Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения Бабич Наталья Петровна, учитель начальных классов высшей категории КГУ «Средняя школа №13» акимата города Рудного В современном мире всё быстро меняется. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Умение говорить убедительно, ясно, точно – желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья». Поэтому очень важно уже в начальной школе формировать коммуникативную компетенцию у учащихся. Выпускник начальной школы должен уметь: разговаривать с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; распределять и выполнять разные роли(лидер, исполнитель, критик и др.) в коллективном решении проблемы, задачи; вырабатывать и принимать коллективные решения; предотвращать и преодолевать конфликты; уважительно относиться к позиции другого; идти на взаимные поступки; влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства. И приобретения эти осуществляются на уроках русского языка и литературного чтения. Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов или составляющих: - Коммуникативная способность - Коммуникативное знание - Коммуникативные умения Коммуникативная способность - природная одарённость человека в общении, с одной стороны, и коммуникативная производительность с другой. Коммуникативное знание – это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в моём исполнении. Одним из важнейших умений современной личности на мой взгляд являются коммуникативные умения. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса. Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой. В своей работе я выделила две задачи: 1) необходимость исправления недостатков речевого развития у детей; 2) использование возможностей урока для формирования коммуникативной компетенции. При решении первой задачи - исправление недостатков речевого развития – выделяю четыре направления: - воспитание звуковой культуры речи; - уточнение словарного запаса речи; - выявление уровня сформированности фразовой речи; - совершенствование речевого общения; Воспитание звуковой культуры речи включает в себя: - развитие правильного звукопроизношения (внятности речи), чему способствуют скороговорки, артикуляционная зарядка; - отчётливое произношение слов и фраз, чему помогают игры-инсценировки на уроках; - корректировка темпов речи, где используются скороговорки; - развитие фонематического слуха, чему помогают дидактические игры. Например, «Узнай и назови звук», «»Подбери слово с данным звуком», «Замени один звук на другой»; - достижение выразительности речи через подражание при заучивании стихотворений с голоса учителя. Уточнение словарного запаса тесно связано с формированием грамматических навыков правильной речи. Слово – важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются эмоции. Уже в начальной школе необходимо познакомить детей с понятием «богатая – бедная речь», чтобы более последовательно и продуктивно проводить практическую работу по обогащению речи учащихся. При этом нужно исходить из того, что, чем больше слов знает, понимает, употребляет человек, тем богаче его речь, тем свободнее и полнее выражает он свои мысли и чувства, настроения и желания. Работа складывается из четырёх направлений: 1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых слов, которых школьники ранее не знали вовсе, новых значений слов; 2) уточнение словаря, т. е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений; 3) активизация словаря, т. е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте; 4) устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений. Использую следующие приёмы работы над значением слова: 1) словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение слова. В начальных классах обычно задаётся вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так назвали подосиновик?» 2) сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землянка; 3) выяснение значения слова по толковому словарю; 4) показ предмета, беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ним); 5) подбора синонимов: хороший – прекрасный, большой - огромный; 6) подбор антонимической пары: старт – финиш, хорошо – плохо. 7) работа с многозначными словами: идут часы – идут дети – идёт строительство. Для выявления уровня сформированности фразовой речи предлагаю пересказать небольшой текст. Так как, чтобы научить высказываться по определённой теме, необходимо знать: в какой мере развита фразовая речь у каждого ученика. Совершенствование речевого общения, коммуникативной компетенции возможны через: - развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (повторение вопроса, хоровое повторение вывода, чередование индивидуальных ответов с хоровыми); - учебное общение в паре или в группе; - установление связей между понятиями (ложка – каша, картофель – огород); - подбор точных формулировок для ответа на вопрос учителя; - выделение голосом главного. Вторая задача – использование возможностей урока для формирования коммуникативной компетентности. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь». Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор. Основные формы учебной коммуникации Монологические формы речевой коммуникации Диалогические формы речевой коммуникации Выступать с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика Рассказывать Учебная беседа в парах Пересказывать Учебная беседа в группах Спрашивать и задавать вопросы Дискуссия Сообщать Ответы на вопросы Отвечать на вопросы Ролевая игра Критиковать Блиц - турнир Доказывать и опровергать Защита проекта Возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика огромны. Для того, чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить, это делать именно на школьном уроке. Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая имеет следующие этапы: Этапы Умения, отрабатываемые под руководством учителя 1 этап Готовность учащихся участвовать в урочном общении Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой Комментировать вопросы и ответы Делать сообщения Рассказывать логично и последовательно 2 этап Простота и чёткость речевого высказывания Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание Умение использовать риторические вопросы Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания 3 этап Умение вести беседу в паре, в группе Умение поддерживать беседу Умение вести конструктивный диалог Умение построить дискуссию и вести её Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать: - игровые приёмы; - задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения: 1 «.Рассказ от первого лица» - рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля - повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки» 2. «Комплимент» - сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали) 3. «Сказка в заданном ключе» - введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку 4. «Изменение сказочной развязки» - придумать другое окончание сказки, рассказа Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога: - любое мнение ценно; - ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания; - повернись так, чтобы видеть лицо говорящего, - хочешь говорить – подними руку; - дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его; - обращение начинается с имени; - критика должна быть тактичной; - отсутствие результата – тоже результат; - голос – твой божественный дар, умей им владеть. Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения: 1. Ролевое чтение 2. Ролевые диалоги 3. Работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения) 4. Придумать разговор героев произведения по телефону 5. Инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.) Хочу выделить игры с конкретной целью – формирования коммуникативных умений через организацию коммуникативной деятельности (лексические, грамматические, фонетические, разговорные, творческие). Творческие игры способствуют формированию коммуникативных умений. Типы коммуникативных игр Игры учебного характера Игры, имитирующие телевизионные игры, детские игры, ролевые игры «Авторская сказка» «Цветик - семицветик» «Угадай, кто я?» «Испорченный телефон» «Фраза по кругу» «Магазин» «От первого лица» Предметная игра «Что? Где? Когда?» «Цепочка» Творческая игра даёт детям возможность пережить и перечувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события. Игра - «это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль – действие, и мысль - образ». И в этом её воспитывающая сила. Сказка «Жил-был Зайчик» (роли героев исполняют руки ребят) Инсценировка сказки проходит в группе. Каждый ребёнок получает свою роль, либо самостоятельно дети выбирают в группе. Предложите детям послушать, а потом разыграть маленькую сказку. Представление получится необычным: роли будут исполнять… руки! Жил-был Зайчик. (Правая рука сжимается в кулак, а второй и третий пальцы выпрямляются вверх — это «заячьи уши».) Больше всего на свете он любил гулять. (Пальцы-«уши» покачиваются, создавая иллюзию движения.) Однажды зашел Зайчик в чужой огород, видит — на грядках выросла чудесная капуста. (Левая рука сжимается в кулак — это «кочан».) Не удержался Зайчик, подошел к капусте. (Правая рука с торчащими «ушами» подвигается к левой, зажатой в кулак.) Обнюхал ее: как же вкусно пахнет! (При этом надо шумно нюхать.) Так и хочется попробовать хоть маленький кусочек. (Имитируем шумное откусывание и жевание.) Ах, как вкусно! (Облизываемся.) Ах, как хочется еще! (Правая рука обводится вокруг левой.) Только хотел Зайчик откусить другой кусочек — откуда ни возьмись бежит Собака. (Ладонь правой руки с плотно прижатыми пальцами ставится ребром, второй палец сгибается, первый поднят вверх.) Почуяла Собака Зайчика, да как залает! (Все громко лают, одновременно отводя мизинец вниз: это Собака «раскрывает пасть» при лае.) Перепугался Зайчик и кинулся прочь. (Правая рука — «голова» Зайчика — описывает несколько кругов.) Долго бежал от Собаки Зайчик. (Изображаем тяжелое дыхание после бега.) Вдруг видит — впереди огромное озеро. (Две руки сцепляются перед грудью, образуя окружность.) А по озеру плавает Утка. (Правая рука согнута в локте и кисти, пальцы вытянуты и сомкнуты.) Время от времени Утка ныряет в воду и достает оттуда букашек. (Рука делает ныряющее движение.) Увидел Зайчик Утку и говорит: — Здравствуй, Утка! А Утка не слышит, плавает. (Делаем соответствующие движения рукой.) — Здравствуй, Утка! — повторяет Зайчик громче. Утка снова не слышит, букашек ловит. (Повторяем движения рукой.) — Здравствуй, Утка! — совсем громко сказал Зайчик. Тут Утка к нему повернулась и говорит: — Я очень не люблю, когда говорят быстро, невнятно и невыразительно. В таких случаях я сразу притворяюсь глухой, ты уж не обижайся. Только с третьего раза ты поздоровался так хорошо, что мне понравилось. Расскажи мне о себе. Кто ты, откуда, куда путь держишь? Да, рассказывай, как следует, не глотай слов, не мямли. А что рассказал Зайчик Утке, дети придумают сами. Возможно, в истории появятся новые действующие лица, которых можно изобразить с помощью жестов. Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С.Безруковой, можно использовать вопросно–ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие виды вопросов: Тренинговые вопросы Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач. Конструктивные вопросы Требуют поиска ответа с опорой на имеющий уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа. Альтернативные вопросы Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его. Наводящий вопрос Вопрос – подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ. Большая роль в развитии коммуникативных способностей отводится работе с предложением и работе над связной речью. Использую следующие приёмы работы над предложением: 1) Самый простой и в то же время необходимый приём работы над предложением во всех классах – это чтение образцов, отработка интонации, выразительности. Просто дети должны услышать, почувствовать предложение как единицу речи. Хорошее, выразительное прочтение предложения даёт очень много для развития речи. Незаменимы для интонирования загадки, например: «Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица». К числу упражнений по образцу принадлежат также многочисленные варианты, предполагающие составление предложений, аналогичных данным, но на другую тему. Например, учитель предлагает детям послушать стихотворение С. Погореловского «Здравствуй, лес!»: Здравствуй лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Затем предлагает учащимся составить своё предложение по этому образцу, но с обращением не к лесу, а к утру, к лугу. Дети составляют предложения: «Здравствуй, утро! Здравствуй, луг!». 2) Следующий приём, применяемый для построения предложения, - вопрос учителя. Например: «Что дети собирали в лесу?» Предложение – ответ: «Дети собирали в лесу малину». Вопросы могут наталкивать учащихся на составление сложных предложений. Вопросы почему? зачем? где? когда? стимулируют составление сложноподчинённых предложений. Вопрос может дать тему для предложения, послужить толчком для его составления, например: «Что ты знаешь про ежа?». 3) Конструктивные упражнения: а) построение предложения из разрозненных слов. Варианты этого упражнения: - все слова даны в нужной форме: «видели, белочку, рыженькую, дети, лесу, в»; - некоторые слова даны в нужной форме, а часть слов - в начальной форме: «видеть, белочку, маленькая, дети, лес, в». б) Работа с деформированным текстом. Например, - Живёт, большого, белка, в, дупле, дерева, рыженькая. - Гнёздышко, а, птички, в его ветвях, маленькой. - Целый, они, хлопочут, день. - Собирает, грибочки, белочка. - Червячков, а, птичка. - В ночной, в лесу, час, затихают, шум и возня. - Всем, и птичка, песню, лесным, жителям, колыбельную, поёт. в) Работа по восстановлению текста, например: «Вдруг поплавок запрыгал в воде и утонул. Плавники у окуня красные, спина тёмно-зелёная, а на боках тёмные полоски. Дёрнул рыбак удочку и вытащил окунька. Закинул рыболов в речку удочку и ждёт». 4) Деление текста, данного без точек и заглавных букв, например: «в чаще леса у лисы нора туда пушистая красавица принесла ещё живую мышку лисята учуяли мать и поспешили ей навстречу малыши окружили зверька и стали с ним играть так они учатся ловить добычу». 5) Постепенное ступенчатое распространение предложения с помощью вопросов. Дано, например, не ясное предложение: «Птицы вернулись». – «Какие птицы?» - «Перелётные птицы вернулись». - «Откуда вернулись?» - «Перелётные птицы вернулись из тёплых стран». – «Куда вернулись?» - «Перелётные птицы вернулись их тёплых стран в свои родные гнёзда». Упражнения такого типа учат детей составлять значительные по объёму предложения, вводить в них дополнительные сведения, изобразительные средства, а также устанавливать связи между словами и предложениями. 6) Соединение двух или трёх простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами, например: «С полей уже убрали рожь и пшеницу. Овёс и ячмень тоже уже убрали». – «С полей уже убрали рожь, пшеницу, овёс и ячмень». «Мальчики на пришкольном участке посадили кусты смородины. Девочки ухаживают за двумя грядками клубники». – «Мальчики на пришкольном участке посадили кусты смородины, а девочки ухаживают за двумя грядками клубники». 7) Построение сложных предложений из нескольких различных элементов. Например, дано начало предложения: «Петя поехал в горный лагерь,…», затем предлагается несколько вариантов закончить его: - и мама осталась одна дома; - а Саша отправился с отцом в Москву; - чтобы там заняться альпинизмом; - потому что он ещё не бывал в горах. 8) Построение предложений заданного типа (изученной конструкции), например, с однородными членами, с однородными подлежащими и т д. 9) Редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки, недочёты. Приёмы работы над связной речью: 1) Моделирование структуры текста. Например, с помощью памятки «Текст» - определи: - тему (о чём будешь писать, говорить); - главную мысль (что главное хочешь сказать); - название (если его нет), передай в нём тему, главную мысль; - содержание и порядок предложений (с чего начнёшь, как продолжишь, что потом скажешь нового, чем закончишь); - план текста (нужно ли несколько частей, о чём будешь говорить в каждой, как назовёшь их). 2) Редактирование своего текста. Например, по памятке «Редактор» - проверь: - понятна ли тема, ясна ли главная мысль, передаёт ли их название текста, выделены ли красной строкой части текста; - движется ли мысль от предложения к предложению, не нарушен ли их порядок; - удачны ли начало и конец текста; - правильно ли, точно ли выражены мысли. 3) Отработка типов связи в тексте. 4) Составление текстов различных типов: описание, повествование и рассуждение, а также разных жанров: рассказ, пейзажная зарисовка, описание картины, очерк, статья в газету, письмо, пьеса. 5) Передача сюжета в диалогической форме. 6) Составление рассказа по вопросам, по картинкам и вопросам, по заданному началу. 7) Составление схем, определяющих состав и последовательность выполняемых операций, например, перед выполнением задания «написать письмо родным», можно использовать схему письма. 8) Пересказ, близкий к тексту или сжатый, озаглавливание текста. 9) Составление рассказа о случае из собственной жизни по аналогии с прочитанным. 10) Свободный диктант. Следует отметить важнейшие требования, предъявляемое к речевым упражнениям: последовательность, систематичность, доступность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинять их единой цели. Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. А. Сент – Экзюпери говорил, что «самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения». Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. | |
Просмотров: 636 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|