Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Тема занятия: Характеристика стилей речи в сопоставительном плане Цели: 1. Образовательные: • познакомить учащихся с понятием «стили речи»; • актуализировать знания студентов о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей. 2. Развивающие: • сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки; • закрепить умение определять стиль речи. 3. Воспитательные: • воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение. Оборудование: мультимедиапроектор, раздаточный материал, презентация Ход занятия: I. Организационный момент II.Изучение нового материала. 1. Вступительная беседа. В книге К.И.Чуковского «От 2 до 5» описан такой случай… Маленькая девочка лет пяти стоит на улице и плачет. Проходивший мимо молодой человек интересуется у нее: «Девочка, а ты по какому вопросу плачешь?» Почему вы иронично улыбаетесь? (Желание успокоить ребенка, поинтересоваться его состоянием – хорошее, доброе, а слова казенные, сухие, неуместные) Послушайте стихотворение о стилях речи и определите, в чём заключается его основная мысль: Нужно ясно понимать, Что задача не простая. Мысль словами выражать - Суть стилистики такая. Диссертация, беседа, Речь, статья или роман? Заявление на соседа, Что устроил балаган. В языке во всём система. Не к чему же нам гадать, Чтоб не мучила делема, - Нужно стили речи знать! Главная мысль стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, какой стиль речи уместен в той или иной ситуации общения. Чтобы общение было успешным, чтобы не оказаться в нелепой ситуации, не выглядеть смешно, как в случае, описанной К.Чуковским в книге «От 2 до 5». Каждый раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, Вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. Всего существует пять стилей, однако от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех Вашего диалога, как с собеседником, так и с читателем. Сегодня мы с вами вспомним, какие стили текста существуют, какие особенности имеют и рассмотрим примеры этих стилей. - Как вы понимаете слово стиль? -Однозначное ли это слово? 2.Работа со словарями. -Прочитайте значение этого слова в толковом словаре… -Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте. (Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики) - Вспомните, каково происхождение этого слова? Слово стиль происходит от греческого «стилос» – палочка с заостренным концом для письма на дощечке, покрытой воском. На другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если нужно было стереть написанное. Древнеримский поэт Горации советовал «почаще перевертывать стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать еще лучше. Так появилось новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог. В этом новом значении слово заимствовано всеми европейскими языками. Знате ли вы, что некоторые сотовые телефоны тоже управляются с помощью «палочки», а называется она стилус! И вы так же можете писать стилусом и стирать написанное, чтобы написать еще лучше. В русском языке есть раздел – стилистика, которая изучает особенности употребления средств языка в зависимости от речевой ситуации. В зависимости от целей и задач про¬цесса общения используются различные языковые средства. В результате создаются своеобразные разно¬видности единого литературного языка — функциональные стили, т. е. исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, используемые в той или иной сфере общения и соотносимые с той или иной сферой профессиональной деятель¬ности или человеческого общения. – Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют) – Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса: Разговорный Научный Официально- деловой Публицистический Художественный Цель (зачем?) Обмен мыслями, впечатлениями, общение Сообщение, передача научной информации Точная передача деловой информации Сообщение, воздействие на слушателей или читателей Воздействие на мысли и чувства Сфера примене ния (где?) Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги Официальная обстановка; деловые бумаги Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях Художественная литература Особен-ности Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности Широкое использование изобразительно-выразительных средств; использование средств других стилей 3.Работа в группах сменного состава (составление конспекта или таблиц) Каждая группа работает над определенным стилем, конспектируя учебный материал по плану: Цель или функция стиля, сфера применения, особенности стиля. Разговорный стиль Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей, знакомых, в дружеских посланиях и др. Основная функция разговорного стиля – общение. Черты: Непринужденность общения Неподготовленность речи Непосредственность контакта между людьми Употребление эмоционально окрашенной лексики Наличие неполных предложений Свободный порядок слов в предложении Важную роль играют жесты, мимика Преобладающей формой разговорного стиля является устная форма (как правило, диалог). Письменные жанры – частные письма, записки. Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой. К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы... К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность (например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький... - Который уже час? Что-то есть охота. Чайку бы. - Народ от праздности завел привычку трескать, как сказал Гоголь. Сейчас чайник поставлю. Научный стиль Научный стиль применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля — не только передача логичес¬кой информации, но и доказательство ее истинности, а часто — новизны и ценности. Научная речь-это монологическая речь. Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения. Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля, вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются фразеологические словосочетания терминологического характера: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др. Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста. Официально-деловой стиль Официально-деловой стиль используется в практике предприятий и учреждений при составлении документов служебно-бытового назначения (служебных писем, приказов, инструкций, договоров, соглашений, расписок, заявлений, справок и т.д.), в сфере деловых и официальных отношений между людьми и учреждениями, в области права и законодательства. Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Черты: точность формулировок (исключает неопределенность их понимания), безличность изложения (Выносится на обсуждение, а не Мы выносим на обсуждение) Использование устойчивых речевых оборотов Наличие отглагольных существительных. Жанры: Закон, указ, инструкция, кассационная жалоба, приговор, заявление, рапорт, справка и т.д Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением... В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика. В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении. В целях ознакомления с ассортиментом выпускаемой Вами продукции просим направить нам каталоги женской обуви с указанием размера отпускных цен. Директор Н.В. Петров Публицистический стиль Публицистический стиль – стиль средств массовой информации (радио, телевидения, газет), цель которого – передача информации и воздействие на читателя, слушателя.(т.е. информативная и агитационная функции). Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации), выступлениях перед общественностью в агитационных целях. В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию. Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным), а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы. Черты: Экспрессивно-оценочная лексика Современные значения слов, новизна метафор Образность сравнений Простота синтаксиса Использование речевых штампов («белое золото») Документальная точность сообщаемого Употребление научной, официально-деловой, общественно-политической терминологии Жанры: газетная статья, интервью, спортивный комментарий, выступление на митинге, доклад на политические, экономические темы и т.д. В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия; разговорная: молодчик, шумиха, деликатничать; термины: атмосфера,осадки. Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства языка Изобразительно-выра¬зительные средства языка – это приемы, которые делают речь наглядной, образной и особым образом оформляют ее, привлекая к ней внимание. Метафора – прием, на основе которого лежит перенос значения по сходству явлений («Жизнь на заводе бурлит», «Молодой поэт – яркая звезда на поэтическом небосклоне Северного Казахстана»). Олицетворение – прием, основанный на перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и понятия («Показатели говорят о росте производства на территории нашей страны»). Риторические обращения – фигура речи, при которой в тексте используется подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь с целью усилить выразительность, а не назвать адресата («Ох лето красное, любил бы я тебя, когда бы не зной да пыль, да комары, да мухи»). Сравнение – прием, который состоит в сопоставлении двух предметов или явлений на основании общего для них признака, для этой цели обычно используются сравнительные союзы: как, как будто, словно, будто, точно, подобно, как бы («Леса, как зеленые легкие планеты, питают нас свежим воздухом»). Эпитет – слово, представляющее собой образное, художественное определение, подчеркивающее какое-либо характерное качество предмета или явления («Яркий, самобытный талант художника привлекает на его выставки сотни посетителей»). Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. Художественный стиль Художественный стиль (или стиль художественной литературы)– это язык художественной литературы. Основная функция художественного стиля – эстетически воздействовать на читателя. Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д. Особенность: использование всех средств языка (в том числе просторечия, жаргона, диалектов). Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используются изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворение). Выразительные средства языка Изобразительно-выра¬зительные средства языка – это приемы, которые делают речь наглядной, образной и особым образом оформляют ее, привлекая к ней внимание. Метафора – прием, на основе которого лежит перенос значения по сходству явлений («Речь льется, бурлит). Олицетворение – прием, основанный на перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и понятия («Звезда с звездою говорит»). Риторические обращения – фигура речи, при которой в тексте используется подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь с целью усилить выразительность, а не назвать адресата («Ох лето красное, любил бы я тебя, когда бы не зной да пыль, да комары, да мухи»). Сравнение – прием, который состоит в сопоставлении двух предметов или явлений на основании общего для них признака, для этой цели обычно используются сравнительные союзы: как, как будто, словно, будто, точно, подобно, как бы («Анчар как грозный часовой стоит один во всей Вселенной»). Эпитет – слово, представляющее собой образное, художественное определение, подчеркивающее какое-либо характерное качество предмета или явления («Взошла серебряная луна»). В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин) Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля. Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду. Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей. III. Закрепление 1. Выполнение заданий. Задание 1. Узнайте стили по их характеристикам: 1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний. 2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо. 3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей. 4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо. 5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя Задание 2. Определите, в каком функциональном стиле могут быть использованы приведенные ниже слова и словосочетания. Найдите слова и словосочетания, которые в равной степени могут быть употреблены во всех стилях. Выпишите их по группам (научные, официально-деловые, разговорные). Составьте небольшой текст с использованием слов и сочетаний одной стилистической группы. 1. Уведомление, дубликат, город, рефлекс, симпозиум, ингредиент, иммунитет, экологический, бестия, книжка, пятый, ворчун, дрыхнуть, явление, нижеподписавшийся, синий, сорвиголова, строить, конституция. 2. Уполномочен сообщить, обоснованный вывод, вкалывать без обеда, обобщить сказанное, обвинительная речь, замотанный вконец, в соответствии с вышеизложенным, развалился на стуле, привести в соответствие, настоящий закон, коммуникативная компетенция, культура речи, без царя в голове. Задание 3. К каким стилям относятся данные жанры речи (заполните таблицу по образцу). СТИЛЬ научный официально-деловой публицистический разговорный художест венный стиль тезисы протокол очерк реплика повесть Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья в газете, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление). Задание 4. Определите стиль текстов. 1.Метель-перенос снега ветром в приземистом слое воздухе. Различают позёмок, низовую, общую метель. При позёмке и низовой метели происходит перераспределение ранее выпавшего снега, при общей метели наряду с перераспределением - выпадение снега. 2.Ну и метель вчера была… Жуть. В двух шагах не видно ни зги. 3.Облачко обратилось в белую тучу, которая подымалась, росла и постепенно облегала все небо. Пошёл мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. 2.Работа с кейсами. Кейс 1. Прочитайте стихотворение, представляющее собой центон- строчки из разных стихотворений. Задание – определить стиль и назвать его характерные особенности, сферу употребления: • «Я к вам пишу, чего же боле» (Пушкин) • «Ведь я - сочинитель» (Блок)! • «Ты знаешь, я томлюсь в неволе» (Ахматова) • «Твой мир – навек моя обитель» (Брюсов) • «Тоска по родине! Давно…» (Цветаева) • «Кто без тоски внимал из нас» (Тютчев)?! • «На сердце раздумье легло» (А.К.Толстой) • «Панихидный справляя пляс» (Есенин). • «Но тот, о ком я пою в тишине» (Некрасов) • «Молчанье надежд и молчанье отчаянья» (Маяковский) – • «Ты значил всё в моей судьбе» (Пастернак) • «До свиданья, друг мой, до свиданья» (Есенин) Кейс 2. Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приёмных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части всё обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрёл совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что это пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания. Л.Щерба. Безграмотность и её причины Задания Проанализируйте текст публицистического стиля: 1. примерами из текстов подтвердите, что они: а) написаны на общественно значимую, злободневную тему; б) адресованы массовому читателю; в) призваны воздействовать на рассудок и чувства читателей с целью воспитания у них высоких, благородных гражданских чувств; 2. докажите, что для текстов характерна прямая и открытая оценочность (без обращения к художественным образам), в которой ярко выражена позиция автора, его страстное желание убедить читателя в своей правоте; 3. найдите языковые средства, создающие общую экспрессивность текста: специальные выразительные средства – эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы или восклицания, противопоставления и т.п.; найдите характерные для публицистического стиля слова и словосочетания, обозначающие обобщённые и общественно-значимые понятия – политики, морали, нравственности, культуры, социальных чувств и т.п . Кейс 3. Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги. Начальнику отделения связи г. Москвы №В-485 М.И.Прохоровой Соколова А.П., живущего по адресу: ул. Волгина, д.5, кв.44, Заявление Уважаемая Мария Ивановна! Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать в Крым и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам 10 июля 2010 г. А.Соколов. Кейс 4. Ситуация Вас уволили с работы. ВЫ 1) пишете письмо своей лучшей знакомой, которая является руководителем крупной фирмы. Восстановите содержание Вашего письма 2) прошли тестирование и устраиваетесь на работу. Какие документы вы будете оформлять? (заявление) Восстановите форму его написания его Кейс 5. Попробуйте передать содержание делового письма с помощью разговорного стиля. Уважаемый профессор Иванов! Довожу до Вашего сведения, что не смогу прибыть к месту назначения в указанный Вами срок и приступить к исполнению своих служебных обязанностей, так как состояние моего здоровья ухудшилось. Я остро нуждаюсь в лечении. Прошу предоставить мне отпуск за свой счет. Ассистент Петрова. 3.Самостоятельная практическая работа (по вариантам) Задание: определить стиль текста. IV. Рефлексия. Протяните вперед мне открытую ладонь. Открытая ладонь показывает, что в ней нет ничего дурного, злого умысла. Покажите большой палец. Когда мы так показываем? Что понравилость на занятии? Покажите указательный палец. Что обозначает этот жест? Что нужно запомнить из услышанного? Помашите всем рукой . Что пожелаем всем? V. Итог занятия. Домашнее задание. | |
Просмотров: 2895 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|