Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Прежде чем разработать и внедрить в урок компетентностно-ориентированные задания, изучила методическую литературу по теме. Пришла к выводу, что данные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы обучающихся, помогают более точно определить проблемы ученика по изучаемой теме, по овладению им основных ключевых компетенций, являются одним из способов повышения мотивации и активизации познавательной деятельности при изучении предмета. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют применения накопленных знаний в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий - «окунуть» обучающихся в решение «жизненной» задачи. Можно выделить следующие признаки компетентностно - ориентированного задания: -имитация жизненной ситуации; -обучающий характер, адаптация к возрастному уровню обучающихся; - выход за рамки одной образовательной области; - наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных, среди которых могут быть и лишнее; - часть необходимых данных отсутствует; предполагается, что обучающиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе.[2] При сравнении традиционного и компетентностно- ориентированного обучения можно отметить, что от обычного задания КОЗ отличается тем, что ученику предлагается определенный план действия при поиске ответа на вопрос и обязательно включается элемент решения проблемы. Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?» [1] К КОЗ относятся: задание-воссоздание реальной жизни, задание на догадку, поисковое задание, задание на соответствие, задание по сбору информации. Структура КОЗ четко определена: - стимул; - задачная формулировка; - источник информации; - бланк для выполнения задания; -инструмент проверки: ключ, модельный ответ, аналитическая шкала. Каждая составляющая КОЗ должна мотивировать учащегося на организацию деятельности. Так, например, работа со стимулом в начале урока позволяет обучающимся увидеть проблему, сформулировать ее, убедиться в ее актуальности, подумать о путях решения, а также нацелить обучающегося на добросовестную работу. При этом именно стимул (текст, позволяющий соединить жизненную проблемную ситуацию и необходимость получения определенных знаний для разрешения данной ситуации), по моему мнению, является наиболее сложным при конструировании. После создания стимула необходимо продумать формулировки задач, где цель деятельности достигается посредством определенных вопросов, заданий, упражнений, которые могут начинаться со следующих формулировок: «Раскройте особенности…», «Разработайте план…», «Сгруппируйте …» и т. д. Задачная формулировка точно указывает на деятельность обучающегося. Источник информации - содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания При конструировании КОЗ учитывается, что каждое задание имеет собственную технологию оценивания - инструмент проверки. В основном это баллы за каждое задание, которые в конце урока суммируются и на основании шкалы оценивания превращаются в традиционную оценку. Для правильности оценивания выполненных заданий используется 3 варианта: ключ (если это тестовое задание - эталон результата выполнения обучающимся задания закрытого типа, чаще всего для первого уровня.), модельный ответ (это примерный ответ) - перечень вероятно верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа), аналитическая шкала (критерии оценивания (за что и в каких пределах даются баллы) процесса деятельности обучающегося по выполнению задания). Модельный ответ позволяет организовать рефлексивную деятельность учащихся. Самооценка стимулирует процесс осмысления и формулирования вывода, обучающиеся подробно выясняют основания своих знаний и действий, понимают причины неудач и намечают пути их устранения. Именно эти навыки, заложенные в среднем звене, помогают старшеклассникам быть успешными в учебном процессе. Компетентностно - ориентированные задания использую на уроках различных типов: изучения нового материала, закрепления знаний, комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции. Предлагаю вашему вниманию несколько компетентностно-ориентированных заданий. Обратите на формулировку стимула и структуру задания. Так задания типа «Верно-неверно», в которых к тексту предлагаются истинные и ложные высказывания, позволяют мне провести контроль усвоения содержания текста и понимание причинно-следственных связей При выполнении «Продуктивных заданий» учащимся предлагается создать и представить схему, таблицу, опорный конспект по тексту. Формулировка задания содержит только вопрос - часть задания, требующего от учащегося конкретных действий. Ученик не только извлекает информацию, но и производит действие по её обработке. Результатом является продукт собственной деятельности с первичной информацией. Применение компетентностно - ориентированных заданий на уроке позволяют учителю решить одновременно несколько задач: ● оценить уровень развития предметных знаний и умений; ●оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.); ● оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимых для достижения поставленной цели в задании; ● формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции. Первоначально всю работу с КОЗ проводила в тетрадях, затем стала предлагать учащимся часть работы выполнять на специально подготовленных бланках. Особенно при работе с таблицами, схемами, рисунками. Это позволяет экономить время и дает определенную подсказку учащимся, особенно на первых этапах работы с КОЗ. При использовании КОЗ значительно повышается степень мотивации учения, происходит разгрузка обучающихся. Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, сопровождающего самостоятельную деятельность обучающегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие обучающихся. В корне меняются соотношения «педагог - учащийся»: ученик определяет цель деятельности - педагог помогает ему в этом, ученик открывает новые знания - педагог рекомендует источник знаний, ученик выбирает - педагог содействует, обучающийся активен - педагог создает условия для проявления активности.[2] Таким образом, компетентностно- ориентированные задания способствуют формированию активной, самостоятельной позиции обучающихся, развивают исследовательские, рефлексивные умения. Список литературы: 1.Блинова В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. //М: АРКТИ, 2007. С.112-114. 2.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. // Школьные технологии ?2004.-№5.-С.3-12. | |
Просмотров: 666 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|