Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Предмет: Литературное чтение. Раздел «Мы и природа». Дата: 13.12.2017 ФИО учителя: Негодина Т.В. Класс: 3 - Г Количество присутствующих: 29 чел. Количество отсутствующих: 0 Тема урока :А.П.Чехов. «Каштанка». Цели обучения на уроке: -Познакомиться с содержанием рассказа А.П.Чехова «Каштанка». -Обогащать читательскую деятельность в процессе работы над новым произведением. -Формировать умение анализировать факты и давать им оценку. -Отрабатывать навык чтения вслух и про себя, расширять словарный запас. - Научиться рассказывать отрывок из произведения наизусть. Критерии успеха: -Все учащиеся смогут: понять содержание рассказа, смысл устаревших слов, научиться выразительно читать текст. -Большинство учащихся смогут: определить тему и основную мысль, охарактеризовать главную героиню рассказа. -Некоторые учащиеся смогут: рассказывать отрывок из произведения наизусть без домашнего заучивания. Языковые цели: Учащиеся могут: назвать фамилию, имя, отчество автора, отвечать на вопросы, подтверждая свои мысли чтением текста. рассказывать наизусть отрывок. Ключевые слова и фразы: Я ДУМАЮ, ЧТО… Я СЧИТАЮ, ЧТО… МНЕ КАЖЕТСЯ…. ПО-МОЕМУ,…. Привитие ценностей: Создать условия для воспитания уважительного отношения к одноклассникам, умения слушать других детей и учителя. Воспитывать доброжелательное отношение к животным. Межпредметные связи: Взаимосвязь с предметами: самопознание, познание мира и ИЗО. Навыки использования ИКТ: Презентация. Предварительные знания: Ребята вспоминают прочитанные ранее произведения А.П.Чехова. используют знакомую технику запоминания. Ход урока: Начало урока: I. Организация класса. Создание положительного эмоционального настроя. -Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли в порядке на парте. - Тихо садитесь. II. Подготовка детей к восприятию текста. Стартер. 1. Об авторе. - Посмотрите на монитор, прочитайте и определите из каких произведений эти отрывки? - Кто догадался, из какого произведения этот отрывок? -(Рассказ «Белолобый») -Посмотрите и прочитайте следующий отрывок. - ( дети читают отрывок про себя). - Кто узнал о ком идёт речь в этом отрывке и как называется рассказ? - ( Речь идёт о Ваньке. Рассказ так и называется «Ванька») - Скажите, а кто является автором этих рассказов? (А.П.Чехов). - Действительно! Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением А.П.Чехова. - На котором из трёх портретов изображён А.П. Чехов? 2.О главной героине. - А начнём мы наш урок с загадки. - Посмотрите на монитор и прочитайте загадку. (1 ученик читает загадку вслух). - Кто это? (Собака) - Правильно, это собака. Поднимите руку те, у кого есть собака. Я надеюсь, что вы будете моими активными помощниками на уроке и наш урок не оставит вас равнодушными. - Как и у вас, у А.П.Чехова было особое отношение к собакам. На свете множество собак, но мы сегодня на уроке начнём знакомиться лишь с одной из них – с героиней рассказа А.П.Чехова «Каштанка». Середина урока: Ознакомление с новым произведением. 1.Речевая разминка. Цель: развивать эмоциональное чтение. - Посмотрите на доску. СОБАКА - Давайте прочитаем это слово с разной интонацией (-удивления, - радости, - обращения. - вопроса.) (Дети читают) 2. Словарная работа. Цель: объяснение лексического значения устаревших слов и расширение словарного запаса детей. - Посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны устаревшие слова, значение которых не все из вас знают. - Давайте прочитаем эти слова. (Конножелезка, фрунт). - Как вы думаете, что они обозначают? - (Ответы детей) - Прочитаем правильное толкование этих слов. 3. Первичное ознакомление с текстом. Цель: познакомить учащихся с текстом. -(Начинает чтение учитель, а хорошо читающие дети продолжают). 4. Проверка первичного восприятия. Цель: проверить первичное впечатление от текста. - С каким настроением вы слушали отрывок? (С переживанием за Каштанку) - Почему? ( Так как Каштанка была беззащитная) - О чём задумались, слушая? ( Как помочь Каштанке найти своего хозяина) - Физминутка. 5. Работа с текстом 1 и 2 части. Выборочное чтение в подтверждение ответа на вопросы. Цель: формировать и совершенствовать навыки выборочного чтения. - Что случилось с Каштанкой? (Каштанка потерялась) - Какая была погода в тот вечер? ( Холодная. Она останавливалась, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую) - Найдите и прочитайте в тексте. ( чтение детьми). - Прочитайте описание внешнего вида героини рассказа Каштанки? («Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой, - очень похожая мордой на лисицу») - Что чувствовала Каштанка, когда осталось одна? (Каштанкою овладели отчаяние и ужас) - Найдите и подтвердите ответ словами из текста. ( чтение детьми) - Из - за чего Каштанка потерялась? - Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте. ( Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла). - Да, Каштанка, которая не любила громкую музыку оказалась на незнакомой улице. Ей было одиноко и страшно. - Почему? Как об этом пишет автор? ( Она поняла, что потеряла след хозяина и осталась одна) - Что усиливало несчастье собаки? (Холод и голод) - Давайте перечитаем последнее предложение первой главы. ( Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»). - Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа? (Несчастная, одинокая, озябшая, голодная). - Найдите эпизод из второй части, как Каштанка попала к таинственному незнакомцу? ( чтение детей) - Как выглядел незнакомец? Прочитайте. ( Коротенький и толстенький человек с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку). -Как незнакомец общался с ней при встрече? (Приветливо, заботливо, нежно, с жалостью) - Что испытывала Каштанка, оказавшись в новой обстановке? - Как она себя вела? - Как отнёсся к Каштанке незнакомец? (Сытно накормил, положил спать) - Что делала собака после обеда? (Решала вопрос, где лучше) - Найдите и прочитайте описание домашней обстановки незнакомца и столяра. (чтение отрывка) - Молодцы! - Зрительная гимнастика. 6. Характеристика главной героини рассказа. Цель: формировать умение анализировать факты и давать им оценку. -В мире есть много различных пород собак. Какие вам известны? -Какой породы была Каштанка? - Какая была погода в тот вечер, когда потерялась Каштанка? Прочитайте. -Почему потерялась Каштанка? - Как чувствовала себя Каштанка на улице? - Какой мы видим Каштанку? Прочитайте последнее предложение 1 главы. Работа в парах: Прочтите слова, записанные на карточке. Выберите признаки, которые помогают описать душевное и физическое состояние собаки в этот момент. НЕСЧАСТНАЯ ВЕРНАЯ ПРЕДАННАЯ ОДИНОКАЯ СПОСОБНАЯ РАСТЕРЯННАЯ ТАЛАНТЛИВАЯ ЗАМЕРЗШАЯ ГОЛОДНАЯ Выслушивается ответ группы, выполнившей первой это задание. Остальные рецензируют. 7.Подготовка к чтению отрывка из рассказа наизусть с использованием мнемотехники « Слово – символ» . Цель: Совершенствовать техники запоминания. Индивидуальная работа в тетрадях. Учащиеся зарисовывают основные слова отрывка с помощью символов. Желающие рассказывают наизусть. (1 – 2 чел.) 8. Дифференцированная работа с карточкой. Цель: проверить уровень усвоения материала учащимися. Работа в парах. - У вас на парте лежит карточка с заданием. - Прочитайте внимательно задание про себя. - Прочитайте задание вслух. -По памяти, используя нарисованные символы (или перечитывание отрывка) впишите пропущенные слова. Карточка. ___________ _________ собака – помесь ___________ с ___________ - очень ___________ _________ __ ______, бегала ________ и ________ ___ _____________ и _________ __________ по сторонам. Изредка она ______________ и, _________, ___________ то одну ________________ ______, то другую, стараясь дать себе отчёт: _____ _____ могло _________, что она ____________? -Карточку сдайте для проверки. Конец урока: 9. Творческая работа. Цель: развивать творческие способности, фантазию. - Какие чувства вызвал у вас конец истории? - Хотелось ли вам, чтобы рассказ закончился по-другому? Как? - Расскажите. - Какие пословицы подходят к прочитанному рассказу? СОБАКА ПОМНИТ, КТО ЕЕ КОРМИТ В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ ОТ УЧИТЕЛЯ НАУКА У ГОЛОДНОГО ХЛЕБ НА УМЕ Проверка. 10.Домашнее задание. - Домашнее задание для вас будет творческим. Вы должны сами решить, какое задание будет вам по силам. - Те ребята, которые считают, что смогут выучить отрывок наизусть – выучите и прочитайте текст рассказа полностью, без сокращений. - Для проявления ваших творческих способностей – нарисуйте, как Каштанка выглядит в конце рассказа. - Те, кто сомневается, что может справиться с этим заданием, то прочитайте текст в учебнике и подумайте какие события с Каштанкой, по вашему мнению, должны произойти дальше. 11.Рефлексия. - Что мы делали сегодня на уроке? - Вам было интересно на уроке? - Что понравилось больше всего? - Чему вы научились на этом уроке? - Чему учит рассказ? (Быть внимательнее и добрее к животным, они так нуждаются в нашей заботе. Не забывайте об этом. Я уверена, что никто из вас не выбросит на улицу кошку или собаку, вы добрые и отзывчивые ребята!) -Что вы сегодня сделаете, когда увидите своего преданного друга? - Спасибо за активность на уроке и творческую работу! | |
Просмотров: 973 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|