Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Последние десятилетие ознаменовано неуклонным ростом числа детей, которые испытывают трудности в обучении. Согласно комплексным исследованиям (М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова, Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, И.Ф. Марковская, М.Н Фишман и т.д.) большая часть детей с трудностями в обучении – это учащиеся, с задержкой психического развития. Один из факторов, который препятствует полноценному обучению детей, - это недостаточное развитие их связной речи. Умение связно, последовательно и точно, грамматически правильно и образно выражать свою мысль представляет собой необходимое условие успешного обучения во всех дисциплинах, а также гарантирует широкие возможности в процессе общения с окружающими людьми. Оптимальный уровень развития связной речи означает сформированность всех подсистем языка (фонетико-фонематический и лексико-грамматический), а также необходимый уровень развития познавательной деятельности ребенка. Связная речь – это сложная речемыслительная деятельность и один из индикаторов состояния мышления ребенка. Так, с учетом всех отклонений, в развитии интеллектуальной и речевой деятельности отмечаются в той или иной степени нарушения связной речи. В данной статье мы предлагаем использовать дидактическую игру, как средство развития связной речи у детей с задержкой психического развития, так как она имеет большое значение для обучения и воспитания. Игра способствует развитию языка, а язык организует игру. Главным назначением игры является развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, мотивирование у ребенка творческого поведения. Дидактическая игра развивает речь детей: в процессе пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умения верно выражать свою мысль. Помимо речевого развития, в игре происходит познавательное развитие, ввиду того, что дидактическая игра расширяет представления об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Развитие связной речи – центральная задача речевого воспитания детей. Прежде всего, это объясняется ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно связная речь способствует реализации основной, коммуникативной функции языка и речи. Дидактические игры применяют для того, чтобы решить все задачи речевого развития. Они помогают закрепить и уточнить словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящих слов, изменения и образования слов, в составлении связных высказываний, развивать объяснительную речь. Дидактическая игра является коллективной, целенаправленной учебной деятельностью, в которой участников и команду в целом объединяет решение главной задачи и они ориентируют свое поведение на выигрыш [1, c.21]. Подбирая дидактические игры для развития связной речи, необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. В ходе проведения игр ставятся определенные задачи: 1. Закрепить и развивать у детей навыки речевого общения, речевой коммуникации; 2. Формировать навыки построения связных монологических высказываний; 3. Развивать навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний [2, c.59]. Дидактические игры являются одной из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра представляет собой основной вид деятельности ребенка. Так, с помощью игр реализуется обучающая (которую преследуют педагоги) и игровая (ради которой действуют дети) цели. Важно, чтобы данные две цели рассматривались дополнением друг другу и обеспечивали усвоение программного материала. Используемые игровые формы работы нацелены на то, чтобы помочь закрепить и развивать речевые навыки и речемыслительные действия, формируемые в ходе дидактических игр. К ним относятся упражнения, где дети учатся узнавать предметы по описанию, сравнивать предметы, составлять вопросы по тексту - описанию, воспроизводить речевые образцы, самостоятельно описывать предметы. Для младших школьников, у которых есть задержка речевого развития, создают специальные группы, их основная задача заключается в коррекции речевых дефектов. Для того чтобы решить данную задачу в образовательных учреждениях реализуются специальные программы. Среди методов коррекции речевых нарушений школьников, касательно эффективности, положительно оценены были методы игровой терапии. Именно в процессе игр формируется система взаимоотношений школьника с внешним миром, происходит развитие психических функций, среди которых речь играет важную роль. Дети учатся свободно выражать свои мысли и чувства, тем самым развивают в играх речевые навыки. Игры младших школьников [3, c.41]: - побуждают детей к общению друг с другом; - помогают закрепить навыки применения инициативной речи; - помогают совершенствовать разговорную речь; - помогает обогатить словарь; - влияют на формирование грамматического строя языка. Дидактические игры – ценное средство воспитания умственной активности, они активизируют психические процессы, вызывают у младших школьников интерес к процессу познания. Игры делают любые учебные материалы увлекательными, вызывают у детей глубокое удовлетворение, стимулируют работоспособность, облегчают процесс усвоения знаний [4, c.66]. Целенаправленное влияние на активизацию некоторых психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций) имеет тесную связь с формированием устного речевого сообщения. А.В. Запорожец, давая оценку роли дидактических игр, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка» [5, c.81]. Есть такие виды дидактических игр, как: игра – путешествие, игра – поручение, игра – предположение, игра – загадка, игра – беседа. Игры – путешествия усиливают впечатление, обращают внимание детей на то, что находится рядом. Они способствуют повышению наблюдательности, преодолению трудностей. В этих играх используют множество способов раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д. [6, c.99] Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. Они характеризуются действиями с предметами, игрушками, словесными поручениями. Игры – предположения («что было бы, если…»). Детям ставят задачу и создают ситуацию, требующую осмысления последующего действия. В процессе игры происходит активизация мыслительной деятельности детей, они учатся слушать друг друга. Игры – загадки. Они характеризуются проверкой знаний, находчивости. Разгадывая загадки, дети развивают способность анализировать, обобщать, формируют умение рассуждать, делать выводы. Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основное – это непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предусматривает активизацию эмоциональных и мыслительных процессов. С помощью таких игр ребенок развивает умение слушать вопрос и ответ, акцентировать свое внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Для того чтобы провести этот вид игры познавательный материал должен быть в оптимальном объеме, доступен и понятен детям. Познавательный материал включает лексическую тему, содержание игры. Игры должны соответствовать умственным возможностям детей [7,c.45]. Дидактическая игра обладает определенной структурой. Структура является основным элементом, который характеризует игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры: - дидактическую задачу; - игровую задачу; - игровые действия; - правила игры; - результат (подведение итогов) [8, c.48]. Дидактическую задачу определяет цель обучающего и воспитательного воздействия. Ее формирует педагог и ею отражается его обучающая деятельность. Таким образом, к примеру, в некоторых дидактических играх согласно программным задачам закрепляются знания, умения, навыки. Игровую задачу осуществляют дети. Дидактическая задача в дидактических играх реализуется с помощью игровой задачи. Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самих детей. Главное, чтобы в игре дидактическая задача была преднамеренно замаскирована и представала перед детьми как игровой замысел (задача). Игровые действия являются основой игры. Когда игровые действия разнообразны, то сама игра интересна для детей, тем самым успешно решается ряд познавательных и игровых задач. В различных играх игровые действия по их направленности и по отношению к играющим разные. Это, к примеру, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия – это средства, с помощью которых реализуется игровой замысел, но включают и действия, которые направлены на то, чтобы выполнять дидактическую задачу [9, c. 25]. Правила игры. Их содержание и направленность обуславливаются наличием общих задач формирования личности ребенка, познавательного содержания, игровых задач и игровых действий. В правила входят нравственные требования касательно взаимоотношения детей, выполнения ими норм поведения. В дидактических играх правила являются заданными. С помощью правил педагог контролирует игру, процессы познавательной деятельности, поведение детей. Правила оказывают влияние и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение [10, c.49]. В современной дефектологии дидактические игры создаются педагогом специально в целях обучения, когда оно осуществляется на основе игровой и дидактической задачи [11, c.20]. В дидактических играх дети не только получают новые знания, но также обобщают и закрепляют их. Дидактические игры выступают одновременно в качестве вида игровой деятельности и формы организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и заключается ее своеобразие. Таким образом, используя дидактические игры в работе, можно развивать речевую активность детей, и повышать результативность коррекционной работы. Важно помнить, что развитие в процессе игровой деятельности речи младших школьников – это попытка учить детей светло, радостно и без принуждения. Список литературы: 1. Долгобородова Д. А., Варенцов В. А. Особенности обучения младших школьников с задержкой психического развития [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 52-54. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11717/ (дата обращения: 18.12.2017). 2. Журавлева Ж.И. Особенности проявления словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста c нарушениями речи и задержкой психического развития // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. №125. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-slovesnogo-tvorchestva-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-c-narusheniyami-rechi-i-zaderzhkoy (дата обращения: 18.12.2017). 3. Казакова В. А. Коррекция нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 352-355. — URL https://moluch.ru/archive/123/33950/ (дата обращения: 18.12.2017). 4. Спиридонова П. Н. Особенности грамматического строя речи младших школьников с ЗПР // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 739-741. — URL https://moluch.ru/archive/109/26521/ (дата обращения: 18.12.2017). 5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.2. М.: «Педагогика», 1986. — 299 с. 6. Бондарева О. С. Особенности творческого воображения у детей с ЗПР // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 697-700. — URL https://moluch.ru/archive/101/22731/ (дата обращения: 18.12.2017). 7. Бахрамова Г. А. Психолого-педагогические исследования младших школьников с ЗПР на основе инновационного подхода [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 111-113. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4667/ (дата обращения: 18.12.2017). 8. Беседина В.К. Использование приемов пескотерапии в процессе развития связной речи детей с ЗПР // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-priemov-peskoterapii-v-protsesse-razvitiya-svyaznoy-rechi-detey-s-zpr (дата обращения: 18.12.2017). 9. Ульенкова У.В., Дмитриева Е.Е., Шутова Н. В. Теоретико-прикладная модель психологической помощи детям с ЗПР // Высшее образование в России. 2012. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-prikladnaya-model-psihologicheskoy-pomoschi-detyam-s-zpr (дата обращения: 18.12.2017). 10. Черенева Е.А., Черенев Д.В. Пути формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников с ЗПР // Сибирский педагогический журнал. 2009. №7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-motivatsii-k-uchebnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-s-zpr (дата обращения: 18.12.2017). 11. Казанкова Ю. Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 669-673. — URL https://moluch.ru/archive/131/36256/ (дата обращения: 18.12.2017). | |
Просмотров: 1391 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|