Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
«Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании и обучении » Информатизация образования, как и информатизация общества, претерпевает бурное развитие. Сейчас редкая школа не использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии в образовательной и управленческой деятельности. Наступает время обобщить и систематизировать накопленный к настоящему времени опыт по созданию информационной образовательной среды школы. Внедрение информационных технологий обучения в процесс преподавания школьных дисциплин, не связанных с изучением информатики и программирования, требует от учителя-предметника постоянной работы над собой, непрерывного образования, повышения квалификации, освоения ИКТ, создания собственных информационных ресурсов, непрерывного анализа своей педагогической деятельности и деятельности своих коллег, значительных временных затрат на подготовку уроков. Выстраивая рейтинг мотивов, побуждающих педагога использовать ИКТ на уроке, можно сделать вывод о том, что ведущей движущей силой для учителей в этом направлении является повышение уровня профессиональной культуры. Мотивы, побуждающие педагога к использованию ИКТ на уроке, как правило, следующие: повышение уровня профессиональной культуры; снижение трудоемкости процесса контроля; развитие плодотворного сотрудничества с учащимися; возможность использования методических разработок; повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ; возможность самореализации и самоутверждения; возможность тиражирования собственного педагогического опыта; повышение авторитета среди учащихся; повышение авторитета среди коллег. Во всех формулировках понятия информационной образовательной среды учебного заведения отсутствует главное действующее лицо этого процесса — ребенок, школьник, ученик, ради которого в школы поставляются персональные компьютеры и мультимедийная техника, ради которого существует административно-управленческий персонал школы, колоссальный учительский корпус. Информационная среда образовательного учреждения создается ради того, чтобы учащийся мог получать самые новые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал в кружки, секции, на курсы и каток, в кино и почитать книгу. «Развитие ИКТ требует своевременных изменений в системе их использования при оценивании знаний, что обусловливает изменения способов обучения, методик и технологий. ИКТ являются значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. Следовательно, очень важно, чтобы учителя тщательно обдумывали использование ИКТ в преподавании» ( руководство для учителя, стр. 166) Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий. Информационные технологии – это “система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи”. В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании. Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет. В обучении и преподавании широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим. В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин “мультимедиа” означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Использование мультимедийных средств обучения – закономерный этап развития педагогических технологий. Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учеников на успешные результаты. Я полагаю, что компьютерная программа PowerPoint является самым эффективным средством. Образовательный потенциал этого технического средства обучения стал хорошим подспорьем в осуществлении наглядной поддержки обучения. Самостоятельно созданные презентации требуют серьезной подготовки, но зато, они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляться индивидуальность учителя, его видение материала. Я считаю, что использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Использование компьютерных моделей способствует образному мышлению и лучшему усвоению материала. На уроках целью презентации может быть: актуализация знаний; сопровождение объяснения учителем нового материала; первичное закрепление знаний; обобщение и систематизация знаний. При проведении серии последовательных уроков я бы могла использовать три вида презентаций: на этапе актуализации знаний, при первичном закреплении знаний, для обобщения и систематизаций. Наблюдения и сравнительный анализ результатов, где информационно-коммуникационные технологии применяются в системе, показывают следующее: учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания. Использование информационно-коммуникационных технологий способствует повышению эффективности обучения. Такая организация работы является средством повышения результативности учебного труда школьников, особенно на среднем и старшем этапах, когда учащиеся утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех. Применяя компьютер и мультимедийные технологии на уроках, можно сделать следующие выводы: мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения; они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету; улучшают качество усвоения материала; позволяют индивидуализировать процесс обучения; дают возможность избежать субъективности оценки, Создаваемые самим учителем программы рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель. Компьютерные программы предоставляют интерес и для слабого ученика, и для мотивированного ученика. Слабые ученики успевают сделать немного, но получают удовлетворение от своего учебного труда. Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и углубиться в поисковую работу. Дидактическая ценность использования информационно – коммуникационных технологий очевидна, т.к. решаются сразу несколько дидактических задачи: усвоить базовые знания; систематизировать усвоенные знания; психологически настроить на урок; сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием компьютера; сформировать навыки самоконтроля; сформировать мотивацию к учению в целом; готовить учеников к экзамену, формируя у них навыки. Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. | |
Просмотров: 690 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|