Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
«№42 жанында интернаты бар жалпы орта білім беретін мектеп» КММ Семей қаласы Саркенова Нуржанат Оралхановна Санаты: екінші санат Орыс тілі мен әдебиет пәні мұғалімі Сынып: 5 «А» Мақсаты: Познакомить с творчеством Н. Носова, формировать индивидуальный опыт самостоятельного чтения, научить определять главную мысль произведения, обогащать словарный запас новыми словами, развивать чувство юмора, воспитывать доброту, человечность, стремление получать новые знания. Тема урока. Н.Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи» (Отрывок из книги «Приключения Незнайки и его друзей») Класс: 5 «А» Цель: познакомить с творчеством Н. Носова, формировать индивидуальный опыт самостоятельного чтения, научить определять главную мысль произведения, обогащать словарный запас новыми словами, развивать чувство юмора, воспитывать доброту, человечность, стремление получать новые знания. Задачи: - расширить и углубить знания учащихся по теме Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи», развивая чувство юмора, логическое мышление, память, диалогическую и монологическую речь, воображение;развивать речь учащихся. - корректировать полученные знания учащихся по данной теме на основе предложенных заданий, выразительного чтения, обогащающих словарный запас учащихся новыми словами на уроке; - воспитывать культуру речи, прививать интерес к предмету и чтению художественной литературы и уважительное отношение к товарищам, любовь к труду. Планируемые результаты: Предметные: узнают об авторе Н.Н.Носове и о литературных героях сказки - научатся читать произведение с листа и по памяти с соблюдением литературных норм, соотносить поступки героев с нравственными нормами; получат возможность учиться выборочному пересказу. Метапредметные Регулятивные: уметь ставить цель и планировать свою деятельность на уроке с помощью учителя; уметь работать во времени; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь осуществлять самоконтроль, самооценку. Коммуникативные: корректно строить речь при решении коммуникативных задач, формулировать собственное мнение и позицию; Познавательные: – уметь ориентироваться в тексте, выделять в нём существенную информацию, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме; Личностные УУД:проявлять интерес к новому учебному материалу; - ориентироваться в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Оборудование: Учебник: «Литературное чтение», компьютер; проектор; презентация к уроку, карточки для работы в группе; выставка книг произведений Н.Н.Носова, иллюстративный материал, фломастеры, толковые словари, картинки, плакаты, листы учета, шляпа. Ход урока. I. Организационный момент. Психологический настрой «Кувшин счастья». II. Актуализация знаний. Приём «Мозговой штурм 1.Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака. «Вот какой рассеянный!» 2.Что делает его смешным? 3.Какие забавные случаи происходили с главным героем? 4.Стихотворение не только рассмешило нас, но и заставило задуматься. Как вы думаете о чем? 5.Как автор относится своему герою? 6.Какой эпизод изображен на картине? 1. Определение темы урока: Погружение в урок. 1. Коротышка озорной, В яркой шляпе голубой. Неумейка и зазнайка, И зовут его…. Незнайка. Тема: Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи» « Если есть труд – будет и успех» - Как вы понимаете смысл этого высказывания? - Пусть эти слова будут девизом нашего урока. - Кто автор произведения? (Н. Н. Носов) - Найдите его портрет. - Какие произведения Носова вы знаете? Определение цели урока: - Цель: Познакомиться … (с новым произведением). Дополнительная информация о трилогии Носова. - Ребята, это новое произведение всего лишь отрывок из трилогии романа-сказки «Приключение Незнайки». Трилогия – это три произведения, объединенные одной идеей. В трилогию «Приключения Незнайки» входят «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». - Как вы думаете, в какую из этих трех книг входит наш отрывок? (Первая книга трилогии «Приключения Незнайки и его друзей» Состоит из нескольких глав: КАК НЕЗНАЙКА БЫЛ МУЗЫКАНТОМ, КАК НЕЗНАЙКА БЫЛ ХУДОЖНИКОМ, КАК НЕЗНАЙКА СОЧИНЯЛ СТИХИ, КАК НЕЗНАЙКА КАТАЛСЯ НА ГАЗИРОВАННОМ АВТОМОБИЛЕ и др.) - Постарайтесь найти время и прочитать всю трилогию романа-сказки. Беседа о главном герое. - Кто главный герой этой сказки? (Незнайка) - Как вы это узнали? (По названию) «Правила работы в группе» 1. Уважай различные мнения. 2. Выслушивай, не перебивая. 3.Помогайте друг другу в случае затруднений. 4.Избегай прямых указаний. 5. Тактично исправляйте ошибки друг друга. - Дома лидеры каждой группы выполняли задание. 1 группа - биографы , 2 группа – артисты, 3 группа – исследователи. - Волшебники, как известно, бывают разные: добрые или злые. Почему Н. Носов – добрый волшебник? Да потому, что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан всей планеты. - Биографы расскажите, какие интересные факты из жизни писателя вы знаете? III. Восприятие и осознание нового материалагруппа биографов Н.Н.Носов - детский писатель, драматург, сценарист(1908-1976) родился в Киеве 23 ноября 1908 года. Какое-то время семья жила в маленьком поселке Ирпень, потом снова вернулась в Киев. Увлечения школьных лет были многообразны: музыка, пение, любительский театр, сочинительство для рукописного журнала «ИКС», а также химия, шахматы, радио, электроника, фотография. Позже Носов продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Мечтал стать музыкантом, потом химиком, но к двадцати годам поступил на режиссерский факультет, где учился его старший брат Петр. Работал кинорежиссером, художником-мультипликатором. В годы Великой отечественной войны снимал фильмы на линии фронта. Поставил несколько учебных фильмов для Советской Армии. В 1943 году был награжден Орденом Красной звезды. В литературу пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы. В 1969 году награжден Государственной премией РСФСР им. Н.К.Крупской за трилогию о Незнайке. Стратегия «Чтение с остановками» работа в группе Группа – артистовЧтение отрывка рассказа учениками 1. Сценка. 2. Беседа по- услышанному: - Кем хотел стать Незнайка в этой сценке? (Поэтом) - А до этой истории кем он хотел быть? (Худ, муз.) - Понравилось ли вам произведение? - Что особенно понравилось? - Кто учил Незнайку сочинять стихи? - Что вызвало ваш смех? - Правильно ли Незнайка подобрал рифмы в своих стихах? - Кого из героев было жалко? - Перечитайте стихи, которые сочинил Незнайка про своих друзей. - Что сказали друзья? Они сказали, что это не стихи, а какие-то дразнилки. Согласны ли вы с друзьями Незнайки? Объясните свое мнение? Группа – исследователи Нашли слова в толковом словаре, что означает каждое слово, которое нам было непонятно. Словарная работа Авоська - Сетчатая сумка для продуктов или небольших вещей, сплетенная из шнурков, нитей. Издевательство - Злая, оскорбительная насмешка, обидная шутка. Дразнилки - Произносимый нараспев стишок, которым дразнят кого-л. Обидное имя, прозвище и т.п., которым дразнят кого-л. Рифма – складность и созвучие концов стихотворных строчек. Звуковой повтор в конце строчек стихотворения Юмор - добродушно-насмешливое отношение к чему-л., умение подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное в жизненных явлениях. Словарная работа: подбирать – таңдапалу; сочинять – шығару, жазу; сочинять стихи – өлеңжазу; смысл – мән, мағына IVЗакрепление урока Группа – биографы. Задание Работа над личностью Незнайки.Стратегия «Кластер» можно применить - Незнайка всех обманывает, хвастается, не хочет учиться. Почему же он главный герой? Давайте обсудим это? Положительные черты. Высказывания детей.(К тому же Незнайка подвижен, любопытен, открыт, общителен и не лишён талантов, способный, разносторонний, и рисует, и стихи сочиняет.) Судите сами, первый раз взяв в руки кисти и краски, он за одну ночь нарисовал портреты всех своих друзей…. Или его поэтические опыты. Ведь буквально накануне он ещё не знал, что такое «рифма», а решил вот посвятить себя литературному творчеству, и, можно сказать, сразу же создал стихи. Да. Вот он какой, Незнайка! Разносторонний, любознательный, неунывающий и, главное, невероятно похожий на любого (совсем даже не сказочного, а реального) мальчишку.) Группа – артисты.Написать отрицательные черты характера Незнайки (озорной, неусидчивый, высмеивает других, не доводит дело до конца, хвастливый, лентяй, всегда попадает в разные переделки, баловный.) Группа – исследователи - Написать все черты характера Незнайки (любознательный, активный, подвижный, веселый, умный, способный.) Незнайка — самый известный коротышка Цветочного города. Это живой, обаятельный и узнаваемый мальчишка. Он такой хвастунишка, лентяй и бузотёр, что из-за своего характера постоянно попадает в разные переделки.К тому же Незнайка подвижен, любопытен, открыт, общителен и не лишён талантов Судите сами, первый раз взяв в руки кисти и краски, он за одну ночь нарисовал портреты всех своих друзей. То, что у него получилось, говорит лишь только о своеобразии его художественного дара. Игра «Микрофон» В нашей сказке Незнайка был поэтом, а я предлагаю вам стать Незнайкой—корреспондентом и взять интервью у своих товарищей о прочитанном произведении. Обучающиеся по очереди надевают шляпу, берут микрофон и задают друг другу вопросы. Например. Кто автор произведения? Чему нас учит произведение? Какие персонажи запомнились. Проверка восприятия текста. - Понравилось ли вам произведение? - Что особенно понравилось? - Кто учил Незнайку сочинять стихи? - Что вызвало ваш смех? - Правильно ли Незнайка подобрал рифмы в своих стихах? - Кого из героев было жалко? - Перечитайте стихи, которые сочинил Незнайка про своих друзей. - Что сказали друзья? Они сказали, что это не стихи, а какие-то дразнилки. Согласны ли вы с друзьями Незнайки? Объясните свое мнение? Чему мы можем научиться у Незнайки? Работа над пословицами. Коллективная работа над пословицами. Выберите из предложенных пословиц наиболее подходящую к прочитанному произведению • Мало хотеть, надо уметь. • Хвастать - не косить, спина не болит. • Одно дело делаешь - другого не порть. • И готово, да бестолково. • Плохая шутка до добра не доведёт. • Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят. Вывод: раскрывает смысл прочитанного произведения пословица: Плохая шутка до добра не доведёт. - Чем стихи отличаются от прозы (рассказов)? (Есть рифма.) - Что такое рифма? Света, повтори ещё раз. - Как объяснил это Цветик. (стр. 36) - А можно сразу, не читая сказку найти стихи в ней? Попробуйте это сделать. Откройте книги для чтения на стр 35-39. Эту сказку вы будете читать дома. А сейчас найдите в ней стихи. - Как вы их нашли? (Написаны в столбик) - Прочитайте их. - Как вы думаете, легко ли сочинять стихи? - Сейчас поиграем в рифмы. -Каждая группа к своему названию подбирает рифмы. РОМАШКИ - мурашка, кармашка, рубашка, мордашка, промокашка, барашка, дворняжка, бумажка, чашка, костяшка, фуражка, деревяшка, старикашка, затяжка, бедняжка, мурашка, портняжка, ледяшка, таракашка, тройняшка ВАСИЛЬКИ – кошельки, огоньки, пузырьки, стебельки, рюкзаки, колпачки, узелки, пустяки, старики, топольки, угольки, плавники, лесники, пареньки. МАКИ - собаки знаки браки, драки раки мраки лаки фраки макаки зеваки злаки зодиаки писаки враки сайгаки поляки гуляки бяки забияки кривляки кусаки Составление «Синквейна» - Молодцы с рифмой вы справились! А теперь составьте пятистишье «Синквейн» 1 группа: Незнайка Известный, забавный Слоняется, сочиняет, рассказывает Незнайка хотел научиться Труд 2 группа: Цветик Интересный, способный Помогает, думает, соглашается Цветик – хороший поэт Друг 3 группа: Знайка Главный, умный Читает, знает, учит Чтение – лучшее учение Книга Итог урока. Учитель: Сегодняшнюю нашу работу над произведением Носова я бы хотела подытожить стихами про Незнайку: Прежде чем промолвить слово, Ты все взвесь и не спеши, Чтобы все сказать толково Все обдумай и реши. Хоть случайно, хоть шутя, Вежлив будь с людьми всегда. В жизни истина одна – Не болтай впустую зря! Знания – вот это сила, Грамотность всегда нужна. Разум, мудрость, похвала – - Ребята, над каким произведением мы сегодня работали? - Кто его главный герой? - Каково ваше отношение к Незнайке? - Что бы вы посоветовали Незнайке? (Учиться, дружить…) - Как помочь человеку, если он ошибся? (Поговорить, пожалеть…) - Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? - Чему учит рассказ Николая Носова? - Что вы узнали на уроке нового? Девизом нашего урока были слова: « Если есть труд – будет и успех» Подведем итог нашего урока. -Какого успеха добился каждый из вас? Домашнее задание по выбору. 1.Сочините и запишите стихотворение о любом герое Цветочного города. 2. Прочитайте произведение и подготовьте его пересказ (страница 88 -92). 3. Выполнить задание №1 на странице 93, №2 странице 93 в рабочей тетради. Работа со шкалой самооценки. -В лист самооценки оцените себя как ты работал на уроке напишите. Отметьте, каковы ваши знания по этой теме урока. Самооценивание - активно участвовал - было интересно - было понятно - узнал новое Н.Н.НосовДетский писатель, драматург, сценарист(1908-1976) родился в Киеве 23 ноября 1908 года. Какое-то время семья жила в маленьком поселке Ирпень, потом снова вернулась в Киев. Увлечения школьных лет были многообразны: музыка, пение, любительский театр, сочинительство для рукописного журнала «ИКС», а также химия, шахматы, радио, электроника, фотография. Позже Носов продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Мечтал стать музыкантом, потом химиком, но к двадцати годам поступил на режиссерский факультет, где учился его старший брат Петр. Работал кинорежиссером, художником-мультипликатором. В годы Великой отечественной войны снимал фильмы на линии фронта. Поставил несколько учебных фильмов для Советской Армии. В 1943 году был награжден Орденом Красной звезды. В литературу пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы. В 1969 году награжден Государственной премией РСФСР им. Н.К.Крупской за трилогию о Незнайке. 9. Профессиональная мини-проба 9.1 Работа с рифмой - В каком городе жили коротышки? (Цветочном) -Почему он так назывался? (Вокруг каждого дома росли цветы) - Молодцы, вы хорошо работаете, и мне не терпится вам сейчас же раздать цветочные Задание 3. «Почемучки» - Сейчас я буду выполнять рольПочемучки, а вы будете Знайками и постарайтесь угадать и назвать других героев сказки, объяснить смысл их имен. 1 гр. Этот герой всегда отвечал на заданный вопрос «Не знаю» (Незнайка) Этот герой лечит друзей. (Пилюлькин) 2гр. Герой этой роли на все знает ответ.(Знайка) А этот герой любил сладкие ватрушки (Авоська) 3гр Этот герой обладал способностями складывать слова в рифму.(Цветик) Этот герой все время торопился. (Торопыжка ) 4гр. А без этого героя нам никак не обойтись? (Носов) Задание 4. Выберите наиболее подходящую к содержанию рассказа пословицу: (обсудите в группе) 1. Не зная броду, не суйся в воду 2. Не стыдно не знать, стыдно не учиться 3. Где нет знаний, там нет и умен Напишите 1 гр. Эссе «Я -Незнайка» 2.гр.Эссе «Я- Цветик» 3 гр. Синквейн «Незнайка» 4 гр. Эссе «Я-автор» Написать эссе, | |
Просмотров: 1776 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|