Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русской литературы в 6 классе "Пока не поздно..." (по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма")
«Пока не стало поздно…»
(урок-раздумье)
Цель урока: к концу урока учащиеся определят идейное содержание произведения, авторскую позицию, сформулируют личное отношение к поднятой писателем проблеме.
Задачи урока:
- прочитать рассказ К.Г. Паустовского; проанализировать содержание рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль; помочь учащимся раскрыть идейное содержание произведения;
- выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора и характеров героев их поступков; наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь; выделять значимые эпизоды из текста для анализа; выразительно читать;
- воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.

Дидактическое обеспечение:

а) методы и приёмы: личностно-ориентированный, элементы критического мышления, видеометод, демонстрация, беседа, метод постановки вопросов, проблемный метод, работа в группах.

б) оборудование: слайды, формат бумаги А-1, А-4, фломастеры, музыкальная запись, карточки с заданиями и ситуациями.
Ход урока.

I. Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой.

Я рада приветствовать вас на клуроке. Вначале давайте объединим свои мысли, желания и настроимся на творчество. Произносим слова с добрым чувством, улыбаясь друг другу.
Свет, свет, свет везде.
Свет во мне, и свет в тебе.
Радость, радость, радость везде.
Радость во мне, и радость в тебе.
Счастье, счастье, счастье везде.
Счастье во мне, и счастье в тебе.
Добро, добро, добро везде.
Добро во мне, и добро в тебе.

Мы настроились на позитивный лад. Желаю всем сегодня плодотворной работы.
II. Стадия вызова. Вступительное слово учителя.
С этими словами о добре, свете, радости связано и тема нашего урока,

А урок у нас сегодня непростой. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Мы прочитали рассказ «Телеграмма». И сейчас попытаемся ответить на взволновавшие нас вопросы, размышляя над рассказом К.Паустовского. Именно размышляя, а не анализируя, так как рассказы Паустовского предполагают неспешные раздумья над поступками человека, его чувствами и мыслями.

Запишите тему урока в тетради.

Но прежде, чем пригласить вас к диалогу, я прошу вас удобно сесть, закрыть глаза и, «погрузившись в тишину» представить всех своих родственников, друзей. Представили? А теперь скажите, кто был первым в этом ряду? Кого вы посадили рядом с собой на скамейку. (ответы учеников)

Конечно, первой в этом ряду близких нам людей стоит мама. Нет более святого слова, чем это слово. Любовь к маме заложена в нас самой природой и живёт в человек до конца его дней. Место мамы в нашей жизни совершенно особое, исключительное. Мы всегда несли и несём ей свои боль и радость. А она посвящает свою жизнь детям, и дети должны отвечать ей тем же. Но всегда ли это получается у нас? И что мы должны сделать, чтобы глаза матери всегда светились от счастья? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на нашем уроке.

Работать мы сегодня будем в группах. Напомните себе правила работы в группах.
Правила работы в группе
1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

«Дерево ожиданий»

Работа в группах: Вот перед нами – дерево, согретое лучами солнца. У вас есть яблочки – напишите на них, что вы ожидаете сегодня от урока. Каждая группа назовите 3 вещи, которым хотите научиться на этом уроке».
По мере того, как пожелания будут исполняться, т.е. яблочки будут созревать, можно их собирать в корзину.

Итак, рассказ называется «Телеграмма».

«Корзина идей»
• Скажите, а что такое «телеграмма»? Назовите свои ассоциации со словом телеграмма?
• Вам приходилось получать её?
• Почему посылают телеграммы?
(нужно сообщить что-то срочное, если стряслась беда, если у человека радость)

Словарная работа:
Телеграмма – срочное сообщение, передаваемое по телеграфу, а также бланк с таким сообщением.
Ридикюль – женская сумочка на длинном шёлковом шнуре, украшенная вышивкой; для рукоделия и различных мелочей, надевалась на руку.
Мемориальный –
“Вестник Европы” – журнал, выходивший в 1866 – 1918г.
Салоп – широкое женское пальто
Стеклярус – маленькие стеклянные трубки, нанизываемые на нитку
Ветлы - дерево сем. ивовых с узкими, острыми серебристыми листьями;

Игровой момент «Запутанное название»

Вам пришли телеграммы, но чтобы получить телеграмму вам надо отгадать название произведений К.Г. Паустовского.

стльеона клечкоо тлыёпй блхе
• А какие ещё произведения писателя вы знаете?

Ну что ж, вы справились с заданием –и можете получить телеграммы.
Прочитайте, пожалуйста.
- Вот телеграмма 1 от ваших сверстников из моей родной школы.
- Чтение вслух текста телеграммы 2: «Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца») От кого телеграмма?

Телеграмма, ребята, от Константина Георгиевича Паустовского.
• Какой смысл вложен писателем в эти слова?

Вывод учителя: Родные люди – мать, отец, бабушка, дедушка, без которых, действительно, жить нельзя. Они всегда рядом. Выслушают, поймут, поддержат, помогут добрым словом. Я надеюсь, что эти телеграммы помогут понять основную мысль рассказа, раскрыть авторский замысел и хорошо поработать на уроке.

К.Г.Паустовский- писатель замечательный, писатель необыкновенный. Человек, который прошел множество испытаний в жизни сменил множество занятий, побывал в разных уголках России, много путешествовал, был на фронте. Он писал рассказы и повести о природе, очерки о других странах («Живописная Болгария», «Итальянские встречи»). Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Есть у него и рассказы, посвященные А. Грину, А. Чехову, Блоку, Лермонтову, Гоголю. Он был уверен, что главная задача писателя - научить человека видеть не только глазами, но и сердцем.
Но всё-таки чаще Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением – и в этом тайна его писательского мастерства. Это писатель, заставляющий нас о многом задуматься, заглянуть в себя, чтобы пройти испытание на человечность.
Не случайно этот рассказ русского писателя заставил великую немецкую актрису
Марлен Дитрих специально приехать в Советский Союз и встать перед Паустовским на колени. Именно за этот рассказ «голубой ангел» западного кино — Марлен Дитрих упала на колени перед Паустовским и поцеловала ему руку на глазах у изумленного зала Центрального дома литераторов.
Замысел рассказа «Телеграмма» был подсказан самой жизнью. К.Г. вспоминал, что поздней осенью поселился в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в своё время гравёра Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка – дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная дочь, Настя, жила в Ленинграде и совсем позабыла о матери – она только раз в 2 месяца присылала Катерине Ивановне деньги. Автор является непосредственным участником событий, которые он описывает в рассказе. Это с ним Екатерина Ивановна выходит в сад в последний раз в своей жизни. Он закрыл ей глаза, когда она умерла. В своей книге «Золотая роза» в главе «Зарубки на сердце» Паустовский писал: «Все обстоятельства, все подробности деревенского дома и осени, все это было в полном соответствии с состоянием Катерины Петровны, с той тяжелой душевной драмой, которую она переживала в последние свои дни».
Сам писатель очень часто был вынужден быть вдалеке от матери ( трудные годы,
войны). Мать К.Г. умерла от воспаления лёгких в то время, когда сам он заболел
сыпным тифом. Когда Паустовский приехал на могилу, то узнал, что через неделю
после смерти матери умерла и его сестра Галя. «Сидя у могилы, рядом с полотном
железной дороги, - пишет К.Паустовский в биографической «Повести о жизни», - я
чувствовал, как содрогалась земля, когда мимо проносились тяжёлые поезда. Должно быть и там, в могиле, мама тревожилась обо мне, как тревожилась в жизни».

III. Осмысление.
Обратимся к рассказу
Беседа по первым впечатлениям.
• Понравился ли вам рассказ?
• Какое впечатление произвёл рассказ?
• Какова тема рассказа? О чем рассказ? (Проблема отношения детей и родителей, в частности, дочери и матери, людей друг к другу. Тема старости и одиночества, взаимоотношения дочери и матери, тема беспамятства, настоящая доброта - какая она? Тема разобщённости и единения людей)

Я поняла, что этот рассказ растревожил ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.

Анализ прочитанного.Беседа с выборочным чтением. «Тонкие» и «толстые» воросы
• Назовите, пожалуйста, героев рассказа
• С чего начинается рассказ? Какая картина представляется?
• Прочитаем начало рассказа.

Обратимся к рассказу и послушаем музыку П.И. Чайковского музыкальную пьесу «Октябрь» из «Времён года».

Все описываемое происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз.
Автор рисует мрачную картину: Мрачный, грустный, печальный, серый, неяркий пейзаж. Октябрь холодный, ненастный; крыши почернели; опутанная трава полегла; облетевшие ветлы; тащились рыхлые тучи; сыпался дождь, ни проехать, ни пройти; пастуший рожок затих. Спутанная трава в саду полегла..." (Спутанная, потому что высокая, некошеная, мокрая от дождя.) "Над лугами тащились из-за реки (именно тащились, а не плыли), цепляясь за облетевшие ветлы, рыхлые тучи" (тучи идут низко; они как бы растворяются в пространстве, лишены строгих очертании). "Из них назойливо сыпался дождь" (не лил, а сыпался - дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно, надоедливо, назойливо).

• Какая деталь, словно оживляет представляемое?

Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно.
(“Никак не мог доцвесть подсолнечник у забора”).

• Почему именно «подсолнечник», а не подсолнух, как говорят в деревне?
(это как бы маленькое теплое солнышко на фоне безотрадной картины поздней осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что-то).
• А теперь вернёмся в дом героини. Что в доме старой матери говорит о её одиночестве?
Описание комнаты Катерины Петровны. Её жизнь – в далёком прошлом. Обратим внимание на детали интерьера: «пыльный дореволюционный журнал «Вестник Европы», «пожелтевшие чашки на столе», «давно нечищеный самовар», «потускневшие от времени картины».
Пейзаж и интерьер схожи
• Какие чувства вызывает осенний пейзаж? Интерьер дома? Чем? (Вызывают чувства грусти, тоски, одиночества, беспокойства от неухоженности, ненужности, забытья, заброшенности. Ощущается неухоженность, запущенность)
• Для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок?
(Автор настраивает читателя на тональность повествования, создает фон, на котором будет разворачиваться действие.
Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны).

Индивидуальный ответ:

• Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?

Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее – известный художник, дом “мемориальный”, она “последняя обитательница” его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго – французского писателя. Добрая – страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).

• Какой вы представляете её в юности, молодости?
Отдавая «страусовые перья, сморщенные перчатки, стеклярусную чёрную шляпу» Манюшке, Катерина Петровна вновь и вновь переживает прошлое, ведь эти милые вещицы – частица её судьбы отсвет иной, яркой и богатой на события жизни.
Недаром в произведении писатель упоминает об одной знаменитой картине, эскиз которой хранится в доме у Катерины Петровны. Наверняка, такой гордой, таинственной красавицей мы и представляем себе её в молодости.
• Какой эпизод доказывает беззаветную любовь к дочери, тоску по ней?
• Почему Катерина Петровна вышла впервые за год из дому? В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна?
• Что может быть у Катерины Петровны в старом ридикюле?
Умирающая Катерина Петровна беспрерывно думает о дочери Насте, находящейся в далёком Ленинграде.
- Вспомним эпизод короткой прогулки Катерины Петровны:
Чтение со слов “Как-то в конце октября…” до “… побрела в дом”.
«Катерина Петровна забеспокоилась…» «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён…он облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи…» (Грусть, тоска на сердце у Катерины Петровны. Она вспомнила свою молодость и воспринявший клён как родное существо: он так же одинок и бесприютен, как она).

Один критик сказал, что для Паустовского важны не существительные, а прилагательные, эпитеты.

• Какие необычные эпитеты вы заметили в этом эпизоде?

Эпитет «позабытые как бы подчёркивает одиночество матери. Её тоже позабыли, и звёзды поэтому и смотрят так пронзительно».

• Что роднит Катерину Петровну со звездами и кленом в саду?
В судьбе клена тоже видна неустроенность, одиночество: «Ему некуда
уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Метафора и
олицетворение помогают нам понять настроение героини, ее переживания,
ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает
(опять параллель)
• Сравните два образа «живой» и «одушевлённый». Их состояние. Какая между ними взаимосвязь?
(У них одинаковая судьба. Они обречены. Сад «доцветал», Катерина Петровна «доживала»)

Именно после этой встречи с кленом она решается написать письмо
дочери.

Просмотр отрывка из художественного фильма «Телеграмма»
Сейчас вы прослушаете письмо Катерины Петровны. Слушая его,
положите руку на сердце в тот момент, когда вы будете испытывать наибольшее волнение, жалость к Катерине Петровне или какие-то другие чувства.
Спасибо вам за неравнодушие.
Обратимся к образу Насти.
Индивидуальный ответ.
• Что вы узнали о Насте, о её жизни, работе, делах?
(Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников. У неё много работы: устройство выставок, конкурсов. Она проявляет настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника, помогая ему организовать выставку. Ее здесь ценят, уважают, возлагают на неё большие надежды. Карьеристка. А вот о своей матери она совсем забыла «писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей»).
• И что же в ответ, что чувствует дочь, когда получает такие строки?
(лишь смутное беспокойство, ей не до матери – старушки и её забот)
• Что Настя сделала с письмом матери, когда его получила?
• Как вы считаете, были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не поехать к матери?
• Осуждает ли Катерина Петровна свою дочь? Почему и как пытается мать оправдать дочь?
(Катерина Петровна знала, что Насте не до неё, старухи, «у них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». «Лучше не мешать», - думала.. Она не осуждала свою дочь).
• Что в её внешнем облике подчёркивает автор?
• Какой контраст возникает в портрете Насти?
• Вспомните, как называли Настю художники? Почему?

Сольвейг – солнечный путь или луч. За её заботу, требовательность, за умение довести дело до конца. Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени.
• Почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву?
• Она, по-вашему, бескорыстна?
(выставка предоставляет ей возможность выдвинуться, стать более значимой).
• А когда Настя получила телеграмму, почему не открыла старому художнику правду?
Она даже не поняла, о какой Кате идет речь. Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у нее умирает мать. Она испытывает неприятное чувство, это нарушило ее планы.
• Когда впервые звучит резкое осуждение Настиного безразличия к матери?
• Кто видит Настю словно насквозь?
• Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя?

Образ Н.В. Гоголя введён не случайно. Выдающийся сатирик, как считал Пушкин, обладал удивительной способностью угадывать человека, он словно видит Настю насквозь.
• Почему Гоголь называет Настю именно сорока?
И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри: доброта ее ненастоящая, показная
• Когда она понимает, что совершила огромную ошибку?
• Какое слово действует словно пароль для всех?
Вот в этот момент и возникает тема неискупной вины перед матерью и проблема настоящей доброты.
• Как характеризует Настю её отношение к матери? (Мы наталкиваемся на стену бессердечия, равнодушия, чёрствости, эгоизма)
• Ко всем ли, ко всему ли Настя бездушна? (Отнюдь. Она сочувствует скульптору Тимофееву, тратит много времени на организацию его выставки.
• Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери?
(Одно дело – увлекаться работой, делать её от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое – помнить о близких своих, о матери – самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами. Испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.)
Групповая работа
Задание 1 группы:
Вам надо выступить в роли защитника Насти. Задача трудная. Чтобы составить небольшую речь в защиту Насти, у вас есть опорные положения и вопросы:
• настойчивость, решительность, упорство в в организации выставки художника Тимофеева
посылала 200 рублей
• Хотела ли бы мать, чтобы Настя жила в деревне?
образованная, начитанная девушка глухая деревня?
• Имя «Настя» с греческого – «воскресающая»
• Понимает ли Настя, совершила огромную ошибку? Когда в ней заговорила совесть?
- Почему она уехала из Заборья крадучись? Чего испугалась Настя? (человеческого суда)
Задание 2 группы:
Чужие близкие. Вина Насти перед матерью выглядит особенно отчётливо в сравнении с поведением чужих для матери людей, проявляющих искреннюю заботу о ней – Манюшки и Тихона.
• Кто оказывается рядом с Катериной Ивановной ? Кто эти люди?
• Как относятся к Катерине Петровне Манюшка и сторож Тихон?
• Какие чувства они проявляли к Катерине Петровне? (заботу, уважение, привязанность: Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване, Тихон – сторож при пожарном сарае. Хлопотал часто по хозяйству, от жалости, но всё же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья на дрова. Тихону невмоготу было смотреть на «сгорбленную, маленькую» женщину. От имени Насти он, пошептавшись с почтальоном Василием, взял телеграфный бланк и написал телеграмму и принёс Катерине Петровне).
• Выстроите цветовую модель художественного пространства.
Расположите героев рассказа в порядке близости/дальности к Катерине Петровне. Нарисуйте круги, в центре которых написаны имена героев произведения, надо выбрать и цвет для раскрашивания круга и объяснить свой выбор.
• Вспомните, как воспитывал Тихон Манюшку, что он ей говорил?
• Прочитайте слова Тихона, которые он произнёс Манюшке после смерти Катерины Петровны?
• Кого Тихон считает пустым человеком? (Такой пустельгой оказалась Настя).
• Знаете ли вы значение слова «пустельга»? ПУСТЕЛЬГА - 1. Хищная птица семейства соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разговорное, неодобрительно.)
• Почему они сказаны именно Манюшке (она ведь тоже дочь).
• А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы? (чтобы противопоставить её Насте, увидев похороны, учительница сразу вспомнила и про свою мать, такую же маленькую, вечно взволнованную заботами о дочери, седую, как маленькая старушка в гробу, она остро почувствовала вину дочери и попыталась заменить её, проводив Катерину Петровну в последний путь. Есть на земле люди с добрым, чутким сердцем, которые мимо чужого горя не пройдут никогда. «Там, в областном городе, у нее осталась мать – вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая»).
• В какой момент проявляется особая душевность молодой учительницы и мы понимаем, что её непременно полюбят в деревне?
Задание 3 группы:
Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношений детей и родителей.
• Какую библейскую заповедь нарушила Настя? («Чти отца своего и мать свою…»).
• Вспомните, с какими произведениями на эту тему мы познакомились недавно?
• Вспомните Дуню из повести А.С.Пушкина. В чем сходство жизненных ситуаций, которые случились с Дуней и Насте?

Задание 4группы:
Вернемся к заглавию рассказа – «Телеграмма».
• Сколько было послано телеграмм?
• Куда и кем были посланы телеграммы? Какого содержания?
Катя умирает. Тихон
Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя.

• Почему Катерина Петровна не поверила, что это телеграмма от Насти?
• Так о какой же телеграмме идет речь: о первой или второй, отправленной Тихоном Катерине Петровне?
• Как бы вы назвали рассказ?
Вывод учителя.
Настя потеряла родного, самого близкого человека – маму. Катерина Петровна умирает, так и не дождавшись свою дочь. Умирает от одиночества и тоски. Ведь Паустовский посылает телеграмму и нам. Это и нам предупреждение: не забывайте о самых близких, которые нуждаются в нас, иначе может оказаться поздно.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
Итоговая беседа:
(просмотр отрывка из кинофильма)
• Расскажите, какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ
Творческое задание:
Перед вами бланки телеграмм. Напишите телеграмму. Кому? Решите сами.

Примеры:
-Настя, желаю тебе обрести человечность.
-Настя, одумайся! Нельзя так поступать! Ведь мама у тебя одна!
-Настя, желаю, чтоб душа твоя оттаяла .
-Эх ты, сорока. Мне тебя жаль.
- Настя, поздно ты поняла свою ошибку. Не дай бог, чтобы с тобой произошло то же самое.
-Пустельга. То, что совершила ты – неисправимо.
- Настя, желаю тебе обрести человечность. Желаю, чтобы оттаяла твоя душа. Мне тебя жаль.
- Настя, одумайся! Нельзя так поступать! Надо любить и почитать свою родную маму, ведь она у тебя одна!
- Настя, поздно у тебя душа оттаяла, слишком поздно…и мне тебя жаль.

- Печальная история... Ребята, тему произведения мы определили в начале урока. И, я уверена, что от нас с вами тоже зависит, чтобы таких Катерин на Земле стало меньше. У вас есть тоже бабушки, прабабушки, дедушки. А как часто вы звоните им, коротаете вечера за чашкой чая, посвящаете свое время им, тем, кто дарил и дарит вам свою любовь просто за то, что вы есть, за то, что вы родные им люди? Я думаю, у вас остались после урока «зарубки на сердце». Благодаря Паустовскому каждый сумел заглянуть в себя и задаться вопросом: «А я-то не пустельга?» и получить незабываемый урок нравственности.
Мне бы хотелось, чтобы вы чаще говорили своим мамам о том, что вы их любите. Попробуйте это сделать уже сегодня. Я не случайно попросила принести фотографии ваших мам. Хотелось, чтобы мамы были соучастниками нашего разговора, чтобы глаза ваших мам вдохновляли вас. Мне очень хочется, чтобы вы чаще говорили своим мамам о том, что вы их любите. Попробуйте сделать это уже сегодня . Придя домой, посмотрите внимательно на свою маму. Пожалейте, приласкайте, обрадуйте, скажите добрые слова, пока не стало поздно. "Есть на свете удивительное существо, перед которым мы в вечном долгу - это мать."
Спешите с добром, иначе можно не успеть.
Помните о родителях – это ваша святая обязанность перед теми, кто дал вам жизнь. Сейчас, когда вы рядом с родителями, окружите их заботой, теплом, вниманием. Помогайте им справляться с домашними делами. Хорошо учитесь, радуя их своими успехами. Любите своих родных, звоните им почаще, навещайте их, интересуйтесь их делами, рассказывайте им побольше о себе, им интересно знать о каждом шаге вашей жизни.
Я хочу, чтобы в вашей жизни никогда не было телеграмм – предостережений. Чтобы никогда не забывали о Маме. Не повторяйте ошибок Насти и помните: пока наши мамы живы – мы счастливы, мы остаемся детьми. Многие из вас сегодня, наверное скажут: того, что произошло с Настей, уж со мной-то никогда не случится. Нет, ребята, этот рассказ – предостережение каждому. Впереди у вас жизнь, и тоже будут неотложные дела, спешка, тоже будет некогда.

Звучит песня в исполнении Т. Повали«Мама»
РЕФЛЕКСИЯ
Обратимся к нашему «Дереву ожиданий».
• Посмотрите, какие яблочки с нашего «Дерева ожиданий» созрели, что получилось на уроке? А над чем ещё надо работать?
1. На уроке мне было сложно:
сдержать слезы;
я не хотел, чтобы мои слезы увидели;
не заплакать;
понять Настю.
2. Урок помог задуматься:
о том, как страшно потерять маму;
об одиночестве, доброте и милосердии;
о человечности, об отношении к маме;
о моих родных;
о том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм;
почему Настя не поняла, что не деньги нужны были ее маме.
3. Я понял:
нельзя быть таким бесчеловечным, как Настя. Нужно заботиться о родных, навещать их;
я многого не знаю, и мне многому предстоит учиться, но я никогда не поступлю так, как Настя;
старые люди нуждаются в нашей поддержке;
я очень люблю свою маму и боюсь ее потерять;
нельзя совершать таких ошибок, которые исправить невозможно;
я никогда не стану «сорокой» и «пустельгой».

«Я хочу подарить Вам частичку души…»

Помните! Никого нет ближе и роднее матери!
Сегодня мы вернёмся домой, заглянем маме в глаза, найдём для неё добрые и тёплые слова. Все мы в долгу перед нашими матерями.

Встаньте все, как есть! Примите стоя
Сохранённое в простой красе
Слово это – древнее, святое!
Встаньте! Распрямитесь! Встаньте все!
Как леса встают в часы рассвета,
Как травинки к солнцу рвутся вновь,
Встаньте все, заслышав слово это,
Будто к нам пришла сама любовь!
Слово это – зов и заклинанье,
И молитва в дальней стороне.
Слово это – первый луч сознанья,
Стон последний гибнущих в огне.
В этом слове – сила бескорыстья,
Доброта, которой жизнь светла,
То, о чём чуть слышно шепчут листья,
То, о чём звонят колокола.
Слово это навсегда пребудет
И, пробившись сквозь любой забор,
Даже в каменных сердцах пробудит
Потаённой совести укор.
Слово это и целит, и ранит.
В нём сокрыто жизни существо,
В нём исток всего. Ему конца нет.
Встаньте, я произношу его:
«МАМА!» Из поэмы «Берегите матерей» Расула Гамзатова

V. Итоги. Оценки. Инструкция по домашнему заданию.
Благодарю за урок, обсуждаем оценки, учитываю мнение руководителей групп и учащихся.

Домашнее задание.
Напишите сочинение – эссе:
«Письмо Насте»
«Мама в моей жизни»
«Мое отношение к близким людям. Нужно ли его изменить?»
«Какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ?»

Приложение к уроку

Задание 1 группы:
Вам надо выступить в роли защитника Насти. Задача трудная. Чтобы составить небольшую речь в защиту Насти, у вас есть опорные положения и вопросы:
• настойчивость, решительность, упорство в организации выставки художника Тимофеева
посылала 200 рублей
• Хотела ли бы мать, чтобы Настя жила в деревне?
образованная, начитанная девушка глухая деревня?
• Имя «Настя» с греческого – «воскресающая»
• Понимает ли Настя, совершила огромную ошибку? Когда в ней заговорила совесть?
• Почему она уехала из Заборья крадучись? Чего испугалась Настя?
_________________________________________________________________
Задание 2 группы:
Чужие близкие.
Выстроите цветовую модель художественного пространства. Расположите героев рассказа в порядке близости/дальности к Катерине Петровне. Нарисуйте круги, в центре которых написаны имена героев произведения, надо выбрать и цвет для раскрашивания круга и объяснить свой выбор.
А помогут вам в этом работа по вопросам.
• Кто оказывается рядом с Катериной Ивановной ? Кто эти люди?
• Как относятся к Катерине Петровне Манюшка и сторож Тихон?
• Какие чувства они проявляли к Катерине Петровне? (
• Вспомните, как воспитывал Тихон Манюшку, что он ей говорил?
• Прочитайте слова Тихона, которые он произнёс Манюшке после смерти Катерины Петровны?
• Кого Тихон считает пустым человеком?
• Почему они сказаны именно Манюшке.
• А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы?
• В какой момент проявляется особая душевность молодой учительницы и мы понимаем, что её непременно полюбят в деревне?

Задание 3 группы:
• Какую библейскую заповедь нарушила Настя?
• Вспомните, с какими произведениями на эту тему мы познакомились недавно?
• Вспомните Дуню из повести А.С.Пушкина. В чем сходство жизненных ситуаций, которые случились с Дуней и Насте?
_____________________________________________________________

Задание 4 группы:
• Сколько было послано телеграмм?
• Куда и кем были посланы телеграммы? Какого содержания?
• Почему Катерина Петровна не поверила, что телеграмма от Насти?
• Так о какой же телеграмме идет речь: о первой или второй, отправленной Тихоном Катерине Петровне?
• Как бы вы назвали рассказ?
Категория: Русский язык и литература | Добавил: bhf1976 (2017-05-06) | Автор: Урок по рассказу К.Г. Паустовского E
Просмотров: 1657 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 10:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru