Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Евстратова Наталия Анатольевна – учитель русского языка и литературы Гладышева Галина Георгиевна – учитель русского языка и литературы ВКО г. Семей КГУ « СОШ – лицей № 7» Система работы по подготовке к написанию эссе Одним из этапов обучения сочинению в жанре эссе является анализ определений жанра эссе в разных справочниках. Это позволит учащимся выделить особенности, характерные для данного вида сочинения. Особенности эссе как жанра: 1. Обращение к философским, литературоведческим, эстетическим, историческим, социальным проблемам. 2. Преобладание впечатлений, а не фактов. 3. Субъективность и не аргументированность авторской позиции. 4. Свободная форма изложения, отсутствие композиции 5. Смешение речевых пластов. 6. Наличие средств художественной выразительности 7. Эмоциональность речи 8. Сравнительно небольшой объем Если жанр эссе трактуется и как очерк ( в французском), то целесообразно вспомнить особенности, характерные и для очерка, и для эссе, определить их сходство и отличие. Для этого можно рассмотреть два текста: отрывок из произведения «За нумизматикой» В.Розанова и очерк «Рисунок с буквой «К» В.Пескова. После чтения предлагается ответить на следующие вопросы: 1. О чем размышляет автор, какова тема отрывка? 2. Какова композиция текста ? Можно ли выделить вступление и заключение ? 3. Находим ли смешение лексических пластов в тексте? Докажите. 4. Можно ли сказать, что отрывок завершен? 5. Охарактеризуйте синтаксис представленного текста. 6. Озаглавьте текст. Анализируя отрывок, учащиеся приходят к выводу, что это – рассуждение автора о своей фамилии, которое переходит к описанию внешности и внешнего вида. Если говорить о его композиции, то она является как бы продолжением начатого разговора, поскольку нет ни вступления, ни заключения, ни выводов. Анализируя с учащимися данный текст, мы можем видеть следующие признаки жанра эссе. Текст насыщен: 1) афоризмами («чем старше, тем лучше»); 2) эмоционально-выразительной речью автор передает свои чувства: неприязнь к обычности своей фамилии, она кажется ему «противной», «отвратительной», недовольство ростом, внешним видом (волосами, кожей, лицом в целом), удивление тем, что его многие любили, несмотря на некрасивую, как он считает, внешность, разочарование («женщина меня никогда не полюбит») и т.д. Выразительность речи достигается с помощью художественных тропов: метафорой ( «с чужим чувством подписывать», «украдкой пролил слезы», «ужас брал», «уходит в себя»), сравнениями (торчат «ежом»), эпитетами ( «тайные слезы», «мизерабельный вид»). 3) разными пластами лексики: книжной (масса цитат) и разговорной. Автор специально смешивает эти пласты. Он дает полемически заостренные рассуждения, тексту присуща субъективность изложения, ярко выраженная позиция автора ( «Ну, кто такого противного полюбит»). 4) Из стилистических фигур используется антитеза ( «бесконечно стар и опытен, точно мне тысяча лет, и вместе – юн, как совершенный ребенок»), градация (фамилия неприятна, противна, отвратительна), риторические вопросы ( «Кто же будет читать такие стихи ?»), эллипс ( «Помадил я их, и все – не лежат»), эпифоры ( «И отлично ! совсем отлично ! Хорошо ! Совсем хорошо !...»), параллелизм ( «Все булочники Розановы, и, следовательно, все Розановы - булочники»). Все вышеизложенное дает возможность рассматривать данный текст как принадлежащий к жанру эссе; кроме того, здесь налицо ярко выраженное личностное начало, стремление раскрыть самого себя, напряженный диалог героя рассказа с самим собой. А особенностью этого жанра является предельная открытость автора, его позиции, его мысли. Отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения и сравнительно небольшой объем – все это также дает основание рассматривать текст как пример литературной эссеистики. Хотя единой модели, единого образца эссе быть не может, жанр обновляется и развивается согласно ведениям времени. Можно анализировать два текста, что способствует формированию умений различать сходства и отличия в очерке и эссе. При этом уровень запоминания материала, как правило, возрастает, если учащиеся обобщают свои знания, представив их в форме таблиц следующего характера: Сходство эссе и очерка Отличие эссе и очерка 1.Выбор объекта, темы 1.Наличие индивидуальной позиции автора по излагаемому вопросу. 2.Документальная точность используемого материала 2.Непринужденность, эмоциональность изложения 3.Образность языка 3.Ориентир на разговорную речь: -доверительность обращения к читателю; - непосредственность; - кольцевое обрамление 4.Композиционная завершенность. Для закрепления знаний о жанре эссе можно предложить следующие задания: 1).Прочитайте отрывок из романа В.А. Чивилихина «Память» и ответьте на вопросы. Вопросы для анализа: 1. Почему автор начал разговор с вопросительного предложения ? 2. Какую роль, на ваш взгляд, играет обращение в первом предложении ? 3. К уму или сердцу обращен этот отрывок романа ? Мотивируйте ответ. 4. Какую роль играют в данном тексте риторические предложения ? Анализ этого отрывка позволит сделать вывод, что он отражает стилистические особенности жанра эссе. Задушевное, интимное, доверительное начало с теплым обращением «Дорогой читатель», наличие риторических предложений, эмоционально-экспрессивной лексики подчеркивает свободную форму изложения, делает ярким передачу впечатлений и раздумий автора. Наблюдения свидетельствуют, что для освоения данного жанра недостаточен анализ лишь 1-2 отрывков, который делается коллективно, всем классом под руководством учителя. Знания становятся наиболее эффективными, если ученики, самостоятельно анализируя текст, делают свои выводы и обобщения. Так, в экспериментальном классе в процессе закрепления знаний об этом жанре учащихся поделили на 5 рабочих групп (по 5 человек). Для анализа были предложены следующие тексты, взятые именно : «Молодость – вся жизнь», «Самое большое письмо», «Самая большая ценность - жизнь», «Цель и самооценка», «О дурных и хороших влияниях». Для всех групп задания были сформулированы одинаково: доказать, что письма писателя соответствуют жанру эссе. Исследования показали, что жанр эссе школьниками будет усвоен успешно, если предлагать им для размышления темы близкие и понятные. При этом мы разделяем точку зрения психолога Л.Г.Жабицкой, которая писала о том, что нужно выбирать такую тему, чтобы «она давала простор для высказывания своих мыслей, позволяла бы говорить о произведении не в аспекте историко-литературного анализа, а с точки зрения непосредственного восприятия» (Вопросы психологии. 1966. № 1. С.101) В 10 классе ля обучения учащихся сочинению в жанре эссе был использован текст письма «Крик души», напечатанный в газете «Московский комсомолец» (1977, № 3). На дом были предложены задания: подготовить материал для выступлений: 1 группе – «Жизнь и ее ценность в оценке Достоевского (по роману «Преступление и наказание»; 2 группе – «Осмысление ценности жизни в произведениях современных писателей» ( на примере произведений А.И. Солженицына); 3 группе – «Осмысление ценности жизни в произведениях современных писателей» (на примере произведений Ф.Абрамова). Урок начался с чтения и обсуждения письма «Крик души». | |
Просмотров: 440 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|