Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Автор разработки: учитель русского языка и литературы Хамзина Бакыт Сериковна Казахская национальная академия хореографии Русская литература в 8 классе с русским языком обучения Урок по поэме А.С.Пушкина «Цыганы». ТЕМА: Противоречия в романтической поэме А.С.Пушкина «Цыганы». (Анализ поэмы в системе образов) ЦЕЛИ УРОКА: • совершенствовать навыки анализа поэтического произведения; • формировать навыки исследовательской деятельности, основанные на анализе системы образов романтического произведения; • расширить знания о романтизме как литературном течении. ЗАДАЧИ УРОКА: • научиться по основным принципам определять художественный метод писателя; • подтвердить текстом поэмы Пушкина, что «Цыганы» - это романтическое произведение; • закрепить и систематизировать навыки работы с литературоведческой терминологией, отрабатывать ее практическое использование; • нацелить учащихся на формы анализа в системе персонажей и интерпретацию текстов; • развивать речь учащихся; • формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание; • развивать эстетический вкус учащихся. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (презентация), раздаточный материал (тексты поэмы, карточки с вопросами и заданиями для групп, выдержки из критических статей о поэме «Цыганы»), презентация к уроку по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/JuV4/yufDQbk4M Методы и приемы обучения: урок проводится в логике Проекта развитие критического мышления через чтение и письмо. Цели урока должны быть реализованы через стратегию «Зигзаг», используя прием «Мозговой штурм». Формы работы учащихся: работа групповая - обсуждение результатов, интерпретация (художественное чтение) текста поэмы, взаимооценивание; индивидуальная работа - исследование текста, создание письменных высказываний, рефлексия, самооценка. Ход урока I стадия вызова Организационный момент. Для актуализации знаний предыдущего учебного материала проводится 3-4 минутный литературный диктант. Текст диктанта на интерактивной доске. Обучающиеся должны восстановить текст с пробелами по опорным словам. Слайд №3 (презентация к уроку по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/JuV4/yufDQbk4M) Культ разума – основной пафос … . Повесть, дневник, письма, песня, романс – жанры … . Внутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроения героев, неоднозначность характера … противопоставлены … внешней стороне жизни, однозначности либо … , либо … характеров. … учит сострадать, пробуждать лучшие чувства, а … - поучать, воспитывать. Важнейшая черта романтического художественного мира – принцип ... : … мир героя противостоит миру … . Дети в группах обмениваются тетрадями и по эталонному тексту проверяют диктант, выставляют оценки. Учитель озвучивает критерии оценивания: Без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3 и более – «3» В итоге должно получиться следующее. Культ разума – основной пафос классицизма. Повесть, дневник, письма, песня, романс – жанры сентиментализма. Внутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроения героев, неоднозначность характера в сентиментализме противопоставлены в классицизме внешней стороне жизни, однозначности либо отрицательных, либо положительных характеров. Сентиментализм учит сострадать, пробуждать лучшие чувства, а классицизм - поучать, воспитывать. Важнейшая черта романтического художественного мира – принцип двоемирия: идеальный мир героя противостоит миру реальному. Активное целеполагание: учащиеся по теме урока прогнозируют предстоящую учебную деятельность и выдвигают задачи урока и проблему. Какой же основной вопрос мы будем решать на уроке? Что хотел сказать автор своим произведением? Какова его позиция? Ведь для чего-то Пушкин использовал романтические приемы и принципы. Но почему поэма «Цыганы» стала последним романтическим произведением Пушкина? Докажем, что поэма «Цыганы» - романтическое произведение. И более того – что Пушкин исчерпал для себя возможности романтизма, поэтому сегодня мы ищем противоречия в поэме. II стадия осмысления ЭТАПЫ УРОКА I. Учащиеся распределяются в 3 экспертные группы, в первой группе работают по образу Земфиры, во второй – Алеко, в третьей – старого цыгана. Анализ персонажей ведется по вопросам, которые подготовил учитель. Образ Земфиры 1. Кто такая Земфира 2. Опишите характер Земфиры, подтвердите цитатами из текста. 3. Какую песню она поет Алеко? 4. Как она понимает любовь и материнский долг? 5. Что общего между Мариулой и Земфирой? Образ старика-цыгана 1. Когда появляется этот персонаж в поэме? 2. Как ведет себя старый цыган, когда Земфира приводит Алеко? (подтвердите цитатами из текста) 3. Почему старик-цыган рассказывает историю своей любви к Мариуле Алеко? 4. Какой он вывод делает после рассказа и резкого неприятия Алеко поступка Земфиры? 5. Почему цыган не наказал Алеко, убившего его дочь? Образ Алеко 1. Кто такой Алеко, откуда он пришел в цыганский табор? 2. Что рассказывает Земфире Алеко о своей прошлой жизни? (Цитаты) 3. Можем ли мы назвать его романтическим героем? Почему? 4. Как поступает Алеко, узнав об измене Земфиры? 5. Как понимает свободу Алеко? Роль учителя - координирующая II. После работы в экспертных группах. Учащиеся расходятся в группы постоянного состава, где обсуждается главный проблемный вопрос урока, который будет строиться на анализе всех трех персонажей поэмы. Каждая группа постоянного состава получает одинаковые задания: 1. Соберите систему персонажей поэмы. 2. Докажите, что поэма романтическая. 3. Почему А.С.Пушкин отказался от романтизма? Ребята собирают систему персонажей, доказывают, основываясь на предыдущих знаниях, что поэма романтическая; обсуждают роль каждого героя в романтическом конфликте. Роль учителя - координирующая III. Эвристическая беседа с участием учителя. 1. Напомните, когда была написана поэма «Цыганы»? Где начата и где завершена? (Одесса 1824 год – Михайловское 1824 год) 2. Какой характер стремился создать в своих романтических поэмах Пушкин? – обобщенный характер молодого человека XIX века. 3. Какую первоочередную задачу ставит перед собой Пушкин? Решить историческую загадку: понять, почему достижение свободы оказывается невозможным. 4. Смотрим определение романтизма. Чему подчинена композиция романтического произведения? – одной цели: раскрытию личности исключительного героя (обучающиеся рассказывают об особенностях личности героя.) 5. Понятие свободы характерно для этого художественного направления? В тексте поэмы это слово встречается 17 раз! Основной лейтмотив поэмы – воля. Волю исповедуют цыгане, к ней стремится Алеко, ее законам он потом изменяет, за измену воле он подвергается гонению («Ты для себя лишь хочешь воли», - говорит Старик, отец Земфиры.) Все мотивы вполне романтические и вместе с тем реальные, легко соотносимые с современной жизнью. 6. В чем состоит конфликт поэмы? Исходными остаются противоречия между цивилизацией и первобытным цыганским обществом, между «европейцем», просвещенным человеком – и «дикими» цыганами, простыми и добрыми людьми (подтвердите это цитатами: «природы бедные сыны», «мирные» цыгане, «смиренной вольности» дети, они «робки и добры душою», «не терзают, не казнят». И у них «нет законов»! Через всю поэму идет противопоставление героя и цыган с их миром. Пушкин придает фантастический колорит жизни ВНЕ быта, ВНЕ обыденного и каждодневного. Это мир романтической цыганской вольницы. Он несовместим с реалиями современной жизни. 7. Что обострило внешний конфликт и в чем выявился конфликт главный, внутренний? Алеко два года наслаждался вольной цыганской жизнью. Он обрел свободу, душевное спокойствие и любовь. В романтическом повествовании любовь – единственное средство преодолеть роковое одиночество. Но любовь его, вопреки сознанию, не была свободной, она оказалась эгоистической. Алеко любил лишь для себя. Конфликт в «Цыганах» строится на противоречии страстей самого героя. Он «гордый человек». Но ведь и Земфира любит для себя! Столкнулись два свободолюбивых героя – и чем разрешается романтический конфликт? Смертью! И когда? Ночью, что тоже характерно для романтизма. III стадия рефлексии 1. Зачитайте свои размышления. Соглашается ли поэт со словами старика, изгоняющего Алеко из табора? Хотел ли Пушкин «развенчать» или «обличить» Алеко? Оправдывает ли автор поведение Алеко, Земфиры и в чем состоит его авторская позиция? 2. Однако Пушкину было этого мало. Он ищет глубже. Он пытается объективно исследовать жизнь, понять причины подлинной трагедии личности. А для этого романтизм как художественный метод не годился. Поэт стоял у порога нового открытия – реализма. Пушкин не творит суд над героем, а показывает его трагедию. А трагедия предполагает значительную долю авторского сочувствия. Это, по словам литературоведа Б.Томашевского, трагедия индивидуалистического сознания. Учитель выступает в роли спикера Слайд №3 • Просмотр финального видеофрагмента из фильма Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо» по мотивам ранних романтических произведений М.Горького «Старуха Изергиль» и «Макар Чудра». Учитель: - обратите внимание на последние кадры: выражение лиц цыган, их жесты, движения, музыка за кадром. Ответьте на вопрос: Почему мир цыган перестал быть романтическим? Как перекликаются эти кадры с поэмой А.С.Пушкина «Цыганы»? Домашнее задание связано будет с нашим выводом из сегодняшнего размышления. Напишите эссе на 150-200 слов «Проблема свободы и несвободы в поэме А.С.Пушкина «Цыганы». Обсуждение итогов урока. Выставление отметок. Источник: https://cloud.mail.ru/public/JuV4/yufDQbk4M | |
Просмотров: 1731 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|