащимися норм различных стилей речи, орфоэпических норм. Теория проверяется на практике, учащиеся видят, как слово живет в тексте, в речи. К каждому тексту составлены упражнения и задания по определенной тематике. После каждого раздела в качестве обобщения и проверки полученных знаний разработана система тестовых заданий. Выполнение любого упражнения, начинается с чтения текста и его краткого анализа как единицы речи. Основу репродуктивных речевых упражнений составляют действия, связанные с восприятием и воспроизведением готового текста или предложения без каких-либо существенных изменений. Виды заданий к учебным текстам разнообразны, что дает возможность их дифференцирования в зависимости от степени подготовки, склонностей, способностей учеников. Учащиеся могут сами придумать и сформировать различные вопросы к текстам, что можно использовать в работе парами. Наиболее интересные задания, придуманные учащимися, можно поощрить и использовать в дальнейшей работе. Система текстов, отражает межпредметные связи с курсом «Русская словесность» (М.М. Пришвин «Кладовая солнца», А.П. Чехов «Каштанка», Л.С. Петрушевская «Мальчик-бубенчик»). Тексты охватывают темы, способствующие расширению кругозора учащихся в области законодательства Республики Казахстан, тексты оказывают воздействие на формирование духовного мира учеников, развивают кругозор и формируют правовое самосознание (О правах ребенка в Республике Казахстан. Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345. Статья 15. Право ребенка на образование; Законодательство Республики Казахстан о нотариате. Правовое положение нотариуса. Статья 6. Нотариус в Республике Казахстан); «Белеет бантик одинокий»; «Недопесок»; «Заяц»; «Таинства Земли и Солнца»; «Лев»). Работа по апробации разработанной системы текстов с упражнениями и заданиями проводилась в КГУ «Школа-лицей № 14» города Абая в 5 «А» классе. С целью определения объема и уровня усвоенного учащимися материала, до начала апробирования была проведена диагностическая работа по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», с использованием тестового метода. Эта работа показала, что около 30% учащихся имеют средние знания по пройденным темам, около 60% учащихся уверенно справляются с предложенными заданиями, 10% учащихся владеют слабыми знаниями. В целом с работой справилось 90% учащихся, т.е. 90% учащихся показали хорошие результаты. Оценок за данную работу не ставилось, т.к. целью теста была диагностика. С начала изучения раздела «Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи» мы начали экспериментальную работу по апробации разработанной системы обучающих текстов. В течении 7-ми уроков по русскому языку учащиеся работали с предложенными текстами и упражнениями. В состав каждого урока в обязательном порядке было включено не менее одного заведомо посильного для данного конкретного класса задания с целью создания ситуации успеха. По окончании изучения раздела был проведен контроль с использованием тестового метода. Справились с заданиями 94% учащихся, т.е. 92% учащихся показали хороший результат, 32% средний результат. По сравнению с диагностическим тестом по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» результат был улучшен. Кроме того, в ходе апробации был использован метод включенного наблюдения. В ходе наблюдения за работой учащихся по выполнению упражнений, на уроке отмечалось повышение активности обучающихся; увеличение успешности при выполнении упражнений у доски. В целом можно отметить, что усилилась мотивация учащихся к изучению русского языка. Анализ результатов апробации показал, что разработанная система текстов и упражнений не только повышает результативность обучения, но и положительно влияет на усиление мотивации учащихся к изучению курса русского языка. В идеале, каждый урок русского языка должен включать в себя работу с текстом. Такая работа совместима с любой программой по русскому языку. Она будет хорошим дополнением к традиционному уроку. | |
Просмотров: 733 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|