Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Сегодня вопросы полиязычия рассматриваются в литературе с разных позиций, в зависимости от целей исследования. Перед учителями русского языка появилась проблема преподавания в условиях полиязычия: казахского, русского и иностранного. Следовательно, появилась необходимость изменений, обновлений в области методики преподавания. Президент РК Н.А. Назарбаев отметил в своем выступлении на третьем съезде работников образования и науки «Необходимость в английском языке – это мировая тенденция, очевидная необходимость. А прекрасное владение русским языком – это наше богатство, которое потерять крайне неразумно» В государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы поставлена следующая программная цель: «формирование у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств» [2, 23]. Поэтому характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка. Исследование и разработка любой образовательной технологии начинается с определения того, чего мы хотим от обучаемых. На основе этого формулируются цели, далее конструируется содержание, выстраивается последовательность действий субъектов, определяется образовательный и контрольный инструментарий. Новая парадигма образования указывает на необходимость реформирования всех систем образования с тем, чтобы обучающиеся действительно стали центральными фигурами учебного процесса, т.е. должен быть организован процесс познания, а не преподавания, как это было до сих пор при традиционном обучении. Это веление времени, т.к. современное общество стало в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Видный американский бизнесмен Джон Гриллос очень точно выразил эту идею: «Нас мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы в экономику приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь» [ 3, 19]. Следовательно, современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных: • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем); • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук – не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем – «Чему учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций. Я убеждена, что только системное использование современных технологий и методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности. В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. А это стало возможным благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. На мой взгляд, главным элементом технологии личностно ориентированного обучения является создание мотива урока, заинтересованности в нем, желания активно работать. На этом этапе обращаюсь к потребностям, интересам учащихся. Надо помочь ребенку выявить его внутреннюю мотивацию к изучению нового материала и к учению вообще. Существуют и другие приемы создания мотива урока. Но самое главное, нужно помнить, что работа должна иметь не рутинный, а творческий характер. Поэтому не может быть строгих алгоритмов, нормативных регламентов и предписаний по изучению предметных знаний. На любом этапе обучения школьник имеет возможность выбирать деятельность, что, однако, не снимает с него ответственности за его выбор и действия. Свобода выбора предполагает приоритет самостоятельной деятельности В настоящее время дифференциация обучения прочно вошла в практику работы общеобразовательной школы. Практически нет такого общеобразовательного учреждения, в котором не присутствовали бы те или иные формы дифференциации. В любом классе присутствуют дети с самыми разнообразными особенностями. Так, например, среди учащихся всегда найдутся любящие уроки русского языка, безразличные к ним и явно неприязненно относящиеся к урокам родного языка, учащиеся с хорошими и слабыми способностями по данному предмету. Первые в умелых руках учителя могут стать ему опорой в классе, а в неумелых помехой. Опорой потому, что на первых порах такие ребята явятся активным началом в классе, помогут словеснику в его работе с отстающими. Помехой потому, что эти же ребята в слабом классе и у недостаточно опытного учителя начнут скучать, а от скуки станут пошаливать или заниматься другими делами. Вторые к урокам русского языка вначале будут относиться равнодушно. Из этих школьников образуется группа пассивных или шумных, нарушающих дисциплину ребят. Третьи – это те, у которых крупные, застарелые пробелы в знаниях, на уроках они нарушают дисциплину, в школу часто приходят неподготовленными к уроку или вовсе пропускают занятия. Ожидаемый результат развития поликультурной личности сподвигнет творческого учителя к поиску и разработке новых педагогических технологий. Процесс обучения в этом случае определяется не только формированием знаниевой парадигмы, но и решением ситуационных заданий, разрешением конфликтных личностно значимых проблем ученика. Вследствие этого возрастает роль урока в судьбе учащихся: учебное занятие становится моделью подлинной жизни, изучая которую можно приобрести уникальные возможности взаимодействия с реальной. Столь важное значение урока и определяет высокую степень ответственности учителя за содержание и структуру урока. Этим и объясняется необходимость для современного учителя создания собственной концепции. Именно концепция позволяет иметь чёткие ориентиры в педагогической деятельности, представлять основные задачи текущего момента, а главное — определить перспективные, целевые направления работы. При полиязычном обучении осуществляется развитие целого ряда личностных качеств школьников. Приведу несколько примеров: 1. Исследовательская направленность - ученики развивают свою природную любознательность, приобретают навыки, необходимые для целенаправленного, конструктивного исследования, проявляют самостоятельность в учебе. 2. Проблемность и критичность мышления – ученики берут на себя инициативу применять навыки критического мышления для решения сложных проблем и принятия обоснованных и этически корректных решений. 3. Общительность – воспринимают информацию, уверенно и творчески выражают свои идеи на нескольких языках с использованием различных коммуникативных средств; работают эффективно и с удовольствием сотрудничают с другими людьми. 4. Открытость – понимают и ценят собственную культуру и историю, открыты к пониманию и уважению ценностей и традиций других людей и сообществ; привыкают к поиску и оцениванию разных мнений и точек зрения; строят свой личный рост, обосновываясь на полученном жизненном опыте. 5. Смелость – будучи в незнакомой ситуации, уверенно без чувства тревоги, самостоятельно исследуют и принимают новые роли, идеи, стратегии, смело защищают свои убеждения. 6. Рефлексивность – размышляют над своей учебой и полученным жизненным опытом; конструктивно анализируют свои собственные достоинства и недостатки, чтобы улучшить учебные результаты и способствовать саморазвитию. Творческие педагоги, осознавая высокую степень ответственности своей деятельности, бережно и внимательно относятся к формированию личности будущего выпускника, стараются идти в ногу со временем и учитывать в своей работе современные тенденции. Учитель, по моему глубокому убеждению, подтверждённому 20-летней практикой, не только даёт знания, формирует навыки и умения, но ощущает свою миссию, не побоюсь этого слова, намного просторнее и ответственнее. Хочется определить её словами Р. Олдингтона: «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может только одно — указать дорогу». За те годы, что я преподаю, открылись многие дороги, сложились интересные судьбы. Очень хочется верить, что в этом есть и результаты реализации концепции формирования поликультурной личности школьника. Таким образом, внедрение полиязычного обучения в школах Казахстана – необходимая потребность современного общества. | |
Просмотров: 446 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|