Манерова П.В., руководитель творческой группы, СОШ № 8, Павлодарская область, г. Аксу Творческая группа как форма развития педагогических компетенций учителя Технология критического мышления. Методы активного обучения. Интеграция Казахстана в мировое образовательное пространство, развитие конкурентноспособности в свете требований «Концепции развития образования в РК до 2015 года» и «Государственной программы развития образования РК на 2005-2010 гг» требуют модернизации отечественного образования, создания национальной модели среднего 12-летнего обучения, адекватной методологии, трансформации знаниецентристской парадигмы в компетентностную, кардинального изменения и обновления содержания школьного образования. Это означает смещение акцентов с целевой установки на овладение суммой знаний, умений и навыков (знаниецентризм) на формирование умения самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (компетентность). Владение компетенциями позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности. Какие же качества необходимы человеку в любой профессиональной деятельности? Дж. Равен, автор книги «Компетентность в современном обществе», так отвечает на этот вопрос: - способность работать самостоятельно без постоянного руководства; - быть инициативным; - искать пути решении проблем; - умение анализировать новые ситуации; - способность уживаться с другими; - способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе; -умение принимать решения на основе здравых суждений. Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей и преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции «усвоения знаний». Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Принципиально изменяется и позиция учителя, преподавателя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициатив и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Постоянные изменения стали нормой жизни современного общества. В подобных обстоятельствах продуктивность профессиональной деятельности педагога зависит не от обладаний какой бы то ни было раз и навсегда заданной специальной информацией, а от умения ориентироваться в информационных потоках, инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания для достижения поставленной цели. Поэтому и требования к педагогам претерпели серьезные изменения. Мало быть хорошим специалистом, надо еще быть компетентным работником. Учителю необходимо осваивать специальную компетентность — способность заниматься собственно-профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие. Мы предлагаем осваивать технологию критического мышления в сотрудничестве с другими учителями, т.е. создавать в школе творческие группы под руководством сертифицированного специалиста. Содержание деятельности творческой работы группы переформатировано с учётом требований XXI века и результативностью деятельности группы по освоению ТРКМ. Следует отметить, что переход от традиционной методики обучения к изучению и освоению технологии критического мышления труден и длителен. Каждому учителю, добровольно вступившему в творческую группу, необходимо менять устоявшиеся за многие годы ценности, стереотипы в работе, перестраивать профессиональное сознание. Переход на «новое» преподавание требует повышения методического уровня, нового дидактического обеспечения, чтобы учитель от транслятора знаний перешёл к координатору учебного процесса. Изучение технологии критического мышления – это многолетний труд, который приведёт к хорошим результатам только при максимальной отдаче как руководителя группы, так и всех её членов. Актуальность выбранного нами направления - создание творческих групп по изучению новых технологий - объясняется тем, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие “профессионализм” включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки. В ходе этой деятельности педагог становится активным субъектом процесса совершенствования. Это требует комплексного подхода к многогранной научно-методической работе. Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы. Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями. Любая педагогическая работа – это практическая деятельность. Часто бывает так, что между теоретическими знаниями и практическими умениями продолжает сохраняться серьёзный разрыв. Преодолеть этот разрыв в современной школе можно средствами профессиональной переподготовки, которую принято называть методической культурой. Но возможным это становится только тогда, когда осмыслены основные причины, породившие отставание практики от теории. Мы считаем, что современные педагоги должны уметь сотрудничать, работать на равных и руководить; проявлять личную инициативу; им необходимо отстаивать свои принципы и в то же время умело увязывать основополагающие ценности с быстро меняющейся ситуацией. Только активное обучение содействует формированию активной жизненной, профессиональной, в целом гражданской позиции человека. ТРКМ – это активная технология, так как в ней меняется и роль обучающего (менеджер), и роль обучающегося (субъект деятельности). В планировании работы группы главным является изучение теории ТРКМ: это изучение целей и задач технологии, дидактических особенностей, принципов, базовой модели и др. Отбор тематического содержания ТВГ происходит с учётом темы школы, темы ТВГ, потребностей членов группы и задач современной системы образования в Казахстане. Важными условиями достижения успеха ТВГ является общественное признание, целенаправленная и планомерная организация творческой группы, а главное интеграция усилий всего коллектива. Объединение членов педагогического коллектива, в период работы творческой группы, обеспечивалось за счет коллегиального принятия решений, что в свою очередь обеспечивает широкое информирование и учителей, и учащихся, и их родителей о делах, проблемах, перспективах школы; соблюдение принципа консенсуса; формирование педагогического коллектива – единомышленников. В каком случае учитель хочет использовать на своих уроках новые методы, приемы, пытается иначе, чем обычно, организовать учебную деятельность? Вариантов много. Тут и осознанное стремление отойти от привычных схем, и желание к самообразованию, и любопытство перед неизведанным. Когда учителя знакомятся с работой нашей группы по ТРКМ, равнодушных обычно не остается. Сам способ «погружения» на семинарах – ощущение себя в роли учеников в классе, проживание урока от постановки целей до рефлексии результатов – нередко является сильным мотивом, чтобы попробовать и начать эксперимент на своих уроках. С первого года (2003 год) образования нашей творческой группы главное внимание уделялось планированию урока: умению составлять план, технологическую карту, учитывать время этапов урока, анализировать свой урок. Известный психолог Карл Роджерс говорил, что любое знание будет присвоено, если оно будет основано на собственном опыте. На занятиях творческой группы (далее ТВГ) путём изучения разработанных уроков по ТРКМ, учитывая методику планирования урока по ТРКМ, мы разрабатывали свои уроки и внедряли их в образовательный процесс. Особое внимание на занятиях творческой группы мы уделяем анализу и самоанализу уроков, что помогает не только оценить себя и других, но и выработать свои принципы построения урока по ТРКМ. Активные и интерактивные методы не только повышают интерес к учению, но и обеспечивают глубокое усвоение содержания, выработку активной социальной позиции, приверженность демократическим ценностям. Все это возможно при условии, что ученик ставится в центр образовательной среды, а учителя из «передатчиков» знаний превращаются в «дирижеров», организаторов процесса приобретения знаний. Формирование нового типа мышления у учащихся не может не отразиться на качестве успеваемости, так как дети становятся более самостоятельными при добывании новых знаний и вооружаются разными способами деятельности. Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. На каждом этапе развития школы возникал и возникает вопрос о повышении профессионального мастерства педагогов. Это не случайно, так как именно учитель является главным действующим лицом любых преобразований в системе образования. Специфика современного этапа развития школы обусловлена новыми задачами, стоящими перед образовательными учреждениями: - гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса; - создание условий для свободного развития личности; - выдвижение на первый план общечеловеческих ценностей и, в первую очередь, личности ребенка как высшей, уникальной человеческой ценности. В свою очередь новые задачи школы обусловлены переменами, происходящими в общественной, политической, экономической сферах жизни нашего общества. Изменившаяся ситуация в обществе формирует новый социальный заказ на выпускника школы. Важным сегодня стал вопрос: какими качествами должен обладать выпускник образовательного учреждения, чтобы успешно самоутвердиться, реализовать свои силы и возможности, стать подлинно счастливым человеком? Главная цель 12-летнего образования - формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде. Но прежде всего школе необходимы квалифицированные педагоги.
Источник: http://из опыта работы |