Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Автор разработки: Байшыбаева Лазат Тлеубаевна учитель коррекционной школы первой категории КГУ «Восточно-Казахстанская областная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» УО ВКО, г. Семей. Конспект урока чтения и развития речи на тему: По страницам сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и умений Форма урока – смотр знаний. Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, парная. Основные методы: иллюстративный, словесный, частично- поисковый, практический. Общая дидактическая цель урока по типу: Создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности. Межпредметные связи: познание мира, русский язык, казахский язык Цель: - продолжить работу над пьесой – сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; развивать творческие способности учащихся. Задачи: Образовательная: • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в ходе работы над сказкой С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» • раскрытие противопоставления образов падчерицы и родной дочери мачехи, как воплощение конфликта добра и зла; • формирование навыков правильного, сознательного и выразительного чтения по ролям, умения анализировать читаемый текст; Коррекционно-развивающая: • способствовать развитию творческого мышления, памяти; • развивать и обогащать словарный запас; • формирование умения рассуждать, обобщать. • развивать актерские качества у воспитанников, умение дарить себе и зрителям радость. Воспитательная: воспитывать умение ценить и беречь чувства любви и дружбы, доброты и сострадания, прививать интерес к чтению. Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация к уроку, карточки с текстами, заданиями; пословицы. Ход урока: 1.Организационный момент: -Добрый день, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. И давайте поприветствуем их необычным способом. (Слайд №1) (Звучит музыка) - У каждого на парте лежит солнышко. Оно желает вам добра и хорошего настроения, улыбается вам, улыбнитесь и вы ему. Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь, прикройте левой ладошкой, закройте на секунду глаза. Почувствуйте, как солнышко согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Мысленно поместите добро и хорошее настроение этого солнышка в свое сердце. Я хочу, чтобы такое же чувство осталось у всех нас до конца урока. Желаю успехов. І Введение в тему урока. Актуализация знаний. -Итак, начинаем урок…...какой урок? (Слайд №2) - Не просто урок чтения, а урок чтения и развития речи - Что мы делаем на уроках чтения? (Ответы детей.) ( Вывешивается табличка-напоминание: читаем, говорим, размышляем, слушаем). - Сегодня на уроке мы с вами продолжим учиться говорить, размышлять, читать, отвечать на вопросы, слушать. Вы умеете выполнять различные задания, и я надеюсь, что сегодня вы покажете хорошие знания, будете внимательны и активны. (Слайд №3) ІІ Речевая разминка -На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других? (Надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи и следить за своей осанкой) - Проведем речевую разминку. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуйте снежинки с руки. Повторяем три раза. (Слайд №4)- Произнесите предложение С неба падают снежинки делая логическое ударение каждый раз на другом слове (вопросительное, восклицательное, повествовательное) ІІІ Целеполагание и мотивация (Слайд №5) -Сегодня на уроке мы продолжим работу над сказкой С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», пробежимся по страницам книги, вспомним героев, оценим их поступки, попробуем понять главную мысль произведения. Я думаю, что вы будете очень внимательны и активны. - Что вы запомнили из жизни С.Я. Маршака? (Слайд №6 ) Биографическая справка. Я родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Я рано полюбил стихи, четырёх лет от роду уже пытался сам сочинять стихи. Отец работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге. Я учился в Воронежской гимназии. Позже перевёлся учиться в Петербург. А затем в Ялтинскую гимназию. После я учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогало делать литературные переводы. Большую часть своего творчества я посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы. Учитель: С.Я. Маршака считают одним из основоположников детской литературы. (Слайд №7) -Какие еще произведения С.Я.Маршака вы знаете? ІҮ Актуализация знаний 1) Учитель: -Детство любого человека немыслимо без сказок. - А что такое сказка? (ответы детей) (Слайд №7) - (это жанр народного творчества, основанный на выдумке и фантазии) -Я думаю, что среди сидящих здесь не найдется человека, который бы не любил сказки. Сказка всегда рядом с нами. Она учит нас чувствовать красоту, осуждать зло и восхищаться добротой. Широк и многообразен мир художественной литературы. Все произведения, которые мы с вами изучаем, строго делятся по определенным направлениям. (Слайд №8) - Какие бывают сказки? (народные и авторские). Что значит народные? (Народная сказка – это жанр устного народного творчества, она создаётся народом) Назовите русские народные сказки - («Колобок», «Репка», «Морозко») -А что значит авторские? Ее написал автор т.е конкретный человек. - на предыдущих уроках мы знакомились с авторской сказкой, которую написал С.Я. Маршак Но данная сказка автором написана в виде пьесы. 2) Словарная работа. Это новое для вас слово, послушайте, как нужно правильно его читать, с ударным слогом на гласную е. (Слайд 11) Пьеса -Читаем слово хором -Что означает данное слово? - (спектакль - где можем смотреть театрализованное представление). А где мы можем видеть? (в театре) -А вы ходите в театр? -Какой театр есть у нас в городе? -Театр им. Абая (Слайд №12) Пьеса- это художественное произведение, которое исполняется в театре действующими лицами. (распечатанные карточки) 3) Работа в тетрадях. Запишите тему сегодняшнего урока: «По страницам сказки «Двенадцать месяцев» , а значение слова ПЬЕСА вклейте в тетрадях 4) (Учитель демонстрирует книгу). -Ребята, я принесла сказку Маршака в полном варианте, а в ваших учебниках пьеса – сказка дана, к сожалению, только в сокращении. В любой пьесе сначала идет перечисление действующих лиц. - А как вы понимаете выражение: действующие лица? (герои произведения) (Слайд №13) -Запишите это определение в тетрадях. - Каких героев сказки «12 месяцев» вы можете назвать? (ответы детей) (Слайд №14-21) - А теперь обратите внимание на экран и проверьте себя: всех ли действующих лиц вы перечислили. (Учитель открывает книгу и демонстрирует на слайде) Действующие лица: -Королева, девочка лет 14 -Учитель королевы, профессор -Придворные и слуги королевы -Старуха-мачеха -Родная дочь мачехи -Падчерица -Волк, белки, заяц, ворон -Двенадцать месяцев (Учитель перечисляет и доходит до мачехи – повесить слово, учитель читает это слово) МАЧЕХА Ребята, скажите, кто такая мачеха? (Не родная мать) -Кто же тогда падчерица? ( Не родной ребенок мачехи) ПАДЧЕРИЦА (вывешивать на доске) (Слайд №22) 5) -Молодцы, идем дальше и вспомним содержание сказки. - С чего начинается сказка? Давайте с вами прочитаем. (В одной горной стране Богемии в огромном государстве жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей.) –читает ученица -Кто управлял этим государством? (Королева, ей всего было 14 лет, почти вашего возраста) -Как дальше развивались события? (И вот маленькая королева захотела к Новому году получить в подарок корзину подснежников) -Разве такое бывает? (Нет) -А вот королеве захотелось -И все же что она сделала? (Издала глупый указ) -Вспоминайте какой? (Сходить зимой в лес за подснежниками, а кто принесет того наградит королева целой корзиной золота) -Сколько месяцев в году? 12 -Год делится на времена года , назовите их (4), - В какое время года происходят действия в сказке? (зимой) (Слайд №23) - Перечислите зимние месяцы (3) месяцы на казахском языке -Ребята, у меня к вам очень сложный вопрос, может ли лето наступить сразу после зимы? Нет. -Почему? (Это закон природы) - Это человеку не по силам, он не может нарушить закон природы -Ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь. (Слайд №24) - А в какое время года появляются подснежники? (весной) -В каком месяце весны? (апрель) - Так почему указ королевы можно назвать глупым? (невозможно зимой найти подснежники, они не цветут зимой) -Что же дальше произошло? Посмотрите на картинку. (Слайд 25) (Мачеха послала невинную падчерицу в лес по морозу за подснежниками) - Для чего мачеха посылает свою падчерицу за подснежниками? (ей и ее дочери захотелось в подарок от королевы получить целую корзину золота) (Слайд №26) - Что могло произойти с падчерицей в лесу? (в этом зимнем лесу беззащитная девочка могла погибнуть, с ней могло случиться, все что угодно, и волк мог ее съесть, и могла она заблудиться). 6) - Давайте откроем учебник и прочитаем по ролям отрывок из сценки, в которой мачеха отправляет падчерицу в лес за подснежниками (слова автора, мачехи, падчерицы, дочки стр. 120-122) -Сейчас мне хочется, чтобы мы оказались в том самом лесу, где падчерица встретила 12 месяцев. (Слайд №27) Инсценировка (Слайд №28) -Собрала девочка подснежники? (Да) -Кто же ей в этом помог? (Слайд №29) V Физминутка. (Слайд №30) - Ребята, вам всем интересно, чем закончилась сказка? Давайте внимательно посмотрим на экран (Слайд №31) (показ фрагмента концовки мультфильма) VI Работа над анализом произведения. 1) - Мы закончили работу над кратким содержанием сказки. И, если вы были очень внимательны, то сможете выполнить следующее задание: на доске висят иллюстрации с изображениями действующих лиц, которые вам необходимо охарактеризовать. Будем работать в парах. У вас на столах лежат конверты, в которых находятся карточки с перечисленными качествами характера. Вам нужно подобрать определение к каждому из героев. (выбирают, выходят к доске, наклеивают, комментируют). 2) -Следующее задание: восстановить хронологическую цепочку событий из предложенных иллюстраций (задание по группам с иллюстрациями, готовая цепочка наклеивается на лист ватмана, расположенный на доске). - Молодцы! Вы отлично справились. VII. Итог урока. Выводы. -Скажите, чему нас учит эта сказка? -Добро побеждает зло. - Каким должен быть человек? (Добрым, отзывчивым, трудолюбивым) -Я хочу, чтобы вы были добрыми, трудолюбивыми, отзывчивыми. Нет ничего невозможного для человека доброго, готового помогать окружающим. VIII. Оценивание. -Молодцы, ребята, спасибо за хорошую работу! Я всех благодарю за урок. ------- Домашнее задание. Творческое задание. Нарисовать рисунки к эпизодам сказки. 1) Оценки за сегодняшний урок:-------------- 2) Вручение гостям и детям подснежников со словами: «Пусть 12 месяцев в году в Вашей душе цветет весна!» ІХ. Рефлексия настроения и интереса. –Что вам сегодня больше всего удалось на уроке? - За что вы можете себя похвалить? - За что вы можете похвалить одноклассников? Спасибо за внимание! | |
Просмотров: 2171 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|