Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
«Народа каждого язык понятен и велик» Цитаты: « Язык есть исповедь народа, В нем слышится его природа Его душа и быт родной» П.Вяземский « Человек через слово всемогущ; Язык всем знаниям и всей природе ключ Во слове всех существ содержится картина Сообществ слов всех и действиев пружина» Г.Державин Музыкальное оформление: мелодия домбры, звучат песни на казахском, русском языках. Чтец (на фоне казахской мелодии): Мой край родной, Республика свободных Великих наций, разных языков. Оценят здесь обычаи народов, Советы мудрых стариков. Я прошлым Родины своей горжусь, Истоки языков познать стремлюсь. Вед№1: -Казахстан – одна из самых многонациональных республик. Здесь живут представители более 100 национальностей, каждая из которых имеет свои традиции, культуру, язык. Изучая прошлое своей страны, историю культуры каждого народа, мы учимся уважать и понимать друг друга. Язык основа каждого народа, ибо есть язык-есть народ. Чтец: Родной язык – святой язык, Отца и матери язык, Как ты прекрасен! Целый мир В твоем богатстве я постиг! Качая колыбель, Тебя мне в песне Открывала мать, А сказки бабушки потом Я научился понимать! Родной язык, родной язык, С тобою смело шел я вдаль, Ты радость возвышал мою, Та прославлял мою печаль. Вед№2:-22сентября 1998 года Указом Президента РК Н.А.Назарбаева объявлен Днем языков РК. Это важное событие в истории страны, которое является свидетельством отношения государства к вопросам языка. И не случайно этот праздник появился именно в нашей республике. Ведь в Казахстане живут народы ста двадцати одной национальности: казахи, немцы, украинцы, узбеки, уйгуры, корейцы, русские и другие. Каждый народ гордится своей историей, духовными ценностями, традициями, обычаями, своим языком. «Жизнь народа в его языке»-это слова Расула Гамзатова. Но лучше наверное, не скажешь. Ничто на свете не связано с человеком так прочно, как язык. Нет на свете лучшего средства общения. И в нашей республике проводится политика сохранения и возрождения национальных языков. На сегодняшний момент во многом благодаря деятельности Ассамблеи народов Казахстана, созданной в 1995 году, в республике действуют сотни дошкольных и школьных учреждений, воспитание и обучение которых ведется на десятках языков. Ведется подготовка преподавателей казахского, русского, немецкого, корейского, польского, уйгурского и других языков. Сейчас под гостеприимным шаныраком Казахстана живет большая и дружная семья: казахи, русские, татары, поляки. Украинцы и другие народы. Чтец: Есть сокровища дружбы, святыни любви. Только их береги, только ими живи, Если мы их забудем, отнимем, отменим, Для чего наша жизнь, где завет поколеньям? Ведь тогда и планеты изменится лик. И как лошадь в незримых веревках тенетных, Жизнь споткнется, сломившись… О, разве в тот миг Люди не превратятся в животных? Кто живет повседневной своей суетой, Разомлевши от сырости, скуки и лени, Кто живет, не мечтая о дружбе святой, Тот творит преступленье. Учитель:В республике Казахстан государственным языком является казахский язык. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским употребляется русский язык. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народов Казахстана. Отрадно, что любой праздник в нашей стране многолик и многоязычен: в хороводе дружбы можно услышать веселые украинские и русские частушки, раздумья, в которые вводит чудный мотив домбры, вдруг прерывается зажигательной лезгинкой… А самое главное, что всех нас объединяет – великое чувство любви благодарности родной земле. Поэт Олег Дымов так подтверждает мысль о единстве народов Казахстана: Эта земля нас сроднила, Дарила тепло и уют, Согрела нас всех, накормила И многим дала здесь приют. И вот не одно поколение Мы вместе все дружно живем С думой о хлебе едином, Да общие песни поем. (на фоне музыки): Вед№2: «Язык есть исповедь народа В нем слышится его природа, Его душа и быт родной… » - так о языке писал поэт Петр Вяземский. Почему исповедь? В древнерусском языке было слово «видати»- знать, иметь. От него и возникло слово «поведать»-сообщить, рассказать. И вот исповедь- откровенный рассказ обо всем, что есть, в том числе и о самом сокровенном. В таком значении употребил это слово в сочетании «исповеди народа» Петр Андреевич Вяземский. Он хотел подчеркнуть, что язык открывает все тайники, отражает все, что было в жизни народа… Кустанайский поэт Акылбек Шаяхмет написал замечательное стихотворение «Земные языки»: Чтец: Когда с природой я наедине, То различаю языки земные: Беседуют деревья в тишине, Друг с другом птицы говорят лесные. Есть говор свой у шумных волн вдали, Насвистывает что-то тихий ветер… Мне не узнать всех языков земли, За краткий срок, отпущенный на свете. Как тяжко на земле без языка! Не высказать ни счастья, ни печали… Безмолвны горы долгие века- О чем они, возвысясь, замолчали? Все в языке – рожденья первый миг, Любовь и смерть, и жизнь на новом взлете И если вдруг исчезнет мой язык, То и меня вы больше не найдете. Вед№1: а сейчас послушайте, как звучит это же стихотворение на казахском языке ( читает стих). Учитель:- любой язык нации для нас бесценен. «Родной язык – духовное богатство каждого, в нем нравственное начало и совесть народа»,- говорил Ф,М.Достоевский. Русский язык был, есть и остается языком общения, межнационального общения. И если мир узнал о том, Что счастлив стал таджик, Что сын казахов, наш Джамбул, Среди певцов велик, Что щедрый край Узбекистан Сверкает, как цветник,- То это ты возвысил нас, О русский наш язык!- писал М.Турсун-Заде. Вед№1: - конечно же русский язык- это прежде всего язык русского народа, русской нации, то есть язык национальный. Но его функции выходят далеко за пределы функции национального языка- он средство межнационального общения. Какою былинною силой Напитана русская речь! Журчит родниками России, Грохочет, как ратная сечь. Какие для мысли просторы Являет собою язык, В часы испытаний который Стоять великаном привык. Высказывания о русском языке: К.Г.Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,что нельзя было бы передать русским словом». А.Н.Толстой: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью». Вед№2: - Великий Абай говорил: «Знание языка и культуры другого народа делает человека равноправным с этим народом». И каждый язык самобытен и бесценен. В нашей стране мир, единение и согласие. А согласие – это начало счастья. Однако казахстанский патриотизм, наша общая культура не состоятся, если казахская, русская и другие культуры будут существовать параллельно, не соприкасаясь. Необходимо, чтобы все нации глубоко и серьезно изучали государственный язык, культуру казахов, как в свое время, казахи глубоко и серьезно изучали русскую культуру. Это одна из важнейших составляющих культуры межнационального общения. Как часто бывает, что рядом бьется сердце другого человека и чистый, трепетный родник, питающий его душу – язык. И когда он не понятен живущему рядом, это становится препятствием к пониманию друг друга. Вед№1: В любимом, богом данном мне краю, Веду я родословную свою. Питают душу мне земные соки, Потомкам предков дух передаю. Но по степным обычаям живя, Законы высшей дружбы знаю я. Степь не одним казахам дом родимый, Есть у нее другие сыновья. Земле отцов, отдав священный долг, Я кое в чем, поверьте, знаю толк, И голос человеческого братства Усилился во мне, а не замолк. Мы все в степи корнями сплетены, Тамыры нами признанной страны. Молясь порознь Иисусу иль Аллаху, Мы по закону совести верны… Учитель:сегодня в нашей республике действуют национальные культурные центры, задачи которых – сохранять и развивать народные традиции. Каждая нация делится плодами своей культуры. Но беднее от этого не становится, ибо взамен получает искренне уважение других наций и народностей, поддержку и понимание. Совместные испытания позволили нам проникнуться новым осознанием единства, родства душ – и это наше достояние и самое главное богатство, которым можно гордиться. Это единство дает в настоящее время еще маленькие ростки, но оно уникально и у него Великое Будущее! Сечет ли дождь, метет ли в окна вьюга, Иль в тихий час июльской темноты, Давай с тобой переводить друг друга: На русский – я, а на казахский -ты. Не первый век народы наши дружат, И чтоб всегда им в единенье жить, Крылатым словом, нам, поэтам нужно Ту дружбу в переводах изложить. Я передам и образы, и ритмы, И мысль твою ничуть не изменю, Казахскую отточенную рифму На пушкинском наречье сохраню И счастлив буду, если так случится, Что, закрепляя нашей дружбы ход, Прочтет меня в аулах и столице На языке Абая твой народ. Пусть зазвенит созвучиями округа В часы, когда окраины тихи. Давай переводить друг друга: Пусть дружат, пусть братаются стихи! И в заключении мне хотелось бы прочесть следующие строки: У русских и казахов общий путь- Путь дружбы – и с него нельзя свернуть! Народы вместе Сквозь века прошли, В пути друзей надежных обрели. Какие ассоциации возникают у вас с выражением ДРУЖБА НАРОДОВ? Согласие Мир Любовь к языкам ДРУЖБА НАРОДОВ Единство Братство уважение к традициям народа Мы с вами, все те, кто родились и выросли на казахстанской земле, не можем не радоваться тому, что в нашей многонациональной стране сохраняется мир, согласие и спокойствие. (ученики выходят к шаныраку с лентами и поют песню «Пусть всегда будет солнце» на казахском, русском и английском языках, летят шарики). Северо-Казахстанская область Район имени Габита Мусрепова Новоишимская средняя школа №2 «Народа каждого язык понятен и велик» ( разработка открытого урока по развитию речи ко Дню языков РК). Учитель русского языка: Булатова И.К. 2011-2012 учебный год. «Язык мой – друг мой» Цели: -закрепить знания русского языка; - формировать умение выражать свои мысли; - проверить орфографические знания у детей; - воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, уважение, дружелюбие. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: На доске: К.Г.Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,что нельзя было бы передать русским словом». Сообщение темы мероприятия. Учитель: Задумывались ли вы над тем, что один человек говорит, а другой слушает и понимает его. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку. Рассказы детей: Л.Успенский в книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди общаются между собой, передают друг другу свои мысли». Язык имеет два непохожих друг на друга значения: 1) Язык – это мясистый подвижный орган вкуса, помещенный во рту. 2) Язык – человеческая способность говорить и понимать собеседника. Учитель: Это мы говорим о языке? А что такое русский язык? Дети: русский язык – это национальный язык русского народа. Учитель: А немецкий, английский, французский языки? Дети:Каждый из них так же является национальным языком данного народа. Население Земли говорит на сотнях языков. Только в нашей стране люди говорят более чем на ста тридцати языках. А более чем на семидесяти языках работают школы и другие учебные заведения, издаются газеты и литература. Стих: Я ко всем наукам ключ имею. Я со всей Вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком. Учитель: Можно ли узнать, сколько всего слов в нашем языке. Обратимся к словарям русского языка. Дети: В однотомном словаре С.И.Ожегова 57 тысяч слов. В четырех томном словаре под редакцией Д.Н.Ушакова более восьмидесяти тысяч слов. В семнадцати томном словаре современного русского литературного языка 120 тысяч 480 слов. Попытку собрать все слова русского языка предпринял В.И.Даль. В его «Толковом словаре живого великого русского языка» более двухсот тысяч слов. Даль работал над ним 47 лет! Учитель: А что такое слово? Дети:- слово дано человеку, животным – немота. - слово дано человеку, чтобы свои понятия сообщать другому. - слово- инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. Учитель: В былине об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко, с одного-то боку зеленое, так с другого- румяное. Ты умей его, девица, перевертывать». Вдумайтесь в смысл этого предложения: слово – разное, если рассматривать его с разных сторон, а главное- нужно уметь владеть словом, так как оно имеет не одно, а несколько значений. Таким образом, чем лучше, чем глубже человек знает русский язык, слова и их значение, тем богаче, глубже и точнее будут его собственные мысли, и с большей яркостью они могут быть выражены. А сейчас все свои знания русского языка мы покажем в турнире «знатоков русского языка». Сообщение правил игры. Представление жюри. Учитель: казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы принять участие в нашей игре. Эрудиция, широкий кругозор, хорошая память – этих качеств сегодняшним игрокам не занимать! Но только одной команде улыбнется фортуна – тем, кто способен побеждать. Вот они, лучшие из лучших, генераторы идей, азартные игроки, те, кого обычно называют лидерами: (выходят команды). Каждый тур оценивается по 10 балльной системе. 1 тур «НАША ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА» (КОМАНДЫ ЗНАКОМЯТ СЕБЯ, ДЕВИЗ, ЭМБЛЕМА). 2 тур «РАЗМИНКА» «Верно ли высказывание»:1. При помощи корня образуются новые слова? (неверно) 2. В однокоренных словах пишется одинаковый корень? (да) 3. Окончание – неизменяемая часть слова (нет) 4. При помощи приставки и суффикса образуются новые слова? (да) 5. Окончание входит в основу слова? (нет) 6. Корень- самая главная значимая часть слова? (да) 3 тур «СЛОВА, СЛОВА…» «Назови одним словом»: читается определение. Надо выразить каждое из них одним словом, точно соответствующим данному понятию. 1. Лицо, которое выдает деньги в учреждении (кассир). 2. Игрок в хоккей (хоккеист). 3. Рабочий, который работает в шахте ( шахтер). 4. Спортсмен, добившийся первенства в соревновании, состязании ( чемпион). 5. Игрок в футбол (футболист). 6. Человек, который рисует картины ( художник). 7. Комиссия, решающая вопрос о присуждении премий, наград в соревновании (жюри). 8. Грубый, невоспитанный человек ( невежа). 9. Неаккуратный, несобранный человек ( неряха). 10.Ненасытный, прожорливый человек (обжора). 11. безобидный, тихий человек (тихоня). 12. бездельник, глазеющий от скуки по сторонам ( зевака) СЛОВО ЖЮРИ ( результаты за три тура) 4 тур «ЖИВЫЕ ВОПРОСЫ» 1) Сколько букв в русском алфавите? (33) 2) Сколько падежей в русском языке? (6) назовите. 3) Сколько видов связи в словосочетании? (3). Назвать. 4) Глагол имеет два вида, какие?(сов. и несов.) 5) Имя существительное отвечает на вопросы (кто? Что?) 6) Части речи бывают (самостоятельные и служебные). 5 тур «ПОСЛОВИЦЫ ШУТЯТ» Я вам зачитаю стихотворение, а вы должны сделать в нем некоторые исправления и записать их. Чья команда таких исправлений сделает больше, та и победит. Пословица, тебя мы знаем, Но не такою ты была: Неужто буква озорная Вновь чье-то место заняла? Два сапога-тара. Ус хорошо, а два – лучше. Голос-не щетка. Не зная броду, не суйся в моду. Первый клин комом. Сашу маслом не испортишь. Мы сами с ушами. Не ноги горшки обжигают. От бобра бобра не ищут. В здоровом теле здоровый пух. Крутится как булка в колесе. На безрыбье и бак- рыба. Яйца куницу не учат. Не делай из муки слона. Голода не бойся, по пояс мойся. Лось человека не красит. Правда глаза полет. Купить кита в мешке. 5 тур «ПОЛИГЛОТ» Нужно угадать пропущенное слово в пословицах и перевести его на казахский язык. Человек, знающий два (языка)- два человека. Ученье (свет), неученье – тьма. Не бойся (врага) умного, бойся врага глупого. Готовь (сани) летом, а телегу зимой. Любишь брать, люби и (отдавать). Уговор дороже (денег). Золото добывают из земли, а знания из (книги). 6 тур «ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА» Вопросы из области лексики, фразеологии, фонетики, морфологии и синтаксиса. Лексика : подобрать синонимы к словам: ХРАБРЫЙ, КРАСИВЫЙ, БОЛЬШОЙ. Фразеология «Лучший переводчик» Замените казахские выражения фразеологизмами на русском языке: бес саусағындай (как свои пять пальцев), жекпе жек (один на один), өкпесін қолына ұстай (сломя голову), бір құлағынан кіріп, екінші құлағынан шықты (в одно ухо влетает, в другое вылетает), тиіп тұр (рукой подать). Фонетика . заменить в слове тот или иной звук другим так, чтобы получилось новое слово: ДОМ-ТОМ, ЛОМ,СОМ,РОМ, ДОН. ГОРА- КОРА,ПОРА,МУРА,ГОРЕ. ДОЧКА-КОЧКА, БОЧКА,НОЧКА, ТОЧКА, ПОЧКА. ТОК-СОК,БОК, РОК,ТОР,ТОП. РУЧКА-КУЧКА,РЕЧКА. ГАЛКА-ПАЛКА,БАЛКА,ГАЙКА. Морфология: 1.назовите части речи. 2.Из чего состоят слова? 3.Он на вокзале есть всегда К нему приходят поезда. Двойное РР содержит он И называется (перрон). 4.Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных. 5.Приведите примеры существительных 1,2,3 склонения. 6.Одним словом: ненасытный,прожорнливый (обжора) Синтаксис: 1. Назовите способы связи слов в словосочетании (согл.,упр.,прим.) 2. Назовите главные члены предложения (подлежащее, сказуемое). 3. Какие бывают предложения по цели высказывания? 4. Назовите второстепенные члены предложения 5. Сложные предложения бывают двух видов, какие? (союзные и бессоюзные) 6. Как связываются простые предложения в составе сложносочиненного предложения ( с помощью сочинительных союзов, они равноправны между собой). СЛОВО ЖЮРИ ( итоги игры, объявление победителей, награждение). | |
Просмотров: 2343 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|