ГУ Средняя школа № 1 отдела образования акимата города Костаная ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Художественное слово» для учащихся 5 класса Учитель: Франк А.С. 2010 год Пояснительная записка Среди проблем, над которыми работает современная школа, важной является гуманизация процесса обучения, возрождение утраченной нравственной культуры. Я.А. Коменский писал в «Великой дидактике»: «… началом воспитания человеческого рода должно стать облагораживание. Оно означает приобретение благородства не ради внешнего впечатления, но истинного, с весомой пользой для жизни настоящей и будущей». Отличительной особенностью факультативного курса «Художественное слово» является попытка соединить те межпредметные связи, которые, так или иначе, прослеживаются на уроках гуманитарного профиля: литературу, русский язык, музыку, изобразительное искусство. Настоящий факультативный курс предназначен для учащихся 5-х классов, где ведущим принципом образования является формирование ответственной, идейно и духовно нравственной, творчески и интеллектуально развитой личности. Программа факультативного курса «Художественное слово» по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – общекультурной, по форме организации – факультативно-кружковой, по времени реализации – годичной. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время заметно снижены интерес к поэзии, художественному слову. Данная программа направлена на развитие у школьников интереса к творчеству, приобщение подростков к Слову, к литературе, к художественному чтению. Программа создает условия для повышения культурного уровня, профессионального самоопределения, творческой самореализации. Программа учитывает уровень подготовки и развития школьников по предметам гуманитарного профиля. Для успешного овладения программой предлагаются следующие методы и формы работы: экскурсии, теоретические и практические занятия, упражнения по технике речи, анализ лирических произведений, разбор произведения и выразительное чтение, как стихотворений, так и прозаических произведений, работа над орфоэпическими нормами, логическим ударением. В течение учебного года учащиеся выступают на конкурсах чтецов, бывают задействованы в праздничных мероприятиях, литературно-музыкальных композициях. На занятиях в рамках курса будут рассматриваться вопросы: стили и жанры в литературе, драматургия и театр, сущность чтецкого искусства, осмысление позиции автора в произведениях. Использование в ходе урока различных методов и вариантов его проведения: урок-дискуссия, урок-размышление, написание эссе, урок-путешествие, постановка мини-спектаклей и т.д. позволит сделать материал не только познавательным, но и интересным. Цель курса Основной целью курса выразительного чтения «Художественное слово» является воспитание повышенного интереса и любви, как к русской, так и мировой литературе. Задачи курса Среди задач, которые призвана решать данный факультативный курс, наиболее важными видятся следующие: пробуждение творческой фантазии и воображения; совершенствование навыков выразительного чтения художественного текста; расширение кругозора; подъем общекультурного уровня; осмысление роли Слова в системе общечеловеческих ценностей; подъем уровня читательской культуры, воспитание вдумчивого читателя; обогащение лексикона школьников; воспитание интереса к театру, литературе, художественному слову в целом; воспитание культуры речи. Содержание программы №№ Название темы Количество часов 1. Формирование навыков выразительного чтения. Особенности психофизического и речевого развития. Правильность, беглость, выразительность и осознанность. Эмоциональность и глубина понимания текста 2 2. Сущность чтецкого искусства Артикуляция звуков русского языка. Особенности чтецкого слова. Техника речи. Слово и музыка. Два вида чтения на эстраде – театрализация и рассказ. Жанры: устный рассказ, исполнительский цикл, литературная программа, сюжетный цикл. Чтец-рассказчик и литературный материал. Два вида воплощения чтецкого замысла – эстрада и звукозапись. 3 3. Идейно тематический план произведений. Логическое осмысление текста. Подтекст. Подробный пересказ. Художественное рассказывание. Выяснение композиций. Уяснение позиции автора. Работа над образами. Изобразительные средства языка. 3 4. Особенности чтения фольклорных жанров. Сказки, были и легенды. Напевность речи. Тяготение к музыкальному построению фразы. Интонационная близость к исполнению народных сказителей (былинный стиль). Пословицы, поговорки и скороговорки. Русский народный театр. 2 5. 1. Балладное творчество. Жанр баллады в контексте литературы XVIII - XIX веков. Современное научное представление о балладах. Баллада в творчестве Жуковского. Богатство поэтических голосов. Мелодичность, чувство фразы, ощущение ритма всего произведения. 5 6. Выразительное чтение стихотворений. Восприятие и воссоздание в собственном воображении изображенного предметного мира. Устное словесное рисование. Составление рисунков. Разбор произведения, выяснение его композиции, членение на части, куски, пункты. Уяснение особенностей языка автора. Работа над образами. Изобразительные средства языка. Ритм стиха, его выявление в чтении. Особенности чтения тонического стиха. Изохронность стиха. Звуковая организация стиха. Рифма. Виды ритма. Цензура 3 7. Выразительное чтение басни. 1. Чтение басен. Жанровые особенности, действующие лица, синтаксис и лексика, язык, структура басен, обращенность к слушателям. Исполнение басен. Передача речи аллегорических персонажей. Басенный тон. Нюансы интонаций. Повествовательный, разговорный характер исполнения басен. Моралистическая тенденция басен. Прослушивание аудиозаписей. Басни И. Крылова, С. Михалкова.. 4 8. Комедия и трагедия. 2. Особенности античного комедийного жанра. Своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума». Комические персонажи в творчестве У. Шекспира . Виды драматических произведений. 4 9. Особенности чтения сюжетно-повествовательных жанров. 1. Эпическая литература. Роман, новелла, повесть, рассказ. Очерк как самый достоверный вид повествовательной литературы. Массовая и актуальная литература. 4 10. Театр и особенности мировой драматургии. 2. Драматургия – особый род искусства. История мировой драматургии. Становление русского национального театра и русской драматургии. Драматургия А.П. Чехова. Театр в мировой литературе. 4 Итого часов 34 Календарно-тематическое планирование № урока Кол-во часов Наименование раздела, темы. Примерные сроки Тема 1 Формирование навыков выразительного чтения 1 1 Цели и задачи выразительного чтения. 2 1 Выразительное чтение как средство углубленного изучения произведения. Тема 2 Сущность чтецкого искусства 3 1 Особенности чтецкого искусства. 4 1 Слово и музыка. 5 1 Стили и жанры. Тема 3 Идейно-тематический план произведений 6 1 Текст и подтекст. 7 1 Пересказ и художественное рассказывание. 8 1 Изобразительные средства языка и работа над образами. Тема 4 Особенности чтения фольклорных жанров 9 1 Малые жанры в УНТ 10 1 Сказки, были и легенды. Тема 5 Балладное творчество 11 1 Жанр баллады в русской литературе. 12 1 Мелодичность и чувство фразы произведения. 13 1 Баллада в Творчестве Жуковского Тема 6 Выразительное чтение стихотворений 14 1 Жанровые особенности лирических произведений 15 1 Поэтическое творчество А.С. Пушкина 16 1 М.Ю. Лермонтов «Бородино»: ритм и рифма. 17 1 Повествовательная лирика И.С. Тургенева. 18 1 Тема «народности» в творчестве Н.А. Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо?» Тема 7 Выразительное чтение басни 19 1 Жанровые особенности и моралистическая тенденция басен. 20 1 Басни И.А. Крылова: «Ворона и лисица», «Слон и Моська» Новаторство в баснях С.В. Михалкова. «Завидное упорство». 22 1 Прослушивание аудиозаписей. Тема 8 Комедия и трагедия 23 1 Комедии и трагедии в Древней Греции. 24 1 Мировые комедийные авторы. У. Шекспир. 25 1 Сказка-комедия «Умные вещи». С.Я. Маршак 26 1 Трагедия «Клеопатра» И.А. Крылова Тема 9 Особенности чтения сюжетно-повествовательных жанров 27 1 Понятие «эпический жанр» в литературе. Большие и малые эпические произведения. Эпическая поэзия. 28 1 Вальтер Скотт «Айвенго». 29 1 Повести и рассказы М.М. Пришвина «Кладовая солнца» 30 1 Очерк и новелла. Герцен А.И. «Легенда» Тема 10 Театр и особенности мировой драматургии 31 1 Драматургия – особый вид искусства. 32 1 Театр античного мира 33 1 Лубочный театр. Петрушка. 34 1 Современная драматургия. Театр и кино. Требования к уровню подготовки учащихся: Учащиеся должны знать: теоретические понятия, указанные в программе; жанры фольклора и литературы; основных представителей русской и зарубежной прозы и лирики; особенности исполнения каждого жанра историю литературной мысли; историю мирового театра; цели и задачи выразительного чтения. Учащиеся должны уметь: • творчески воплощать литературное произведение в действенно звучащем слове; • увидеть картины, вызванные в воображении словом поэта ли писателя; • определять элементов композиции произведения; • выявлять идейно-тематический план произведения; • понимать, осмыслять авторскую оценку изображаемого; • осмыслить художественно значимые детали, изобразительные средства языка в произведении; • заставить слушателя живо вообразить себе и почувствовать читаемое; • сделать чтение слышным, ясным, приятным для слуха Основная литература: 1. "Методика выразительного чтения". Под ред. Т. Ф. Завадской "Просвещение", Москва, 1977 г. 2. М.А. Рыбникова. Очерки по методике литературного чтения. М., 1985 3. Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. /Л.В.Тодоров. - М., Просвещение, 1995 4. З.Я. Рез. Изучение лирических произведений в школе. Л., 1988. 5. Е.В. Язовский. «Выразительное чтение как средство эстетического воспитания». М., 1983. 6. Соловьева А. М., Завадская Т. Ф. Выразительное чтение в 4—8 классах. М., 1983. 7. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М. 1999. 8. Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. - М., 2004. 9. Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. - М., 1968. Дополнительная литература: 1. В. А. Крутецкий. "Психология обучения и воспитания школьников" "Просвещение", Москва, 1976 г. 2. Войтоловская Э. Л. и Румянцева Э. М., "Практические занятия по русской литературе XIX века" М., «Просвещение», 1975 г. 3. К. М. Нартов, "Зарубежная литература в школе" М., «Просвещение», 1976 г. 4. Л. Н. Симоненко, "Искусство на уроках русской литературы в 4—8 классах" Изд-во «Радянська школа», Киев, 1974 г. 5. Я. А. Роткович, "Вопросы преподавания литературы" Изд-во "Учпедгиз", М., 1959 г
|