Тема: Антонимы Цели урока: 1. Образовательные: расширить и углубить знания учащихся об антонимах и их роли в речи; формировать умения подбирать антонимы, находить их в тексте, употреблять в речи. 2. Развивающие: развивать познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти, мышления, внимания, логично и последовательно излагать свои мысли; развивать познавательный интерес предмету. 3. Воспитательные: способствовать формированию личностных качеств, уверенности в своих силах, желания добиться больших результатов. Оборудование: Графопроектор, таблицы, репродукции картин, карточки, словари Ход урока: I. Организационный момент (знакомство с целью и структурой урока) Постановка целей и задач кон центрирует внимание учащихся Сегодня мы проводим необычный урок - это деловая игра «ВНИК». Все вы члены временного научно-исследовательского коллектива. Наш временный научно-исследовательский коллектив разбит на 4 группы. Каждая группа, получив задания и изучив соответствующую литературу, приготовила сообщения. По ходу выступления групп вы будете выполнять задания, а завершится урок самостоятельной работой с разноуровневыми заданиями. Работа каждого будет оцениваться по карточке личного участия. Наша задача - расширить и углубить знания об антонимах. II. Учет знаний, умений и навыков учащихся 1. проверка домашнего задания упражнение № 304. 2. работа в парах {обучающая игра «Выучи правило) Задание: Одним словом :вы должны дать определение кодовых слов по теме «Лексика». Мозговой штурм (проверка теоретического материала по разделу «Лексика») 1. Словарный состав языка — это ... 2. То, что обозначает слово - это его... 3. Кроме лексического значения, слово имеет ... 4. Слово в переносном значении - ... 5. Слова, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют разное лексическое значение, - ... 6. Слова, имеющие одно и то же значение и принадлежащие к одной и той же части речи, -…. 7. Слова с противоположным лексическим значением - ... 8. Однокоренные слова, похожие по звучанию, но различные по значению. (учащиеся в парах проверяют правильность выполнения задания и дают определения синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) Работа в паре Возрастает степень индивидуальной помощи каждому учащиеся Ответ проецируется на доску через графопроектор 3. Записать «мудрую мысль». Указать антонимы. «Слово - великое дело. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». (Л.Н. Толстой). III. Усвоение новых знаний, умений и навыков. 1. Выступление представителей групп с краткими сообщениями об антонимах (индивидуальное задание). 1. Сообщение об антонимах. 2. Словарь антонимов. Строение словарной статьи. 3. Многозначные слова и антонимы. 2. После сообщения учащиеся выполняют задание: Составь словосочетания, подбери антонимы к разным значениям выделенных слов. Легкий (рюкзак, задача, мороз). Старый (сад, квартира). З.Работа с текстом Задание: Найти в тексте антонимы, расставить знаки препинания и объяснить их постановку. Странный в сентябре лес: в нем рядом и весна и осень, жёлтый лист и зеленые травинки. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодная белая радуга. Увядание и расцвет. Тишина и песни. Грустно и радостно. Близкие или противоположные по значению слова и словосочетания соединяет в пары союз и ? Почему особенности сентябрьского леса названы словами весна и осень? 4. Работа в группах. Каждая группа представит вам рубрику «Это интересно». 1 группа. - Может ли быть антонимом одно слово? Такое редко, но встречается. В слове, носящем в себе два исключающих значения. Прослушать -воспринять слухом (прослушать песню, лекцию). Но это и не услышать, пропустить (прослушал, слова собеседника, т.е. не услышал их). ( Э.А. Вартапьян «Путешествие в слово», М. 1982, стр.186) 2 группа. Если углубиться в историю географических открытий или в атлас мира, то можно найти десятки примеров антонимических названий. В 1948 г португальский мореплаватель Диаш открыл у южной оконечности Африки мыс, который назвал Торментозу - Бурный: в этих водах его изрядно потрепали штормы. С докладом о плавании и картой он предстал перед королём. Но такое отпугивающее название короля не устроило, и он велел назвать его Мысом Доброй Надежды. Арктика и Антарктида, Мужской и Женский острова. 3 группа. Литературоведы подсчитали, сколько раз в произведениях Пушкина встречаются антонимы День-1163 ночь-546 Друг-788 враг-153 Любить - 614 ненавидеть – 32 Веселый - 196 грустный – 46 Свет-131 тьма-87 Добрый - 277 злой -113. Что можно сказать о поэте на основании этих данных? Валеологическая пауза. 4 группа. Игра «Шифровка» В известной фразе (предложении, названии сказки, песне) каждое слово зашифровывается, заменяется его антонимом. Собака без шляпы (Кот в сапогах). Жаба-домоседка (Лягушка-путешественница). Злая медсестра Здоровяка (Добрый доктор Айболит). Наш Иванушка смеется - вынул шайбу из болотца. ( Наша Таня громко плачет - уронила в речку мячик). Черносмолка без трех троллей (Белоснежка и семь гномов). IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. 1. Обучающая самостоятельная работа по разноуровневым заданиям (выполняет под музыку «Времена года» Чайковского) Индивидуально, дифференцированно, выполняется на местах, формируются навыки самостоятельной работы III уровень (облегченный) 1. Запиши в столбик слова, подбери к ним антонимы. Тяжёлый -... Далекий Ранний -... Высокий Жесткий -... Укажи вид орфограммы в словах второго столбика (ответ проецируется через графопроектор) 2. С помощью антонимов - прилагательных охарактеризуйте названных животных и запишите сложные предложения с союзом а. Подчеркни антонимы стрекоза-муравей (по трудолюбию) лев - заяц (по храбрости) ягненок - волк (по силе) II уровень. 1. Введи высказывание в предложение с прямой речью и запиши. Найди и подчеркни антонимы. Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие. (Л.Леонов). 2. Придумайте и запишите предложения, в которых однородные члены являются антонимами. Подчеркните члены предложения. Афиширование способствует включение в различные формы мышления, развивает творческую мысль, поднимает на более высокий уровень мышления. I уровень, (творческий). Напиши сочинение-миниатюру о зиме и лете, используя, антонимы. Проверка учащимися заданий по ответам-эталонам Афиширование творческих работ. Учет знаний каждого учащегося V. Рефлексия. Получение обратной связи. VI. Подведение итогов. Выставление оценок. Заполнение карточек личного участия. Домашнее задание дается дифференцированно VII. Домашнее задание: § 40, упр. № 318 или № 316 (по выбору учащихся.) учитель русского языка и литературы Дихнова Ольга Евгеньевна школа-гимназия № 14 г. Астана
|