Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Тема урока: Судьбы человеческие (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон») Цель урока: 1. В процессе предварительной самостоятельной работы на основе опе-режающих заданий добиться прочтения учащимися романа «Тихий Дон»; пока¬зать основные нравственные критерии оценки человека автором в различных жизненных ситуациях. 2. Развитие у учащихся критического мышления, формирование собст-венного мнения в отношении героев романа, их поступков. 3. Продолжить воспитание у учащихся интереса к истории, её интерпре-тации в литературных произведениях. Форма урока: урок-пресс-конференция Оборудование: Портрет М.А.Шолохова, эпиграф: «Я хотел, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к челове¬ку...» М.Шолохов; стенд «Тихий Дон» (кадры из к/ф «Тихий Дон», иллюстра¬ция к роману); выставка книг писателя и о писателе. Проблема: используя материал урока, попытайтесь ответить на вопрос: «Како¬вы судьбы детей Дона?» Роли распределены по группам следующим образом: - актеры - играют литературных персонажей романа, режиссера-постановщика, сценариста, отвечают на вопросы, исполняют отдельные сцены. - корреспонденты - хотят докопаться до истины и поэтому постоянно за-дают вопросы всем. - пресс-служба - наблюдает за обсуждением, делает записи. В конце за-нятия выступают со своей заметкой. Ход урока 1. Оргмомент - (первоначальная организация работы в классе: сообщение темы, эпиграфа, проблемы урока) П. Работа по теме урока 1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы будем говорить о Шолохове и о героях «Тихого Дона». Шолохов жил в трудное время в истории России. Это было время корен-ного перелома веками устоявшихся норм жизни. Как и всякое историческое время - это трагедия и надежда любого народа, это кровь и слезы человека, обесценивание человеческой жизни. Через все это прошел и сам писатель. То¬гда трудно было понять, где правда, за кем идти. Тяжело это понимание дава¬лось Михаилу Александровичу, но всегда в нем жили понятия: вера, надежда, любовь. Вера в человека, любовь к нему, надежда на лучшее будущее. Этими понятиями проникнуто одно из величайших творений Шолохова - роман «Ти¬хий Дон». Дон - это река. А река - это символ жизни, судьбы человека. Каковы же судьбы детей Дона? Вот главный вопрос, на который мы должны дать от¬вет. Действие романа охватывает примерно 10 лет (1912-1922). Эти годы во¬брали в себя важнейшие события страны - первая мировая война, революция 1917, гражданская война. Через все эти исторические события проходят герои «Тихого Дона», каждый, по-своему отстаивая свои убеждения, свое право на счастье. Наверно, поэтому они близки и нам своими поисками лучшей доли, поисками своего пути. В процессе работы над романом у нас родилась идея снять свою киновер-сию романа. Так как актеры у нас молодые, их, в первую очередь, увлекли судьбы главных героев - Григория, Аксиньи, Натальи, Ильиничны. Представители СМИ попросили нас устроить встречу с актерами. Их ин-тересует, как шла работа над романом, каких результатов добились. У них поя¬вился ряд вопросов. Наш урок будет проходить в форме пресс-конференции. На встречу, мы пригласили актеров, исполнителей главных героев: Гри-горий, Аксинья, Наталья, РІльинична, Михаил Кошевой. Режиссера-постановщика, сценариста, корреспондентов газет и журналов, А также на встрече присутствуют представители пресс-службы. Ведущий: Режиссера фильма можно сравнить с дирижером большого оркестра. Режиссер тот человек, который приводит все части к согласию. Это и сценарий, и актеры, и отбор событий. Поэтому, я думаю, что к режиссеру-постановщику нашего фильма есть ряд вопросов. 2. Идет пресс-конференция Корреспонденты - задают вопросы режиссеру-постановщику: 1) Почему решили снимать «Тихий Дон», ведь уже существует несколько эк¬ранизаций романа? 2) На каких принципах строились отношения в семье казаков? 3) Что изменилось, по-вашему мнению в семейных отношениях сейчас, в наше время? Ведущий: Раз зашла речь о семейных отношениях, я думаю, стоит обратить внимание на взаимоотношения главных героев. Для начала предлагаю посмот¬реть эпизод из нашего фильма. Сцена из романа «Объяснение Натальи с Аксиньей» Корреспондент - вопрос Григорию: 4) Каков Григорий, которого любили две женщины? Какие качества характера Григория вам близки? Корреспондент - вопрос Аксинье: 5) Как вы показали зарождение любви Аксиньи к Григорию? Корреспонденты задают вопросы Наталье: 6) Чтобы вы сделали после ухода мужа из семьи, будь вы на месте Натальи? 7) Вы могли бы поступить так, как Наталья: пойти к сопернице и просить ее вернуть мужа? Корреспонденты задают вопросы Аксинье: ^ 8) Как вы расцениваете связь Аксиньи с Листницким? 9) Считаете вы, что Аксинья разбила чужую семью? 10) Как ведут себя Аксинья и Наталья, когда им тяжело? 11) Какие качества героинь хотелось бы оставить в себе навсегда? Корреспонденты задают вопросы Григорию: 12) Что помогло Григорию в самые трагические минуты его жизни? 13) Хочется узнать ваше мнение на такой вопрос: почему Григорий, когда ему трудно раскрывается Аксинье, а не Наталье? 14) Как вам удалось показать переживания Григория после смерти Натальи? Ведущий: Завершая разговор о взаимоотношениях главных героев, хочется от¬метить, что Григорий, с одной стороны, верен казачьим традициям, семейному долгу, с другой - способен нарушать все общепринятые нормы и правила, спо¬собен любить и одновременно причинять боль близким людям, хотя и сам он страдает от этого не меньше. Григорий оказывается между двумя полюсами -любовью-долгом и любовью-страстью. Но даже совершая поступки, которые можно считать предосудительными, Григорий остается честным и искренним. Таким остается Григорий и в эпизодах, показывающих его участие в ре-волюции, в гражданской войне. Он ищет общую правду, а не правду для самого себя. Кого и чем привлекала Советская власть? Страстным ее защитником в романе является Мишка Кошевой. Поэтому мы пригласили на сегодняшнюю встречу исполнителя роли Кошевого. Я считаю, что у вас есть к нему вопросы. Корреспонденты задают вопросы Михаилу Кошевому: 15) Каким человеком предстает в «Тихом Доне» Михаил Кошевой? 16) Как относится Кошевой к Григорию? 17) А как вы думаете, мог бы Кошевой не считать Григория врагом? Корреспонденты задают вопросы сценаристу: 18) Допустим, что вы внесли в сценарий изображение коллективизации, как бы повел себя тогда Михаил Кошевой? 19) Оставили вы в новой киноверсии сцены насилия, которых так много в романе? Ведущий: Одно из противниц зла, насилия, жестокости в романе является Иль¬инична. Не деля мир на красных и белых, эта пожңлая женщина способна на любовь и сострадание к разным людям даже к тем, кто причинил ей боль. У вас есть, думаю, вопросы к исполнительнице роли Ильиничны? Корреспонденты задают вопросы Ильиничне: 20) Чем вас привлекает РІльинична? 21) Почему Ильинична приютила Мишку, которого считала душегубом, у се¬бя дома? 22) Почему мать разрешила Дуняшке выйти замуж за Михаила Кошевого? Корреспондент - вопрос сценаристу: 23) Хочется отметить, что повествование в «Тихом Доне», как и романе Л.Толстого «Война и мир» строится как изображение жизни «семейных гнезд». А в чем вы видите отличие? Ведущий: Давайте остановимся на финальных сценах романа. Предлагаю по¬смотреть кадр из нашего фильма. Сцена из романа «Последнее свидание Григория с Аксиньей» Корреспонденты задают вопросы Григорию: 24) Как раскрывается характер Григория в эпизодах, связанных с бандой Фомина? 25) В чем трагедия Григория? Корреспонденты задают вопросы режиссеру-постановщику: 26) Если человек ответственен перед эпохой, то ответственна ли эпоха перед человеком? Чтение наизусть стихотворение М.Волошина «Гражданская война» (отрывок) 27) Из всех многочисленных эпизодов «Тихого Дона» назовите, если можно, только один, которому вы отдаете большое предпочтение? , Корреспондент - вопрос сценаристу: 28) Изменили вы финал романа? 2. Обобщение учителя: Действительно, шолоховские герои как бы приходят в мир для того, что¬бы еще раз испытать все возможности человека. Искусство всегда пыталось найти ответ на вопрос о том, что такое человек. Что он может? В чем он бесси¬лен? Шолоховские герои поставлены в такие обстоятельства, которые выявля¬ют в них все возможности человека. Герои Шолохова выступают в различных обстоятельствах, но всякий раз они - дети своего времени, его надежд, его возможностей. 3. Выступление пресс-службы. 4. Заключительное слово учителя. Что же, друзья мои, на мой взгляд, наша встреча удалась. Каждый попро-бовал себя в той или иной роли, прикоснулся к миру шолоховских героев, уви¬дел персонажей как бы изнутри, стремился познать мотивы их поступков, инте¬ресно и с пользой провел время. III. Итоги урока IV. Задание на дом: написать сочинение: «Идея ценности и неповторимости каждой человеческой жизни в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». | |
Просмотров: 633 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|