Твиретина Л.А. ГУ «Средняя общеобразовательная школа-комплекс эстетического воспитания №8» Урок русского языка в 6 классе «Способы образования имён существительных» Слайд 1. Тема « Способы образования имен существительных» Тип урока: комбинированный Технология: проблемное обучение Слайд 2. Эпиграф: Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его… Н.В.Гоголь. Слово учителя: Вот и сегодня мы с вами будем постигать чудные законы русского языка. Слайд 3. Цели и задачи «зачем пришел ты…» Слайд 4. Цели урока: на уроке мы с вами закрепим знания о способах образования имен существительных; продолжим работу по формированию знаний, умений, навыков; будем работать над развитием умения анализировать, сравнивать, обобщать. Установка на успех: Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь. У нас хорошее настроение, и сегодня у нас все получится, Начинаем работать. Повторение теоретических сведений. Перекрестный опрос ( Карточка № 1) 1 ряд – 2 ряду: Какие способы словообразования в русском языке вы знаете? (морфологический и неморфологический) 2 ряд – 3 ряду: Назовите виды морфологического способа образования слов. (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение основ, сложение целых слов, сложение части слова с целым словом, сложение начальных букв, слогов). 3 ряд – 1 ряду: Назовите виды неморфологичес- кого способа образования слов. (переход из одной части слова в другую). КАРТОЧКА № 2 ( каждому ученику) Задание 1 ряду: определить способ образования имен существительных Неудача, невезение, неуважение Образец устного ответа: Непогода – плохая погода Не + погода = непогода - приставочный способ Задание 2 ряду: разобрать имена существитель- ные по составу, определить спо – соб образования. Грибок, лесок, гномик Образец устного ответа: Дубок – маленький дуб Дуб + ок = дубок – суффиксальный способ Задание 3 ряду: разобрать имена существитель – ные по составу. Определите способ образования. Подстаканник, подоконник, подлокотник Образец устного ответа: Подсвечник – подставка под свечу Под + свеча = подсвечник – приставочно – суффиксальный способ Прослушаем информацию (итог работы) (По мере ответов на доске появляются названия способов образования слов) Учитель: Все ли известные вам способы образования слов мы вспомнили? (нет) Продолжим работу. КАРТОЧКА № 3 ( по рядам ) (по 1 ученику от ряда у доски ) 1 ряд: пар + ходить = пароход – Лес + рубить = лесоруб – Пыль + сосать = пылесос- Мышь + ловить = мышеловка- ( сложение основ ) 2 ряд: драматический кружок – драмкружок спортивная площадка – спортплощадка квартирная плата – квартплата европейская валюта – евровалюта ( сложение части слова с целым словом) 3 ряд: город, герой – город – герой Диван, кровать – диван – кровать Царь, пушка – царь – пушка Платье, костюм – платье – костюм (сложение целых слов) Ученики, работающие у доски, называют способы образования слов. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание (На доске появляются способы образования слов) КАРТОЧКА № 4 ( для всех ) Заведующий хозяйством – завхоз Командир батальона – комбат ( сложение начальных слогов ) ГАИ – государственная автомобильная инспекция КВН – клуб веселых и находчивых РК – Республика Казахстан (сложение начальных букв) КАРТОЧКА № 5 ( для всех ) Образовать от глаголов имена существительные, назвать способ образования Взрывать – взрыв Играть – игра Грохотать – грохот БЕССУФФИКСНЫЙ Звать – зов Советовать – совет Слайд 5. Проверьте, правильно ли вы написали слова. Кто допустил 1, 2, 3 ошибки? После 1 этапа на доске запись: Морфологический Неморфологический -Приставочный Переход из одной части -Суффиксальный речи в другую -Приставочно - суффиксальный -Сложение основ -Сложение части слова с целым словом -Сложение целых слов -Сложение сокращенных основ -Сложение начальных букв -Бессуффиксный 2 этап ( групповая работа) КАРТОЧКА № 6 Игра «Собери слова» ( по вариантам) Задание: Обозначь те части слова, с помощью которых образованы слова. Назови способ образования. 1 вариант Груз - Грузить бессуффиксный За - загрузить приставочный - ть загрузка прист. – суффикс. - и - нагрузка прист. – суффикс. По - перегрузить приставочный - к - перегрузка прист. – суффикс. На - погрузить приставочный - а погрузка прист. – суффикс. Пере - 2 вариант Ноч - ночной суффиксальный - ой ночевать суффиксальный - ева - заночевать прист. – суффикс. За - ночник суффиксальный - ть переночевать прист. – суффикс. - ик – Пере - Проверка Слайд 6. ( проверка, правильный ответ) А теперь посмотрите, сколько слов получилось у меня. КАРТОЧКА № 7 Задание: Придумать словосочетания «прилаг. + существ.» ( по рядам ) 1 ряд: военный ученый (название людей) пожарный взрослый часовой 2 ряд: (название помещений) ванная детская учительская приемная кладовая 3 ряд: (название магазинов и предприятий) слесарная парикмахерская булочная кондитерская прачечная Проверка КАРТОЧКА № 8 Задание: ( распределительный диктант ) записать в 2 столбика слова по способу образования. 1. Существ., образованные сложением целых слов. 2. Существ., образованные сложением основ Вездеход, выставка – продажа, подснежник, самокат, кафе – ресторан, пароход, пришкольный. - Все ли слова вы смогли определить в группы? Почему не все? Разберите по составу оставшиеся слова ( на доске ) Подснежник, пришкольный - Назовите способ образования их. - Что еще вы заметили? (все слова – имена существительные, пришкольный – прилагательное). Домашнее задание: Упр. 267, 268 – 1,2 группа 3 группа – выписать из «Ме- тели» А.С.Пушкина по 2 сло- ва на все способы образов. слов, составить с ними словосочетания. Итог урока: на столах карточки Слайд 7. Рефлексия На столах у детей КАРТОЧКА № 9 Задание: прочитайте утверждения и отметьте те, которые отражают ваше состояние и вашу работу на уроке. - Узнал новый способ - Активно работал - Было трудно - Было интересно - Было легко Все карточки вложить в рабочую тетрадь, сдать, каждый получит оценку за работу на уроке. Заключительное слово: Я благодарю вас за работу на уроке и желаю раскрывать на каждом уроке все новые тайны русского языка.
|