Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Тема: Телевидение и интернет вытесняют книгу. СПП с несколькими придаточными. Цель урока: формирование читательской грамотности учащихся (в рамках Международной программы PISA); изучение особенностей СПП с несколькими придаточными на основе комплексной работы над текстами социального форума. Задачи урока: 1. Способствовать формированию читательской грамотности учащихся, умению применять знания на практике, читать вдумчиво, извлекая из текста информацию, нужную для функционирования в обществе, знать особенности публицистического стиля; 2. Развивать умение работать в группах, совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать по заданной теме, умение конструировать текст и анализировать его; самостоятельно подбирать материал к выступлению; 3. Воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также умение выступать перед аудиторией. Тип урока: урок формирования умений и навыков при работе с текстом. Структура урока: I. Вводно-мотивационный этап Учитель: Здравствуйте, ребята! Друзья, я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Улыбки ваших милых глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда – талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений – Мы вместе сотворим урок. Сегодня нам предстоит плодотворно поработать. И для начала я предлагаю Вам просмотреть один видеоролик. «Телевидение или книга (социальный опрос)». 1. Как Вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? 2. Свяжите понятия телевидение и книга. 3. Если бы перед Вами стоял выбор, то что бы Вы выбрали? Для работы нам необходимо поделиться на группы. Выходите все в центр класса, пожелания на урок. Выберите из сундучка карточку. 3 группы: 1. Однородное подчинение 2. Параллельное подчинение 3. Последовательное подчинение II. Информационно-операционный этап (организация восприятия и осмысления новой информации) На уроке мы познакомимся с текстом с целью формирования читательской грамотности (в рамках международной программы PISA). На прошлых уроках Вы познакомились со СПП и типами придаточных предложений, поэтому ответьте, пожалуйста, на некоторые вопросы: 1. Какое предложение называется сложноподчиненным? 2.Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному? 3.При помощи чего может присоединяться придаточное предложение? 4. Какие виды придаточных Вы знаете? Изучение темы. Работа в группах. 1. Однородное подчинение Сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением придаточных. При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации). Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения. Например: [В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места], (где она родилась) и (где так памятны были месяцы детства). В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз. Например: (Если будет вода) и (в ней не будет ни одной рыбки), [я не поверю воде ]. (М. Пришвин.) [Вздрогнем], (если вдруг взметнётся птица) или (лось протрубит вдалеке). (Ю. Друнина.) Запятая ставится между однородными придаточными предложениями, не соединенными сочинительными союзами. Например: Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только бредил. (Купр.) Запятая не ставится между однородными придаточными предложениями, соединенными одиночным соединительным союзом (независимо от того, есть ли подчинительный союз или союзное слово при обеих придаточных частях или только при первой). Например: Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни. (Ч.) При повторении сочинительных союзов запятая между соподчиненными придаточными предложениями ставится. Например: Все узнали, что приехала барыня, и что Капитоныч пустил ее, и что она теперь в детской... (Л. Т.). 2. Параллельное подчинение (= неоднородное подчинение) Сложноподчинённые предложения с параллельным подчинением придаточных При таком подчинении придаточные относятся: а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая — к одному из его слов; б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений. Например: (Когда у меня в руках новая книга), [я чувствую], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное). (М. Горький.) [Из мира, (который называется детской), дверь ведет в пространство], (где обедают и пьют чай) (Чехов). При таком соподчинении придаточные предложения отделяются или выделяются запятыми. Например: Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось. (Т.) 3. Последовательное подчинение Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. К этому виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д. Например: [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы], (так как боялись отца), (который тоже был несколько смущён), (хотястарался этого не показывать). (Н. Гоголь) Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей. Например: Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Паустовский). При последовательном подчинении запятая ставится между придаточными частями по тем же правилам, что и между главной и придаточной частью. Например: Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею. (Некр.) Запятая ставится между двумя рядом стоящими подчинительными союзами или между союзным словом и подчинительным союзом, а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов, если за внутренней придаточной частью не следует вторая часть двойного союза то или так. Например: Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух. (М. Г.) Изъятие второй (внутренней) части здесь не требует перестройки первой придаточной части. Если же за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза то, так, то запятая между предшествующими двумя союзами не ставится. Например: Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что еслион протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса. (Кор.) При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п. Например: [Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки) (М. Булгаков). Объяснение учителя: Существуют также сложноподчинённые предложения с комбинированным типом подчинения придаточных предложений. Например: (Когда бричка выехала со двора), [он (Чичиков) оглянулся назад и увидел], (что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать), (куда гость поедет). (Гоголь) Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений. Предтекстовая стадия. 1.исходя из нашей разминки предположите тему текста, с которой мы будем работать? 2. что это может быть за текст (жанр) Учащимся раздается текст: ФОРУМ: КНИГА ИЛИ ТЕЛЕВИЗОР? Ромашка. Есть хорошие слова Д.Лихачева. Вытесняет потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, чтобы вы отвлеклись от забот и повседневных хлопот. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Так что вытесняй, не вытесняй. Книга должна жить! Vlad: Во всем надо соблюдать меру. Книга - это замечательно, спору нет. Но если вообще отказаться от телевизора, то превратишься в "незнайку", который не в курсе событий, происходящих в твоей стране и мире. И иногда нелишне расслабиться, просмотрев интересный фильм или даже мультфильм. Так что если ты живешь в цивилизации, то соблюдай баланс Галочка02: Конечно, книга! Книга точно передает содержание, язык, характер произведения. Фильмы, снятые по произведениям часто отличаются от первоисточника, иногда даже глобально. Они не передают много того, что хотел сказать автор, что он попытался вложить в своё произведение. Когда читаешь книги, особенно классику, даже речь меняется. Они позволяют включить фантазию, стать самому своего рода режиссером и наделить героев различными качествами. В этом, наверное, и заключается польза книги - в развитии мышления. Михаил: Это не вопрос, а ответ. Телевизор лучше. 1.Все там понятно. Например, читая книгу там были брамселя, бом-брамселя, мимселя и т. д. Я, конечно, знал, что это паруса, какие это паруса. Потом я начал играть в ассасин скрид там было видно, что такое брамселя бом-брамселя и т. д. 2. Про грамматику. Когда мы читаем, мы читаем небрежно и нам неважно, что там посередине, главное первая и последняя буква. Это доказано учёными. Там ещё куча причин, почему телевизор лучше книги, почему телевизор скоро вытеснит книгу навсегда. Текстовая стадия. 1.Изучите тексты. 2. Используя диаграмму Венна, расскажите, какая основная информация представлена в текстах. Поиск и извлечение: • Кто из авторов говорит о том, что можно превратиться в «незнайку», если не смотреть телевизор? • Что меняется, по мнению Галочки, когда читаешь книги? Интерпретация и интеграция: o Перечитайте первые предложения каждого текста, выражают ли они сразу точку зрения автора? С какой точкой зрения Вы согласны? Почему? o Почему Михаил приводит пример именно с брамселя? Осмысление и оценка: Что бы Вы выбрали: телевизор или книгу, почему? Согласны ли Вы с тем, что, если перестать читать книги вообще, то мозг человека перестанет развиваться? III. Изучение нового материала 1.Наблюдение над языковыми явлениями. Найдите СПП с несколькими придаточными. Начертите их схемы. Докажите, каков тип подчинения. 2.Формулировка выводов. Оцените, какое из мнений самое аргументированное? При помощи каких языковых средств автор доказывает свою точку зрения? Что делает её убедительной? 3.Первоначальное закрепление Напишите свой блог, используя СПП с несколькими придаточными, выразив своё мнение относительно нашей темы. IV. Рефлексивно-оценочный этап (анализ своей деятельности по достижению намеченной цели, контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний) Рефлексия. Один + и одно пожелание. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… V. Домашнее задание: Работа с текстом: Перед вами текст З. Люстровой. 1. Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать все, чем живёт наша страна, наша планета. 2. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. 3. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. 4. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! 5. От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты. Словарный запас слов русского языка очень богат и насыщен. Это достояние и сокровище нашего народа. Прав был Владимир Луговской, когда он сказал: «Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка». - Определите стиль текста. - Определите тип текста. - Сколько микротем в тексте? -Какая проблема берётся в тексте? -Основная мысль текста? - Найдите номера СПП с несколькими придаточными. Начертите схемы этих предложений. | |
Просмотров: 3024 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|