Министерство образования и науки Республики Казахстан Государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» Как предупреждать ошибки и работа над ними Подготовила учитель русского языка и литературы Тогаева Бакыт Дюсенбековна г. Семей 2010 г. Целенаправленное формирование речевых умений и навыков нерусских школьников включает в себя как важнейшую часть работу по предупреждению и преодолению ошибок в их русской речи. Эта проблема обязывает учителя – русиста сформировать у учащихся практические навыки работы над ошибками, умение проводить их учет, анализ и классификацию. Работа над ошибками – понятие сложное, многоаспектное : это планомерное формирование у учащихся навыков анализа языкового материала, позволяющих им обнаруживать свои ошибки и осознавать их причины, и устранение пробелов в знаниях и умениях; это повышение самоконтроля, самостоятельности в предупреждении ошибок и проведение в органичном единстве индивидуальной, дифференцированной, коллективной работы с обучаемыми. Вероятно, поэтому работа над ошибками считается наиболее эффективным средством повышения грамотности учащихся, представляющим, однако, трудность даже для опытных учителей. В методической литературе нет единой терминологии, четкой классификации ошибок. Разнобой ведет к тому, что большинство учителей проводит работу только над орфографическими и пунктуационными ошибками. А так называемые речевые ошибки, возникающие в основном под влиянием родного языка, отодвигаются на второй план, работа с ними проводится от случая к случаю. Таким образом, ошибки в русской речи учащихся национальной школы, обусловленные различиями в системах и нормах изучаемого и родного языков, обычно называют типичными, речевыми, специфическими, интерференционными. Требует уточнения понятие «типичные» подразумевают характерные, специфические ошибки учащихся определенного национального региона, другие – лишь распространенные, часто встречающиеся, третьи рассматривают термины «типичные» и «распространенные» как синонимы. Применительно к школьной практике наиболее удобно деление всех ошибок учащихся национальной школы на три группы: орфографические, пунктуационные и речевые, подразделяемые на фонетику – фонологические, грамматические (морфологические, синтаксические), лексические, фразеологические, стилистические. Характер ошибок зависит от специфики и степени воздействия родного языка, следовательно, правомерно говорить о специфических ошибках в русской речи нерусских учеников. Среди разнообразных специфических ошибок самые трудно преодолимые и распространенные – фонетического характера: именно в фонетике больше всего проявляется специфика языка. Рассмотрим некоторые приемы работы над фонетическими ошибками в плане подготовки учащихся, заостряем их внимание на различиях в фонетической системе русского и казахского языков, напоминаем, что всегда твердыми в русском языке являются согласные Ж, Ш а в казахском языке они при сочетании с гласными переднего ряда смягчаются: шекера, жиен, жер, шие. Поэтому учащиеся произносят русские звуки Ж и Ш как мягкие. Казахский звук Ы произносится более кратко, бегло по сравнению с русским Ы. В связи с этим ученики русские слова со звуком Ы могут произносить на казахский лад. Большие трудности учащиеся встречают при произношении и написании слов, мягкость согласных в которых обозначается буквами Я, Ю, Е, Ь. В русском языке в начале слова встречаются стечение согласных, в казахском этого нет, поэтому учащиеся между согласными или перед стечением их вставляют гласный. В исконно казахских словах нет звуков В, Ф, Ч, Щ, Ц, Х, поэтому школьники часто заменяют их в русских словах сходными в артикуляционном отношении звуками родного языка. Часты ошибки учащихся в постановке ударения. Поэтому уместно вспомнить учащимся особенности русского ударения, отличие его от казахского. Учащиеся выполняют ряд фонетических упражнений. Например, в 6 классе провожу следующие задания: 1. Слушайте и повторяйте Вова, буква, фабрика, шофер, чашка, щетка, ящик, цапля, яйцо, петух, хитрый. 2. Произнесите данные слова по слогам. Вин – тов – ка, физ – куль – ту – ра, че- мо – дан, щу – ка, цир- куль, ме – ха ник, у – ли – ца, ху – дож – ник, фу – раж – ка. 3. В произнесенных учителем словах определите трудный звук и его место в слове. Объясните артикуляцию « в, ф ». Воробей, ворота, завод, единица, цифра, огурец, футбол, шкаф, чирикать, щука, площадка, плащ, храбрый, шахтер, общий, роща. 4. Запишите под диктовку слова и придумайте с ними предложения. Сделайте звуко – буквенный анализ выделенных слов. Цирк, шахта, четверть, военный, обещать, фильм, автор, вещь, форточка, фрукты. 5.Прочитайте пары слов, переведите их на казахский язык. Волк – полк, фара – пара, туча – туша, шелк – щелк, цвет – свет, хор – сор. 6. Послушайте, а затем прочитайте казахские и русские слова, определите разницу в произношении гласной «ы» и слогов « жи, ши, же, ше». Сыр (секрет) – сыр; дым (влага, сырость) – дым; сын (критика) – сын; жыл (год) – жил; жыр (песня, сказание) – жир; шет (край) – пи – шет; ше – бер (мастер) – ше – велить; же – містер (плоды) – же – вать; же – ңіс (победа) – жеребенок. Работа над произношением русских слов – составная часть системы упражнений по развитию речи.Учащиеся должны уяснить , как можно сочетатьвыполнение заданий по фонетике с работой по развитию речи. Чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, целесообразно познакомить их с « Памяткой самостоятельной работы над ошибками ». В этой «Памятке» даютсяуказания о том. Какие операции и в какой последовательности необходимо произвести , чтобы объяснить данную орфограмму. Например, работая над ошибками на безударные гласные в корне слова, учащиеся руководствуются такими указаниями: 1) разбери слово по составу, определи корень; 2) поставь ударение, подчеркни безударные гласные в корне; 3) подбери родственные (однокоренные) слова с ударением на проверяемом гласном; 4) составь с обоими словами по одному предложению. Полезной формой работы над ошибками является ведение учащимися «Лист учета ошибок» Обратить внимание учащихся на структуру «Листа учета ошибок». Вначале перечислены орфограммы, причем некоторые из них объединеныв одном столбце (Н, НН, слитное , раздельное ,дефисное написание слов; Не с различными частями речи; служебные части речи). Затем названы пунктограммы. За ними последовательно перечислены теоретические темы: фонетика, орфоэпия,лексика, морфемика, морфология. Заключают перечень грамматические, речевые, логические ошибки. Лист учета ошибок Перечень ошибок Дата Орфография 1.Безударные гласнае в корне,проверяемыеударением 2.Безударные гласные в корне, не пров-ые ударением 3.Чередующиеся гласные в корне 4. Безударные гласные в приставках 5. Чередование и-ы после приставок на согласный 6. Безударные гласные в суффиксах имен сущ-ых 7.Безударные глассные в суффиксах имен прилагательных 8.Безударные гласные в суффиксахглаголов 9. Безударные гласные в суффиксах причастий и имен прилагательных 10.Безударные гласные в суффиксах наречий 11.Безударные гласные в окончаниях имен существительных 12.Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных,причастий и мемтоимений 13.Безударные гласные в окончаниях имен числительных 14.Безударные гласные в окончаниях глаголов 15. О-е после шипящих 16.И,у,а после шипящих 17.Гласные после ц 18.Не - ни 19.Звонкие и глухие согласные 20.Непроизносимые согласные 21.Удвоенные согласные 22.Н,НН в именах прилагательных,причастиях и наречичх,сущ-ых 23. Ъ и Ь 24. Сложные слова 25.Слитное, раздельное,дифисное написание слов ( имен прилагательных, местоимений,наречий) 26.Служебные части речи 27. Не с различными частями речи 28. Имена собственные и нарецательные Пунктуация 29. Тире между подлежащим и сказуемым 30.Знаки препинания в предложениях с однородными членами 31.Знаки препинания в предложениях с обособлением (обособленные определения,приложения,дополнения, обстоятельства) 32.Запятые в предложениях с уточняющими членами. 33.Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями 34.Знаки препинания в предложениях с обращением 35.Запятые в предложениях со сравнительным оборотом 36. Запятая в сложном предложении 37. Тире в бессоюзном сложном предложении 38.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 39.Знаки препинания при прямой речи Теоретические темы 40.Фонетика 41. Орфоэпия 42.Лексика и фразеология 43.Морфемика и словообразование 44.Морфология 45.Синтаксис Типы ошибок 46. Грамматические ошибки 47.Речевые ошибки 48.Логические ошибки 49.Ошибкиназнаниеизобразитнльно-выразительных средств 5.0Ошибки на знание типов речи. Поэтапно работают над ошибками 1 .Внести свои ошибки (орфограммы, пунктограммы, грамматические, речевые и т.д.) в «Лист учёта…», поставив палочки в соответствующих клетках. 2. Работу над частотными ошибками выполняем совместно. Для этого на парте перед каждым лежит учебник или справочник Зная, что частотные орфографические ошибки – «Чередующиеся гласные в корне», «Слитное, раздельное, дефисное написание слов», пунктуационные – «Знаки препинания в однородных членах предложения», «Знаки препинания в сложных предложениях», предлагаем обратиться к повторению именно этих тем. Для повторения чередования можно использовать следующую таблицу. Чередующиеся гласные в корне Зависит от ударения Зависит от последующей согласной Зависит от суффикса Зависит от значения без ударения - о без ударения – а, ы о а е (а-я) и (им-ин) а о -гор- -твор- Искл.: Утварь -клон- -зар- Искл.: Зоревать -плав- -плы- Искл.: Пловец, пловчиха, пловцы -рос- -раст- -ращ- -бер- -дер- -пер- -мер- -тер- -жег- - блест- -чет- -бир-а- -дир-а- -пир-а- -мир-а- -тир-а- -жиг-а- -блист-а- -чит-а- -равн- (равный, Одина-ковый) -ровн-(ровный, прямой, гладкий) Искл.: отрасль, росток, выросток ростовщик, Ростов, Ростислав Искл.: сочетание, сочетать -мак- (погру-жать в жид-кость) -мок- (про-пус-кать жид-кость) -лож- -лаг- Искл.: п Олог -скоч- -скач- о а Искл.: скачок, скачу -косн-(н) -кас-а- Проверим все слова из теста на это правило. Это слова: застелить, вычитание, занимать, выгореть, коснуться, переложить. Часто старшеклассники путают омонимичные корни: чет – чит (вычитать - рассчитать). Рекомендую предложить им жеующимся гласным в корне, указанным таблице, относятся слова: вычет (вычитать), нЕчет, прИчет (причЕтник), четА, сочетание, сочетать, сочетательный – и однокоренные со словами с этими же значениями. Остальные (рассчитать, считать, расчёт и проч.) относятся к словарным, их написание нужно запомнить. Следует обратить внимание и на те корни, знакомство с которыми не предусмотрено школьной программой (-твар- - - твор-, -скоч- - -скак-, -клан- - -клон-). Задание. Запишите по два слова с каждым корнем. Повторяя орфограмму «Слитное – раздельное написание слов», обратимся к анализу написания конкретных примеров, входящих в тест: зато – противительный союз (в отличие от предлога с местоимением за то письмо); то стихал, то повышался – повторяющийся разделительный союз; тоже, также - сочинительные союзы (в отличие от местоимения с частицей то же самое, наречия с частицей – так же, как и раньше); вследствие, в течение – предлоги; вперёд, впоследствии – наречия; несколько неопределённое местоимение; потому что - подчинительный союз. Для повторения пунктограмм проанализируем синтаксическую структуру предложений, указав основу каждого из них. 1. День и ночь фабрика ненасытно заглатывала руду и пережёвывала её своими стальными челюстями. Простое предложение с однородными сказуемыми, соединёнными одиночным союзом и. 2. Бестужев вышел, прикрыл за собой дверь и крадучись, спустился с крыльца. Простое предложение с тремя однородными сказуемыми, последние из которых соединены одиночным союзом и, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием. 3. Жизнь всегда кажется мне смертельно интересной во всех своих аспектах. Этим, очевидно, и объсняется то, что я с одинаковой охотой обращаюсь к самым разнообразным темам и жанрам. В первом предложении (простом) слово кажется является частью именного составного сказуемого, а не вводным словом. Во втором (сложноподчинённое) есть вводное слово очевидно. 4. В первом предложении (Дед пел надтреснутым тенором старинные думки и казацкие песни и рассказывал нам много невероятных нам много невероятных историй «из самой что ни на есть происшедшей жизни».) с двумя рядами однородных членов предложения, соединённых одиночным союзом и, нет запятых. Во втором (Литературу мы знали и любили и, конечно, много времени тратили на чтение книг), также простом с однородными членами, соединёнными одиночным союзом и, есть две запятые, выделяющие вводное слово конечно. В третьем (Я воспользовался первой же возможностью вырваться из скудного домашнего обихода и поступил вожатым на московский трамвай) – снова простом с однородными членами и одиночным союзом и – нет запятых. И только в четвёртом (Шла война, и невозможно было сидеть на скучных университетских лекциях.) – оно сложносочинённое – нужно поставить одну запятую. 5. Двоеточие ставится в предложении (Для плодотворной работы мне нужны две вещи: поездки по стране и сосредоточенность) с обобщающим словом перед однородными членами предложения. 6. Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли и в комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации. 7. Христиан приносил афишу домой, забивался в угол и, прочитиав название пьесы и имена действующих лиц, тут же выдумывал свою захватывающую дух пьесу под тем же названием, которое стояло на афише. Сложноподчинённое предложение, первая часть которого – простое с тремя однородными сказуемыми, два из которых соединены одиночным союзом и, осложнённое однородными обособленными обстоятельствами, также соединёнными одиночным союзом и. 8. В превых трёх предложениях придаточную часть можно заменить причастным оборотом, так как придаточные предложения – определительные, союзное слово в них стоит в именительном падеже. В последнем случае этого сделать нельзя – придаточное хотя и имеет союзное слово какие, но оно изъяснительное, а в этом случае (как и в другом, когда союзное слово стоит не в именительном падеже, употреблено с предлогом) нельзя образовать данную конструкцию. Систематический учёт грамотности детей полезен и учителю, так как он даёт наглядное представление о состоянии грамотности учеников, о различных категориях ошибок, общих для всего класса. По мере овладения умением самостоятельно выполнять задания организуется индивидуальная самостоятельная работа над ошибками по карточке. Каждому ученику рекомендуется повторить соответствующее грамматическое правило. Это правило ученик отвечает учителю либо перед тем, как приступить к выполнению упражнения, либо в процессе самостоятельной работы. Самостоятельная работа учащихся над ошибками имеет большое значение. При такой организации работы ученик действительно приучается работать самостоятельно. Имея в руках задание, которое он должен выполнить сам, не заглядывая в тетрадь соседа и не списывая механически с доски готовое решение, ученик начинает по - настоящему учиться, задумываться над напичанием слов. При организации самостоятельной работы время каждого ученика используется целесообразно. Пользуюсь тем, что все дети заняты работой, могу уделить внимание слабоуспевающим, дать им дополнительный разъяснения. Для тех, кто в последней контрольной работе не допустил ошибок, даю дидактический материал, стимулирующий творческую деятельность: составление рассказов по данным словам, по плану (с включением опрных слов и оборотов), по картине. Как показывает опыт, при систематической организации самостоятельной работы над ошибками растет возможность уменьшить объем домашних заданий, так как значительная часть материала усваивается во время самостоятельных занятий под непосредственным руководством учителя Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками необходимо использовать памятку, которая подсказывает, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить эту ошибку. Каждое правило имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запомнить и соотнести с орфограммой. Порядковый номер предлагается для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную ему орфограмму. Памятка заполняется по мере изучения правила. Как надо работать над ошибками (памятка для ученика) 1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение. 2. Если допустил ошибку на правило, то сначала определи, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу. 3. Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как пишется приставка, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Подчеркни приставку и обозначь ударения. 4. Если ошибка в корне, узнай, на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень. 5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели суффикс. 6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом же падеже. 7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. По роду и падежу узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Составь предложение с прилагательным в том же падеже. 8. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола, узнай спряжение, определи время, лицо, число глагола. Составь предложение с этим глаголом. Памятка 1. Перенос слов. Ма-ленький, малень-кий. Ап-пликация, аппли-кация, апплека-ция. 2. Жи, ши, чу, щу, ча, ща, чк, чн. (Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.) Машина, шил, шина, шило; чулки, чудо, кричу, чугун. 3. Большая буква в именах собственных. Ленинград – название города. Иванов Сергей Петрович – фамилия, имя, отчество. С Жучкой – кличка животного. 4. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением. Грозы – гроза, снег – снега. 5. Парные, звонкие и глухие согласные в корне слова. Грибы – гриб, шуба – шубка. 6. Непроизносимые согласные в корне слова. Солнышко – солнце; но: опасен – опасный. 7. Правописание приставки. Из садика; но: переход. 8. Разделительные Ъ и Ь. Подъезд, вьюга 9. Разделительное написание предлога со словом. В лес, в густой лес. 10. Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих. Ночь – ж.р.; мяч – м.р. 11. Безударные гласные в окончаниях прилагательных. Озером (каким?) глубоким; к лесу (какому?) сосновому. 12. Безударные падежные окончания существительных. Шел (по чему?) по площади – 3-е скл., д.п., (по степи). Читали (о чем?) об улице – 1 – е скл., п.п. (о земле). Мечтали (о чем?) о космосе – 2-е скл., п.п. (о коне). 13. Безударные личные окончания глаголов. Писать (не на ить, не искл,.1-е спр.) – пишет Строить (на ить, 2-е спр.) – строят Смотреть (искл., 2-е спр.) – смотришь 14. Глаголы 2-го лица единственного числа. Играешь – 2-е л., ед. ч. Работа над ошибками по памятке происходит следующим образом. К традиционной палочке на полях, обозначающей орфографическую ошибку, учитель прописывает маленькую цифру – номер орфограммы, помещенной в памятке. После проверенной работы пропускаются две строчки и на последующих строчках (слева) ставится столько «галочек», сколько допущено орфографических ошибок. Ученик, получив тетрадь, первую строчку пропускает, а на второй строчке пишет слова: «Работа над ошибками». Далее на всех строчках, где имелись «галочки», выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками проверяю и оцениваю, при этом учитываю правильность и точность исправления. Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются: 1) самостоятельное отыскивание и исправление ошибок; 2) самостоятельное исправление ошибок, только подчеркнутых учителем или отмеченных на полях тетради при помощи условных знаков; 3) самостоятельное выписывание слов, в которых допущены ошибки; 4) составление предложений со словами, в которых были допущены ошибки; 5)работа с орфографическим словарем; 6) выполнение дополнительных тренировочных упражнений на те правила, на которые допущены ошибки. Литература: В.Ф.Ващенко. Предупреждение ошибок в сходных орфограммах на уроках русского языка. 2005г. К.У. Кунанова, Р.А. Кдырбаева. З.Ж. Искакова. Методическое руководство Русская речь. Т.Ю.Угроватова. Русский язык 10-11 классы. 2003г. С.П. Фасильева. Обучение русскому языку в казахской школе. 2004г. Н.П. Щербов. Повторение учебного материала в школе. 2003г.
Источник: http://download.files.namba.kz/files/1192866 |