Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
При обследовании учащихся мы сталкиваемся с различными нарушениями чтения, письма, звукопроизношения и т.д. Среди них резко выделяется отдельная группа учащихся имеющих низкие показания тех-ники чтения. Существует множество различных методик для повышения техники чтения у детей, среди которых немало популярных и эффективных. Одна из известных методик - методика Домана-Маниченко. Гленн Доман сОздал свою систему в 40-х годах для обучения детей с проблемами здоровья (мозговыми травмами, поражениями центральной нервной системы). Впоследствии в его институте эту же методику взяли на вооружение и при обучении обычных детей. В обучении по методике Домана можно выделить несколько основных направлений: чте-ние, математика, знакомство с окружающим миром. В основе методики Домана – восприятие информации одновременно через визуальный и аудиальный каналы. Иными словами, все занятия проводятся по определенной схеме: информация многократно демонстрируется ребенку на специальных карточках и сразу же озвучивается. Первый тип карточек Домана – энциклопедические, на них представлены картинки с изо-бражением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных, потом овощи, транспорт. Доман предлагает обучать чтению путем показа карточек со словами. Чтобы малыш мог сфокусировать на них свое внимание, слова должны быть крупными и яркого (красного) цвета на контрастном белом фоне. Показывать такие карточки необходимо быстро и в определенном по-рядке. На группу из 5 карточек уйдет 5 секунд. На все занятие (3 раза в день) – 15 секунд.. Ребенок словно фотографирует словесный образ и постепенно учится соотносить его со звуковым. Позже количество карточек увеличивается, а шрифт на них уменьшается и становится черным – с возрастом ребенок развивает способность распознавать мелкие детали. В 90-е годы методика пришла и в Россию. Преобразовать методику Гленна Домана взялся педагог, практический психолог Андрей Маниченко. Маниченко доработал методику Г. Домана и полностью адаптировал ее для русскоязычных детей. Методика рассчитана на малышей с момента их появления на свет. По мнению автора первые 3 года - это наиболее важный и интенсивный этап развития ребенка. И здесь каждый месяц играет очень важную роль. Чем раньше начато развитие ребенка, тем проще будет ему в будущем узнавать что-то новое, добиваться поставленной цели, общаться с окружающими. Он разработал дополнительные обучающие задания и по-новому взглянул на сам процесс занятий с ребенком. Если Доман рассматривал обучение в отрыве от детских развлечений, то Ма-ниченко предложил игру как основной способ общения. Основные работы Домана - Маниченко : «Как научить ребенка читать» «10 законов обучения с пеленок» «10 заблуждений об обучении с пеленок» «Говорим и читаем с пеленок» «Как воспитывать ребенка лидером» «Чтение с пеленок» «Мир на ладошке» «Говорим с пеленок» «Математика с пеленок» «Сказкотерапия» Все занятия по этой методике проводятся в форме увлекательных и непринужденных игр. Ос-мысленному чтению по методике автора дети обучаются быстро и легко, при этом минуя этап чтения по слогам. Когда малыш уже освоит беглое чтение, можно начать обучение письму. Именно в это время необходимо начинать знакомство малыша с буквами. Автор утверждает, что слишком раннее изучение букв может нанести ребенку вред. Это связано с тем, что изучение слов по буквам заметно снижает скорость чтения. Игры с буквами .В комплекте имеется 82 карты с изображенными буквами. На одной сто-роне нарисована прописная буква, а с другой - строчная. Гласные изображены красным цветом, все остальные - синим. Некоторые буквы представлены в нескольких экземплярах. Методика Домана-Маниченко теперь широко известна и применяется не только для разви-тия навыков чтения и счета – с ее помощью родители обучают детей иностранным языкам, гео-графии, истории, развивают творческие способности. Так как большинство детей имеющих речевые нарушения имеют также нарушения и пись-менной речи, и испытывают трудности в овладении чтением, считаю целесообразно использова-ние элементов методики Домана-Маниченко на своих занятиях на этапе автоматизации звуков. Вот примерные задания к занятию по теме : Первичная автоматизация звука [C] в прямом ударном слоге в начале слова. Сначала на экране появляется картинка, дети называют слово, затем появляется слово, здесь дети сами контролируют правильность своего ответа, и произносят правильный вариант. Часто при отработке звукопроизношения у детей возникают вопросы: «А это что такое?». Благодаря этой методике дети имеют возможность узнать значение новых слов, уви-деть….незнакомый предмет или явление, запомнить написание слов. Детям очень нравится когда мы тренируем память.(Игры «Чего не стало», «Назови после-довательность картинок» и другие игры на развитие памяти). Игра замени первый звук в слове на звук [С] и назови новое слово. При проведении занятий с использованием элементов методики Домана-Маниченко, я за-метила что у учащихся повысился мотивационный интерес к знаниям, обогащается словарный запас детей. Учащиеся постепенно запоминают правописание изучаемых слов, тренируется память, внимание. В дальнейшем, на своих занятиях, планирую использовать элементы методики Домана-Маниченко изучая и разрабатывая методические пособия, индивидуальный раздаточный материал А также планирую приобрести и использовать набор «Логопедки». В комплект входит 10 наборов по 30 карточек с заданиями для правильного произношения звуков. На одной стороне карточки представлена картинка с определяющим словом. А на другой — скороговорка, чистоговорка или стихотворение для тренировки выразительности речи. Этот комплект научит разбираться с такими понятиями как род, слог, ударение, окончание. | |
Просмотров: 392 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|