Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
«Пока не стало поздно…» (урок-раздумье) Цель урока: к концу урока учащиеся определят идейное содержание произведения, авторскую позицию, сформулируют личное отношение к поднятой писателем проблеме. Задачи урока: - прочитать рассказ К.Г. Паустовского; проанализировать содержание рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль; помочь учащимся раскрыть идейное содержание произведения; - выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора и характеров героев их поступков; наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь; выделять значимые эпизоды из текста для анализа; выразительно читать; - воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям. Дидактическое обеспечение: а) методы и приёмы: личностно-ориентированный, элементы критического мышления, видеометод, демонстрация, беседа, метод постановки вопросов, проблемный метод, работа в группах. б) оборудование: слайды, формат бумаги А-1, А-4, фломастеры, музыкальная запись, карточки с заданиями и ситуациями. Ход урока. I. Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой. Я рада приветствовать вас на клуроке. Вначале давайте объединим свои мысли, желания и настроимся на творчество. Произносим слова с добрым чувством, улыбаясь друг другу. Свет, свет, свет везде. Свет во мне, и свет в тебе. Радость, радость, радость везде. Радость во мне, и радость в тебе. Счастье, счастье, счастье везде. Счастье во мне, и счастье в тебе. Добро, добро, добро везде. Добро во мне, и добро в тебе. Мы настроились на позитивный лад. Желаю всем сегодня плодотворной работы. II. Стадия вызова. Вступительное слово учителя. С этими словами о добре, свете, радости связано и тема нашего урока, А урок у нас сегодня непростой. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Мы прочитали рассказ «Телеграмма». И сейчас попытаемся ответить на взволновавшие нас вопросы, размышляя над рассказом К.Паустовского. Именно размышляя, а не анализируя, так как рассказы Паустовского предполагают неспешные раздумья над поступками человека, его чувствами и мыслями. Запишите тему урока в тетради. Но прежде, чем пригласить вас к диалогу, я прошу вас удобно сесть, закрыть глаза и, «погрузившись в тишину» представить всех своих родственников, друзей. Представили? А теперь скажите, кто был первым в этом ряду? Кого вы посадили рядом с собой на скамейку. (ответы учеников) Конечно, первой в этом ряду близких нам людей стоит мама. Нет более святого слова, чем это слово. Любовь к маме заложена в нас самой природой и живёт в человек до конца его дней. Место мамы в нашей жизни совершенно особое, исключительное. Мы всегда несли и несём ей свои боль и радость. А она посвящает свою жизнь детям, и дети должны отвечать ей тем же. Но всегда ли это получается у нас? И что мы должны сделать, чтобы глаза матери всегда светились от счастья? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на нашем уроке. Работать мы сегодня будем в группах. Напомните себе правила работы в группах. Правила работы в группе 1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело. 2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения. 3. Умей слушать других. 3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами. 4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении. «Дерево ожиданий» Работа в группах: Вот перед нами – дерево, согретое лучами солнца. У вас есть яблочки – напишите на них, что вы ожидаете сегодня от урока. Каждая группа назовите 3 вещи, которым хотите научиться на этом уроке». По мере того, как пожелания будут исполняться, т.е. яблочки будут созревать, можно их собирать в корзину. Итак, рассказ называется «Телеграмма». «Корзина идей» • Скажите, а что такое «телеграмма»? Назовите свои ассоциации со словом телеграмма? • Вам приходилось получать её? • Почему посылают телеграммы? (нужно сообщить что-то срочное, если стряслась беда, если у человека радость) Словарная работа: Телеграмма – срочное сообщение, передаваемое по телеграфу, а также бланк с таким сообщением. Ридикюль – женская сумочка на длинном шёлковом шнуре, украшенная вышивкой; для рукоделия и различных мелочей, надевалась на руку. Мемориальный – “Вестник Европы” – журнал, выходивший в 1866 – 1918г. Салоп – широкое женское пальто Стеклярус – маленькие стеклянные трубки, нанизываемые на нитку Ветлы - дерево сем. ивовых с узкими, острыми серебристыми листьями; Игровой момент «Запутанное название» Вам пришли телеграммы, но чтобы получить телеграмму вам надо отгадать название произведений К.Г. Паустовского. стльеона клечкоо тлыёпй блхе • А какие ещё произведения писателя вы знаете? Ну что ж, вы справились с заданием –и можете получить телеграммы. Прочитайте, пожалуйста. - Вот телеграмма 1 от ваших сверстников из моей родной школы. - Чтение вслух текста телеграммы 2: «Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца») От кого телеграмма? Телеграмма, ребята, от Константина Георгиевича Паустовского. • Какой смысл вложен писателем в эти слова? Вывод учителя: Родные люди – мать, отец, бабушка, дедушка, без которых, действительно, жить нельзя. Они всегда рядом. Выслушают, поймут, поддержат, помогут добрым словом. Я надеюсь, что эти телеграммы помогут понять основную мысль рассказа, раскрыть авторский замысел и хорошо поработать на уроке. К.Г.Паустовский- писатель замечательный, писатель необыкновенный. Человек, который прошел множество испытаний в жизни сменил множество занятий, побывал в разных уголках России, много путешествовал, был на фронте. Он писал рассказы и повести о природе, очерки о других странах («Живописная Болгария», «Итальянские встречи»). Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Есть у него и рассказы, посвященные А. Грину, А. Чехову, Блоку, Лермонтову, Гоголю. Он был уверен, что главная задача писателя - научить человека видеть не только глазами, но и сердцем. Но всё-таки чаще Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением – и в этом тайна его писательского мастерства. Это писатель, заставляющий нас о многом задуматься, заглянуть в себя, чтобы пройти испытание на человечность. Не случайно этот рассказ русского писателя заставил великую немецкую актрису Марлен Дитрих специально приехать в Советский Союз и встать перед Паустовским на колени. Именно за этот рассказ «голубой ангел» западного кино — Марлен Дитрих упала на колени перед Паустовским и поцеловала ему руку на глазах у изумленного зала Центрального дома литераторов. Замысел рассказа «Телеграмма» был подсказан самой жизнью. К.Г. вспоминал, что поздней осенью поселился в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в своё время гравёра Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка – дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная дочь, Настя, жила в Ленинграде и совсем позабыла о матери – она только раз в 2 месяца присылала Катерине Ивановне деньги. Автор является непосредственным участником событий, которые он описывает в рассказе. Это с ним Екатерина Ивановна выходит в сад в последний раз в своей жизни. Он закрыл ей глаза, когда она умерла. В своей книге «Золотая роза» в главе «Зарубки на сердце» Паустовский писал: «Все обстоятельства, все подробности деревенского дома и осени, все это было в полном соответствии с состоянием Катерины Петровны, с той тяжелой душевной драмой, которую она переживала в последние свои дни». Сам писатель очень часто был вынужден быть вдалеке от матери ( трудные годы, войны). Мать К.Г. умерла от воспаления лёгких в то время, когда сам он заболел сыпным тифом. Когда Паустовский приехал на могилу, то узнал, что через неделю после смерти матери умерла и его сестра Галя. «Сидя у могилы, рядом с полотном железной дороги, - пишет К.Паустовский в биографической «Повести о жизни», - я чувствовал, как содрогалась земля, когда мимо проносились тяжёлые поезда. Должно быть и там, в могиле, мама тревожилась обо мне, как тревожилась в жизни». III. Осмысление. Обратимся к рассказу Беседа по первым впечатлениям. • Понравился ли вам рассказ? • Какое впечатление произвёл рассказ? • Какова тема рассказа? О чем рассказ? (Проблема отношения детей и родителей, в частности, дочери и матери, людей друг к другу. Тема старости и одиночества, взаимоотношения дочери и матери, тема беспамятства, настоящая доброта - какая она? Тема разобщённости и единения людей) Я поняла, что этот рассказ растревожил ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека. Анализ прочитанного.Беседа с выборочным чтением. «Тонкие» и «толстые» воросы • Назовите, пожалуйста, героев рассказа • С чего начинается рассказ? Какая картина представляется? • Прочитаем начало рассказа. Обратимся к рассказу и послушаем музыку П.И. Чайковского музыкальную пьесу «Октябрь» из «Времён года». Все описываемое происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз. Автор рисует мрачную картину: Мрачный, грустный, печальный, серый, неяркий пейзаж. Октябрь холодный, ненастный; крыши почернели; опутанная трава полегла; облетевшие ветлы; тащились рыхлые тучи; сыпался дождь, ни проехать, ни пройти; пастуший рожок затих. Спутанная трава в саду полегла..." (Спутанная, потому что высокая, некошеная, мокрая от дождя.) "Над лугами тащились из-за реки (именно тащились, а не плыли), цепляясь за облетевшие ветлы, рыхлые тучи" (тучи идут низко; они как бы растворяются в пространстве, лишены строгих очертании). "Из них назойливо сыпался дождь" (не лил, а сыпался - дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно, надоедливо, назойливо). • Какая деталь, словно оживляет представляемое? Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно. (“Никак не мог доцвесть подсолнечник у забора”). • Почему именно «подсолнечник», а не подсолнух, как говорят в деревне? (это как бы маленькое теплое солнышко на фоне безотрадной картины поздней осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что-то). • А теперь вернёмся в дом героини. Что в доме старой матери говорит о её одиночестве? Описание комнаты Катерины Петровны. Её жизнь – в далёком прошлом. Обратим внимание на детали интерьера: «пыльный дореволюционный журнал «Вестник Европы», «пожелтевшие чашки на столе», «давно нечищеный самовар», «потускневшие от времени картины». Пейзаж и интерьер схожи • Какие чувства вызывает осенний пейзаж? Интерьер дома? Чем? (Вызывают чувства грусти, тоски, одиночества, беспокойства от неухоженности, ненужности, забытья, заброшенности. Ощущается неухоженность, запущенность) • Для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок? (Автор настраивает читателя на тональность повествования, создает фон, на котором будет разворачиваться действие. Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны). Индивидуальный ответ: • Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет? Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее – известный художник, дом “мемориальный”, она “последняя обитательница” его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго – французского писателя. Добрая – страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери). • Какой вы представляете её в юности, молодости? Отдавая «страусовые перья, сморщенные перчатки, стеклярусную чёрную шляпу» Манюшке, Катерина Петровна вновь и вновь переживает прошлое, ведь эти милые вещицы – частица её судьбы отсвет иной, яркой и богатой на события жизни. Недаром в произведении писатель упоминает об одной знаменитой картине, эскиз которой хранится в доме у Катерины Петровны. Наверняка, такой гордой, таинственной красавицей мы и представляем себе её в молодости. • Какой эпизод доказывает беззаветную любовь к дочери, тоску по ней? • Почему Катерина Петровна вышла впервые за год из дому? В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? • Что может быть у Катерины Петровны в старом ридикюле? Умирающая Катерина Петровна беспрерывно думает о дочери Насте, находящейся в далёком Ленинграде. - Вспомним эпизод короткой прогулки Катерины Петровны: Чтение со слов “Как-то в конце октября…” до “… побрела в дом”. «Катерина Петровна забеспокоилась…» «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён…он облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи…» (Грусть, тоска на сердце у Катерины Петровны. Она вспомнила свою молодость и воспринявший клён как родное существо: он так же одинок и бесприютен, как она). Один критик сказал, что для Паустовского важны не существительные, а прилагательные, эпитеты. • Какие необычные эпитеты вы заметили в этом эпизоде? Эпитет «позабытые как бы подчёркивает одиночество матери. Её тоже позабыли, и звёзды поэтому и смотрят так пронзительно». • Что роднит Катерину Петровну со звездами и кленом в саду? В судьбе клена тоже видна неустроенность, одиночество: «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Метафора и олицетворение помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает (опять параллель) • Сравните два образа «живой» и «одушевлённый». Их состояние. Какая между ними взаимосвязь? (У них одинаковая судьба. Они обречены. Сад «доцветал», Катерина Петровна «доживала») Именно после этой встречи с кленом она решается написать письмо дочери. Просмотр отрывка из художественного фильма «Телеграмма» Сейчас вы прослушаете письмо Катерины Петровны. Слушая его, положите руку на сердце в тот момент, когда вы будете испытывать наибольшее волнение, жалость к Катерине Петровне или какие-то другие чувства. Спасибо вам за неравнодушие. Обратимся к образу Насти. Индивидуальный ответ. • Что вы узнали о Насте, о её жизни, работе, делах? (Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников. У неё много работы: устройство выставок, конкурсов. Она проявляет настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника, помогая ему организовать выставку. Ее здесь ценят, уважают, возлагают на неё большие надежды. Карьеристка. А вот о своей матери она совсем забыла «писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей»). • И что же в ответ, что чувствует дочь, когда получает такие строки? (лишь смутное беспокойство, ей не до матери – старушки и её забот) • Что Настя сделала с письмом матери, когда его получила? • Как вы считаете, были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не поехать к матери? • Осуждает ли Катерина Петровна свою дочь? Почему и как пытается мать оправдать дочь? (Катерина Петровна знала, что Насте не до неё, старухи, «у них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». «Лучше не мешать», - думала.. Она не осуждала свою дочь). • Что в её внешнем облике подчёркивает автор? • Какой контраст возникает в портрете Насти? • Вспомните, как называли Настю художники? Почему? Сольвейг – солнечный путь или луч. За её заботу, требовательность, за умение довести дело до конца. Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. • Почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? • Она, по-вашему, бескорыстна? (выставка предоставляет ей возможность выдвинуться, стать более значимой). • А когда Настя получила телеграмму, почему не открыла старому художнику правду? Она даже не поняла, о какой Кате идет речь. Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у нее умирает мать. Она испытывает неприятное чувство, это нарушило ее планы. • Когда впервые звучит резкое осуждение Настиного безразличия к матери? • Кто видит Настю словно насквозь? • Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя? Образ Н.В. Гоголя введён не случайно. Выдающийся сатирик, как считал Пушкин, обладал удивительной способностью угадывать человека, он словно видит Настю насквозь. • Почему Гоголь называет Настю именно сорока? И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри: доброта ее ненастоящая, показная • Когда она понимает, что совершила огромную ошибку? • Какое слово действует словно пароль для всех? Вот в этот момент и возникает тема неискупной вины перед матерью и проблема настоящей доброты. • Как характеризует Настю её отношение к матери? (Мы наталкиваемся на стену бессердечия, равнодушия, чёрствости, эгоизма) • Ко всем ли, ко всему ли Настя бездушна? (Отнюдь. Она сочувствует скульптору Тимофееву, тратит много времени на организацию его выставки. • Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? (Одно дело – увлекаться работой, делать её от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое – помнить о близких своих, о матери – самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами. Испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.) Групповая работа Задание 1 группы: Вам надо выступить в роли защитника Насти. Задача трудная. Чтобы составить небольшую речь в защиту Насти, у вас есть опорные положения и вопросы: • настойчивость, решительность, упорство в в организации выставки художника Тимофеева посылала 200 рублей • Хотела ли бы мать, чтобы Настя жила в деревне? образованная, начитанная девушка глухая деревня? • Имя «Настя» с греческого – «воскресающая» • Понимает ли Настя, совершила огромную ошибку? Когда в ней заговорила совесть? - Почему она уехала из Заборья крадучись? Чего испугалась Настя? (человеческого суда) Задание 2 группы: Чужие близкие. Вина Насти перед матерью выглядит особенно отчётливо в сравнении с поведением чужих для матери людей, проявляющих искреннюю заботу о ней – Манюшки и Тихона. • Кто оказывается рядом с Катериной Ивановной ? Кто эти люди? • Как относятся к Катерине Петровне Манюшка и сторож Тихон? • Какие чувства они проявляли к Катерине Петровне? (заботу, уважение, привязанность: Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване, Тихон – сторож при пожарном сарае. Хлопотал часто по хозяйству, от жалости, но всё же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья на дрова. Тихону невмоготу было смотреть на «сгорбленную, маленькую» женщину. От имени Насти он, пошептавшись с почтальоном Василием, взял телеграфный бланк и написал телеграмму и принёс Катерине Петровне). • Выстроите цветовую модель художественного пространства. Расположите героев рассказа в порядке близости/дальности к Катерине Петровне. Нарисуйте круги, в центре которых написаны имена героев произведения, надо выбрать и цвет для раскрашивания круга и объяснить свой выбор. • Вспомните, как воспитывал Тихон Манюшку, что он ей говорил? • Прочитайте слова Тихона, которые он произнёс Манюшке после смерти Катерины Петровны? • Кого Тихон считает пустым человеком? (Такой пустельгой оказалась Настя). • Знаете ли вы значение слова «пустельга»? ПУСТЕЛЬГА - 1. Хищная птица семейства соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разговорное, неодобрительно.) • Почему они сказаны именно Манюшке (она ведь тоже дочь). • А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы? (чтобы противопоставить её Насте, увидев похороны, учительница сразу вспомнила и про свою мать, такую же маленькую, вечно взволнованную заботами о дочери, седую, как маленькая старушка в гробу, она остро почувствовала вину дочери и попыталась заменить её, проводив Катерину Петровну в последний путь. Есть на земле люди с добрым, чутким сердцем, которые мимо чужого горя не пройдут никогда. «Там, в областном городе, у нее осталась мать – вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая»). • В какой момент проявляется особая душевность молодой учительницы и мы понимаем, что её непременно полюбят в деревне? Задание 3 группы: Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношений детей и родителей. • Какую библейскую заповедь нарушила Настя? («Чти отца своего и мать свою…»). • Вспомните, с какими произведениями на эту тему мы познакомились недавно? • Вспомните Дуню из повести А.С.Пушкина. В чем сходство жизненных ситуаций, которые случились с Дуней и Насте? Задание 4группы: Вернемся к заглавию рассказа – «Телеграмма». • Сколько было послано телеграмм? • Куда и кем были посланы телеграммы? Какого содержания? Катя умирает. Тихон Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя. • Почему Катерина Петровна не поверила, что это телеграмма от Насти? • Так о какой же телеграмме идет речь: о первой или второй, отправленной Тихоном Катерине Петровне? • Как бы вы назвали рассказ? Вывод учителя. Настя потеряла родного, самого близкого человека – маму. Катерина Петровна умирает, так и не дождавшись свою дочь. Умирает от одиночества и тоски. Ведь Паустовский посылает телеграмму и нам. Это и нам предупреждение: не забывайте о самых близких, которые нуждаются в нас, иначе может оказаться поздно. IV. Подведение итогов. Рефлексия. Итоговая беседа: (просмотр отрывка из кинофильма) • Расскажите, какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ Творческое задание: Перед вами бланки телеграмм. Напишите телеграмму. Кому? Решите сами. Примеры: -Настя, желаю тебе обрести человечность. -Настя, одумайся! Нельзя так поступать! Ведь мама у тебя одна! -Настя, желаю, чтоб душа твоя оттаяла . -Эх ты, сорока. Мне тебя жаль. - Настя, поздно ты поняла свою ошибку. Не дай бог, чтобы с тобой произошло то же самое. -Пустельга. То, что совершила ты – неисправимо. - Настя, желаю тебе обрести человечность. Желаю, чтобы оттаяла твоя душа. Мне тебя жаль. - Настя, одумайся! Нельзя так поступать! Надо любить и почитать свою родную маму, ведь она у тебя одна! - Настя, поздно у тебя душа оттаяла, слишком поздно…и мне тебя жаль. - Печальная история... Ребята, тему произведения мы определили в начале урока. И, я уверена, что от нас с вами тоже зависит, чтобы таких Катерин на Земле стало меньше. У вас есть тоже бабушки, прабабушки, дедушки. А как часто вы звоните им, коротаете вечера за чашкой чая, посвящаете свое время им, тем, кто дарил и дарит вам свою любовь просто за то, что вы есть, за то, что вы родные им люди? Я думаю, у вас остались после урока «зарубки на сердце». Благодаря Паустовскому каждый сумел заглянуть в себя и задаться вопросом: «А я-то не пустельга?» и получить незабываемый урок нравственности. Мне бы хотелось, чтобы вы чаще говорили своим мамам о том, что вы их любите. Попробуйте это сделать уже сегодня. Я не случайно попросила принести фотографии ваших мам. Хотелось, чтобы мамы были соучастниками нашего разговора, чтобы глаза ваших мам вдохновляли вас. Мне очень хочется, чтобы вы чаще говорили своим мамам о том, что вы их любите. Попробуйте сделать это уже сегодня . Придя домой, посмотрите внимательно на свою маму. Пожалейте, приласкайте, обрадуйте, скажите добрые слова, пока не стало поздно. "Есть на свете удивительное существо, перед которым мы в вечном долгу - это мать." Спешите с добром, иначе можно не успеть. Помните о родителях – это ваша святая обязанность перед теми, кто дал вам жизнь. Сейчас, когда вы рядом с родителями, окружите их заботой, теплом, вниманием. Помогайте им справляться с домашними делами. Хорошо учитесь, радуя их своими успехами. Любите своих родных, звоните им почаще, навещайте их, интересуйтесь их делами, рассказывайте им побольше о себе, им интересно знать о каждом шаге вашей жизни. Я хочу, чтобы в вашей жизни никогда не было телеграмм – предостережений. Чтобы никогда не забывали о Маме. Не повторяйте ошибок Насти и помните: пока наши мамы живы – мы счастливы, мы остаемся детьми. Многие из вас сегодня, наверное скажут: того, что произошло с Настей, уж со мной-то никогда не случится. Нет, ребята, этот рассказ – предостережение каждому. Впереди у вас жизнь, и тоже будут неотложные дела, спешка, тоже будет некогда. Звучит песня в исполнении Т. Повали«Мама» РЕФЛЕКСИЯ Обратимся к нашему «Дереву ожиданий». • Посмотрите, какие яблочки с нашего «Дерева ожиданий» созрели, что получилось на уроке? А над чем ещё надо работать? 1. На уроке мне было сложно: сдержать слезы; я не хотел, чтобы мои слезы увидели; не заплакать; понять Настю. 2. Урок помог задуматься: о том, как страшно потерять маму; об одиночестве, доброте и милосердии; о человечности, об отношении к маме; о моих родных; о том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм; почему Настя не поняла, что не деньги нужны были ее маме. 3. Я понял: нельзя быть таким бесчеловечным, как Настя. Нужно заботиться о родных, навещать их; я многого не знаю, и мне многому предстоит учиться, но я никогда не поступлю так, как Настя; старые люди нуждаются в нашей поддержке; я очень люблю свою маму и боюсь ее потерять; нельзя совершать таких ошибок, которые исправить невозможно; я никогда не стану «сорокой» и «пустельгой». «Я хочу подарить Вам частичку души…» Помните! Никого нет ближе и роднее матери! Сегодня мы вернёмся домой, заглянем маме в глаза, найдём для неё добрые и тёплые слова. Все мы в долгу перед нашими матерями. Встаньте все, как есть! Примите стоя Сохранённое в простой красе Слово это – древнее, святое! Встаньте! Распрямитесь! Встаньте все! Как леса встают в часы рассвета, Как травинки к солнцу рвутся вновь, Встаньте все, заслышав слово это, Будто к нам пришла сама любовь! Слово это – зов и заклинанье, И молитва в дальней стороне. Слово это – первый луч сознанья, Стон последний гибнущих в огне. В этом слове – сила бескорыстья, Доброта, которой жизнь светла, То, о чём чуть слышно шепчут листья, То, о чём звонят колокола. Слово это навсегда пребудет И, пробившись сквозь любой забор, Даже в каменных сердцах пробудит Потаённой совести укор. Слово это и целит, и ранит. В нём сокрыто жизни существо, В нём исток всего. Ему конца нет. Встаньте, я произношу его: «МАМА!» Из поэмы «Берегите матерей» Расула Гамзатова V. Итоги. Оценки. Инструкция по домашнему заданию. Благодарю за урок, обсуждаем оценки, учитываю мнение руководителей групп и учащихся. Домашнее задание. Напишите сочинение – эссе: «Письмо Насте» «Мама в моей жизни» «Мое отношение к близким людям. Нужно ли его изменить?» «Какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ?» Приложение к уроку Задание 1 группы: Вам надо выступить в роли защитника Насти. Задача трудная. Чтобы составить небольшую речь в защиту Насти, у вас есть опорные положения и вопросы: • настойчивость, решительность, упорство в организации выставки художника Тимофеева посылала 200 рублей • Хотела ли бы мать, чтобы Настя жила в деревне? образованная, начитанная девушка глухая деревня? • Имя «Настя» с греческого – «воскресающая» • Понимает ли Настя, совершила огромную ошибку? Когда в ней заговорила совесть? • Почему она уехала из Заборья крадучись? Чего испугалась Настя? _________________________________________________________________ Задание 2 группы: Чужие близкие. Выстроите цветовую модель художественного пространства. Расположите героев рассказа в порядке близости/дальности к Катерине Петровне. Нарисуйте круги, в центре которых написаны имена героев произведения, надо выбрать и цвет для раскрашивания круга и объяснить свой выбор. А помогут вам в этом работа по вопросам. • Кто оказывается рядом с Катериной Ивановной ? Кто эти люди? • Как относятся к Катерине Петровне Манюшка и сторож Тихон? • Какие чувства они проявляли к Катерине Петровне? ( • Вспомните, как воспитывал Тихон Манюшку, что он ей говорил? • Прочитайте слова Тихона, которые он произнёс Манюшке после смерти Катерины Петровны? • Кого Тихон считает пустым человеком? • Почему они сказаны именно Манюшке. • А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы? • В какой момент проявляется особая душевность молодой учительницы и мы понимаем, что её непременно полюбят в деревне? Задание 3 группы: • Какую библейскую заповедь нарушила Настя? • Вспомните, с какими произведениями на эту тему мы познакомились недавно? • Вспомните Дуню из повести А.С.Пушкина. В чем сходство жизненных ситуаций, которые случились с Дуней и Насте? _____________________________________________________________ Задание 4 группы: • Сколько было послано телеграмм? • Куда и кем были посланы телеграммы? Какого содержания? • Почему Катерина Петровна не поверила, что телеграмма от Насти? • Так о какой же телеграмме идет речь: о первой или второй, отправленной Тихоном Катерине Петровне? • Как бы вы назвали рассказ? | |
Просмотров: 1657 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|