Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
ВКО Кокпектинский р/н с. Теректы учитель русского языка и литературы Закарьянова А.Ж. Особенности мышления и речи учащихся в условиях исследовательской деятельности. Изучение особенностей мышления и речи учащихся - основа решения важнейших проблем методики русского языка как науки. Исследования в этом направлении ведутся постоянно. Однако проблема развития мышления и речи учащихся в условиях исследовательской деятельности до сих пор оставалась вне поля зрения. Именно поэтому ее рассмотрение представляется необходимым. Разрешение проблемных ситуаций, осуществляемое без непосредственного участия учителя или при некоторой «подсказке» с его стороны , требует от учащихся активной мыслительной деятельности , стремления и умения осуществлять поиск , владения учебно-научной речью. Обучение самостоятельному анализу языковых явлений ,решению познавательных задач невозможно без выявления критериев развития мышления и речи в условиях исследовательской деятельности , с помощью которых может быть определен существующий уровень деятельности .Это критерии, характеризующие логику мышления учащихся , их поисковые умения ,языковые средства ,специфические для учебно - научной речи учащихся. 1.Логика мышления учащихся. Структура процесса решения познавательных задач определяется содержанием задачи ,но она также зависит и от личности решающего – его знаний , навыков , развития мышления , языкового развития. В ней своеобразно сочетаются черты логического доказательства , включающего тезис , основания (аргументы) и форму доказательства как способ логической связи между тезисом и основаниями .Структура процесса решения познавательных задач отличается своеобразием , обусловленным спецификой поиска. 2.Поисковые умения учащихся. 1.Степень решенности проблемы (полностью, частично , не решена) 2.Процесс разрешения проблемы характеризуется способом решения , т. е. системой операций ,осуществление которых приводит к ответу на вопрос задачи. Правильность выполнения этих операций и их количество , достаточное или недостаточное ,обусловливают и правильность решения проблемы. 3.Важнейшие показатели решения поисковой задачи – наличие , правильность и степень развернутости доказательств. 4. Со способом решения связаны и критерии , касающиеся выводов – их правильности и достаточности. Этот вопрос особенно сложен ,поскольку в решениях учащихся вывод может выступать и не выступать в роли тезиса , а также отсутствовать вовсе .Вывод связан со всем процессом решения. Языковые средства используемые учащимися. Осуществление исследовательской деятельности требует определенных языковых средств выражения соответствующего содержания. Речь учащихся в условиях поиска учебно – научная, это разновидность научного стиля. Решая познавательную задачу , учащиеся должны произвести лингвистический анализ языковых явлений , однако они не всегда пользуются научной терминологией , составляющей одну из существенных основ научного стиля. Своеобразие учебно – научной речи учащихся в отличие от научной речи ученого – исследователя составляют элементы речи разговорной ,некоторые особенности устной речи. Разговорный характер ответа подтверждается и вставкой прямой речи , которая не замечена автором как особая конструкция. В ответах встречаются разговорные сочетания это когда , тогда ,когда ,характерные для речи учащихся .Влияние разговорной речи проявляется в решениях учащихся и в экономном использовании языковых средств :в условиях диалога многое может быть подсказано ситуацией общения . Если диалог допускает экономию языковых средств , то в учебно-научной речи эта экономия далеко не всегда уместна , так как она нарушает логику , разрушает содержание высказывания , является причиной ошибочного употребления языковых средств и в конечном итоге приводит к неполноценному решению задачи. | |
Просмотров: 273 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|