Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Автор разработки: учитель русского языка и литературы Хамзина Бакыт Сериковна Казахская национальная академия хореографии 17.02.2017 Урок №45 1 курс, группа 102АБ Тема: Современное прочтение «маленькой трилогии» А. П. Чехова. Цели урока: 1. Обучающие. Расширить и углубить представления учащихся о личности Чехова, о проблематике его произведений, о сущности чеховского подтекста; помочь понять особенности чеховского стиля, обучить разным видам анализа и приемам исследования художественного текста. 2. Развивающие. Совершенствовать читательские умения, в том числе умения анализировать произведение на трех уровнях – фактуальном, подтекстовом, концептуальном, интерпретировать художественные детали, развивать творческое воображение и критическое мышление учащихся. 3. Воспитывающие. Вовлечь учащихся в решение нравственных проблем, в том числе проблемы нравственного выбора. Задачи урока: Организовать композиционно-тематический, лексико-семантический анализ художественного текста и анализ на основе художественной детали так, чтобы учащиеся поняли глубину и сложность нравственной проблематики чеховских рассказов, научились интерпретировать идею художественного произведения относительно современного мира. Ожидаемые результаты: Осмысление учащимися ответственности каждого человека за развитие и сохранение в себе личности. Тип урока: урок - размышление. Было дано опережающее задание: прочитать «маленькую трилогию» А.П.Чехова Урок запланирован в логике проекта критического мышления. Ход урока. Настрой учащихся на познавательную деятельность – активное целеполагание I. Стадия вызова. Стратегия «Мозговой штурм» (Установление связи с изученным. Подумаем вместе…) 1. Что такое рассказ и какие особенности рассказа можете выделить? 2. Какие виды анализа рассказов вы знаете? 3. В чем особенность чеховских рассказов? 4. Как критики называют ранние рассказы А.Чехова 5. Каким псевдонимом подписывал свои рассказы Чехов до 1886 года (у него было около 50 псевдонимов). 6. Когда была написана «маленькая трилогия» (1898 год в журнале «Русская мысль»). 7. Почему они объединены в исследователями творчества в трилогию? 8. Почему Чехова прозвали «человек с молоточком»? II. Cтадия осмысления. Работа в группах: 1 группа: Анализ рассказа «Человек в футляре» на основе художественной детали (стратегия «Маркировка текста») 2 группа: Лексико-семантический анализ рассказа «Крыжовник» (стратегия «Маркировка текста») 3 группа: Композиционно-тематический анализ рассказа «О любви» (стратегия «Логическая цепочка») Защита результатов групповой работы. Чехов и Мы – современное прочтение рассказов А.П.Чехова Теперь мы знаем, что футляр может иметь разные формы: привычки, лень, равнодушие, страх перед начальством, страх потерять любимого человека, страх потерять детей, профессия и т.д Написать письмо родителям, учителям, политикам или инструкцию: Как выйти из футляра. Чтение и обсуждение III. Рефлексия. Оценка собственной деятельности и полученных знаний. Подведение итогов учителем Итак, какую правду о человеке сказал Чехов в своих рассказах? Можно ли помочь человеку, нравственно погибающему в своей футлярной жизни? «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других»,- говорит чеховский герой. Сам Чехов и был таким «человеком с молоточком», напоминающим человеку о его ответственности за жизнь. Чехов сказал, что «жить в футляре» недостойно человека. А вот как жить достойно – каждый должен решить сам. Трилогия завершается, но не кончаются наши раздумья о жизни и счастье, красоте и любви, робости и смелости словно бы желая еще раз на прощанье сказать, что выход есть, и его искать, не отчаиваясь и не уставая. Поэтому автор завсршает трилогию картиной счастливой радостной природы. Но это вовсе не значит, что писатель "желает внушить читателю необоснованную бодрость. Всем ходом повествования он убеждает нас в том, что перемены близки и неизбежны, но добиться их нелегко, что судьбы человеческие сложны и трудны, что надо зорко вглядываться в жизнь, стараясь видеть людей такими, каковы они на самом деле, не превращая их ни в чертей, ни в ангелов, что нельзя смиряться с пустой, бесцельной жизнью, надо «исходить от высшего», надо бороться за красоту, любовь, свободу. Преодоление инерции «футлярной» жизни, «футлярного» соз¬нания в рассказах Чехова - этапы на пути стремления человека к совершенству и к будущему. Домашнее задание: слайд | |
Просмотров: 616 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|