Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Краткосрочный план урока Раздел долгосрочного плана: Раздел № 7 _________________________________________ Живые организмы: животные Дата: ФИО учителя: Класс: Количество присутствующих: отсутствующих: Тема урока Животные Красной книги Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 6.1.5.1 / СГ 5 участвовать в диалоге, обмениваясь мнениями по предложенной теме; 6.2.3.1 / Ч 3 понимать применение фразеологизмов, обращений, однородных членов предложений, вопросительных и восклицательных, побудительных предложений; 6.2.4.1 / Ч 4 определять и различать типы текстов: описание, повествование, рассуждение; распознавать характерные черты, языковые и жанровые особенности текстов художественного стиля (стихотворение, сказка, рассказ). Цели урока Участвовать в диалоге, обмениваясь мнениями по теме «Животные Красной книги». Понимать применение фразеологизмов, обращений, однородных членов предложений, вопросительных и восклицательных, предложений. Определять и различать типы текстов: описание, повествование, рассуждение; распознавать характерные черты, языковые и жанровые особенности текстов художественного стиля (стихотворение, сказка, рассказ). Критерии оценивания Участвуют в диалоге, обмениваясь мнениями по теме «Животные Красной книги». Понимают и используют фразеологизмы, обращения, однородные члены предложения, вопросительные и восклицательные, предложения. Определяют и различают типы текстов: описание, повествование, рассуждение; распознают характерные черты, языковые и жанровые особенности текстов художественного стиля (стихотворение, сказка, рассказ). Языковые цели Ключевые слова и фразы: животный мир, Красная книга, редкие и исчезающие виды животных, защита животных. Полезные фразы для диалога/письма: Вопросы для обсуждения: Почему в Красной книге разноцветные страницы? Почему некоторые виды животных находятся на грани вымирания? Что мы можем сделать, чтобы сохранить животный мир нашей планеты? Привитие ценностей Привитие ценностей «Мәнгілік ел». Доброе и бережное отношение ко всему окружающему: животным, природе, людям. Формирование оптимистических прогнозов. Межпредметные связи Самопознание, естествознание, музыка Навыки использования ИКТ Навыки поиска информации, интерактивная доска, ноутбук, футаж Предварительные знания Данный урок основывается на знаниях и навыках, полученных на предыдущих уроках. Ход урока Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы Начало урока 1. Организация класса. Деление на группы. Учащиеся заходят в кабинет и берут разноцветные фигурки животных, которые раздает учитель. В соответствии с цветом фигурки ребята рассаживаются за столы, образуя таким образом три группы: 1 группа – «черные и красные» – садится за первый стол, на котором разложены листы черных и красных цветов с изображением вымерших и исчезающих видов животных; 2 группа – «желтые и белые» – садится за второй стол, на котором разложены листы желтых и белых цветов с изображением стремительно сокращающихся и малочисленных видов животных; 3 группа – «серые и зеленые» – садится за третий стол, на котором разложены листы серых и зеленых цветов с изображением животных, недостаточно хорошо изученных, и тех, которых удалось уберечь и восстановить. Ознакомление учащихся с темой и целями урока. К Прием «Кинометафора» Вниманию учеников представляется анимированный футаж «В мире животных» (Ариэль Рамирес «Alouette»), который проецируется на интерактивной доске. − Посмотрите на экран, что вы видите? − Какие фрагменты видеоролика произвели на вас впечатление? Почему? − Какие ассоциации у вас сложились? − Как вы можете назвать эти изображения одним словом? − Кому посвящен наш урок? Разноцветные фигурки животных https://www.youtube.com/watch?v=G0ajl9zo22A К Прием встречных усилий После просмотра видеоролика ребята зачитывают эпиграф к уроку. «Животные – часть естественного закона, они имеют свои права, потому что они разумны». (Жан-Жак Руссо). − Как вы понимаете эпиграф к уроку? − Согласны ли вы с мнением французского просветителя? − Знаете ли вы перифразы, относящиеся к теме животные? Животные – братья наши меньшие. Кошка – грациозное домашнее животное. Лев – царь зверей. Верблюд – корабль пустыни. Волк – серый разбойник. Медведь – хозяин тайги. Белый медведь – хозяин белого безмолвия. Орел – царь птиц. − Любите ли вы животных? За что вы их любите? − Какие пословицы и поговорки о животных вам известны? Волка ноги кормят Худо овцам, где волк в пастухах. Два медведя в одной берлоге не уживутся. Каждая лиса свой хвост нахваливает. Как ни вертись собака, а хвост сзади. Знает кошка, чье мясо съела. Не все коту масленица. − Как вы считаете, нуждаются ли братья наши меньшие в защите? − Как вы думаете, почему на столах разложены листы разных цветов и разные виды животных? − Сформулируйте тему урока. К Метод «Прогноз погоды» Ученикам предлагается написать свои ожидания и опасения от урока: на солнышках – ожидания, на тучках – опасения, связанные с темой, целями урока. Ученики прикрепляют солнышки и тучки на доску. Учитель озвучивает «прогноз погоды» на урок и подводит итог. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир животных, узнаем, каких животных и почему мы должны охранять. Слайд, на котором представлен эпиграф к уроку Тема и цели урока выводятся на слайде На столах разложены желтые солнышки и серые тучки Середина урока К Беседа 1. Когда вы слышите слово животные, кого вы сразу представляете? Почему? 2. Какие ассоциации у вас возникают? Задание: занесите свои данные в кластер. Составление кластера со словом животные ФО (Похвала. Раздача фигурок животных) Слово учителя На протяжении всего своего существования человек всегда был окружён животными: сначала это были дикие, затем появились домашние. Наблюдая за повадками братьев меньших, люди сравнивали их с явлениями действительности, поведением человека. В результате многолетних наблюдений и сравнений появлялось множество фразеологизмов о животных. И Задание: установите соответствие приведенных в таблице фразеологизмов и их значений. животные преданные звери зоология пти-цы рыбы любимцы дикие зоопарк млекопитающие лес пресмыкающиеся зоозащита Красная книга исчезающие домашние цирк насекомые бездо-мные ред-кие хищ-ные земновод-ные Фразеологизм Значение Смотреть, как баран на новые ворота Преувеличивать значение какого-либо события Не гони лошадей Устроить кому-либо неприятность, напакостить Вернемся к нашим баранам О человеке, хорошо знающем что-либо, о мастере своего дела Тянуть кота за хвост Вызывать гнев и раздражение, задираться перед врагами Съел собаку То есть без законных оснований, неофициально Делать из мухи слона Услуга, приносящая вред вместо пользы Дразнить гусей Так говорят о человеке, затягивающем выполнение дела или медлящего с ответом на заданный вопрос На птичьих правах Не торопись Свинью подложить Призыв к собеседнику, который отклонился от заданной темы разговора Медвежья услуга Рассматривать что-то с глупым видом Тем, кто выполнил это задание раньше других, предлагается привести примеры фразеологизмов на тему животные, объяснить их значение Дифференциация Более способные учащиеся составляют синквейн со словом животные. Менее способные учащиеся при подборе фразеологизмов обращаются к интернет-источникам и придумывают предложения с фразеологизмами. Критерии оценивания: Все учащиеся смогут установить соответствие. Большинство учащихся смогут привести примеры фразеологизмов на тему животные, объяснить их значение. Некоторые учащиеся смогут составить синквейн. Дескрипторы Устанавливает соответствие Приводит свои примеры фразеологизмов и придумывает предложения Составляет синквейн ФО (Самооценивание по образцу) Приложение № 1 Раздаточный материал «Таблица фразеологизмов» Г Приём «Письмо по кругу» Задание: со словом животные и словами кластера составить предложения: 1 группа – с однородными членами; 2 группа – вопросительные, восклицательные предложения; 3 группа – предложения с обращением, побудительные предложения. Представитель первой группы зачитывает письмо. ФО (Взаимооценивание «Смайлики» (вывешивается на доске). Комментарии учителя) Сообщение ученика, выступающего в роли сотрудника НИИ зоологии Мне бы хотелось привести печальную статистику, связанную с исчезновением на нашей планете разных видов животных. Ученые установили, что до появления на земле человека один вид животного исчезал за одну тысячу лет. С 1850 по 1950 год, то есть за сто лет, исчез один вид животного. После 1950 года исчезновение того или иного вида животных стало происходить ежегодно. Сейчас ежедневно исчезает один вид растений, животных или грибов. 1000 – 100 – ежегодно – ежедневно − Что же делают люди для спасения живой природы? Ученые выявляют виды и сообщества организмов, которым угрожает опасность, намечают меры их охраны; добиваются запрета на любое уничтожение существ, нуждающихся в охране. Запрещено уничтожение всех видов животных и растений, внесенных в Красную книгу. П Работа с текстом Задание: 3. Прослушайте текст. 4. Сформулируйте вопросы высокого и низкого уровня сложности, используя приём «Ромашка Блума». 5. На основе данной информации постройте диалог (интервью) с ученым-зоологом или представителем зоозащитной организации, используя вопросительные и восклицательные предложения, предложения с однородными членами, обращением. Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов Приложение № 2 Памятка «Как писать письмо по кругу» На слайде показываются некоторые виды исчезнувших видов животных http://redbook.74216s003.edusite.ru животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных. Для сохранения популяции различных видов животных и растений по решению Международного союза охраны природы и природных ресурсов была создана Красная книга. История Красных книг мира началась в Париже в 1902 году, когда ряд стран подписали Международную конвенцию по охране птиц, первое международное соглашение по охране биоразнообразия. Основной своей целью комиссия поставила создание мирового аннотированного списка животных, которым грозит исчезновение. Для того, чтобы подчеркнуть особую значимость этого кадастра, Питер Скотт, возглавлявший комиссию вплоть до 1978 года, предложил назвать его Красной книгой, поскольку красный цвет – сигнал опасности. В 1963 году появилась первая Красная книга. Два тома представляли собой сводку о 211 таксонах млекопитающих и 312 таксонах птиц. В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка у неё красная, а страницы разноцветные. На черных страницах помещены животные и растения, которые исчезли навсегда с лица Земли (большерогие олени, саблезубые тигры, бескрылая гагарка). На красных страницах – сообщение об исчезающих видах растительного и животного мира (синий кит, гепард). На жёлтых – сведения о видах, численность которых сокращается (амурский тигр, морж, белый журавель). На белых – говорится о редких видах (белый медведь, снежный барс, фламинго). На серых – сведения о мало изученных и редких видах (слоновая черепаха, жук-олень). На зеленых – сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности (бурые медведи, олени, зубры). Хранится Красная книга в швейцарском городе Морже. Дополнительные вопросы тем, кто не уверен, не понял, о чем говорится в тексте. Тем учащимся, которые выполнили задания раньше времени, предлагается дополнительное задание: изложить данную информацию, используя прием «Три предложения». ФО (Сигналы рукой. Обратная связь учителя) И Словарная работа Задание: определите значение приведенных в таблице слов. В случае затруднения учащихся можно использовать прием «Определение слова по толкованию его значения» Слово Как вы его понимаете Словарное определение Конвенция Биоразнообразие Кадастр Таксон Приложение № 3 Раздаточный материал «Заполни таблицу» Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова Ответы учащихся. ФО (Три хлопка. Обратная связь от учителя) Сообщение ученика, выступающего в роли сотрудника НИИ зоологии К числу наиболее известных из уничтоженных человеком животных относятся морская корова, дикая лошадь тарпан, зебра квагга, бескрылая гагарка, морские черепахи, киты и другие. Многие виды животных исчезают или становятся редкими потому, что ежегодно люди уничтожают или вылавливают до 2 миллионов черепах, до 7 миллионов крокодилов, десятки миллионов ящериц, сотни миллионов лягушек, не говоря уже о рыбах, птицах, зверях. Цели самые разные. Но результат один – обеднение живой природы нашей планеты Земля. Г Работа с текстом А сейчас мы совершим путешествие по цветным страницам Красной книги и познакомимся с некоторыми представителями животного мира. Первая группа будет работать с текстом, в котором рассказывается о животном, исчезнувшем более двух столетий назад; вторая группа узнает много интересных фактов представителе редких животных Красной книги; третьей группе предлагается текст о животном, которое сегодня находится вне опасности. Задание: 1. Прочитайте текст. 2. Определите тип и стиль текста. 3. Укажите характерные черты, языковые и жанровые особенности текста. 4. Найдите предложения с однородными членами, подчеркните их и составьте схемы. 5. Найдите не менее 3 слов с безударными гласными, графически объясняя орфограммы. Текст 1 В 1741 году остатки экспедиции В.И. Беринга высадились на каком-то неизвестном островке вблизи Камчатки. У самого берега они обнаружили стада невиданных морских животных. Спереди они были похожи на тюлений, сзади имели рыбий хвост, а плавники у этих животных располагались не горизонтально, как у рыб, а вертикально, как у китов. Они совершенно не боялись людей, позволяли себя гладить. Если животному причиняли боль, оно отплывало, но вскоре, как и всякое доброе существо, забывая обиду, возвращалось. Их назвали морскими коровами. Особенно поразила моряков преданность животных друг другу – они не оставляли На слайде демонстрируются изображения исчезнувших видов животных Приложение № 4 Раздаточный материал для каждой группы https://perensona23.livejournal.com/560953.html попавшего в беду, забывая о собственной безопасности Морскую корову ещё называют стеллерова корова, потому что она была обнаружена Георгом Стеллером, учёным этой экспедиции, который был единственным натуралистом, кто оставил истории подробное описание данного вида. Было удивительно, что животное совершенно не боялось людей и из-за этого безжалостно истреблялось. К 1768 году морская корова была полностью истреблена. Текст № 2 Красный волк – довольно крупный зверь с длиной тела 55-110 см и массой 17-21 кг. В его облике сочетаются черты волка, лисицы и шакала. От обыкновенного волка (Canis lupus) отличается окраской, пушистой шерстью и более длинным хвостом, почти достигающим земли. Характерна укороченная, заострённая морда. Уши большие, стоячие, с закруглёнными вершинами, высоко посажены на голове. Общий тон окраски рыжий, у отдельных особей и в разных частях ареала. Конец хвоста чёрный. Волчата до 3 месяцев – тёмно-коричневые. Волосяной покров зимой очень высокий, густой и мягкий; летом заметно короче, грубее и темнее. Хвост пушистый, как у лисицы. На основании изменчивости окраски, густоты меха и размеров тела описано 10 подвидов красного волка. Красный волк распространён от Тянь-Шаня и Алтая на юг до оконечности Индостана, Индокитая и Малайского архипелага. Основная часть его ареала приходится на горно-лесные области Центральной и Южной Азии. Различают 10 подвидов красного волка. Красный волк занесён в Красную книгу МСОП со статусом исчезающий вид (Endangered). Текст № 3 Зубр – крупнейшее животное среди млекопитающих. Его вес доходит до тонны. Бросается в глаза непропорциональное развитие передней и задней части животного. Передняя часть мощнее и выше. Зубр – это дикий бык с большой гривой. Вся его шея покрыта густой, длинной шерстью, что придает ему необыкновенно свирепый вид. Встреча с зубром опасна, спастись от него бегством почти невозможно. Его движения быстры, порывисты, и бег далеко не такой тяжелый, как у домашнего быка. Видят эти животные-богатыри плохо, но у них хорошо развиты обоняние и слух. Зубры очень выносливы и сильны, несмотря на крупные габариты, умеют великолепно прыгать и плавать. Барьеры, препятствия для них – не проблема. Были предприняты попытки обратить зубра в домашнее состояние, но они не удались: животное очень дико и так сильно, https://ru.wikipedia.org/wiki/Красный_волк https://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/rasskaz_o_zubre_detyam/ вооружено такими опасными рогами, что справляться с ним трудно. Маленькие зубрята появляются на свет в начале лета или в конце весны. После рождения молоко матери – лучшая пища для них. Дифференциация: учащиеся различают типы текстов, но не все могут определить языковые особенности текстов. Критерии Дескрипторы Понимать применение однородных членов предложений. Определять и различать типы текстов: описание, повествование, рассуждение; распознавать характерные черты, языковые и жанровые особенности текстов художественного стиля (стихотворение, сказка, рассказ). 1. Определяет тип и стиль текста. 2. Указывает характерные черты, языковые и жанровые особенности текста художественного стиля. 3. Находит предложения с однородными членами, подчеркивает однородные члены, составляет схемы. 4. Находит не менее 3 слов с безударными гласными, графически объясняет орфограмму. ФО (По критериям и дескрипторам) Те учащиеся, которые выполнили задание раньше времени, составляют синквейн, посвященный тому животному, о котором они прочитали в тексте. Конец урока Подведение итогов. Итак, вывод, который мы можем сделать, таков: человек должен стать настоящим другом всего живого на планете. И только тогда страниц в Красной книге станет значительно меньше. Домашнее задание 1. Обязательное. Подготовить рассказ о редком животном Красной книги Казахстана. 2. По выбору. Составить пять золотых правил охраны редких и исчезающих видов животных. 3. Под знаком *** Написать эссе-рассуждение на тему «Что надо делать, чтобы спасти редкие и исчезающие виды животных?» Рефлексия. − Какую цель мы поставили сегодня на уроке? − Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? Прием «Яблоня» Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. На магнитной доске прикреплен силуэт дерева, на который дети наклеивают яблоки-стикеры определенного цвета: • зеленое яблоко-стикер символизирует то, что ребенок заберет с урока с собой; • жёлтый – то, что осталось непонятным. Это яблоко-стикер ребята прикрепляют на дерево; • красный – то, что понравилось. Это яблоко-стикер размещается под деревом. При подведении итогов урока собираются «яблоки» выполненных ожиданий. Если некоторые «яблоки» останутся на дереве, проводится обсуждение причин. На доску прикреплен силуэт дерева Дифференциация Каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности Дифференциация выражена: − внешняя дифференциация – деление на группы по разноцветным фигуркам животных, которые раздает учитель; − дифференциация по заданиям: задания построены от простого к сложному (каждое последующее задание сложнее предыдущего); − дифференциация по времени – ориентирована на учащихся, которые выполнили задания раньше времени, им предлагается дополнительное задание; − дифференциация через диалог: работая в парах при работе с текстом, сильные ученики могут помочь слабым, оказывая поддержку друг другу (стратегия «Ромашка Блума»); − дифференциация по поддержке в оказании Формативное оценивание в течение всего урока: − самооценивание; − взаимооценивание; − обратная связь от учителя; − похвала; − три хлопка; − раздача фигурок животных; − оценивание по критериям. Кабинет оборудован в соответствии с требованиями ТБ. Урок построен с использованием здоровьесберегающих технологий: чередование различных видов учебной деятельности. индивидуальной поддержки учащемуся. − дифференциация по выбору домашнего задания – дается на выбор три домашних задания, более сильные ученики могут выбрать задание со знаком ***. Уровень сложности выбирают сами учащиеся. Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? | |
Просмотров: 474 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|