Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
И.Л. Ершова, педагог дополнительного образования студии дошкольного воспитания «Бобек» КГКП Дворца Творчества Детей и Молодежи г. Семей. Одним из факторов успешного обучения ребенка в начальных классах является сформированный навык грамотного чтения. Немаловажно, если такой навык будет формироваться уже в дошкольном возрасте. Ни для кого не секрет, что читающим детям гораздо легче адаптироваться в первом классе и успешно обучаться на начальной ступени школьного образования. Работая в студии дошкольного воспитания «Бобек» г. Семей, я ставлю целью обучение навыкам чтения детей от четырех до шести лет. Именно в этом возрасте можно заложить и сформировать у ребятишек стойкую тягу к знаниям, любовь к книге. Естественно, что методика обучения грамоте дошкольников отличается от школьных программ. У детей этого возраста практически нет мотивации к освоению учебной деятельности, их психофизиологические процессы развиты гораздо слабее, чем у младших школьников. И, тем не менее, детей этого возраста отличает ярко выраженная любознательность, любовь к игре и сказке, вера в чудеса. Именно поэтому я разработала занятия по обучению грамоте дошколят с учетом их возрастных особенностей. Основная цель данных занятий - определение оптимальных условий развития навыков чтения на уроках обучения грамоте, а именно активизация познавательной деятельности у детей дошкольного возраста и формирование у них стойкого интереса к чтению. Весь курс обучения грамоте разделен на два периода: добукварный и букварный. С первого урока ребята окунаются в сказку про находчивого веселого мышонка, который попадает сначала в страну «Звукалию», а затем в страну «Букварию». Вместе с героем сказки-путешествия, сопереживая ему, дети преодолевают препятствия, выполняют необходимые задания, без усилий усваивая учебный материал и овладевая навыками чтения. Я предлагаю ряд методических игровых приемов, которые позволяют мне успешно организовать учебную деятельность детей четырех-пятилетнего возраста на уроках обучения грамоте в добукварный период. 1. Игра «Умные ушки». Я прошу детей закрыть глаза, называю слово раздельно по звукам, после сигнала дети должны назвать слово целиком. После того, как правильно названо 4-5 слов, прошу детей вспомнить угаданные слова с целью развития у них кратковременной памяти. Затем дети находят лишнее слово, обязательно объясняя свою точку зрения. Такая работа формирует не только умение слышать звуки и складывать их в слова, но и развивает логическое мышление, позволяет дошкольникам учиться упорядочивать группы слов, а также правильно объяснять их лексическое значение. Пример: С-Л-О-Н, Т-И-Г-Р, В-О-Л-К, Ж-У-К, Л-И-С-А. Какие слова угадали? Воображаем полочку над головой, ставим туда слова. Какое слово лишнее? Почему? Берем на руки поочередно воображаемых животных, отмечаем их отличительные признаки: шерсть, количество лап, вес и т.д. После того, как на руки берется громадный жук, предпринимаются попытки найти у него шерсть, зубы, считается количество лап, дети смеются и находят правильное решение. Через несколько подобных заданий дети с легкостью и удовольствием складывают в уме слова, формируют их в группы и находят лишнее слово. 2. Игра «Чашечка». Делаем с детьми руками чашечку. Складываем в нее слово по звукам, одновременно считая звуки. Работа для детей этого возраста не из легких. Зато учит ребят не только структурному анализу слова, но и распределению внимания. Затем «съедаем» несъедобное слово из чашечки, превращая его в съедобное, что способствует еще и развитию воображения и творческого мышления. Пример: слово «стол» раскладываем на звуки и опускаем звуки поочередно в «чашечку»: С-Т-О-Л. Одновременно считаем количество звуков в этом слове. Затем спрашиваю у детей, как можно съесть слово «стол». Вместе превращаем деревянный стол в шоколадный, ореховый, сахарный и т.д. 3. Игра «Упрямый чайник». Из носика чайника вылетают картинки, из которых нужно составить слово. Дети вычленяют первые звуки каждого нарисованного предмета и составляют из них заданное слово. Игра обучает такому приему, как синтез и создает предпосылки для правильного грамотного письма. Пример: на чайнике прикреплена картинка с изображением утки. Из носика чайника «вылетают» картинки с изображением тыквы, арбуза, утюга, карандаша. Дети по порядку, проговаривая слово У-Т-К-А, выставляют картинки: Утюг, Тыква, Карандаш, Арбуз. Затем слово «читается», называется его значение. Воображаемая утка берется на руки, я прошу детей потрогать ее и сказать, какая она (теплая или холодная, мягкая или твердая, пушистая или гладкая, легкая или тяжелая и т.д.) 4. Игра «Волшебная цепь». На доску прикрепляются несколько картинок. Задача ребят: вычленяя первый и последний звуки каждого слова, подбирая их друг к другу, соединить слова в цепочку. Цепь обязательно нужно замкнуть. Затем мы с детьми надеваем воображаемую цепь на себя и играем с каждым словом: называем его значение, находим отличительные признаки, выполняем с этим воображаемым предметом сначала правильные, а затем нелепые и смешные действия. Игра обучает не только правильно вычленять звуки в слове, но и находить слова с аналогичными звуками, развивает зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое и творческое мышление. Пример: детям даются изображения сома, иглы, кота, ананаса, мака, тарелки. Дети, «цепляя» последний звук слова за первый следующего, составляют цепь : СОМ – МАК – КОТ – ТУФЛИ – ИГОЛКА – АНАНАС, возвращаются к слову СОМ и замыкают цепочку. 5. Игра «Помощь Шерлоку Холмсу». На доске составлены слова из картинок с изображением предметов. Предлагаю детям помочь знаменитому сыщику расшифровать-прочитать спрятанные в картинках слова. Затем прошу детей объяснить значение каждого слова. После этого с данными словами составляются предложения. Игра формирует навык мысленного складывания звуков, готовит детей к грамотному восприятию слога слияния, к буквенному чтению, а также к увеличению словарного запаса и развитию речи. Пример: слово РАК может быть зашифровано в картинках: радуга, аквариум, картофель. Дети вычленяют первые звуки и составляют из них слово. 6. Игра «Дети-звуки». «Вылавливаю» звуки в классе. Для этого вывожу детей к доске, загадывая каждый звук, который может кашлять, хрюкать, шипеть, охать, выть, мычать, лаять и т.д.. Затем расставляю детей в нужном порядке, проговаривая угаданные звуки. Дети «читают» получившееся слово. Затем какой-нибудь «звук-ребенок» убегает, на его место привожу новый звук. Дети «прочитывают» изменившееся слово. Подобная игра не только способствует развитию навыков чтения, но и формирует стойкий интерес детей к процессу обучения, внося в него элемент неожиданности. Пример: РУКА – МУКА – МУХА – УХА – УХО. Затем обязательна работа по развитию речи и мышления: что общего у руки и уха? (Это части тела человека). Что может сделать рука с ухом? (Погладить, дернуть, закрыть, помассировать, прижать и т.д.) 7. Игра «Певучая ладошка». На пальчики руки «натягиваем» гласные звуки, затем, дотрагиваясь до каждого пальца, их распеваем, как нотки. Игра быстро учит детей запоминать и различать гласные звуки. После подобных занятий дети с легкостью и интересом переходят к изучению букварного периода, быстро овладевают навыками слогового чтения, а в дальнейшем чтением целых слов и предложений. Главное – это любить учить детей! | |
Просмотров: 625 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|