Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

урок "Станционный смотритель" А.С.Пушкин
Тема: А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

Цели: 1 Выявить нравственные проблемы повести.
2. Осмыслить понятие «нравственность», познакомить с понятием «маленький человек» в литературе
3. Развивать способность эмоционального восприятия произведения.
4. Воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку.



Пушкин унес с собой великую тайну.
И вот мы теперь с вами эту тайну разгадываем.
Ф.М.Достоевский



Ход урока
I Орг. момент

II Вступительное слово учителя
Повести Белкина» были созданы знаменитой болдинской осенью 1830 года. Под общим названием объединены пять повестей («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»). А.С.Пушкин выдает написанные
им повести за произведения некоего И.П.Белкина. Такой авторский прием позволяет Пушкину сохранить в повестях отпечаток простодушного взгляда на вещи. Автор анализирует жизненные ситуации, имеющие решающее влияние на судьбу людей.
Повесть «Станционный смотритель» занимает значительное место в творчестве А.С.Пушкина и имеет большое значение для русской литературы. В ней едва ли не впервые изображены жизненные невзгоды, боль и страдание того, кого называют «маленьким человеком». С неё начинается в русской литературе тема «униженных и оскорбленных», которая познакомит с добрыми, тихими, страдающими героями и позволит увидеть не только кротость, но и величие их душ и сердец.
III Знакомство с повестью.
1. Знакомство с повестью мы начнем с эпиграфа.
Прочитайте эпиграф к повести. (он взят из П.А.Вяземского «Станция». Пушкин изменил цитату, назвав станционного смотрителя «коллежским регистратором (низший гражданский чин в дореволюционной России), а не губернским регистратором, что чином выше»).
- Кто такой диктатор?
- Серьезно ли он говорит? (с иронией в переводе с греч. – притворство, насмешка. Выражение насмешки. Употребление слова под которым подразумевается противоположное значение.


музыка
Погружение в текст
2. - Кто такой станционный смотритель? (зачитываем отрывок от слов «Что такое станционный смотритель?» до слов: «Из их разговоров…»).

Запишите 5-6 ключевых слов или словосочетаний, которые помогут дать их характеристику. («сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общению», «скромные в притязаниях на почести», не слишком сребролюбивые»).



- Что по-вашему, тяжелее всего было в положении этих людей, судя по прослушанной информации и по тому описанию, которое дает Пушкин? Как относились богатые путешественники к станционным смотрителям? (унижение, бесправие, беззащитность. Защитить этих людей некому. К унижению, издевательствам они привыкли)
Образ скромных, услужливых, дрожащих , бесправных, униженных людей в русской литературе представлен образом «маленького человека»



«Маленький человек» – так в литературе называют героев, написанных с людей, которые «не вышли в чины» и терпели унижения от вышестоящих чиновников. Писатели остро чувствовали драму неравенства, на каждом шагу встречая людей униженных и оскорбленных, и не могли пройти мимо них равнодушно. «Маленький человек» у Гоголя, Достоевского, Чехова – актуальная тема, это одна из основных тем русской классики.
- Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина?
Пушкин первым вывел образ этого человека в своей повести. Забитый и терпеливый станционный смотритель, который по вине легкомысленного гусара теряет свое единственное достояние – прелестную, приветливую и любящую дочь, - образ огромной значимости.

3. - Через взаимоотношение Вырина с каким героем Пушкин показал социальное неравенство, судьбу «маленького человека». (Минским)
- Почему люди поступаю так или иначе? Что влияет на их поступки?
И здесь мы можем говорить о том, что есть люди – нравственные и есть безнравственные
- Как вы можете оценить поведение героев?
Здесь необходимо вспомнить такое понятие как нравственность.



- Что же такое «нравственность»? (1 совокупность норм, определяющих поведение человека; 2 моральные качества, то есть это качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые и злые.)
Давайте определим какие поступки совершаю герои повести
А) приезд Минского



Б) болезнь Минского


В) Минский считает себя в праве сказать человеку, вдвое старше его, отцу возлюбленной: «Пошел вон!»
- Какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми» людьми богатого сословия? (с брошенными ассигнациями)

4 - Каким мы увидели его впервые раз? («Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах»).
- Почему С.Вырин будучи бедняком, считал себя счастливым человеком? (дочь-красавица, которой он гордился)
Найдите в тексте другой портрет этого героя. Что изменилось в этом портрете? («Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»).
- Почему так изменился С.Вырин?
- Что вы можете рассказать о дочери?
- Как Дуня ведет себя с проезжающими? Что о ней говорит отец?
- Какие между ними сложились отношения? (отец гордится такой дочерью, он вырастил ее без матери, всему научил сам. Она помощница, создала уют в доме. Благодаря своей красоте, отводит от отца удары, защищает от оскорблений. И пока им хорошо вместе)
- Какую роль играла Дуня в жизни Вырина? («Ею держался весь дом…»)
- Найдите изменения в интерьере.
Рассказ о смотрителе начинается словами «День был жаркий. В трех местах от станции стало накрапывать, а через минуту проливной дождь вымочил меня до нитки».
Найдите, как он заканчивается («Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо, холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев»).


- Почему такие разные картины природы рисует Пушкин? Какова их роль? (природа помогает понять настроение героя, постичь его внутренний мир, радуется вместе с ним и сопереживает).

- Какие качества в Вырине вам понравились? Какие чувства вызывает у вас этот человек? (С.Вырин – человек всеми унижаемый, но исполненный чувства достоинства. Это вызывает уважение к нему, сочувствие к герою).

4 Что подсказывает рассказчику, что не удержится Дуня на станции? (она вела себя, как «девушка, видевшая свет»). Пушкин никогда не вдается в подробное объяснение поступков своих героев, но всегда гениально угадывает, как должен был поступить тот или иной человек в различных ситуациях. И хотя на первом плане в повести изображен сам смотритель, мы с самого начала понимаем, что образ Дуни играет немаловажную роль. И вместе с проблемой «маленького человека» в этом произведении четко просматривается еще одна проблема, имеющая общечеловеческое значение (вспомните поучительные картинки с изображением «блудного сына»), - блудные дети и их судьба.


Найдите описание комнаты, где остановился повествователь. На чем он заострил наше внимание? Почему? (на картинках, где изображена история блудного сына).

Вспомните библейскую «Притчу о блудном сыне» (пересказывают притчу)
Притча – это маленький поучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый должен извлечь сам. Притча – это аллегория в которой слушатели должны узнать себя.



- В чем заключается ее смысл?
- Зачем висят в доме эти картинки? (Здесь как бы предсказывается дальнейшая судьба Дуни).
- Чем напоминает судьба Дуни историю героя этой притчи? (Дуня уезжает из дома, бросает отца).
- С легкостью или болью покидает Дуня родительский дом? (о том, что не с легким сердцем покидала Дуня родительский дом, говорит одна только скупая фраза: «Ямщик… сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте»)
- О чем плакала Дуня?
- Как живется Дуне с Минским? (она счастлива)
- Знает ли Вырин, что Дуня счастлива? (нет. зато хорошо знает как в таких случаях бывает)
Найдите его рассуждение по этому поводу («Не ее первую, не ее последнюю сманил..»)

Отец, будучи уверенным в том, что дочь брошена, несчастна и боится возвращаться к отцу, сам отправляется на ее поиски
музыка

- Какой была первая встреча Вырина и Минского в Петербурге? ( анализ сцены)
А) как ведет себя Минский? (Вспыхивает, извиняется, дает деньги, клянется в верности Дуне).
Б) о чем говорят герои? (о Дуне, о счастье, о том, кому она должна принадлежать)
В) какие аргументы приводит каждый, объясняя почему Дуня должна принадлежать именно ему?
Г) какую ошибку допускает Минский? Что, по-вашему, он должен был сделать, чтобы наладить отношения с отцом любимой женщины?

Анализ 2-й сцены «Последняя встреча с дочерью»
С. Вырин решил во что бы то ни стало увидеться с дочерью. Случай представился быстро.
А) о чем говорит фраза служанки: «К Авдотье Самсоновне нельзя, у нее гости!» (она не замужем, Минский ездит пока к ней в гости)


Б) Какой увидел отец свою дочь? О чем это говорит? Задумался ли об этом Вырин? Почему именно в этот момент автор называет его «бедным»?
В) почему Дуня, увидев отца, не вскрикнула от радости, не бросилась к нему, а упала в обморок? (возможно она испугалась, что отец заберет ее, лишит счастья, пользуясь своим отцовским правом)
Г) как ведет себя Минский? Почему? Может ли это его оправдать?
Д) какие чувства вызывает эта сцена?
- Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?


Отец возвращается домой. Утешился ли он, увидев вполне благополучную Дуню? (он убежден, что рано или поздно, Дуня окажется выброшенной на улицу, и ее ждет судьба блудного сына из библейской притчи)

IV Закрепление
Сравнительная таблица
Притча «Станционный смотритель»
Сын уходит из дома , чтобы жить самостоятельно Отец сам отправляет дочь из родного дома (невольно, случайно),не предполагая, что расстается с ней навсегда
Никто не ищет его Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть ее домой
Образ жизни после отъезда из дома представляет собой безнравственное поведение Живет в Петербурге в роскоши, в богатстве
Радостная встреча сына с отцом Лишь после смерти отца Дуня посещает родные места
Вернулся домой нищий и голодный, осознал свой грех, раскаялся в нем Авдотья Самсоновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо
Примирение с отцом Покаяние и примирение невозможно, так как смотритель умер


- Когда мы встречаемся с Дуней в последний раз? Сбылись ли его опасения? Какой мы видим Дуню на могиле отца? (Дуня возвращается. Но не в рубище, а богатой дамой с детьми, не к живому отцу, а к его могиле)
В конце повести дочь приезжает на могилу отца в роскошном экипаже, она замужем, у нее дети. Да, но что-то заставляет нас усомниться в том, что Дуня счастлива. Например, то, что она плачет и лежит на могиле отца, выдает какую-то глухую грусть. Внешне жизнь ее блестящая, но под этим блеском тонкий художник намечает чувство вины перед отцом и тоску.
музыка


-О чем плакала Дуня на могиле отца? (может сама став матерью, поняла, что в стремлении быть счастливой слишком жестоко поступила с отцом)

Обратите внимание на репродукцию картины «Дуня на могиле отца». Какие чувства вызывает картина ее немого горя?
- Какие бы вопросы вы задали Авдотье Самсоновне, плачущей на могиле отца?
- Какие бы высказали ей пожелания?
- Как эта история связана с вечной проблемой взаимоотношение «отцов» и «детей»?
Сравните с «Возвращение блудного сына». Что общего и в чем разница в изображении героев. (блудный сын раскаялся и прощен, Дуня тоже раскаялась, но поздно. Отец умер, она не получила его прощения, и тем горше ее слезы)

- Какую заповедь нарушила Дуня? Над чем заставляет задуматься ее судьба? (главную заповедь: «Почитай отца своего и мать, - и очень страдает от этого. Судьба Дуни заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед близкими нам людьми…»)
- Счастлива ли Дуня? (невозможно быть счастливой ценой благополучия дорогих, близких людей)
ВЫВОД: отказ от тех, кто дал нам жизнь, есть грех
Прошу всех встать. Мы произнесем клятву, которую, я надеюсь, вы не забудете и будете ей верны:
Любовь к родителям в душе я сберегу.
Тепло родного дома навечно сохраню.

V Работа по группам
1. Какие события произошли в этой повести? Назовите имена героев.
2. Что плохого трагичного в повести произошло? Почему все так случилось? Что оказалось для вас неясным, непонятым до конца во всей этой истории?
3. Какие вы видите положительные стороны в том, что случилось с Дуней и ее отцом? Есть ли они вообще? Аргументируйте.
4. Какие чувства вы испытали читая различные эпизоды? Аргументируйте.
5. Как, по-вашему следовало бы поступить Дуне, чтобы отец не чувствовал себя брошенным? Вообще, в этой ситуации от нее что-то могло зависеть? Аргументируйте.
6. Виноваты ли герои повести друг перед другом? И если да, то в чем? Аргументируйте.

VI Выводы урока

- О чем эта повесть? (о родительской любви; о неблагодарных детях; о «маленьком человеке, сохранившем свое достоинство; запаздалом раскаянии; об ответственности за судьбы других»)


-Чему учит повесть? (сочувствовать ближнему)
- О каких нравственных проблемах повести мы говорили на уроке
1. о проблеме «маленького человека»
2. о взаимоотношении отцов и детей
3. об ответственности за свои поступки
4. о счастье и любви
Повесть «Станционный смотритель» учит уважать и любить человека, учит умению сочувствовать и заставляет думать о том, что мир , в котором живут станционные смотрители, устроен не лучшим образом.
Тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста. «Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними». Как вы понимаете эти слова? Как вы можете соотнести их с повестью?
Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С.Пушкин. он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.


VII Домашнее задание

1 вариант. Напишите рассказ-предположение «Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?».

2 вариант предполагает написание развёрнутого ответа на вопрос «Будет ли Дуня счастлива?».

3 вариант – составление портретной характеристики Дуни Выриной.

VIII Рефлексия

Отметь по каждой шкале то, что относится к тебе

Активно работал
Все понял
Понравился урок
Иногда отвлекался
Не все понятно
Не все понравилось
Совсем не работал
Много не понял
Не понравился урок
Оцениваю свою работу на …
Категория: Русский язык и литература | Добавил: lyudmilamashkovskaya (2017-05-16)
Просмотров: 1784 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 9:46 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru