Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Твердохлебова Нина Николаевна-учитель русского языка и литературы. Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 5-6 классах на тему: «Устное народное творчество». Цели урока: * Закрепить имеющиеся знания о жанрах устного народного творчества, расширить представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства. * Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания. * Воспитывать в каждой личности необходимость отстаивать свою точку зрения. Методы и формы работы: * Групповая работа * Коллективная работа учителя с классом Образовательные технологии: * Развивающее обучение * Диалоговая технология * Информационная (компьютерная) технология * Групповая технология Подготовительный этап к уроку: 1. Карточки с заданиями и дополнительным материалом 2. Подбор музыкальных произведений 3. Постановка танцевальной композиции 4. Работа над народными костюмами 5. Парты в кабинете расставлены соответствующим образом для групповой работы. 6. Класс делится на 2 группы Ход урока. 1.Психологический настрой учащихся: (слайд 1) Учитель: - Ребята, здравствуйте. Перед вами лежат разные смайлики, выберете смайлик, который покажет, какое сейчас у вас настроение и прикрепите к нашему поезду.(Показ).Я вижу, что у вас отличное настроение, поэтому мы начнём наше мероприятие на позитивной ноте. Ребята, садитесь. -Я рада приветствовать вас на нашем внеклассном мероприятии по литературе .Как вы видите, у нас 2 класса- это учащиеся 5 «А» и 6 «А» классов. Учащиеся 5 «А» класса решили свою команду назвать «Легенды » , а учащиеся 6 «А» свою команду назвали «Сказочные герои». Выполняя мои задания, вы будите получать пазлы с цифрами, укладывать из на своем белом листе бумаги, собирая картину в единое целое. По окончанию нашего соревнования у вас должна получиться большая картина. Кто соберет больше пазлов, будет считаться победителем нашей игры. 2.Нахождение темы внеклассного мероприятия -Тему мы с вами узнаем только тогда, когда отгадаем кроссворд. Он составлен из отгадок к загадкам. -Будьте внимательны! Отгадывая кроссворд, вы начинаете получать свои первые пазлы. Итак, мы начинаем!(Слайд 2) _________________________________________________________________________ 1.Богатырь из сказки этой Имя носит стариной воспетое. Враг его- Картаус- злодей, Ворует он девушек и обижает зверей. (Финист. Сказка «Финист- ясный сокол») 2.Внутри его водица, С ним не хотят водиться, И все его подружки- Пиявки да лягушки! Водорослям и зарос Добрый дедушка…….( Водяной) 3.И в какой же это сказке Печка едет, как салазки? Уплетая калачи, Едет парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне. (Емеля) 4. Отвечайте на вопрос: кто в корзинка Машу нес? Кто садился на пенёк? Кто хотел съесть пирожок? Сказочку ты знаешь ведь? Кто же это был?...... (Медведь) 5. В дремучем лесу, на болоте Вы ее непременно найдете. Не рыбка она, не лягушка, Моя дорогая подружка. Стройная фигурка, зовут её ………………(Кикимора) 6. Шла морозная зима. В проруби, у озера Серый хвост кума-лиса Кому отморозила? (Волк) 7. Он гулял по лесу смело. Но лиса героя съела. На прощанье спел бедняжка. Его звали………………………. (Колобок) 8.Что за сказка: кошка, внучка, мышь, еще собака Жучка Деду с бабой помогали- корнеплоды собирали? (Репка) 3.Подача новых знаний -Ребята, давайте вспомним, что такое фольклор? (Это устное народное творчество.) Тема нашего урока-устное народное творчество. (Слайд 3) -А что такое устное народное творчество? (Слайд 3). (Произведения придумал народ и передавал их из уст в уста) -Как вы понимаете, выражение "из уст в уста" (один человек рассказывал другому, другой третьему, и т.д.) Каковы цели нашего урока?(Мы должны показать свои знания в устном народном творчестве, знать жанры фольклора, быть дружными и сплоченными). (Слайд 4) -- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в далекое-далекое прошлое! В то время, когда люди еще не умели ни читать, ни писать, а передавалось все устной форме. Устное народное творчество – это начало всех начал. Поэтому мы подведём итоги, обобщим наши знания, умения, полученные на уроках литературы по теме «Устное народное творчество». Возникло устное народное творчество очень давно, в глубокой древности, когда люди еще не знали письма. Поэтому произведения словесного народного творчества долгие столетия передавались от одного человека к другому устно. (Слайд 5,6). Эпилогом к нашему уроку будут следующие слова Иосифа Бродского: (Слайд 7) «Народный фольклор-душа искусства» Иосиф Бродский. - Какие жанры относятся к устному народному творчеству? (Слайд 7) -С какого малого жанра фольклора мы начали наш урок? (загадки). А что такое загадки? (Стишки, с помощью которых мы задаем вопрос и ждем ответ) Загадки – жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ. Как правило, большинство загадок построено на перечислении признаков загаданного предмета. Народная мудрость гласит: «Самое лучшее в загадке-это отгадка» (Слайд 7) -Я вижу вы знаете много малых жанров фольклора. Начинаем нашу игру, а вы продолжаете собирать и складывать пазлы в картину.(1 правильный ответ-1 пазл) -Первый конкурс называется «Разминка». 1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Скороговорка 2. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Пословица 3. Потягуни-потягушечки, От носочков до макушечки! Мы потянемся-потянемся, Маленькими не останемся! Вот уже растем, растем, растем! Вот как выросли! ( Пестушка, комментировать ответ) (Слайд 8) 4.Ты умница, разумница Ты умница, разумница, Про то знает вся улица, Петух да кошка, Да я немножко. (Потешка, комментарий ученика,) (слайд 8) 5. Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенки поет, Шишка вдруг упала - прямо мишке в лоб. Мишка рассердился, и ногою - топ! (Прибаутка, комментарий ученика) (Слайд 8) 6. Солнышко - вёдрышко, Выгляни в окошечко! Солнышко, нарядись! Красное, покажись! (Закличка, комментарий ученика) (Слайд 8) 7.Из-за леса. Из- за гор едет бабушка Егор. Скрюченные ножки, в поясе сапожки, А на этих ножках скрюченная кошка, На бабкиных ручках тапочки и брючки, А на скрюченной лошадке две ободранные шапки. (Небылица), комментарий ученика) (Слайд 8) 8. Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю: Придет серенький волчок, Тебя схватит за бочок И утащит во лесок, Под ракитовый кусток; Там птички поют, Тебе спать не дадут. ( колыбельная песня) (Слайд 8) 9. . Ленка- пенка, Голая коленка, Пошла через мостик, Потеряла хвостик. Дразнилка 10. Раз, два, три, четыре, Кошку грамоте учили: Не читать, не писать, Мышек по углам искать. Считалка 4.Пословицы и поговорки -- Одним из жанров устного народного творчества являются пословица и поговорка. -Ребята, как вы понимаете значение слова пословица? ( Пословицы-краткие изречения, в которых народ высмеивал недостатки человека :жадность, глупость, неумение дружить и общаться, или учит человека чему-нибудь .) (Слайд 9) -. Пословицы хранят народные представления о вреде и пользе, уме и глупости. Они помогают нам понять историю народа, учат любить Родину, быть честными и трудолюбивыми, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни. А что такое поговорка? (Предложения, которые люди используют для приговаривания) (Слайд 9) Поговорка — образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое - либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла ( Семь пятниц на неделе ). Как отличить пословицы от поговорок? ( пословицы-законченные ,цельные предложения, а поговорки могут быть незаконченными предложениями. Они служат для красоты речи. Например, пословица- ЧТО ПОСЕЕШЬ,ТО И ПОЖНЕШЬ, поговорка-КОГДА РАК НА ГОРЕ СВИСНЕТ (значит: неизвестно когда), ОСТАТЬСЯ У РАЗБИТОГО КОРЫТА(значит: остаться ни с чем). -Да, правильно? А.С.Пушкин восклицал: «Что за золото пословицы русские…» А.С.Пушкин «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке….» А.С.Пушкин -Следующее задание называется «Надо подумать!». Задание для учащихся 5«А» класса я приготовила в двух конвертах: в первом конверте-начало пословиц, а во втором-окончания пословиц. Вы должны правильно соединить начало пословиц иконец. -А учащиеся 6 «А» класса должны закончить поговорки, дописав их на листе. За каждый правильный ответ-1 пазл Время: 2 минуты 5.Считалки -Давайте поговорим о следующем жанре фольклоре-это считалки. Что такое считалки?( Считалка - стишок, в результате которого определяются места участников в детских играх.) ( С лайд 12) -Ребята, следующий конкурс называется «Мы поэты» и сейчас мы представим себя в роли поэтов, мы попробуем сочинить считалки, две строчки в наших считал как есть, вам надо сочинить ещё две строчки .(Слайд 12) Кто сочиняет лучше-2 пазла, кто хуже-1 пазл ; Время: 2 минуты 5 «А» класс 1.Раз, два, три, четыре, пять, 2.Мне пора вас посчитать…. 3.__________________________ 4.__________________________ 6 «А» класс 1.Раз, два, три, четыре, 2.Пахнет ёлкою в квартире… 3.___________________________ 4.___________________________ 6.Былины. -Ребята, а что такое былины?(Исторические песни про богатырей) (Слайд 13) -Да, верно ,былины-это эпическая песня о богатырях, рассказ о том ,что бывало раньше. Каких богатырях были сложены былины? (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка и другие.) -Да, вы правы, на основе этих легенд были нарисованы знаменитые мультфильмы «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и «»Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Наш следующий конкурс называется «Озвучивание». Сейчас вы увидите отрывок из некоторых мультфильмов, но там отсутствует звук. Ваша задача-просмотреть данный отрывок и озвучить его. Причем слова вы придумываете сами, слова могут быть и смешные. (За лучшую озвучку команды получают 2 пазла, за худшую озвучку-1пазл.) 7.Физминутка. Игра «Найди пару».(Слайд 14) (Надо найти пару среди героев сказок,былин) 1.Лиса Волк 2.Иван-царевич Царевна -лягушка 3.Дедка Репка 4.Мышка, лягушка, ежик, заяц, лисичка Теремок 5.Алдар косе Бай 6.Соловей-разбойник Илья Муромец 7.Машенька Медведь 8.Снегурочка Костёр 9.Сестрица Алёнушка Братец Иванушка (Звучит веселая музыка). 8.Сказки. -Ребята, а какой вид фольклора мы сейчас использовали?( Мы использовали сказки.) -Продолжаем вспоминать знания о сказках. А.С.Пушкин говорил: Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. А.С.Пушкин. Сказка-занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. (Слайд 15) 1.-Ребята, вы знаете, что у каждой сказки есть зачин и концовка сказки. Я перепутала все зачины и концовки из разных сказок. Ваша задача: учащиеся 5 «А» класса должны Выписать цифры предложений, которые являются концовками сказок, а учащиеся 6 «А» класса должны найти все цифры предложений, которые являются зачином сказок. На выполнение этого задания дается 1 минута. За каждый правильный ответ, по 1 пазлу (Слайд 16) 1.За тридевять земель, в тридесятом государстве…. 2. Стали они жить-поживать, да добра наживать… 3.Жили-были… 4.Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало… 5.В некотором царстве, в некотором государстве… 6.Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец…. 7.Живало-бывало… 8.Это будет не сказка, а будет присказка… 9.Ну, сказка вся, боле врать нельзя… 7.Правильный ответ : 5 класс: 2,4,6,9. Концовка 6 класс: 1,3,5,7,8. Зачин 2.-Про сказки можно говорить бесконечно много. И поэтому я придумала для вас ещё один конкурс про сказки. Он называется «Читаем по губам». Сейчас мы оденем на одного из учеников команды наушники, включим музыку и он ничего не будет слышать. А другой участник команды должен по его губам угадать название русской или казахской народной сказки. Время- 1 минута. Вы должны за 1 минуту угадать как можно больше названий сказок. Сколько угадаете сказок, столько получите пазлов. 2)Следующий конкурс называется «Читаем по губам».(Слайд 17) (Время выполнения 1 минута) 1.По щучьему веленью. 1.Репка. 2.Колобок. 2.Мальчик с пальчик. 3.Бобовое зёрнышко 3.Зимовье зверей. 4.Журавль и цапля. 4.Маша и медведь. 5.Царевна-лягушка. 5.Теремок. 6.Курочка-ряба. 6.Гуси-лебеди. 7.Сивка-бурка. 7.Заюшкина избушка. 8.Жар –птица. 8.Снегурочка. 9.Морозко. 9.Летучий корабль. 10.Волк и семеро козлят. 10.Конёк-горбунок. 11.Лиса и волк. 11.Три медведя. 9.Скороговорки. -Далее поговорим о следующем виде малого фольклора. Угадайте, о чем будет сейчас речь? (Слайд 18) (Это скороговорки). 1. Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят. Скороговорка – это народно-поэтическое произведение, построенное на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и чёткое произнесение слов.(Слайд 18) -Задание у вас такое: перед вами 5 скороговорок. Сейчас , в течении 5 минут один ученик из каждой команды должен выучить одну любую скороговорку и быстро ее произнести. , кто справляется лучше, получает-2 пазла, кто хуже-1 пазл. Время:5 минуты. 1.Чем чаще чищу, чем чашка чище. 2.Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. 3.Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапку шишкой сшиб. 4.Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. 5.Ксюша не Саша сушки на шоссе сосать. 10.Дразнилки. (Слайд 19) -Ребята, а пока они учат скороговорки, мы переходим к малому жанру фольклора-дразнилки .Вы заранее подготовили дразнилки про ваших одноклассников. Все участники классов читают дразнилки и получают по 1 пазлу. (По 7 дразнилок). Дразнилки не должны быть слишком обидные. ( Показ видео) 11.Конкурс капитанов. (Слайд 20) -Задание для наших капитанов. Передвигаясь по одному шагу, вы двигаетесь вперед, называя все малые жанры фольклора. Капитан команды, который уйдет дальше, получит 2 пазла, проигравший-1 пазл. 12. Рефлексия. (Слайд 21) 13.(Слайд 22) | |
Просмотров: 2088 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|