Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Конспект урока чтения и развития речи на тему: По страницам сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»
Автор разработки:
Байшыбаева Лазат Тлеубаевна
учитель коррекционной школы первой категории
КГУ «Восточно-Казахстанская областная школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
УО ВКО, г. Семей.

Конспект урока чтения и развития речи на тему:
По страницам сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и умений
Форма урока – смотр знаний.
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, парная.
Основные методы: иллюстративный, словесный, частично- поисковый, практический.
Общая дидактическая цель урока по типу: Создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Межпредметные связи: познание мира, русский язык, казахский язык
Цель: - продолжить работу над пьесой – сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; развивать творческие способности учащихся.
Задачи:
Образовательная:
• организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в ходе работы над сказкой С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»
• раскрытие противопоставления образов падчерицы и родной дочери мачехи, как воплощение конфликта добра и зла;
• формирование навыков правильного, сознательного и выразительного чтения по ролям, умения анализировать читаемый текст;

Коррекционно-развивающая:
• способствовать развитию творческого мышления, памяти;
• развивать и обогащать словарный запас;
• формирование умения рассуждать, обобщать.
• развивать актерские качества у воспитанников, умение дарить себе и зрителям радость.

Воспитательная:
воспитывать умение ценить и беречь чувства любви и дружбы, доброты и сострадания, прививать интерес к чтению.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация к уроку, карточки с текстами, заданиями; пословицы.

Ход урока:
1.Организационный момент:
-Добрый день, ребята!
Сегодня к нам на урок пришли гости. И давайте поприветствуем их необычным способом.
(Слайд №1) (Звучит музыка)
- У каждого на парте лежит солнышко. Оно желает вам добра и хорошего настроения, улыбается вам, улыбнитесь и вы ему. Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь, прикройте левой ладошкой, закройте на секунду глаза. Почувствуйте, как солнышко согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу.
Мысленно поместите добро и хорошее настроение этого солнышка в свое сердце. Я хочу, чтобы такое же чувство осталось у всех нас до конца урока. Желаю успехов.
І Введение в тему урока. Актуализация знаний.
-Итак, начинаем урок…...какой урок?
(Слайд №2) - Не просто урок чтения, а урок чтения и развития речи
- Что мы делаем на уроках чтения?
(Ответы детей.)
( Вывешивается табличка-напоминание: читаем, говорим, размышляем, слушаем).
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим учиться говорить, размышлять, читать, отвечать на вопросы, слушать. Вы умеете выполнять различные задания, и я надеюсь, что сегодня вы покажете хорошие знания, будете внимательны и активны.
(Слайд №3)
ІІ Речевая разминка
-На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других? (Надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи и следить за своей осанкой)
- Проведем речевую разминку. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуйте снежинки с руки. Повторяем три раза.
(Слайд №4)- Произнесите предложение С неба падают снежинки делая логическое ударение каждый раз на другом слове (вопросительное, восклицательное, повествовательное)

ІІІ Целеполагание и мотивация
(Слайд №5)
-Сегодня на уроке мы продолжим работу над сказкой С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», пробежимся по страницам книги, вспомним героев, оценим их поступки, попробуем понять главную мысль произведения. Я думаю, что вы будете очень внимательны и активны.
- Что вы запомнили из жизни С.Я. Маршака?
(Слайд №6 ) Биографическая справка.
Я родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Я рано полюбил стихи, четырёх лет от роду уже пытался сам сочинять стихи.
Отец работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге.
Я учился в Воронежской гимназии. Позже перевёлся учиться в Петербург. А затем в Ялтинскую гимназию. После я учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогало делать литературные переводы.
Большую часть своего творчества я посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы.
Учитель: С.Я. Маршака считают одним из основоположников детской литературы.
(Слайд №7)
-Какие еще произведения С.Я.Маршака вы знаете?
ІҮ Актуализация знаний
1) Учитель: -Детство любого человека немыслимо без сказок.
- А что такое сказка? (ответы детей)
(Слайд №7)
- (это жанр народного творчества, основанный на выдумке и фантазии)
-Я думаю, что среди сидящих здесь не найдется человека, который бы не любил сказки. Сказка всегда рядом с нами. Она учит нас чувствовать красоту, осуждать зло и восхищаться добротой. Широк и многообразен мир художественной литературы.
Все произведения, которые мы с вами изучаем, строго делятся по определенным направлениям.
(Слайд №8)
- Какие бывают сказки? (народные и авторские). Что значит народные?
(Народная сказка – это жанр устного народного творчества, она создаётся народом)
Назовите русские народные сказки - («Колобок», «Репка», «Морозко»)
-А что значит авторские?
Ее написал автор т.е конкретный человек.
- на предыдущих уроках мы знакомились с авторской сказкой, которую написал С.Я. Маршак
Но данная сказка автором написана в виде пьесы.
2) Словарная работа.
Это новое для вас слово, послушайте, как нужно правильно его читать, с ударным слогом на гласную е. (Слайд 11)
Пьеса
-Читаем слово хором
-Что означает данное слово?
- (спектакль - где можем смотреть театрализованное представление).
А где мы можем видеть? (в театре)
-А вы ходите в театр?
-Какой театр есть у нас в городе?
-Театр им. Абая
(Слайд №12) Пьеса- это художественное произведение, которое исполняется в театре действующими лицами. (распечатанные карточки)
3) Работа в тетрадях.
Запишите тему сегодняшнего урока: «По страницам сказки «Двенадцать месяцев» , а значение слова ПЬЕСА вклейте в тетрадях
4) (Учитель демонстрирует книгу). -Ребята, я принесла сказку Маршака в полном варианте, а в ваших учебниках пьеса – сказка дана, к сожалению, только в сокращении. В любой пьесе сначала идет перечисление действующих лиц.
- А как вы понимаете выражение: действующие лица? (герои произведения)
(Слайд №13)
-Запишите это определение в тетрадях.
- Каких героев сказки «12 месяцев» вы можете назвать? (ответы детей)
(Слайд №14-21)
- А теперь обратите внимание на экран и проверьте себя: всех ли действующих лиц вы перечислили. (Учитель открывает книгу и демонстрирует на слайде)
Действующие лица:
-Королева, девочка лет 14
-Учитель королевы, профессор
-Придворные и слуги королевы
-Старуха-мачеха
-Родная дочь мачехи
-Падчерица
-Волк, белки, заяц, ворон
-Двенадцать месяцев
(Учитель перечисляет и доходит до мачехи – повесить слово, учитель читает это слово)
МАЧЕХА
Ребята, скажите, кто такая мачеха? (Не родная мать)
-Кто же тогда падчерица? ( Не родной ребенок мачехи)
ПАДЧЕРИЦА
(вывешивать на доске)
(Слайд №22)
5) -Молодцы, идем дальше и вспомним содержание сказки.
- С чего начинается сказка? Давайте с вами прочитаем.
(В одной горной стране Богемии в огромном государстве жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей.) –читает ученица
-Кто управлял этим государством?
(Королева, ей всего было 14 лет, почти вашего возраста)
-Как дальше развивались события?
(И вот маленькая королева захотела к Новому году получить в подарок корзину подснежников)
-Разве такое бывает? (Нет)
-А вот королеве захотелось
-И все же что она сделала? (Издала глупый указ)
-Вспоминайте какой? (Сходить зимой в лес за подснежниками, а кто принесет того наградит королева целой корзиной золота)
-Сколько месяцев в году? 12
-Год делится на времена года , назовите их (4),
- В какое время года происходят действия в сказке? (зимой)
(Слайд №23)
- Перечислите зимние месяцы (3) месяцы на казахском языке
-Ребята, у меня к вам очень сложный вопрос, может ли лето наступить сразу после зимы? Нет.
-Почему? (Это закон природы)
- Это человеку не по силам, он не может нарушить закон природы
-Ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь.
(Слайд №24) - А в какое время года появляются подснежники? (весной)
-В каком месяце весны? (апрель)
- Так почему указ королевы можно назвать глупым?
(невозможно зимой найти подснежники, они не цветут зимой)
-Что же дальше произошло? Посмотрите на картинку.
(Слайд 25)
(Мачеха послала невинную падчерицу в лес по морозу за подснежниками)
- Для чего мачеха посылает свою падчерицу за подснежниками?
(ей и ее дочери захотелось в подарок от королевы получить целую корзину золота)
(Слайд №26)
- Что могло произойти с падчерицей в лесу? (в этом зимнем лесу беззащитная девочка могла погибнуть, с ней могло случиться, все что угодно, и волк мог ее съесть, и могла она заблудиться).
6) - Давайте откроем учебник и прочитаем по ролям отрывок из сценки, в которой мачеха отправляет падчерицу в лес за подснежниками (слова автора, мачехи, падчерицы, дочки стр. 120-122)
-Сейчас мне хочется, чтобы мы оказались в том самом лесу, где падчерица встретила 12 месяцев.
(Слайд №27) Инсценировка
(Слайд №28) -Собрала девочка подснежники? (Да)
-Кто же ей в этом помог?
(Слайд №29)
V Физминутка.
(Слайд №30)
- Ребята, вам всем интересно, чем закончилась сказка? Давайте внимательно посмотрим на экран
(Слайд №31) (показ фрагмента концовки мультфильма)
VI Работа над анализом произведения.
1) - Мы закончили работу над кратким содержанием сказки. И, если вы были очень внимательны, то сможете выполнить следующее задание: на доске висят иллюстрации с изображениями действующих лиц, которые вам необходимо охарактеризовать. Будем работать в парах. У вас на столах лежат конверты, в которых находятся карточки с перечисленными качествами характера. Вам нужно подобрать определение к каждому из героев.
(выбирают, выходят к доске, наклеивают, комментируют).
2) -Следующее задание: восстановить хронологическую цепочку событий из предложенных иллюстраций (задание по группам с иллюстрациями, готовая цепочка наклеивается на лист ватмана, расположенный на доске).
- Молодцы! Вы отлично справились.
VII. Итог урока. Выводы.
-Скажите, чему нас учит эта сказка?
-Добро побеждает зло.
- Каким должен быть человек? (Добрым, отзывчивым, трудолюбивым)
-Я хочу, чтобы вы были добрыми, трудолюбивыми, отзывчивыми. Нет ничего невозможного для человека доброго, готового помогать окружающим.
VIII. Оценивание.
-Молодцы, ребята, спасибо за хорошую работу! Я всех благодарю за урок. -------

Домашнее задание. Творческое задание.
Нарисовать рисунки к эпизодам сказки.
1) Оценки за сегодняшний урок:--------------
2) Вручение гостям и детям подснежников со словами:
«Пусть 12 месяцев в году в Вашей душе цветет весна!»
ІХ. Рефлексия настроения и интереса.
–Что вам сегодня больше всего удалось на уроке?
- За что вы можете себя похвалить?
- За что вы можете похвалить одноклассников?
Спасибо за внимание!
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Яло (2017-12-20)
Просмотров: 2171 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 7:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru