Часовских И.Я.,
Гимназия «Самопознание»
ННПООЦ «Бобек»
Урок литературы в 9 классе
Тема: «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Цель:
1. Продолжить знакомство с комедией А.С.Грибоедова «Горе от ума», проанализировать II, III действия, раскрыть своеобразие конфликта драматического произведения, дать характеристику «веку нынешнему» и «веку минувшему» в комедии.
2. Развивать навыки анализа художественного произведения через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы.
3. Способствовать воспитанию патриотизма, честности, активной жизненной позиции, духовного развития, а также воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
Ценности - Праведное поведение, Любовь
Ключевые термины: комедия, конфликт
На доске эпиграф:
...В моей комедии 25 глупцов на одного
здравомыслящего человека; и этот человек,
ра¬зумеется, в противоречии с обществом,
его ок¬ружающим...
А.С. Грибоедов
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
Сообщение целей и задач урока.
-Здравствуйте, уважаемые гости, учителя и ребята! Сегодня мы проводим урок литературы в 9 классе.
II. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
В основе сюжета «Горя от ума», лежит любовная интрига, но в пьесе Грибоедова появляется еще один конфликт — столкновение между «веком нынешним» и «веком минувшим».
И действительно, общественный конфликт в пьесе Грибоедова оказывается шире любовного сюжета, однако оба конфликта (общественный и любовный) органично переплетаются.
Работа с эпиграфом
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Итак, один герой противопоставлен 25 глупцам, то есть герой противопоставлен обществу.
Работа с портретами (расположите героев комедии так, чтобы показать противопоставление «века нынешнего» и «века минувшего».
Это и есть тема нашего урока.
Ключевое слово урока КОНФЛИКТ, который в пьесе неизбежен, так как он отражает расстановку общественных сил в России 10— 20-х гг. XIX века: с одной стороны - Чацкий — представитель прогрессивно настроенной молодежи, человек передовых взглядов, с другой стороны - Фамусов и его окружение — реакционные защитники старых порядков
Сегодня мы рассмотрим двух представителей «века нынешнего и века минувшего» - Чацкого и Молчалина.
«Горячий стул». Сейчас класс разобьется на 3 группы и выполняют задание.
5. Проблема «ума» в комедии.
1. Слово учителя.
Обратимся еще раз к эпиграфу урока: «25 глупцов на одного здравомыслящего человека...» Можно ли согласиться с автором и назвать всех представителей фамусовского общества «глупцами»?
(Конечно, нет. В цитируемых словах — «25 глупцов на одного здравомыслящего человека...» — безусловно, присутствует некоторая доля лукавства Грибоедова, объясняющего подлинную сложность жизненного конфликта пьесы. Речь идет не о противостоянии глупости и здравого смысла, а о разном понимании «ума».
В произведении Грибоедова слово «ум» встречается достаточно часто, причем оно звучит и в речи Чацкого, и в речи представителей фамусовского общества.
Понятие «ума» в комедии неоднозначно. Существует два типа ума: ум в понимании Фамусова и ум в понимании Чацкого, или, говоря словами Фамусова, «ум по-нашему» и «ум по-вашему». Какое содержание вкладывают герои Грибоедова в эти понятия?
● Какова же главная причина общественного конфликта комедии? (Противоположные взгляды, идеи героев, разный склад ума.)
7. Итоговая беседа. (Слово экспертам 11-классникам)
Хочу добавить, что жанр «Горя от ума» — комедия. Предлог «от» привносит в ее название оттенок иронии, углубляющий идею произведения. Подспудно возникает вопрос: «Если Чацкий такой, умный, почему он такой несчастливый?»
Горе Чацкого не только в том, что он чужой в том обществе, в котором живет. Плохо главному герою прежде всего с самим собой, потому что он не может не видеть, что происходит с ним и вокруг него, и не думать об этом. Именно ум Чацкого заставляет его страдать: герой страдает, потому что... мыслит. Об этом писал не только Грибоедов, но и Пушкин: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Через несколько десятков лет Достоевский скажет: «Страдание и боль — признак великого сердца». Эту мысль автора совершенно ясно и отчетливо понял И.А. Гончаров, когда в статье «Мильон терзаний» написал, что роль Чацкого — «страдательная».
II. Подведение итогов урока.
На уроке мы смогли разобрать лишь часть проблем, затронутых автором в комедии. Большая работа у нас впереди, но, сколько бы мы ни говорили о пьесе, прав был А.Блок, считавший, что «Горе от ума» - произведение непревзойденное в мировой литературе, не разгаданное до конца». БУДЕМ ЕГО РАЗГАДЫВАТЬ!
-Ответьте на вопрос: если бы вы были работодателем, кого бы вы взяли на службу – Чацкого или Молчалина?
Оценка работы класса и отдельных учащихся.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Эссе "Письмо Чацкому из 21 века". Задача: в эпистолярном жанре выразить свое отношение к главному герою комедии. Включить выражения: мне импонирует в Вас; я восхищаюсь; удивительно то, что; хочу поделиться; хочу поспорить с Вами; мне не совсем понятно и т. д.
|