Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Курманалина Г.К. учитель русского языка и литературы ШГ №17 им.А.Курманова Формирование активной гражданской позиции учащихся. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина Казахстана с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа. Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско – патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим достижениям и достойным страницам прошлого. Главной целью воспитательной работы школы является: Создание условий для формирования Казахстанского патриотизма, гражданственности, толерантности, духовно – нравственной, физически здоровой, социально активной личности. Обеспечение открытого информационно – образовательного пространства для саморазвития, самореализации, готовности к участию в познавательной и творческой деятельности учащихся. Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности. В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир казахстанской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Уроки «Познание мира», «Самопознание», классные часы, спортивные секции, участие в акциях «Ветеран живет рядом», «Забота» позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру че¬ловека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином сво¬его Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые по¬зволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны. Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые ком-петентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют классные часы, занятия Правового всеобуча, участие в акциях «Ветеран живет рядом», «Забота». Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих проектов. На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, проис¬ходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача на данном этапе состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни. Интегрированный характер уроков «Человек, общество, право», часы общения, правовой всеобуч, ученическое самоуправление, участие в акциях «Ветеран живет рядом», «Забота»по¬зволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни. На таких занятиях подрост¬ки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражда-нина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.). Традиционными в школе стали участие старшеклассников в конкурсах «Дебаты», «Я гражданин», «Көшбасшы» и др. Таким образом, стержень гражданской позиции закладывается в подростковом возрасте, когда ребенок находится в наших руках, и с каким багажом, с какими убеждениями и принципами он пойдет по жизни, главным образом зависит от нас педагогов и воспитателей. Здесь мы не в коей мере не должны снимать ответственности с родителей, но тем не менее призваны и обязаны сделать все от нас зависящее, чтобы повлиять на формирование активной, а не пассивной гражданской позиции. Так как одним из критериев гражданской позиции являются поступки и деяния людей. И само моральное сознание человека нельзя рассматривать в отрыве от его поступков, в которых проявляются ценностные ориентации личности. Поэтому информация о направленности жизненной позиции может быть получена в процессе исследования различных форм деятельности людей, и это вполне согласуется с требованием судить о помыслах и чувствах по действиям личностей. Мы можем сделать вывод, что формирование активной гражданской позиции личности — центральная задача нравственного воспитания, в которой концентрируются усилия общества по воспитанию духовно-нравственного облика человека, отражается эффективность идеологической работы всех общественных организаций. Это свидетельствует не только о большом значении для всей системы нравственного воспитания этой проблемы, но и о сложности ее решения. | |
Просмотров: 507 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|