Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
ВКО КГУ«Средняя школа имени М. Аймақова» учитель русского языка и литературы Омарова Салтанат Тураровна Тема: Проза Лермонтова. Роман «Герой нашего времени» («Бэла») Цель: обзор и обсуждение содержания романа; анализ особенностей композиции; доказать, что произведение является первым психологическим романом в русской литературе. Задачи: создать условия для более полного понимания текста; развивать навыки анализа литературного произведения через особенности сюжета и композиции; выявление читательской позиции учащихся; развитие навыков монологической речи. Ожидаемый результат: Учиться проникать в подтекст стихотворения, видеть в нём выражение авторской концепции мира.. Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности 3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания псих-кой атмосферы проводит игру «Путаница». Ученики осмысливают поставленную цель. 5 мин. Проверка домашней работы. С помощью метода «Броуновское движение» осуществляет проверку домашней работы. Ученики демонстрируют свои знания. 20 мин. Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «Кластер Осуществляет усвоение нового материала.Контролирует выполнение записей учащимися. Предлагает ученикам составить «Синквейн» Ученики демонстрируют свои знания. Отгадывают загадки, указывают лицо, число у глаголов. Выполняют упражнения. Русское общество познакомилось с “длинной цепью повестей” М.Ю.Лермонтова под общим названием “Герой нашего времени” в 1839-1840 годах. С марта по февраль сочинение печаталось в журнале “Отечественные записки”. В 1840 г. “Герой нашего времени” вышел отдельной книгой. Пришло время и нам познакомиться с этим произведением, составить собственное о нем представление, сформулировать (определить) собственное (личное) отношение к его героям. - Поделитесь вашими мыслями, чувствами по прочтении “Героя нашего времени”. Какие эпизоды вам запомнились, почему? Каков, по-вашему, Печорин? Обратимся к композиции сочинения. Задания для группы I. Группа – Историю Печорина? Ответы группы. Максим Максимыч – штабс-капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своем веку. Добрый человек, но ограниченный. Провел немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался в “странностях” своего аристократического сослуживца, человека слишком далекого от него социального круга. Странствующий офицер (офицер-повествователь). Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально-культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нем может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максима Максимыча. Печорина “…видел…только раз…в жизни на большой дороге”. Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет свое мнение о герое, но оно не является ни исчерпывающим, ни однозначным. И наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя- человека искреннего, “кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”; человека зрелого ума и нетщеславного. - А где же автор? Почему он как бы уходит “за кулисы” повествования, “передоверяет” повествовательные функции посредникам? Запомним этот вопрос. 2 группа – Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения? Ответы (запись на доске сюжета и фабулы произведения делается перед уроком двумя учащимися).2. Сюжет – Сюжет – совокупность событий художественного произведения (события, расположенные в том порядке, в котором о них сообщает автор). 1. “Бэла” /4/ 2. “Максим Максимыч” /5/ 3. “Предисловие” 4. “Журналу Печорина” /6/ 5. “Тамань” /1/ 6. “Княжна Мери” /2/ 7. “Фаталист” /3/ Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи (совокупность событий в их естественном хронологическом порядке) 1. “Тамань” 2. “Княжна Мери” 3. “Фаталист” 4. “Бэла” 5. “Максим Максимыч” 6. “Предисловие” к “Журналу Печорина”. 3 группа . – Восстановите хронологический порядок событий. . Коррекция записи фабулы романа, сделанной перед уроком. Хронология событий, положенных в основу произведения, по В. Набокову. “Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани; “Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча; “Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу; “Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича; “Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”. - Восстановим картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”. Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине. 10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока Учащиеся отвечают на разноуровневые вопросы. 5 мин. V. Итог урока. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось? Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы. стикеры фишки 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы. Записывают домашнюю работу в дневниках. дополнительная информация дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями рефлексия. были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? Проводит рефлексию. -Какую цель мы поставили сегодня на уроке? -Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? Итоговая оценка Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)? Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)? Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах? 1. 2. 1. 2. | |
Просмотров: 504 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|