Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Онемевшее поколение

Елена ЧЕРНИКОВА, прозаик, преподаватель, дипломант премии «Хрустальная роза»

ЛГ, 28 марта 2007 г.

Несколько лет назад я, вовсе не собираясь этого делать, оставила без диплома о высшем журналистском образовании одну хрупкую девушку из отдалённого региона.

Мы с пятикурсниками готовились к государственным экзаменам по специальности. Я читала им обзорные лекции, они усердно записывали своё же прошлое.
Хрупкая девушка, о которой веду речь, не была, мягко говоря, отличницей. Но человек милый, старательный, что и сыграло свою печальную роль. Я, будучи, как все взрослые, неуёмно наблюдательной, высказалась в том духе, что не могли бы вы, дорогуша, не так часто произносить фирменное как бы, ну хотя бы завтра, на госэкзамене… Девушка искренне пообещала не говорить как бы.
На госэкзамене, крепко подготовившись, девушка приблизилась к столу госкомиссии, взяла дыхание – и не смогла произнести ни слова. Ей дали время ещё подготовиться, отдышаться. И – тот же эффект. Несчастная смотрела на меня добрыми, умоляющими глазами, дескать, видите, Елена Вячеславовна, я не говорю это как бы, я же обещала вам… Комиссия поставила ей двойку, потому что она вообще не смогла сказать ничего. Совсем. Декан Алла Григорьевна потом утешала меня, что эта девушка и раньше не блистала, но я не могла утешиться, потому что студентка выполнила мою просьбу, а без паразитной связки как бы речь её оказалась невозможной.
Теперь я всем новичкам факультета на первом же занятии рассказываю поучительную историю и предупреждаю, чтоб избавлялись от некондиционных особенностей речи заблаговременно, а то вот придёт день госэкзамена… Они немеют от ужаса. Потом начинают говорить. Конечно, не без как бы – вражина не сдаётся сразу, – но они начинают слышать себя. С помощью шокотерапевтической истории удаётся встряхнуть их и повести на борьбу с самым аполитичным языковым паразитом наших дней.
Промежуточный вывод: каждый современный преподаватель русской словесности должен иметь в учебном репертуаре несколько десятков свежих и очень страшных историй про то, как слово оказалось делом.
В этом году наконец пришло на факультет поколение, какого не было все реформенные годы. Оно тоже сначала говорит как попало, но – вдруг обнаруживает: мысль – с ума сойти! – требует формы. Что характерно, у них и своя мысль начала пробиваться: например, о странностях аудиовизуальной среды, несущей информационный мусор, и они вдруг заметили его иноприродность. Появилось стремление служить родине, а не только себе. Многие осознали, что есть польза от учёбы дома, в своей стране. Почти все осуждают сумбурность и нечеловечность экзаменов-тестов и вообще многое другое, что мало волновало юнцов пять лет назад, тем паче – десять. И скорость смены обучающихся поколений изменилась, войдя в неведомую ранее зависимость от силы и скорости мирового информационного потока: он мигом вымывает всех, у кого что-то неладно с речью или с нервами. Это жестоко, это неестественный отбор, но даже в ужасном бывают странные положительные величины.
Работая на двух радиостанциях одновременно, я получила возможность годами в прямом эфире наблюдать за идейно-практической эволюцией самых разных взрослых. А преподавая журналистику в двух вузах, имела своеобразное удовольствие любоваться на детишек, на своей шкуре вынесших все тяготы общения с этими горячими постсоветскими взрослыми, пятнадцать–двадцать лет кряду развлекавшимися своими разборками в духе «кто виноват?» и почти забывшими, что их слушают маленькие дети. Как бы.
И теперь я остаюсь на факультете потому, что есть наконец с кем поговорить. Каким-то чудом к юнцам и юницам возвращается речь; нынешнее поколение, с ушибленной, полустёртой исторической памятью, но с уцелевшим влечением к русскому слову, – заговорило, и если успеваешь вразумить их – то могут почти без как бы.
Да, вот что ещё: они все что-нибудь пишут. Поголовно. Тоннами мегабайт!
Мне очень интересно: что это поколение скажет дальше? Если не передумает вообще разговаривать с нами.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: collegy (2007-04-09)
Просмотров: 1765 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:13 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru