Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

«Народа каждого язык понятен и велик»
«Народа каждого язык понятен и велик»
Цитаты: « Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа
Его душа и быт родной»
П.Вяземский
« Человек через слово всемогущ;
Язык всем знаниям и всей природе ключ
Во слове всех существ содержится картина
Сообществ слов всех и действиев пружина»
Г.Державин
Музыкальное оформление: мелодия домбры, звучат песни на казахском, русском языках.
Чтец (на фоне казахской мелодии):
Мой край родной, Республика свободных
Великих наций, разных языков.
Оценят здесь обычаи народов,
Советы мудрых стариков.
Я прошлым Родины своей горжусь,
Истоки языков познать стремлюсь.
Вед№1: -Казахстан – одна из самых многонациональных республик. Здесь живут представители более 100 национальностей, каждая из которых имеет свои традиции, культуру, язык. Изучая прошлое своей страны, историю культуры каждого народа, мы учимся уважать и понимать друг друга. Язык основа каждого народа, ибо есть язык-есть народ.
Чтец:
Родной язык – святой язык,
Отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир
В твоем богатстве я постиг!
Качая колыбель,
Тебя мне в песне
Открывала мать,
А сказки бабушки потом
Я научился понимать!
Родной язык, родной язык,
С тобою смело шел я вдаль,
Ты радость возвышал мою,
Та прославлял мою печаль.
Вед№2:-22сентября 1998 года Указом Президента РК Н.А.Назарбаева объявлен Днем языков РК.
Это важное событие в истории страны, которое является свидетельством отношения государства к вопросам языка. И не случайно этот праздник появился именно в нашей республике. Ведь в Казахстане живут народы ста двадцати одной национальности: казахи, немцы, украинцы, узбеки, уйгуры, корейцы, русские и другие. Каждый народ гордится своей историей, духовными ценностями, традициями, обычаями, своим языком. «Жизнь народа в его языке»-это слова Расула Гамзатова. Но лучше наверное, не скажешь. Ничто на свете не связано с человеком так прочно, как язык. Нет на свете лучшего средства общения. И в нашей республике проводится политика сохранения и возрождения национальных языков. На сегодняшний момент во многом благодаря деятельности Ассамблеи народов Казахстана, созданной в 1995 году, в республике действуют сотни дошкольных и школьных учреждений, воспитание и обучение которых ведется на десятках языков. Ведется подготовка преподавателей казахского, русского, немецкого, корейского, польского, уйгурского и других языков.
Сейчас под гостеприимным шаныраком Казахстана живет большая и дружная семья: казахи, русские, татары, поляки. Украинцы и другие народы.
Чтец:
Есть сокровища дружбы, святыни любви.
Только их береги, только ими живи,
Если мы их забудем, отнимем, отменим,
Для чего наша жизнь, где завет поколеньям?
Ведь тогда и планеты изменится лик.
И как лошадь в незримых веревках тенетных,
Жизнь споткнется, сломившись…
О, разве в тот миг
Люди не превратятся в животных?
Кто живет повседневной своей суетой,
Разомлевши от сырости, скуки и лени,
Кто живет, не мечтая о дружбе святой,
Тот творит преступленье.
Учитель:В республике Казахстан государственным языком является казахский язык. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским употребляется русский язык.
Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народов Казахстана.
Отрадно, что любой праздник в нашей стране многолик и многоязычен: в хороводе дружбы можно услышать веселые украинские и русские частушки, раздумья, в которые вводит чудный мотив домбры, вдруг прерывается зажигательной лезгинкой… А самое главное, что всех нас объединяет – великое чувство любви благодарности родной земле. Поэт Олег Дымов так подтверждает мысль о единстве народов Казахстана:

Эта земля нас сроднила,
Дарила тепло и уют,
Согрела нас всех, накормила
И многим дала здесь приют.
И вот не одно поколение
Мы вместе все дружно живем
С думой о хлебе едином,
Да общие песни поем.
(на фоне музыки):
Вед№2: «Язык есть исповедь народа
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной… » - так о языке писал поэт Петр Вяземский. Почему исповедь? В древнерусском языке было слово «видати»- знать, иметь. От него и возникло слово «поведать»-сообщить, рассказать. И вот исповедь- откровенный рассказ обо всем, что есть, в том числе и о самом сокровенном. В таком значении употребил это слово в сочетании «исповеди народа» Петр Андреевич Вяземский. Он хотел подчеркнуть, что язык открывает все тайники, отражает все, что было в жизни народа…
Кустанайский поэт Акылбек Шаяхмет написал замечательное стихотворение «Земные языки»:
Чтец:
Когда с природой я наедине,
То различаю языки земные:
Беседуют деревья в тишине,
Друг с другом птицы говорят лесные.
Есть говор свой у шумных волн вдали,
Насвистывает что-то тихий ветер…
Мне не узнать всех языков земли,
За краткий срок, отпущенный на свете.
Как тяжко на земле без языка!
Не высказать ни счастья, ни печали…
Безмолвны горы долгие века-
О чем они, возвысясь, замолчали?
Все в языке – рожденья первый миг,
Любовь и смерть, и жизнь на новом взлете
И если вдруг исчезнет мой язык,
То и меня вы больше не найдете.
Вед№1: а сейчас послушайте, как звучит это же стихотворение на казахском языке ( читает стих).
Учитель:- любой язык нации для нас бесценен. «Родной язык – духовное богатство каждого, в нем нравственное начало и совесть народа»,- говорил Ф,М.Достоевский.
Русский язык был, есть и остается языком общения, межнационального общения.

И если мир узнал о том,
Что счастлив стал таджик,
Что сын казахов, наш Джамбул,
Среди певцов велик,
Что щедрый край Узбекистан
Сверкает, как цветник,-
То это ты возвысил нас,
О русский наш язык!- писал М.Турсун-Заде.
Вед№1: - конечно же русский язык- это прежде всего язык русского народа, русской нации, то есть язык национальный. Но его функции выходят далеко за пределы функции национального языка- он средство межнационального общения.

Какою былинною силой
Напитана русская речь!
Журчит родниками России,
Грохочет, как ратная сечь.
Какие для мысли просторы
Являет собою язык,
В часы испытаний который
Стоять великаном привык.
Высказывания о русском языке:

К.Г.Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,что нельзя было бы передать русским словом».
А.Н.Толстой: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

Вед№2: - Великий Абай говорил: «Знание языка и культуры другого народа делает человека равноправным с этим народом». И каждый язык самобытен и бесценен.
В нашей стране мир, единение и согласие. А согласие – это начало счастья. Однако казахстанский патриотизм, наша общая культура не состоятся, если казахская, русская и другие культуры будут существовать параллельно, не соприкасаясь. Необходимо, чтобы все нации глубоко и серьезно изучали государственный язык, культуру казахов, как в свое время, казахи глубоко и серьезно изучали русскую культуру. Это одна из важнейших составляющих культуры межнационального общения.
Как часто бывает, что рядом бьется сердце другого человека и чистый, трепетный родник, питающий его душу – язык. И когда он не понятен живущему рядом, это становится препятствием к пониманию друг друга.

Вед№1:
В любимом, богом данном мне краю,
Веду я родословную свою.
Питают душу мне земные соки,
Потомкам предков дух передаю.
Но по степным обычаям живя,
Законы высшей дружбы знаю я.
Степь не одним казахам дом родимый,
Есть у нее другие сыновья.
Земле отцов, отдав священный долг,
Я кое в чем, поверьте, знаю толк,
И голос человеческого братства
Усилился во мне, а не замолк.
Мы все в степи корнями сплетены,
Тамыры нами признанной страны.
Молясь порознь Иисусу иль Аллаху,
Мы по закону совести верны…

Учитель:сегодня в нашей республике действуют национальные культурные центры, задачи которых – сохранять и развивать народные традиции. Каждая нация делится плодами своей культуры. Но беднее от этого не становится, ибо взамен получает искренне уважение других наций и народностей, поддержку и понимание.
Совместные испытания позволили нам проникнуться новым осознанием единства, родства душ – и это наше достояние и самое главное богатство, которым можно гордиться. Это единство дает в настоящее время еще маленькие ростки, но оно уникально и у него Великое Будущее!

Сечет ли дождь, метет ли в окна вьюга,
Иль в тихий час июльской темноты,
Давай с тобой переводить друг друга:
На русский – я, а на казахский -ты.
Не первый век народы наши дружат,
И чтоб всегда им в единенье жить,
Крылатым словом, нам, поэтам нужно
Ту дружбу в переводах изложить.
Я передам и образы, и ритмы,
И мысль твою ничуть не изменю,
Казахскую отточенную рифму
На пушкинском наречье сохраню
И счастлив буду, если так случится,
Что, закрепляя нашей дружбы ход,
Прочтет меня в аулах и столице
На языке Абая твой народ.
Пусть зазвенит созвучиями округа
В часы, когда окраины тихи.
Давай переводить друг друга:
Пусть дружат, пусть братаются стихи!

И в заключении мне хотелось бы прочесть следующие строки:

У русских и казахов общий путь-
Путь дружбы – и с него нельзя свернуть!
Народы вместе
Сквозь века прошли,
В пути друзей надежных обрели.


Какие ассоциации возникают у вас с выражением ДРУЖБА НАРОДОВ?

Согласие
Мир
Любовь к языкам ДРУЖБА НАРОДОВ
Единство
Братство уважение к традициям народа

Мы с вами, все те, кто родились и выросли на казахстанской земле, не можем не радоваться тому, что в нашей многонациональной стране сохраняется мир, согласие и спокойствие.
(ученики выходят к шаныраку с лентами и поют песню «Пусть всегда будет солнце» на казахском, русском и английском языках, летят шарики).

Северо-Казахстанская область
Район имени Габита Мусрепова
Новоишимская средняя школа №2

«Народа каждого язык понятен и велик»
( разработка открытого урока по развитию речи
ко Дню языков РК).

Учитель русского языка:
Булатова И.К.


2011-2012 учебный год.
«Язык мой – друг мой»
Цели:
-закрепить знания русского языка;
- формировать умение выражать свои мысли;
- проверить орфографические знания у детей;
- воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, уважение, дружелюбие.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
На доске: К.Г.Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,что нельзя было бы передать русским словом».
Сообщение темы мероприятия.
Учитель: Задумывались ли вы над тем, что один человек говорит, а другой слушает и понимает его. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку.
Рассказы детей:
Л.Успенский в книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди общаются между собой, передают друг другу свои мысли».
Язык имеет два непохожих друг на друга значения:
1) Язык – это мясистый подвижный орган вкуса, помещенный во рту.
2) Язык – человеческая способность говорить и понимать собеседника.
Учитель: Это мы говорим о языке? А что такое русский язык?
Дети: русский язык – это национальный язык русского народа.
Учитель: А немецкий, английский, французский языки?
Дети:Каждый из них так же является национальным языком данного народа. Население Земли говорит на сотнях языков. Только в нашей стране люди говорят более чем на ста тридцати языках. А более чем на семидесяти языках работают школы и другие учебные заведения, издаются газеты и литература.
Стих: Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей Вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Учитель: Можно ли узнать, сколько всего слов в нашем языке. Обратимся к словарям русского языка.
Дети: В однотомном словаре С.И.Ожегова 57 тысяч слов. В четырех томном словаре под редакцией Д.Н.Ушакова более восьмидесяти тысяч слов. В семнадцати томном словаре современного русского литературного языка 120 тысяч 480 слов. Попытку собрать все слова русского языка предпринял В.И.Даль. В его «Толковом словаре живого великого русского языка» более двухсот тысяч слов. Даль работал над ним 47 лет!
Учитель: А что такое слово?
Дети:- слово дано человеку, животным – немота.
- слово дано человеку, чтобы свои понятия сообщать другому.
- слово- инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.
Учитель: В былине об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко, с одного-то боку зеленое, так с другого- румяное. Ты умей его, девица, перевертывать». Вдумайтесь в смысл этого предложения: слово – разное, если рассматривать его с разных сторон, а главное- нужно уметь владеть словом, так как оно имеет не одно, а несколько значений. Таким образом, чем лучше, чем глубже человек знает русский язык, слова и их значение, тем богаче, глубже и точнее будут его собственные мысли, и с большей яркостью они могут быть выражены. А сейчас все свои знания русского языка мы покажем в турнире «знатоков русского языка».
Сообщение правил игры. Представление жюри.
Учитель: казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы принять участие в нашей игре. Эрудиция, широкий кругозор, хорошая память – этих качеств сегодняшним игрокам не занимать! Но только одной команде улыбнется фортуна – тем, кто способен побеждать. Вот они, лучшие из лучших, генераторы идей, азартные игроки, те, кого обычно называют лидерами: (выходят команды).
Каждый тур оценивается по 10 балльной системе.
1 тур «НАША ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА» (КОМАНДЫ ЗНАКОМЯТ СЕБЯ, ДЕВИЗ, ЭМБЛЕМА).
2 тур «РАЗМИНКА»
«Верно ли высказывание»:1. При помощи корня образуются новые слова? (неверно)
2. В однокоренных словах пишется одинаковый корень? (да)
3. Окончание – неизменяемая часть слова (нет)
4. При помощи приставки и суффикса образуются новые слова? (да)
5. Окончание входит в основу слова? (нет)
6. Корень- самая главная значимая часть слова? (да)
3 тур «СЛОВА, СЛОВА…»
«Назови одним словом»: читается определение. Надо выразить каждое из них одним словом, точно соответствующим данному понятию.
1. Лицо, которое выдает деньги в учреждении (кассир).
2. Игрок в хоккей (хоккеист).
3. Рабочий, который работает в шахте ( шахтер).
4. Спортсмен, добившийся первенства в соревновании, состязании ( чемпион).
5. Игрок в футбол (футболист).
6. Человек, который рисует картины ( художник).
7. Комиссия, решающая вопрос о присуждении премий, наград в соревновании (жюри).
8. Грубый, невоспитанный человек ( невежа).
9. Неаккуратный, несобранный человек ( неряха).
10.Ненасытный, прожорливый человек (обжора).
11. безобидный, тихий человек (тихоня).
12. бездельник, глазеющий от скуки по сторонам ( зевака)

СЛОВО ЖЮРИ ( результаты за три тура)
4 тур «ЖИВЫЕ ВОПРОСЫ»
1) Сколько букв в русском алфавите? (33)
2) Сколько падежей в русском языке? (6) назовите.
3) Сколько видов связи в словосочетании? (3). Назвать.
4) Глагол имеет два вида, какие?(сов. и несов.)
5) Имя существительное отвечает на вопросы (кто? Что?)
6) Части речи бывают (самостоятельные и служебные).
5 тур «ПОСЛОВИЦЫ ШУТЯТ»
Я вам зачитаю стихотворение, а вы должны сделать в нем некоторые исправления и записать их. Чья команда таких исправлений сделает больше, та и победит.
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?

Два сапога-тара.
Ус хорошо, а два – лучше.
Голос-не щетка.
Не зная броду, не суйся в моду.
Первый клин комом.
Сашу маслом не испортишь.
Мы сами с ушами.
Не ноги горшки обжигают.
От бобра бобра не ищут.
В здоровом теле здоровый пух.
Крутится как булка в колесе.
На безрыбье и бак- рыба.
Яйца куницу не учат.
Не делай из муки слона.
Голода не бойся, по пояс мойся.
Лось человека не красит.
Правда глаза полет.
Купить кита в мешке.

5 тур «ПОЛИГЛОТ»
Нужно угадать пропущенное слово в пословицах и перевести его на казахский язык.

Человек, знающий два (языка)- два человека.
Ученье (свет), неученье – тьма.
Не бойся (врага) умного, бойся врага глупого.
Готовь (сани) летом, а телегу зимой.
Любишь брать, люби и (отдавать).
Уговор дороже (денег).
Золото добывают из земли, а знания из (книги).

6 тур «ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА»
Вопросы из области лексики, фразеологии, фонетики, морфологии и синтаксиса.
Лексика : подобрать синонимы к словам: ХРАБРЫЙ, КРАСИВЫЙ, БОЛЬШОЙ.
Фразеология «Лучший переводчик»
Замените казахские выражения фразеологизмами на русском языке: бес саусағындай (как свои пять пальцев), жекпе жек (один на один), өкпесін қолына ұстай (сломя голову), бір құлағынан кіріп, екінші құлағынан шықты (в одно ухо влетает, в другое вылетает), тиіп тұр (рукой подать).
Фонетика . заменить в слове тот или иной звук другим так, чтобы получилось новое слово:
ДОМ-ТОМ, ЛОМ,СОМ,РОМ, ДОН.
ГОРА- КОРА,ПОРА,МУРА,ГОРЕ.
ДОЧКА-КОЧКА, БОЧКА,НОЧКА, ТОЧКА, ПОЧКА.
ТОК-СОК,БОК, РОК,ТОР,ТОП.
РУЧКА-КУЧКА,РЕЧКА.
ГАЛКА-ПАЛКА,БАЛКА,ГАЙКА.

Морфология:
1.назовите части речи.
2.Из чего состоят слова?
3.Он на вокзале есть всегда
К нему приходят поезда.
Двойное РР содержит он
И называется (перрон).
4.Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.
5.Приведите примеры существительных 1,2,3 склонения.
6.Одним словом: ненасытный,прожорнливый (обжора)

Синтаксис:
1. Назовите способы связи слов в словосочетании (согл.,упр.,прим.)
2. Назовите главные члены предложения (подлежащее, сказуемое).
3. Какие бывают предложения по цели высказывания?
4. Назовите второстепенные члены предложения
5. Сложные предложения бывают двух видов, какие? (союзные и бессоюзные)
6. Как связываются простые предложения в составе сложносочиненного предложения ( с помощью сочинительных союзов, они равноправны между собой).

СЛОВО ЖЮРИ ( итоги игры, объявление победителей, награждение).
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Inarabulatova (2017-01-25) E
Просмотров: 2343 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:52 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru