Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Часовских И.Я., Гимназия «Самопознание» ННПООЦ №Бобек№ Тема: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Тема и идея повести Толстого. Жилин и Костылин. Изображение горцев в произведении. Цели: • Обучающие: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по рассказу; • Развивающие: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся;умение работать в группе, развитие навыков анализа, создания характеристики; • Воспитывающая: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать; воспитание толерантности и человеколюбия Оформление и оборудование: портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации к рассказу, кластеры.Словарь:Гуманизм -система воззрений, признающих ценность человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие, и проявление всех его способностей. Контраст - антитеза, противопоставление. - Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» всегда производит очень сильное впечатление на детей. Это и понятно – ведь великий писатель его специально для них и создал. Лев Николаевич хорошо знал жизнь людей Кавказа, поскольку участвовал в войне с горцами и понимал этих людей. Кроме того, автор поднимает в произведении очень важные не только для отдельного человека, но и для всего человечества вопросы, и главный из них – о войне и мире как способе решения проблем, возникающих между людьми. Толстой – везде Толстой, и этот рассказ несет в себе философские взгляды и нравственные ценности великого русского писателя. По сути дела, «Кавказский пленник» - это «Война и мир», написанная для маленьких детей: в нем, как в капле, отразилось океаническое содержание великого романа-эпопеи Л.Н.Толстого. Ход урока 1. Организационный момент.Приветствие, проверка готовности. 2. Изучение нового материала. Слово учителя: Постановка целей: - На предыдущих уроках мы читали произведения разных жанров: сказки, басни, пословицы, поговорки, а сегодня будем говорить об эпическом произведении. - Мы прочитали произведение Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» и узнали об истории его создания. Сегодня мы должны разобрать несколько важных вопросов, которые написаны на доске. От вас потребуется внимание, активное участие, умение работать с текстом, давать оценку героям. Время описываемых событий - В какое время происходят описанные события? Событие, о котором повествуется в рассказе «Кавказский пленник», происходит в 19 веке. В рассказе нет чёткой привязки к определённой дате. «На Кавказе тогда война была». Видимо, это не так уж и важно для самого писателя. Говорящие фамилии Художник использует в работе краски, палитру. И художники слова, писатели, тоже имеют много различных приемов для создания своего произведения. В литературе писатели часто используют такой прием, как говорящие фамилии: Манилов, Собакевич, Ляпкин – Тяпкин, Правдин, Скотинин. Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»? Что обозначает: Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный - сильный, упругий Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных. Дина в переводе с арабского означает «вера». Во что должен верить пленник, что ему помогает пережить трудности плена? Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев? Смысл названия рассказа Каждое произведение имеет свое название, которое несет в себе определенный смысл. - Обратимся к названию рассказа – «Кавказский пленник». (Плен – неволя. Пленник – взятый в плен, невольник. Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить). - Лев Николаевич называет свой рассказ «Кавказский пленник». То есть человек, находящийся в плену у кавказцев, на Кавказе. - Как попадали в плен и почему? - На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Так случилось и с героями нашего рассказа – Жилиным и Костылиным. Жанр произведения– рассказ – быль. Что это такое? Какие роды литературы вам знакомы и к какому роду относится рассказ-быль? Поведение героев Толстой был на войне и видел все события своими глазами. Для Толстого важно, как ведут себя во время военных действий люди, какие нормы поведения выбирают в экстремальной ситуации. Время не стоит на месте… Но неизменным остаётся одно: нравственные ориентиры. Можно верить – можно не верить в Бога, в Аллаха, но их нравственные заповеди никогда и никем не подвергаются сомнению, хотя часто нарушаются (или по злому умыслу, или по стечению обстоятельств). Именно нарушение этих заповедей и приводит к отчуждению, к конфликтам, к войнам. Вся художественная литература построена на этом противопоставлении добра и зла. Толстого всегда считали и считают великим гуманистом (словарь). Гуманизм - система воззрений, признающих ценность человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие, и проявление всех его способностей. Построение рассказа - Второй художественный прием, применяемый Толстым, является ПРИНЦИП контраста- антитезы, противопоставления. Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте. Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, С какой целью? 1. Главные герои - Жилин и Костылин. 2. Татары и русские (Жилин и татары) 3. Дина и другие жители аула. 4. Война и мирная жизнь. Третий прием, используемый Толстым, это Сопоставительная характеристика Жилина и Костылина. Работа в группах по методу «Горячий стул» - Класс делится на две группы, получают кластер и работают. - Нарисовать контур героя, внутри написать его качества личности, снаружи вопросы, которые вы зададите ему, используя хорошее знание текста. Затем представитель группы садится на «горячий стул», ему говорят о качествах, затем задают вопросы. Учитель: - Обсудив двух героев на «Горячем стуле», сможем мы ответить на вопрос, почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое? (потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине как подлинному герою). - Кто из героев больше похож на пленника? - Рассмотрите иллюстрации и скажите, какими вы представляли себе этих героев? (словесное рисование). -Работа с иллюстрациями: - Какие эпизоды изображены на иллюстрациях? Вернёмся к началу урока. - Вспомните, для чего предназначался рассказ, написанный Толстым? - Если он написан для детей, то он должен иметь воспитательное значение, ведьТолстого считали и считают великим гуманистом. Какие нравственные уроки он нам преподносит в рассказе «Кавказский пленник»? 1) Только мирное сосуществование может помочь людям оставаться людьми. 2) Чтобы люди могли жить в мире, необходим совместный труд, тогда проявляются их способности. 3) Каждый человек имеет право на своё мнение. 4) Дети могут спасти мир, но им нужно соответствующее воспитание. Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови. Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед. Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова: На всё добро ответим мы добром, На всю любовь ответим мы любовью. Оценивание Подведение итогов урока. Домашнее задание: напиши эссе на тему «Какого человека можно назвать надежным товарищем?» (тетрадь с.51) | |
Просмотров: 1024 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|