Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Сегодня вопросы полиязычия рассматриваются в литературе с разных позиций, в зависимости от целей исследования. Перед учителями русского языка появилась проблема преподавания в условиях полиязычия: казахского, русского и иностранного. Следовательно, появилась необходимость изменений, обновлений в области методики преподавания. Президент РК Н.А. Назарбаев отметил в своем выступлении на третьем съезде работников образования и науки «Необходимость в английском языке – это мировая тенденция, очевидная необходимость. А прекрасное владение русским языком – это наше богатство, которое потерять крайне неразумно»
В государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы поставлена следующая программная цель:
«формирование у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств» [2, 23]. Поэтому характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка.
Исследование и разработка любой образовательной технологии начинается с определения того, чего мы хотим от обучаемых. На основе этого формулируются цели, далее конструируется содержание, выстраивается последовательность действий субъектов, определяется образовательный и контрольный инструментарий.
Новая парадигма образования указывает на необходимость реформирования всех систем образования с тем, чтобы обучающиеся действительно стали центральными фигурами учебного процесса, т.е. должен быть организован процесс познания, а не преподавания, как это было до сих пор при традиционном обучении. Это веление времени, т.к. современное общество стало в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Видный американский бизнесмен Джон Гриллос очень точно выразил эту идею: «Нас мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы в экономику приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь» [ 3, 19].
Следовательно, современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
• самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
• грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
• быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
• самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук – не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем – «Чему учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций. Я убеждена, что только системное использование современных технологий и методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности.
В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. А это стало возможным благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.
На мой взгляд, главным элементом технологии личностно ориентированного обучения является создание мотива урока, заинтересованности в нем, желания активно работать. На этом этапе обращаюсь к потребностям, интересам учащихся. Надо помочь ребенку выявить его внутреннюю мотивацию к изучению нового материала и к учению вообще.
Существуют и другие приемы создания мотива урока. Но самое главное, нужно помнить, что работа должна иметь не рутинный, а творческий характер. Поэтому не может быть строгих алгоритмов, нормативных регламентов и предписаний по изучению предметных знаний. На любом этапе обучения школьник имеет возможность выбирать деятельность, что, однако, не снимает с него ответственности за его выбор и действия. Свобода выбора предполагает приоритет самостоятельной деятельности
В настоящее время дифференциация обучения прочно вошла в практику работы общеобразовательной школы. Практически нет такого общеобразовательного учреждения, в котором не присутствовали бы те или иные формы дифференциации.
В любом классе присутствуют дети с самыми разнообразными особенностями. Так, например, среди учащихся всегда найдутся любящие уроки русского языка, безразличные к ним и явно неприязненно относящиеся к урокам родного языка, учащиеся с хорошими и слабыми способностями по данному предмету.
Первые в умелых руках учителя могут стать ему опорой в классе, а в неумелых помехой. Опорой потому, что на первых порах такие ребята явятся активным началом в классе, помогут словеснику в его работе с отстающими. Помехой потому, что эти же ребята в слабом классе и у недостаточно опытного учителя начнут скучать, а от скуки станут пошаливать или заниматься другими делами.
Вторые к урокам русского языка вначале будут относиться равнодушно. Из этих школьников образуется группа пассивных или шумных, нарушающих дисциплину ребят.
Третьи – это те, у которых крупные, застарелые пробелы в знаниях, на уроках они нарушают дисциплину, в школу часто приходят неподготовленными к уроку или вовсе пропускают занятия. Ожидаемый результат развития поликультурной личности сподвигнет творческого учителя к поиску и разработке новых педагогических технологий. Процесс обучения в этом случае определяется не только формированием знаниевой парадигмы, но и решением ситуационных заданий, разрешением конфликтных личностно значимых проблем ученика. Вследствие этого возрастает роль урока в судьбе учащихся: учебное занятие становится моделью подлинной жизни, изучая которую можно приобрести уникальные возможности взаимодействия с реальной.
Столь важное значение урока и определяет высокую степень ответственности учителя за содержание и структуру урока. Этим и объясняется необходимость для современного учителя создания собственной концепции. Именно концепция позволяет иметь чёткие ориентиры в педагогической деятельности, представлять основные задачи текущего момента, а главное — определить перспективные, целевые направления работы.
При полиязычном обучении осуществляется развитие целого ряда личностных качеств школьников. Приведу несколько примеров:
1. Исследовательская направленность - ученики развивают свою природную любознательность, приобретают навыки, необходимые для целенаправленного, конструктивного исследования, проявляют самостоятельность в учебе.
2. Проблемность и критичность мышления – ученики берут на себя инициативу применять навыки критического мышления для решения сложных проблем и принятия обоснованных и этически корректных решений.
3. Общительность – воспринимают информацию, уверенно и творчески выражают свои идеи на нескольких языках с использованием различных коммуникативных средств; работают эффективно и с удовольствием сотрудничают с другими людьми.
4. Открытость – понимают и ценят собственную культуру и историю, открыты к пониманию и уважению ценностей и традиций других людей и сообществ; привыкают к поиску и оцениванию разных мнений и точек зрения; строят свой личный рост, обосновываясь на полученном жизненном опыте.
5. Смелость – будучи в незнакомой ситуации, уверенно без чувства тревоги, самостоятельно исследуют и принимают новые роли, идеи, стратегии, смело защищают свои убеждения.
6. Рефлексивность – размышляют над своей учебой и полученным жизненным опытом; конструктивно анализируют свои собственные достоинства и недостатки, чтобы улучшить учебные результаты и способствовать саморазвитию.
Творческие педагоги, осознавая высокую степень ответственности своей деятельности, бережно и внимательно относятся к формированию личности будущего выпускника, стараются идти в ногу со временем и учитывать в своей работе современные тенденции. Учитель, по моему глубокому убеждению, подтверждённому 20-летней практикой, не только даёт знания, формирует навыки и умения, но ощущает свою миссию, не побоюсь этого слова, намного просторнее и ответственнее. Хочется определить её словами Р. Олдингтона: «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может только одно — указать дорогу». За те годы, что я преподаю, открылись многие дороги, сложились интересные судьбы. Очень хочется верить, что в этом есть и результаты реализации концепции формирования поликультурной личности школьника.
Таким образом, внедрение полиязычного обучения в школах Казахстана – необходимая потребность современного общества.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Герт (2019-02-07) | Автор: Герт Алёна Тадеушевна E
Просмотров: 399 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-04-22, 7:37 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru