Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

урок русского языка в 5 классе. Раздел: "Астрономия: звезды и созвездия", тема "Звездное небо"
Краткосрочный план урока

УРОК: Школа: КГУ «Средняя школа №3 им Д Кунаева» города Риддера Восточно-Казахстанской области
Дата: Ф.И.О. учителя: Моталёва Татьяна Петровна
КЛАСС: 5 А Количество
присутствующих: 24 Количество
отсутствующих: 0
Тема урока : «Звездное небо»
Цели обучения, которые
необходимо достичь на
данном уроке Ч2 : определять основную мысль текста на основе содержания и композиции;
Ч3: понимать применение прямого и переносного значения слов, многозначных слов, олицетворений ,использованных автором
Ч4: различать типы и стили текстов
СГ2: определять тему и основную мысль ,опираясь на вопросы
СГ7: строить высказывания определенного типа последовательно с четкой структурой;
П4: создавать тексты –повествования и описания с учетом целевой аудитории
СРН2: использовать слова с прямым и переносным значением, многозначные слова
Цели урока Все учащиеся смогут:
усвоить специальную лексику по теме , отвечать на вопросы по просмотренному видео, знать понятия «синоним», «многозначное слово», «переносное значение»; уметь писать творческую работу, представляя себя на месте звезды с учетом целевой аудитории, строить высказывания определенного типа последовательно с четкой структурой;.
Большинство учащихся смогут:
уметь составлять рассуждение и повествование на заданную тему, аргументируя свое мнение, сопровождая примерами из дополнительных источников, определять в тексте средства художествнной выразтельности, задавать друг другу вопросы.
Некоторые учащиеся смогут:
использовать при написании своих письменных работ отрывки из изученных материалов в тезисной форме, составлять синквейн,
Языковая цель Учащиеся могут: 1) строить высказывания определенного типа последовательно, с четкой структурой 2) писать творческую работу , представляя себя на месте звезды 3) использовать специальную лексик по теме «Звездное небо», знать правописание словарных слов, имен собственных, падежных окончаний существительных, -тся,-ться в глаголах
Ключевые слова и фразы:
тема, астрономия, космос , планета,галактика, шокирующее видео
Полезные фразы для диалога/письма:
Вопросы для обсуждения:
- какие ассоциации у вас вызывает СС «звездное небо»?
- какие планеты нам известны?
- как называется наша галактика?
-почему людям нужно беречь свою планету?
Можете ли вы сказать, почему..?
-Солнце греет, а звезды нет? –Чем отличается галактика от вселенной? Как называется наша галактика?
Предыдущее обучение Учащиеся владеют специальной лексикой по теме. Усвоены лингвистические понятия тема, многозначные и однозначные слова, олицеворения, правописание падежных окончаний существительных иприлагательных, -тся,-ться в глаголах, правописание имен собственных, составление синквейна, написание писем в разных стилях.
План
Планируемое
время Запланированная деятельность Ресурсы

Начало урока
0-4 мин

1 мин

1 мин

3 мин

2 мин 1)деление на группы: проводится способом свободного выбора с опорой на стратегию «Пазл». Каждый ребенок выбирает кусочек картинки определенного цвета, объединяются по цвету и складывают картинку –звезда. Формируется группа. Здесь же сразу сообщается ученикам , что оценивание их работы будет проводится при помощи мленьких звездочек, которые находятся на их столах.
2) создание эмоционального настроя : просмотр видеоролика « виды звездного неба+очень красивая музыка»
У: Красиво, правда ребята? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
3) открытие темы урока самими учениками: «Звездное небо»
4) создание ассоциативного ряда по теме: задание по группам: записать за одну минуту как можно больше имен существительных, которые имеют отношение к СС «звездное небо».
У: У кого 5 слов? У кого 7? Все молодцы, каждый заслужил звездочку.ФО учителем.
Сратегия «Карусель»: передают выполненное задание по часовой стрелке, каждая группа дополняет( по полминутке)
5) Словарная работа: зачитывает слова одна из групп. Выбирая из перечисленного списка, записываем в словарики словарные слова: планета, галактика, орбита, звезда, если учащиеся не называют, то наводящими вопросами определяем название науки, изучающей звезды, и записываем слово «астрономия».
У: Как называют людей, котрые изучают звездное небо?
При помощи чего они изучают?
У: Ученые- астрономы изучают звездное небо при помощи мощных микроскопов, которые приближают к нам звезды. Благодаря им люди владеют знаниями о космосе. Итак, что мы знаем о космосе. Внимание на экран. На столах стикеры-звездочки небольшого размера

https://www.youtube.com/watch?v=OTCb5NOE2m8

Лист бумаги, фломастеры

видеоролик «Планета Земля. Шокирующая правда о вселенной»

Учебник «Русский язык для 5 класса», издательство «Мектеп»

Карточки с мини -текстами и картинками

Критерии оценивания

Схема солнечной системы на ватмане
( лестница успеха)
Середина урока
4мин

5 мин

7 мин

10 мин

1) просмотр видеоролика «Планета Земля. Шокирующая правда о вселенной»
Задание: внимательно смотреть, чтобы потом смогли ответить на вопросы по содержанию видео.
2) организация беседы по просмотренному материалу по стратегии «Кофейная палочка».
3) Беседа. У: Назовите лексическое значение слова «шокирующее»? Почему это видео «шокирующее»? Что поразило вас больше всего?
Примерные ответы должны свестись к тезису: Земля огромная по сравнению с человеком, но она совсем маленькая в рамках вселенной, она прекрасна, на ней есть жизнь и ее надо беречь.
4) Работа с учебником, выполняют упр 482. Задание: записать предложение, вствить пропущенные орфограммы. Самопроверка по образцу учителя. Беседа в парах: объясняют правописание -ться,-тся, находят в тексте упражнения олицетворенния, обозначающие «действия» звезд. Взаимооценивание в парах.
5) У: звездное небо привлекало внимание не только ученых, но и художников, поэтов и писателей, и просто людей, которые в большинстве своем очень любят смотреть на звездное небо и сравнивать со звездами какие-то другие предметы.
Задание: каждой группе открыть конверт на столе, прочитать мини-текст, ответить на вопросы и на основной вопрос «По какому признаку люди называют предметы «звездой»?. Итогом работы должен быть связный ответ- рассуждение, записанный на листе.(4-5 предложений). Здесь же в конверте даны критерии, по которым вас будут оценивать другие группы. (см приложение 2). Спикер каждой группы представляет свой ответ, остальные группы оценивают ответ и дарят свою звезду. ФО группой
6) У: Звездное небо всегда привлекает взоры людей и мы смотрим вверх. А каково им, звездам, смотреть на нас? Что они видят вокруг,внизу? Им наверняка хочется пообщаться. Представьте, что вы звезда, напишите письмо о том, что вы видите оттуда, сверху? Каждая группа выполняет задание письменно, обращаясь 1)к Земле , 2)к другой Звезде, 3)к Солнцу, 4)к людям Земли. В процессе работы учитель оказывает затрудняющимся учащимся поддержку в виде карточки с вопросами. Готовое письмо группа читает, ФО другими группами , дарят звездочки.
5 мин У: Посчитайте ваши звездочки. У кого сколько ? Молодцы!
У: Со звездным небом у людей связано множество примет. Какие? Одна из них: когда падает звезда ,нужно загадываеть желание. Вы верите в эту примету? Тогда закрывайте глаза, и пока падает звезда, загадывайте желание, запишите его на обратной стороне любой из ваших зведочек. Оно обязательно исполнится, потому что недалеко от нашей Солнечной системы образовалась новая галактика из звезд учеников 5 «А» класса. Прикрепите вашу звездочку на доску. Но!! Чем больше у вас звездочек, полученных за урок, тем ближе вы к Солнцу. Желание обязательно сбудется.
Рекомендуемое домашнее задание: большинство учащихся выпоняют упр 485, некоторые составят синквейн со словами космос, Земля.
Дополнительная информация
Дифференциация – как вы
будете предоставлять
больше поддержки? Какие
задания вы будете давать
Оценивание – как вы
планируете отслеживать
прогресс/знания учащихся?
Междисциплинарные связи
здоровье и безопасность
поддержка ИКТ
Ценности
Дифференциация в процессе работы над эссе, при прослушивании видеоролика ( поддержка визуалов и аудиалов), дифференцированное домашнее задание
В процессе урока прослеживалось
ФО учителем в виде похвалы и вручения звездочки;
ФО оценивание группой,
Самопроверка и взаимопроверка в парах в процессе работы с упражненим учебника
Критериальное оценивание в процессе работы с
мини- текстом
. Содержание видео и текстов иллюстрирует междисциплинарную связь с предметом «Познание мира».Создание комфортной психологической обстановки на уроке способствует coхранению эмоционального здоровья учеников. Беседы об уважении к труду астрономов, космонавтов, об ответственности каждого человека за состояние планеты способствуют формированию нравственных ценностей. Поддержка ИКТ осуществлялась просмоторм видео роликов.

Реализация идей программы обновленного образования в КСП. (Выводы по микропреподаванию)

Выбор целей обучения основан на рекомендациях программы обновленного содержания образования и адаптирован к теме данного урока. Это позволило запланировать работу по развитию четырех видов речевой деятельности учащихся( слушания, говорения, чтения и письма), интегрировать оценивание достижений учащихся в план и реализовать на протяжении всего урока формативное оценивание , реализовать на практике принципы дифференциации. Принцип спиральности программы и наличие сквозных тем способствовали организации деятельности учащихся с опорой на их опыт и усвоенные ранее знания. Использование активных форм организации познавательной деятельности учащихся способствовало развитию критического мышления учащихся. Использование критериев успешности, отраженных в плане, создало ситуацию успеха на уроке.

Приложение 1

Работа с текстом
Критерии оценивания :
Верно закончил предложение – 1 звезда
Правильно вставил пропущенные орфограммы – 1 звезда
Ответил на вопрос – 1 звезда
Задал «тонкий» вопрос -1 звезда
Задал «толстый» вопрос-1звезда
Итог- 5 звезд
Неверно закончил предложение - минус 1 одна звезда
Допустил ошибку, вставляя пропущенные буквы- минус 1звезда
Приложение 2
Работа по карточкам
Критерии оценивания
1) Определили стиль текста, ответили предположительно из какого источника он взят – 1 звезда
2) Определили по какому признаку предмет назван «звездой»- 1 звезда
3) Ответ был правильный – 1звезда
4) Ответ был связный, доказательный, уверенный.-1звезда

Карточка №1 Прочитайте текст

1) Деревья и Цветы очень любили Жабу. Они спорили как её называть. Тогда ученый скворец сказал: « Мы будем называть ее Звездочкой, потому что она напоминает звездочку. Посмотрите, какие у нее лучистые глаза!» ( по Б. Заходеру)


5) Определите стиль текста, из какого источника он взят
6) Объясните значение слова «лучистые»
7) По какому признаку персонажи называют жабу Серой Звездочкой ?

Карточка №2 Прочитайте текст

Название цветка астра восходит к греческому слову aster, что значит «звезда». Слово aster есть в словах астрономия, астрология. ( «Словопедия»)


1) Определите стиль текста, из какого источника он взят
2) Похожа ли астра на звезду?
3) По какому признаку этот цветок назван астрой ?

Карточка №3 Прочитайте текст

Пуансетия – цветок с красными, розовыми листьями –прицветниками. Она цветёт зимой, поэтому ее покупают на Рождество и на Новый год. Отсюда второе название пуансетии- Рождественская звезда.


1) Определите стиль текста, из какого источника он взят?
2) Похожа ли пуансетия на звезду? Что похоже?
3) По какому признаку этот цветок назван Рождественской звездой ?
Карточка №4 Прочитайте текст
Морские звезды — это морские беспозвоночные, относящиеся к классу иглокожих. Они имеют оригинальную форму: они имеют от 5 до 40 конечностей (лучей). Морские звезды - очень подвижные животные, но они умеют только быстро ползать по дну, а вот плавать они не могут.



1)Определите стиль текста из какого источника он взят?
2)По какому признаку это морское животное названо звездой ?
3) Слово «звезда»- однозначное или многозначное ?
Категория: Русский язык и литература | Добавил: motalevatatjana (2018-11-07) | Автор: Моталёва Татьяна Петровна E
Просмотров: 2098 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru