Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Абишева Гулжаухар Мырзахметовна Учитель русского языка и литературы КГУ «Средняя школа №2 г. Есиль отдела образования Есильского района Акмолинской области» Тема: Обобщение деепричастия. Цели: Образовательные: - активизировать знания по теме «деепричастие»; - обобщить и систематизировать знания о деепричастии и деепричастном обороте; - отработать практическое умение образовывать деепричастия; - формирование умения нахождения деепричастий в тексте; определять слитное и раздельное написание не с деепричастиями, уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастном обороте. Воспитательные: - воспитывать любовь и уважение к русскому языку; - воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю; - на примере слов и словосочетаний, предложений, предложенных на уроке, воспитывать у учащихся доброе отношение к людям. Развивающие: - работа по развитию речи: формулировка выводов, расширение словарного запаса за счет деепричастий, конструирование предложений; - работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения. Оборудование: мультимедийный проектор, отрывки из песен «Твори добро на радость людям», «Дорогою добра» Эпиграф к уроку: «Деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненно их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность Д.Э. Розенталь. Ход урока: 1. Организационный момент. а) подготовка учащихся к началу работы на уроке. б) сообщение темы и цели. Отгадайте загадку: Загадку эту отгадать совсем не сложно! Меня с наречием порою спутать можно. Но помните, чтобы вопрос вас не подвел: я по значению похожа на глагол. Учащиеся делятся на 2 группы и соревнуются в знаниях. К концу урока выяснится - какая команда является лучшим знатоком деепричастия. В каждой команде имеется 1капитан, 1 знаток орфографии, 1 знаток пунктуации, Шерлок Холмс - сыщики, сочинитель, 2 знатока теории. Хочу быть добрым человеком. Остановлюсь дыханье затаив. Страдая, мучаясь и ссорясь, И ненавидя, полюбив, Жалея, что-то понимая И всех прощая, только не себя, Печаль кому-то сотворяя, Живу… Неужто я -Почему в стихотворении так много запятых? -Почему во втором предложении стихотворения отсутствует запятая при наличии деепричастия -Определите нравственную тему урока. Учитель обращает внимание детей на эпиграф: «Как соотносится эпиграф с темой урока?» (Деепричастие обозначает причастность к действию, добавочное действие. Мир наполнен добротой. И люди причастны к делу сотворения добра) Учитель прикрепляет к доске круг желтого цвета с надписью: «Быть добрым человеком – значит жить…». -К концу урока у этого солнышка появятся лучики с продолжением фразы. 2.Фронтальный опрос: - Что называется деепричастием? - Как пишется не с деепричастием? - Как образуются деепричастия несовершенного и совершенного вида? - Что называется деепричастным оборотом? - Как выделяются на письме деепричастия и деепричастные обороты? - Назовите признаки глагола у деепричастия. -Назовите признаки наречия у деепричастия. 3. Словарная работа «Самый грамотный » Не горевал, а радовался; не кланяясь в пояс; ненавидеть; не смея нарушить правило; нескошенная трава; не отправленное мною письмо; рассказывала негодуя; ненастный день; не сложный, а простой. 4. «Кто быстрее» Задание: из предложенных глаголов необходимо образовать деепричастия. 1 команда - деепричастия несовершенного вида, 2 команда - деепричастия совершенного вида. Смеются, рассмотреть, сверкать, прыгать, спешить, увидеть. 5. Работа с текстом «Доброта» Задание: знатоки орфографии вставляют пропущенные буквы; знатоки пунктуации расставляют знаки препинания, сыщики выписывают деепричастия с зависимыми словами. Ч..ловек п..являясь на свет име..т сп..с..бность откликат(?)ся на ч..жую боль. Но эту сп..с..бность не..бходимо разв..вать нап..лняя сер..це р..бёнка д..бротой. Д..брота пр..сачиваясь в грудь вызывает радость и ж..лание п…мочь ближн..му. С..страдая ближн..му ч..ловек учит(?)ся любить. Любо..ь же ра..пр..страняясь на многое даёт ч..ловеку новые силы и делает его мудрее. 6. Работа над стихотворение Р. Саути «Лодорский водопад» Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая шурша, Резвясь и спеша, Скользя обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь ,грохоча, Морщинясь, волнуясь , катаясь, Бросаясь, меняясь ,воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь , стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, - Так падают бурные волны в сверкающем быстром Лодоре! - В чем необычность стихотворения? -Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? - Почему для изображения водопада было использовано так много деепричастий? Работа в группах - Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия. -Какие художественные приемы для создания образа водопада использует поэт? 7. «Кто больше » Однако деепричастия употребляются не только в художественных произведениях. В разговорной речи часто можно услышать фразеологические обороты с деепричастиями. Фразеологизмы – одно из самых ярких средств выразительности. Что такое фразеологизмы? - Какие фразеологизмы с деепричастиями вы знаете? -Выделяется ли фразеологизм запятыми? 8. Физминутка Слушайте меня внимательно. Выполняя упражнения, не забудьте посчитать, сколько вам встретится деепричастий. - А теперь…. Тихо встаньте, оглянитесь И друг другу улыбнитесь, Руки вытянув вперед, Посмотрите вправо, влево, А теперь их поднимите, А сейчас наоборот. Подбоченясь, вы присядьте, Поклонившись, встаньте в ряд, Лихо топните ногой Да притопните другой. Посмотрите влево, вправо. Ну, довольны вы собой? Мы, играя, отдыхали! Деепричастия считали? Сколько их вам назвала, Кто ответит мне, друзья? (Четыре деепричастия). Задание: замените одно из сказуемых в предложении деепричастием 9. Литературная викторина Задание: найти деепричастие и определить из какого произведения эти строки: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце снег лежит. (Пушкин «Зимнее утро») Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. (Крылов «Волк на псарне») И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок. (Некрасов «Однажды») Отговорила роща золотая Березовым веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. (Есенин) Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном. (Пушкин «Узник») Доброта, зарождаясь в детстве, с годами становится сильнее. (Доброта зарождается в детстве и с годами становится все сильнее.) Что изменилось? Какую роль в речи играют деепричастия? 10 . Сочинение «Твори добро на радость людям» Каждый человек, появляясь на свет, обладает многими талантами. Доброта вызывает радость, желание помочь окружающим. Римский философ Сенеки говорил: «Везде, где есть человек, есть возможность для добра». А сейчас напишите сочинение, используя в своей работе деепричастия и деепричастные обороты. Звучит отрывок из песни «Твори добро на радость людям» 11. Тестирование на тему «Деепричастие» 12. Что же такое доброта? Замечательно на этот вопрос ответил писатель М.М. Пришвин: «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в человеке от солнца, а всё лучшее в жизни от человека и его доброты». Можем ли мы с вами сделать мир добрее? Что для этого нужно? А сейчас напишите на своих лучиках продолжение фразы: «Быть добрым человеком – значит жить…», а именно используя деепричастия. Записывайте и одновременно слушайте песню «Дорогою добра». В конце урока я хочу вам пожелать: Будьте счастливы, учась, играя, сверкая, любя, улыбаясь, даря, хорошея, увлекаясь, добрея, умнея, читая, радуясь, изучая русский язык! Всего доброго! Итог урока: выставление оценок. | |
Просмотров: 486 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|