Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ». Кайданович Лина Вадимовна КГУ «Средняя общеобразовательная школа №66», Карагандинская область, г. Караганда Цель: углубить знания учащихся о фразеологизмах. Задачи: 1) Рассмотреть фразеологизмы в контексте. 2) Узнать о происхождении фразеологизмов. 3) Развить навыки работы с фразеологическим словарём. Методы: практический, наглядный, словесный, частично-поисковый. Приёмы: групповая работа, работа с текстом, работа с фразеологическим словарём. Дополнительный материал: плакат с фразеологизмами, раздаточный материал, презентация, фразеологические словари, материал для проведения рефлексии. ТСО: интерактивная доска (флипчарты в Аctiv Studio). Тип урока: комбинированный. Ход урока. I. Организационный момент. II. Закрепление раннее полученных знаний по данной теме: а) беседа-опрос по пройденному материалу, постановка цели и задач урока; б)выполнение упражнения по карточке (один учащийся работает на меловой доске, другой-на интерактивной, остальные на местах); Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы.Определите значение фразеологизмов. Подчеркните их как члены предложения. Замените, где возможно, фразеологизм словом или словосочетанием. Изменился ли смысл предложения? Сохранилась ли его выразительность и образность? (устно) 1) Кот вц...пился мёртвой хваткой в рыбью г...лову. 2) С этими криками я пол...тела вверх тормашками. 3) Дож...ь лил как из ведра. 4) Я крепко д...ржал с...бя в руках. По завершению работы над заданием формулируются выводы о значении фразеологизмов в речи, их образности и выразительности. в) выполнение задания на интерактивной доске (1 учащийся у доски, остальные-на раздаточном материале); Задание: вместо пропусков вставьте подходящие фразеологизмы и орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания. У людей разное отношение к труду. У одних всё валит…ся из рук. Про таких говорят________. Вторые предпочитают сидеть________. Но при возможности готовы всё _________. Третьи просто_______. Однако мир держ…тся на людях, у которых____________. Про них говорят __________________. Справка: прибрать к рукам, мастер на все руки, как без рук, золотые руки, умывают руки, сложа руки. г) работа с текстом по функциональной грамотности , анализ. 2018 год. Чемпионат мира по футболу. Трое сидят рядом: Иван и Талгат болеют за русских, Джон – за англичан. Мяч после удара кого-то из россиян улетает высоко и далеко за трибуну. - И где теперь его искать? – смеётся Джон. - У чёрта на куличках, - злится Иван. - Где? – недоумевает Джон. – На куличках? Я слышал у вас в тихом омуте черти водятся. - Почему только в омуте? – вступает в разговор Талгат. – У Пушкина Балда чертей в море тревожил. - Вы ещё Гоголя вспомните, у которого чёрт в Петербург летал, - перебил всех Иван. – Это всё сказки. Фразу «у чёрта на куличках» у нас произносят, когда хотят подчеркнуть, что что-то находится очень и очень далеко. А слово «кулички» образовалось от слова «кулижки», которое в Средневековой Руси обозначало отдалённую глухую местность. А в ваших языках разве нет подобных выражений? - Пожалуй, есть! «Ит байласа тұрмайтын жер»,-ответил Талгат. - At the worlds end, - ответил Джон. Вопросы и задания. 1. Что означает слово «кулижки»?_______________________________________ 2. Какие писатели упоминаются в тексте?_________________________________ 3. Соотнесите: Имя героя Выражения Иван «At the worlds end» Талгат «у черта на куличках» Джон «Ит байласа тұрмайтын жер» 4. Почему возникло недопонимание между персонажами?___________________ 5. Подберите аналог английскому и казахскому фразеологизмам_____________ Дескрипторы Задание 1 0/1 Задание 2 0-2 Задание 3 0-3 Задание 4 0/1 Задание 5 0-max III. Изучение нового материала: а) происхождение фразеологизмов; Выступление учащегося с презентацией о происхождении фразеологизмов. б) работа с фразеологическим словарём, определение структуры словарной статьи; Структура словарной статьи. 1. Фразеологизмы располагаются в словарной статье строго по алфавиту! 2. Если фразеологизм начинается с предлога, частицы, союза, то они стоят в списке первые, после них перечисляются фразеологизмы, начинающиеся с приставок. 3. Словарная статья состоит из: А) заголовка; Б) грамматических и стилистических помет (см. Приложение) В) толкования; Г) иллюстративного материала (примеры, контексты) Д) справочной части (историко-этимологического характера) 4. Указываются синонимические и антонимические отношения (если есть) Приложение Условные сокращения грамматические пометы стилистические пометы буд. время – будущее время высок. – высокое в сочет. – в сочетании груб.-простор. – грубое просторечное вводные сл., пред. – вводные слова, предложения ирон. – ироническое вин.п. – винительный падеж книжн. – книжное знач. - значении неодобр. – неодобрительное л.-лица одобр. – одобрительное межд. - междометие презр. – презрительное мест. - местоимение пренебр. - пренебрежительное нескл. – несклоняемое прост. - просторечное обращ. – обращение разг. - разговорное обст.-обстоятельство разг.-фам. – разговорно-фамильярное подлеж. – подлежащее устар. - устаревшее употр. – употребляется шутл. - шутливое в) составление и презентация кластера из рисунков, подготовленных учащимися. Задание: по рисунку определить фразеологизм, найти его в словаре, дать значение, обратить внимание на стилистические пометы, историю его происхождения. Составить с ними предложения. IV. Домашнее задание. Составить небольшой рассказ, используя фразеологизмы. V. Подведение итогов урока. Рефлексия. На доске высказывания мыслителей: «Познание начинается с удивления…» (Аристотель) «Как приятно знать, что ты что-то узнал!» (Мольер) «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» (Конфуций) Учащимся предлагается сопоставить свои ощущения от урока с одним из высказываний. Обосновать свой выбор. | |
Просмотров: 918 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|