Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Система работы по подготовке к написанию эссе
Евстратова Наталия Анатольевна – учитель русского языка и литературы
Гладышева Галина Георгиевна – учитель русского языка и литературы
ВКО г. Семей КГУ « СОШ – лицей № 7»

Система работы по подготовке к написанию эссе
Одним из этапов обучения сочинению в жанре эссе является анализ определений жанра эссе в разных справочниках. Это позволит учащимся выделить особенности, характерные для данного вида сочинения.
Особенности эссе как жанра:
1. Обращение к философским, литературоведческим, эстетическим, историческим, социальным проблемам.
2. Преобладание впечатлений, а не фактов.
3. Субъективность и не аргументированность авторской позиции.
4. Свободная форма изложения, отсутствие композиции
5. Смешение речевых пластов.
6. Наличие средств художественной выразительности
7. Эмоциональность речи
8. Сравнительно небольшой объем
Если жанр эссе трактуется и как очерк ( в французском), то целесообразно вспомнить особенности, характерные и для очерка, и для эссе, определить их сходство и отличие.
Для этого можно рассмотреть два текста: отрывок из произведения «За нумизматикой» В.Розанова и очерк «Рисунок с буквой «К» В.Пескова.
После чтения предлагается ответить на следующие вопросы:
1. О чем размышляет автор, какова тема отрывка?
2. Какова композиция текста ? Можно ли выделить вступление и заключение ?
3. Находим ли смешение лексических пластов в тексте? Докажите.
4. Можно ли сказать, что отрывок завершен?
5. Охарактеризуйте синтаксис представленного текста.
6. Озаглавьте текст.
Анализируя отрывок, учащиеся приходят к выводу, что это – рассуждение автора о своей фамилии, которое переходит к описанию внешности и внешнего вида. Если говорить о его композиции, то она является как бы продолжением начатого разговора, поскольку нет ни вступления, ни заключения, ни выводов.
Анализируя с учащимися данный текст, мы можем видеть следующие признаки жанра эссе.
Текст насыщен: 1) афоризмами («чем старше, тем лучше»); 2) эмоционально-выразительной речью автор передает свои чувства: неприязнь к обычности своей фамилии, она кажется ему «противной», «отвратительной», недовольство ростом, внешним видом (волосами, кожей, лицом в целом), удивление тем, что его многие любили, несмотря на некрасивую, как он считает, внешность, разочарование («женщина меня никогда не полюбит») и т.д.
Выразительность речи достигается с помощью художественных тропов: метафорой ( «с чужим чувством подписывать», «украдкой пролил слезы», «ужас брал», «уходит в себя»), сравнениями (торчат «ежом»), эпитетами ( «тайные слезы», «мизерабельный вид»). 3) разными пластами лексики: книжной (масса цитат) и разговорной. Автор специально смешивает эти пласты. Он дает полемически заостренные рассуждения, тексту присуща субъективность изложения, ярко выраженная позиция автора ( «Ну, кто такого противного полюбит»).
4) Из стилистических фигур используется антитеза ( «бесконечно стар и опытен, точно мне тысяча лет, и вместе – юн, как совершенный ребенок»), градация (фамилия неприятна, противна, отвратительна), риторические вопросы ( «Кто же будет читать такие стихи ?»), эллипс ( «Помадил я их, и все – не лежат»), эпифоры ( «И отлично ! совсем отлично ! Хорошо ! Совсем хорошо !...»), параллелизм ( «Все булочники Розановы, и, следовательно, все Розановы - булочники»).
Все вышеизложенное дает возможность рассматривать данный текст как принадлежащий к жанру эссе; кроме того, здесь налицо ярко выраженное личностное начало, стремление раскрыть самого себя, напряженный диалог героя рассказа с самим собой. А особенностью этого жанра является предельная открытость автора, его позиции, его мысли. Отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения и сравнительно небольшой объем – все это также дает основание рассматривать текст как пример литературной эссеистики. Хотя единой модели, единого образца эссе быть не может, жанр обновляется и развивается согласно ведениям времени.
Можно анализировать два текста, что способствует формированию умений различать сходства и отличия в очерке и эссе. При этом уровень запоминания материала, как правило, возрастает, если учащиеся обобщают свои знания, представив их в форме таблиц следующего характера:
Сходство эссе и очерка Отличие эссе и очерка
1.Выбор объекта, темы 1.Наличие индивидуальной позиции автора по излагаемому вопросу.
2.Документальная точность используемого материала 2.Непринужденность, эмоциональность изложения
3.Образность языка 3.Ориентир на разговорную речь:
-доверительность обращения к читателю;
- непосредственность;
- кольцевое обрамление
4.Композиционная завершенность.

Для закрепления знаний о жанре эссе можно предложить следующие задания:
1).Прочитайте отрывок из романа В.А. Чивилихина «Память» и ответьте на вопросы.
Вопросы для анализа:
1. Почему автор начал разговор с вопросительного предложения ?
2. Какую роль, на ваш взгляд, играет обращение в первом предложении ?
3. К уму или сердцу обращен этот отрывок романа ? Мотивируйте ответ.
4. Какую роль играют в данном тексте риторические предложения ?
Анализ этого отрывка позволит сделать вывод, что он отражает стилистические особенности жанра эссе. Задушевное, интимное, доверительное начало с теплым обращением «Дорогой читатель», наличие риторических предложений, эмоционально-экспрессивной лексики подчеркивает свободную форму изложения, делает ярким передачу впечатлений и раздумий автора.
Наблюдения свидетельствуют, что для освоения данного жанра недостаточен анализ лишь 1-2 отрывков, который делается коллективно, всем классом под руководством учителя. Знания становятся наиболее эффективными, если ученики, самостоятельно анализируя текст, делают свои выводы и обобщения. Так, в экспериментальном классе в процессе закрепления знаний об этом жанре учащихся поделили на 5 рабочих групп (по 5 человек). Для анализа были предложены следующие тексты, взятые именно : «Молодость – вся жизнь», «Самое большое письмо», «Самая большая ценность - жизнь», «Цель и самооценка», «О дурных и хороших влияниях». Для всех групп задания были сформулированы одинаково: доказать, что письма писателя соответствуют жанру эссе.
Исследования показали, что жанр эссе школьниками будет усвоен успешно, если предлагать им для размышления темы близкие и понятные. При этом мы разделяем точку зрения психолога Л.Г.Жабицкой, которая писала о том, что нужно выбирать такую тему, чтобы «она давала простор для высказывания своих мыслей, позволяла бы говорить о произведении не в аспекте историко-литературного анализа, а с точки зрения непосредственного восприятия» (Вопросы психологии. 1966. № 1. С.101)
В 10 классе ля обучения учащихся сочинению в жанре эссе был использован текст письма «Крик души», напечатанный в газете «Московский комсомолец» (1977, № 3).
На дом были предложены задания: подготовить материал для выступлений:
1 группе – «Жизнь и ее ценность в оценке Достоевского (по роману «Преступление и наказание»;
2 группе – «Осмысление ценности жизни в произведениях современных писателей» ( на примере произведений А.И. Солженицына);
3 группе – «Осмысление ценности жизни в произведениях современных писателей» (на примере произведений Ф.Абрамова).
Урок начался с чтения и обсуждения письма «Крик души».
Категория: Русский язык и литература | Добавил: galina62 (2019-03-13) | Автор: Евстратова Н.А, Гладышева Г.Г. E
Просмотров: 440 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:49 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru