Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Эффективная обратная связь. «Помогите мне!» - так называется маленькая тетрадочка, которая лежит на столе учителя. Каждый ученик может взять ее и сделать свои записи: задать вопросы, обратиться с просьбой, сообщить учителю о своих затруднениях и получить совет и помощь. Информация о данной технике организации обратной связи взята из газеты «Первое сентября» от 22 февраля 1983 года. Обратная связь - процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях , ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к цели. «Кто не видит конечной цели, очень удивляется, придя не туда», - сказал Марк Твен. Создание эффективной обратной связи является основой обучения учащихся. Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идет процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач. Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, представлять время для того, чтобы учащиеся исправили ошибки или сменили направление мышления и деятельности. Вне зависимости от вида обратной связи учителю следует: - отметить, что выполнено учениками хорошо; - при наличии ошибок предоставить ученикам конкретные рекомендации по улучшению своих работ/ результатов. Посредством обратной связи ученики получают информацию, которая помогает осознать собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения вперед, а учитель – информацию , помогающую осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесения изменений в распределение времени урока и др.). Обучение учащихся становится более эффективным в случае, если им предоставляется частая и значимая обратная связь. Таким образом, эффективная обратная связь должна: -обуславливать взаимодействие учителя-ученика; -позволять оценивать ход учебной деятельности с тем, чтобы дать возможность учителю корректировать свои действия, определяя недостатки и рациональность тех или иных приемов и работ; -не только позволять учащимся оценивать свою работу, но и вызвать чувство удовлетворенности своими достижениями, мотивируя дальнейшее взаимодействие и интерес к учебе; -способствовать успеху и оптимизации процесса обучения; -осуществляться непрерывно и своевременно посредством различных методов и приемов оценивания, взаимооценивания. Обратная связь осуществляется на уроках в следующих направлениях: учитель-ученик, ученик-ученики, учитель-ученики, ученик-ученик. Она может осуществляться как в устной так и в письменной форме. Письменная форма • Учащиеся выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. И это важно: учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Устная форма • Живой обмен идеями между учащимися даёт возможность расширить их словарь, познакомиться с различными представлениями по рассматриваемым проблемам. Инструменты обратной связи: -Письменные комментарии -Наблюдения -Опросы-молнии -Фронтальный опрос -Вопросы -Дневники обратной связи -Тетради самоконтроля и др. Приведем краткое описание обратной связи с использованием «Дневника обратной связи». В конце урока моно предложить ученикам написать ответы на два следующих вопроса: - Я хорошо понял тему на уроке и могу это выполнять; -Я не понял _____________. Для меня является сложным _______________________. После того как учащиеся ответят на вопросы, учитель собирает «Дневники обратной связи» и знакомится во внеурочное время с тем, что написали ученики. Полученную информацию он использует при планировании следующих уроков. При этом учитель обращает внимание на оказание помощи ученикам по преодолению конкретных проблем по теме. Определение учителем целей каждого учебного занятия в действиях учащихся позволяет ученику оценить уровень сформированности своих знаний и умений и принять решение о том, что ему необходимо делать для коррекции усвоения им материала. Практика показала, что ведение учеником «Тетради самоконтроля» способствует выяснению причин затруднений в учебе и их преодолению. Форма «Тетради самоконтроля» (примерная). Дата: 11 октября Тема урока: Словосочетание Что должен знать Знаю отметка Мои затруднения Рекомендации моя учителя Виды словосочетаний Согласование -это когда зависимое слово ставится в определенном падеже, какого требует главное слово 4 4 Очень долго запоминаю виды подчинительной связи между главным и зависимым словом. 1)Запомни, что главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже. 2)Посмотри и выучи способы подчинительной связи на стр.34 Что должен уметь Умею Отметка Мои затруднения Рекомендации моя учителя Выписывать из предложений словосочетания с разными подчинительными связями, отличать словосочетания от простых нераспространенных предложений Могу определять главное и зависимое слово 4 4 Затрудняюсь задавать вопросы от главного слова к зависимому. Повтори правила на стр.35 и начерти схему по образцу. «Дневник обратной связи », «Тетрадь по самоконтролю» позволяют ученику видеть изучаемую тему целостно в собственных действиях, самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии с о своими возможностями. Письменная обратная связь. Письменная обратная связь – это предоставление конкретных рекомендаций ученику по итогам проверки работ в письменной форме. Она используется при проверке письменных работ учеников таких, как домашние работы, самостоятельные и контрольные работы. Ниже представлен пример письменной обратной связи. Мы видим «стандартную», принятую в практике учителей деятельность по проверке ученических работ. Работа ученика проверена. Учитель исправил ошибки ученика, не предоставляя ученику возможности самостоятельно изучить материал и внести исправления. Учителем выставлена отметка. Некоторые учителя при записи рекомендаций используют значки или различные цвета и это Также подталкивает учащихся к самообучению. В начале учебного года, учителя одной школы, могут договориться и использовать при осуществлении обратной связи определенные цвета как условные обозначения. Например, зеленый цвет - как хорошо; красный цвет – требует доработки, или все комментарии писать зеленым цветом, красным цветом выставлять только оценки. Пример. Вставьте пропущенные буквы. Закон природы. Однажды Ваня принес маленький, выкопанную с корнем березу. Мы из сарая принесли ящик, насыпали его доверху землю и посадили в него маленькую березу. Ящик поставили в самой светлой и теплой комнате у окно, и через день ветки берез? уже поднялись. В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зеленые и живые. Арман, ты молодец! Задание в основном выполнено. Он будет лучше если: - повторить падежные окончания прилагательных (в.п); - повторить падежные окончание существительных (р.п.) - повторить окончания прилагательных множественного числа (д.п.) Выше предложенный пример показывает, что учитель отметил сильные стороны работы, затем дал рекомендации по устранению пробелов. Шаги для проведения эффективной письменной обратной связи: - Первый шаг. Определить критерии оценивания. Обсудить их с обучающимися, помогая тем самым понять учащимся суть критерия. - Второй шаг. Во время проверки работ учащихся определить, что было достигнуто по отношению к критериям оценивания. Отметьте места, пункты, которые выполнены учеником без ошибок. В некоторых случаях вместо слов «Молодец», «Хорошо», «Отлично» можете нарисовать улыбочку(смайлик). - Третий шаг. Определить ошибки(ошибку). Учитель может написать рекомендации на полях страницы – сигнал о наличии ошибки, а также дать более детальную информацию в конце работы. Для этого учитель выводит стрелку от места ошибки к месту написания рекомендации. -Четвертый шаг. Работы учащихся возвращаются ученикам для доработки. Учитель назначает дату возврата улучшенной (исправленной) работы. Ученикам, выполнившим работу без ошибок, можно выставить отметку и предложить дополнительно более сложное / творческое задание. -Пятый шаг. В назначенный срок учащиеся должны предоставить тетради для повторной проверки, по итогам которой учитель выставляет отметки. Очень важно отметить, что дата возврата должна определяться не позднее следующего урока, так как теряется актуальность работы. По итогам повторной проверки учитель выставляет отметки. Наряду с письменной обратной связью, также эффективна и устная обратная связь. Устная обратная связь - это предоставление комментариев ученику в устной форме по итогам наблюдения за деятельностью учащегося, выполнением его работы. Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной(развернутой) или краткой (неразвернутой). Использование неразвернутых или коротких комментариев чаще всего включает только оценку учителя «молодец», «хорошо», «неправильно», и не представляет ученику совета, рекомендации, направления выполнения работы. Для достижения эффективной обратной связи, рекомендуется использовать развернутый комментарий. Развернутый комментарий учителя включает в себя не только оценку работы «хорошо», «отлично», «плохо», «неправильно», но и указание того, что именно не правильно и советы по достижению правильного ответа. Комментарии учителя (устная обратная связь) могут быть выражены в следующей форме: - Фразы при правильных ответах: «Спасибо, это правильный ответ», «Спасибо, обратите внимание, как точно Зарина сформулировала ответ», «Спасибо, ты правильно и полным предложением ответил на вопрос, молодец». -Фразы при неправильных, неполных ответах: А)«Спасибо, что-то близко, но не совсем точно, подумай еще» Например: Ученик «Словосочетание – это сочетание двух и более слов. Например, день и ночь». Учитель: «Спасибо, ты правильно сказал определение словосочетания, но не все сочетания слов составляют словосочетание. Подумай еще раз над примером» Б) «Спасибо, хорошая попытка, но не совсем так». Например: Учитель: «Спасибо, Эмиль, хорошая попытка назвать типы односоставных предложений (распространенные, полные, неполные), но не совсем так. Давай вспомним, «односоставные предложения по составу сказуемого бывают четырех типов» каких?». Существует ряд примерных фраз, которые учитель может использовать при осуществлении устной обратной связи: а. «Спасибо, а почему ты так думаешь? А что если…?»; б. «Спасибо, но давайте еще раз послушаем вопрос… . Как ты думаешь, все ли верно в твоем ответе?»; с. «Спасибо, но здесь вы ошиблись, подумайте еще раз…». При правильных и неправильных ответах учеников для проверки глубины понимания учителю важно задавать уточняющие вопросы, такие как, Почему?, Каким образом?... Учитель должен избегать использования негативных комментариев, включающих критику, иронию, высмеивание ответа учащихся, например «глупый ответ», «как ты мог до такого додуматься», потому что данная форма комментариев затрагивает личность учащегося. Следует избегать фраз «неверно», «неправильно», «кто ответит» без пояснения, что именно не правильно и что делать дальше, чтобы исправить работу. Обобщая все сказанное, хотелось бы подытожить следующим образом. Обратная связь помогает учителю и учащимся увидеть собственные пробелы и исправить их на ранних этапах процессе обучения. Таким образом, обеспечивается продвижение вперед. | |
Просмотров: 2790 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|