Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Литература Тема: «Чиновничество уездного города». Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» Цели: Сформировать навыки составления характеристики героев на основании их поступков; находить в тексте фразы, выражения, поступки, которые характеризуют чиновников уездного города; развивать способность работать текстом, оценить свой ответ; логически мыслить; сопоставлять ответы; находить правильные варианты; воспитывать аккуратность, самокритичность. Оборудование: оценочные карты (на каждую парту); слова для объяснения (купечество, мещанство, чиновничество, крестьянство, духовенство, помещики),текст комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Тип урока: Урок - практикум. Структура урока: I Организационный момент. Слово учителя(тема и цели урока) На столах у учащихся лежат листы, на которых они должны выставить себе оценку. 4 задания будут для всех, 5-ое задание-это участие в ходе урока Оценка «1» «2» «3» «4» «5» Вопрос / X 2 X 3 X 4 X Участие X смотритель училищ городской помещик попечитель богоугодных заведений городничий II «Индивидуальная работа». Учащийся объясняет, почему он выбрал именно такой вариант (1 учащийся у доски, все остальные оценивают самостоятельно) Иван Петрович Добчинский Артемий Филиппович Земляника Лука Лукич Хлопов Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин городской помещик Антон Антонович Сквозник-Дмухановский судья III. Словарно-орфографическая работа. (Обратиться в словарь, если есть затруднения) Словарь эпохи. Объясни! За правильный ответ оценку поставить в графу «Участие». Купечество (купец) - владелец частного торгового предприятия. Мещанство (мещанин) - в царской России лицо городского сословия, составлявшегося из мелких торговцев и ремесленников, низких служащих Чиновничество (чиновник) - государственный служащий, имеющий чин, служебное звание. Крестьянство (крестьянин) - тот, кто занят обработкой земли как основной профессией, земледелец. Духовенство - служители религиозного культа, церкви (исключая жрецов). Помещик - земледелец - дворянин (в странах, где существуют крепостнические, феодальные отношения или их остатки). IV. Проблемный вопрос Какие социальные слои отражены в «Ревизоре». A. Чиновничество Оценивают сами в таблице № 1 Б. Крестьянство «5»-все правильно B. Духовенство «4»-1 ошибка Г. Купечество «3»-2 ошибки Д. Мещанство «2»-3 и более ошибок Е Помещики V. Индивидуальная работа. Составить устный портрет - характеристику Хлестакова и Городничего (2 человека ). VI. Характеристика чиновников. Работа с текстом. Слово учителя: В пьесе отсутствует характеристика героев. Как же мы узнаем, какими качествами наделены герои? (По поступкам) Составление устной характеристики Хлестакова и Городничего(2учащихся). Задание всем: подобрать слова оценочной лексики. I вариант Хлестаков; IIвариант Городничий (1 минута) 15 слов. Кто зачитывает, ставит себе оценку в графу «участие». Действие 4. Читаем по ролям. Поведение чиновников и Хлестакова (выборочное чтение). Сцену с Добчинским и Бобчинским разыграть. VII .Кто же положительный герой? (Его нет) Запись в тетрадях. Ревякин: «Среди чиновничества нет ни одного сколько - нибудь положительного. В пьесе речь идёт не об отдельных недостатках единичных представителей чиновничества. И даже не об отдельных морально ущербных чиновниках. Гоголь изображает их порочными в целом». VIII. Отметить черты, характерные для чиновников - персонажей комедии A. Взяточничество Оценивают сами в таблице № 2 Б. Халатность «5»-все верно ; B. Использование служебного положения в личных целях «4»- 1ошибка Г. Глупость «3»- 2ошибки Д. Гостеприимство «2»-3 и более ошибки Е. Страх перед начальством Отметить пороки, высмеиваемые в комедии A. Мздоимство Оценивают сами в таблице № 3 Б. Показуха «5»-все верно B. Праздность «4»- 1ошибка Г. Нарушение общественной нравственности «3»-2ошибки Д. Тирания Е.Беззаконие «2»-3и более ошибок X. Отметить, каковы образы в комедии. Оценивают сами в таблице № 4 А.Типичны «5»-правильно Б.Уникальны «2»-1ошибка В.Индивидуальны Г.Ограничены ХI.Домашняя работа. Прочитать последнее действие. Как вы понимаете слова Городничего, который восклицает: «Чего смеетесь?...Над собой смеетесь? Эх, вы!» XII. Итог. Что же мы выяснили сегодня на уроке? Есть ли общие черты у чиновников и Хлестакова? Листы сдать в конце урока. | |
Просмотров: 708 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|