Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Тема занятия: Склонение имен существительных по падежам в единственном числе. Цели занятия: Дать понятие о трех типах склонения имен существительных. Научить распознавать тип склонения по окончанию. Развивать речь, орфографическую зоркость, зрительную память. Продолжить развивать умение отвечать полным ответом, сравнивать, проводить анализ, делать вывод, выражать своё мнение. Воспитывать бережное отношение к русскому языку, опирающееся на грамотную речь, поддерживать интерес к русскому языку. Развивать умение работать в группах, согласуя свои действия и мнения. Ход урока. Психологический настрой: Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу: класс наш хоть куда, Мы начнём урок письма. - Ребята. У вас на столах лежат карточки разного цвета. Посмотрите на них и скажите: “Какие цвета у карточек?” Возьмите ту карточку, которая соответствует вашему настроению, и покажите классу. - У вас у всех хорошее настроение. Я надеюсь, что оно не испортится к концу урока. Проверка готовности к уроку. - Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте. - Оцените свое рабочее место. Создание эмоционального настроя урока. Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга. Разминка «Улыбка». Ваши пальцы все проснуться. И друг другу улыбнутся. На зарядку встанут в ряд. Быть здоровыми хотят! Чистописание. Дети пишут число, классная работа с комментированием. ноября. Классная работа. (проверьте правильность написания) Затем прописывают чистописание. Самооценивание. Заполнение листа оценивания. ФИ 5 4 3 2 комментарии Минутка чистописания Словарная работа Работа в парах. Работа в группах. Словарная работа: – Отгадаете загадки – узнаете новое словарное слово. 1. Этот зверь какой-то странный: Шея, как стрела у крана, Чтобы ртом достать до трав, Вдвое сложится… (Жираф.) 2. Длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, грызёт морковку. (Кролик.) 3. Зимой спит, летом – ульи ворошит. (Медведь.) 4. Не земледелец, не кузнец, не плотник, А первый на селе работник. (Лошадь.) 5. В одежде богатой, а сам слеповатый, Живёт без оконца, Не видывал солнца. (Крот.) 6. Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный, Любит снежные луга. (Олень.) 7. Не прядёт, ткёт, А людей одевает. (Овца.) 8. Из куста шипуля, за ногу тянуля. (Змея.) - Животное – живое существо, кроме человека. Насекомое, рыбы, птицы, звери – это животные. Постановка учебной задачи. В грамматике русского языка выделяется шесть падежей имён существительных. Падеж — это выражение отношения предмета, названного именем существительным, к другим предметам. (слайд 2) Знакомство с правилом. Именительный падеж. Отвечает на вопрос - кто? что? Существительное в предложении чаще всего является подлежащим. Это главный член предложения, который называет того, о ком (или о чем) говорится в предложении. Именительный падеж считается прямым, а все остальные — косвенными. Родительный падеж. Отвечает на вопросы - кого? чего? Для определения родительного падежа, к существительному необходимо добавить слово «НЕТ», при этом существительное не изменяется (нет (чего?) солнышка, нет (чего?) радости, нет (кого?) друга, нет (кого?) тети). С родительным падежом употребляются предлоги – у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для. Дательный падеж. Отвечает на вопросы - кому? чему? Для определения дательного падежа, необходимо к существительному добавить слово «ДАЮ» (даю (кому?) Маше, даю (кому?) мужу, даю (кому?) котику). Винительный падеж. Отвечает на вопросы - кого? что? Для определения винительного падежа нужно добавить к существительному слово «ВИНЮ» (в значении «обвиняю») или «ВИЖУ» (виню (кого?) администратора, вижу (кого?) жирафа, вижу (что?) кинотеатр. С винительным падежом употребляются предлоги: в, на, за, под, через, про. Творительный падеж. Отвечает на вопросы - кем? чем? У творительного падежа слово-помощник «ТВОРЮ» (поехать за (кем?) щенком, творю (чем?) карандашом, притворяюсь (кем?) приведением. С творительным падежом употребляются предлоги: за, над, под, с, перед. Предложный падеж. Отвечает на вопросы - о ком? о чем? Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогом. Слово-помощник «ДУМАЮ» или «МЕЧТАЮ» (думать (о чем?) о чуде, мечтаю (о ком?) о попугае, думаю (где? в чем?) в кабинете). С предложным падежом употребляются предлоги: о, об, в, во, на, при. склонение Изменение окончаний у имен существительных называется склонением. И изменяются существительные в определенном порядке- по падежам. Все имена существительные делятся на 3 склонения. Каждое склонение имеет свои особенности- это окончания имен существительных, которые принадлежат к этим склонениям. Чтобы определить склонение имени существительного, нужно обязательно поставить его в начальную форму. 1-е склонение Существительные именительного падежа женского, мужского и общего рода с окончаниями «-а», «-я» (зима, линия, тетя, малина). 2 склонение • Существительные мужского рода с нулевым окончанием (сом, ком, мяч, дом, планетарий). • Все существительные с окончаниями «-о», «-е» поле, зерно, окно – средний род). 3 склонение Существительные женского рода с нулевым окончанием (мать, дочь, ночь, рожь). В случае, когда существительное не имеет формы единственного числа, оно не относится ни к одному из типов склонения. Не имеют склонения неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ). Их число и падеж можно определяется в словосочетаниях и предложениях по вопросу (Она пришла (в ком? в чём?) в пальто – ед. ч., п. п.). • Работа по учебнику (стр. 65): Знакомство с правилом в учебнике. Выполняют упражнение 179,178 на стр. 66. Электронная физминутка Оценки Выставление оценок за урок Итог: - Сколько падежей у имени существительного? - Какие есть падежи? - На какие падежи стоит обратить особое внимание, чтобы не перепутать их между собой? - Сколько есть типов склонений? - Какие существительные не имеют склонения? Вручаю памятки. Домашнее задание: | |
Просмотров: 578 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|