Гой Наталья Анатольевна учитель русского языка и литературы ШГ № 30 Кудерко Галина Александровна учитель русского языка и литературы ШГ № 3 Мастерская «Норма» Цели: • развивать речь учащихся через обогащение словарного запаса; совершенствовать коммуникативные качества речи (правильность, точность, выразительность, логичность, уместность); • развивать умение обобщать и систематизировать свои знания и изучаемый материал; дискутировать, аргументировать свою точку зрения; • воспитывать бережное отношение к литературному языку, собеседнику и самому себе. Оборудование: раздаточный материал, тексты стихотворений Э.Асадова, А. Лысова, Р. Гамзатова, Л. Скворцова, видеозапись фрагмента кинофильма «Доживем до понедельника». Время – 45 минут Социальный долг человека – быть интеллигентным. Д.С. Лихачёв Ход мастерской Класс делится на 4 группы. 1.Вступительное слово мастера. Все чаще приходится слышать, что рус-ский язык пора брать под защиту. Новые словечки, нелепые и неграмотные, так и сыплются из Интернета и телевизора, а "благородная" и чистая речь исчезает совсем. Недавний опрос показал, что граждане отдают себе отчет в собственной неграмотности. 39% респондентов признают, что знают родной язык на «тройку». Что говорить о простых людях, если известный всему педагогическому миру Симон Львович Соловейчик признавался: «Вот что со мной случилось. Однажды, когда мне было за сорок, женщина, которая мне очень нравилась, мягко сказала мне, что надо говорить не “кухонное полотенце”, а “кухонное”. А я всю жизнь говорил “кухонное”. И нехорошо говорить “играться”. Дети не играются, а играют. И еще, сказала она, надо говорить “балованный” а не “балованный” – теперь это слово всегда заставляет меня вспомнить ту историю. Почему-то замечание сильно задело меня. Не то убило, что я ошибся и меня поправляют, а то, что она сказала это стесняясь. Ей было стыдно за меня, ей было стыдно поправлять человека. Ее стыд передался мне, и так я впервые в жизни почувствовал, что произнести слово с неправильным ударением – это не ошибка, не обмолвка, а нечто крайне унизительное. Это примерно то же, как если бы тебя поймали на мелком воровстве. Круг бесчестных поступков резко расширился – в него вошли ошибки речи...» 2. Индуктор. Отрывок из кинофильма «Доживем до понедельника». Вопрос перед просмотром: На чьей вы стороне в конфликтной ситуации между двумя учителями? 3. Дискуссия (возможные вопросы для разговора): • Делали ли вам замечания подобного рода? • Что вы чувствовали при этом? • А исправляли сами тех, кто при вас говорил неправильно? • Считаете ли свою речь грамотной, правильной, соответствующей языковой норме? 4. Самоконструкция. Орфоэпическая разминка (прочитать текст и само-стоятельно расставить ударение)- распечатка каждому. Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеяно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюблённый юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоём, но девушка избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него. После самостоятельной работы проводится проверка: ученик читает, а учитель (или ученик, у которого другое мнение) исправляет – ударения расставляются правильно. Каждый сам ставит себе оценку: 1 ошибка – «5», 2 – «4», 3 – «3», более 4 – «2». В итоге необходимо озвучить текст с правильным произношением. 5. Работа в группе. Задания для групп. 1. Прокомментировать и по возможности продолжить мысли Д.С. Лихачева из его книги «Письма о добром». 2. Определить структуру предложенного предложения, начертить его схему. 1 группа: Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. 2 группа: Любовь к языку, как и любовь к природе, - составная часть патриотизма, любви к Родине. 3 группа: Язык – это основа национальной памяти, ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. 4 группа: Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать, как тренируют физические и духовные силы. – РАСПЕЧАТКА ПО ГРУППАМ 6. Вывод мастера. Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно. Поэтому понятие «языковая норма» - ключевое в учении о правильности речи. Всем известно, что русский язык – язык нормированный, подчиняющийся определенным нормам. Что же такое норма применительно к языку? Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое упо-требление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Распечатать крупно! 7. Языковой тренинг. Распечатки по группам 1 группа. Морфологические нормы. Морфология изучает слово как часть речи. По-этому основное внимание уделяет структуре слова, различным его формам (рода, числа, падежных форм и т.д). Задание. Найти грамматическую ошибку в образовании формы слов, записать это слово правильно: Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов, все шофера, две пары носков, моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красившее всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега. Правильный ответ. Контейнеры на погрузке, пять килограммов, много народу, множество грузин, все шоферы, несколько мандаринов, 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах, в полутора часах езды. 2 группа Лексические нормы. Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами, так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке. Задание. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова-паронимы представить— предоставить. 1. Мне ... квартиру (дали, выделили). 2. ... вам самим решать такие вопросы (даю возмож¬ность решить). 3. Нужно срочно ... отчет о работе (дать, вручить...). 4. ... вам моего друга (знакомлю). 5. Отца ... к ордену (наградили). 6. Все меня ... чудаком (считают, называют). 7. Фильм был ... на фестивале (показан). 8. Актер умел ... пение соловья (копировать). 9. Этот дом ... собой небольшой замок (является). Правильный ответ. 1. Мне предоставили квартиру. 2. Предоставляю вам самим решать такие вопросы. 3. Нужно срочно представить отчет о работе. 4. Представляю вам моего друга. 5. Отца представили к ордену. 6. Все меня представляют чудаком. 7. Фильм был представлен на фестивале. 8. Актер умел представлять пение соловья. 9. Этот дом представляет собой небольшой замок. 3 группа. Синтаксические нормы - 1. На высшем языковом уровне – синтаксическом при построении предложения допускается много речевых ошибок. (см. таблицу) Нарушение согласования ска-зуемого с подлежащим Четверо учащихся участвовало в игре (участвовали) Нарушение управления Согласно приказа (приказу) Нарушение согласования Видна пара окон, занавешенные шторой (занавешенных) Нарушение способа выражения ска-зуемого в отдельных конструкциях Все были счастливы и веселые (счастливы и веселы или счастливые и веселые) Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов Я живу в Лермонтове и была счаст-лива (живу и счастлива или жила и была счастлива) Задание. Укажите ошибки, связанные с предложным управлени¬ем и выбором предлога, исправьте предложения. 1. Приехав с Москвы, он расположился у родствен¬ников в центре города. 2. Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества. 3. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города. 4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован. 5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду? Правильный ответ. 1. Приехав из Москвы… 2. …от самых истоков…. 3. …из всех районов города. 4. Согласно полицейскому протоколу… 5. …в первый год по приезде. Задание. Исправьте ошибки, связанные с управлением. 1.Уделите внимание на здоровье. 2. Все эти мероприятия рассчитаны на благо при¬роде. 3. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику "Мир глазами путешественника". 4. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык. Правильный ответ. 1.Уделить внимание здоровью. 2. Все мероприятия рассчитаны во благо природы. 3. …внимание рубрике… 4. Абитуриенту, желающему… 4 группа. Синтаксические нормы - 2. На высшем языковом уровне – синтаксическом при построении предложения допускается много речевых ошибок. (см. таблицу) Ошибки в предложениях с причаст-ным оборотом Дорожка покрыта тающим снегом под ногами. (Дорожка покрыта сне-гом, тающим под ногами). Ошибки в предложениях с деепри-частным оборотом Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть. (Свалившись с размаху в озеро, я ощутил свою неуклюжесть). Ошибки в построении СПП Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве. (Книга, которую я прочитал в дет-стве, учила меня думать). Смешение прямой и косвенной речи Петя сказал, что я не согласен с тво-им мнением. (Петя сказал, что он не согласен с моим мнением). Нарушение границ предложения. Была уже ночь. Когда я вернулся домой. (Была уже ночь, когда я вернулся домой). Задание. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепри¬частия и деепричастного оборота. Исправьте предло¬жения. 1. Как приятно осознавать, что, придя домой после шко¬лы, котенок встретит меня радостным мяуканьем. 2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина. 3.Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером. 4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю. 5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не пре¬кращался. 6. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают. 9. Я считаю, что, учитывая наши традиции, учитывая проблемы настоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить президентство. Правильный ответ. 1. Придя домой после школы, приятно осознавать, что котенок встретит меня радостным мяуканьем. 2. Прочитав о боях, я сразу представил всю эту картину. 3. После прочтения этого рассказа, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером. 4. Через год, когда он стал слепым и глухим, его привели к царю. 5. Дождь не прекращался, и я шел по мокрой тропинке. 6. Рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей. 7. Я считаю, что, учитывая наши традиции, проблемы настоящего периода, идущие реформы, нам надо вводить президентство. Осуществляется проверка с помощью учеников-консультантов, которые в работе участия не принимали, а получили сразу и задание, правильный ответ. 8. Лексическое лото. Многие слова кажутся непонятными. Постарайтесь объяснить их значение. Подберите к каждому слову, напечатанному на листе, определение из набора распечаток. 1. Жаргон а) вариант разговорной речи (в т.ч. экспрессивно-окрашенные элементы этой речи), не совпадающий с нормой литературного языка; 2. Сленг б) пропуск, пробел, недостающее место в тексте; вообще пропуск, пробел в чем-нибудь; 3. Историзмы в) речь социальных и профессио-нальных групп людей, объединен-ных общностью занятий, интересов, социального положения и т.д.; 4. Архаизмы г) слова, вышедшие из употребления связи с исчезновением реалий, которые они обозначали. 5. Лакуна д) слова, вышедшие из употребления, но имеющие синонимы в современном русском языке. Ответ: 1в 2а 3г 4д 5б 9.Отчет консультантов о работе групп. 10. Слово мастера. Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе, помнить о том, что есть этические нормы. Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное. 11. Работа с поэтическими текстами. Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока. 1 группа. Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока Анатолий Лысов Дикарь Я видел нынче дикаря И говорил с ним даже, Но, откровенно говоря, О нём всего не скажешь. Пусть лексикон дикарский пуст, – Зато как речь цветиста: Что шаг, то мат слетает с уст Такого “шаг-матиста”. Сказать лишь можно, что с лица И не дикарь он вовсе: Не носит он в носу кольца Монет в ушах не носит. Дикарь на площади. Он рад стать мастером особым, Чтоб сделать трёхэтажный мат Скабрёзным небоскрёбом. Его одежду описать Словами можно тоже: Он по одёжке, так сказать, На всех на нас похожий. И дикарей вокруг щадят, Обходят стороною, Как будто речь на площадях Должна стать площадною. Но передать его язык Поэт не правомочен: В таком бы случае мой стих Был сплошь из многоточий. А надо, что ни говори, Пресечь их брань вначале – Пресечь, покуда дикари Совсем не одичали! Вы догадались: речь идёт Опять про мат и матик, Про речь, которую ведёт Подобный “мате-матик”. 2 группа. Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока Э.Асадов О скверном и святом Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать. Есть в мире самое простое И самое возвышенное – Мать! Так почему ж большое слово это, Пусть не сегодня, а давным-давно, Но в первый раз ведь было кем-то, где-то В кощунственную брань обращено. Тот пращур был и тёмный, и дурной, И вряд ли даже ведал, что творил, Когда однажды взял и пригвоздил Родное слово к брани площадной. И ведь пошло же, не осело пылью, А поднялось, как тёмная река. Нашлись другие. Взяли подхватили И понесли сквозь годы и века… Пусть иногда кому-то очень хочется Хлестнуть врага словами, как бичом, И резкость на язык не только просит-ся, А в гневе и частенько произносится, Но только мать тут всё-таки при чём? 1970 г. 3 группа. Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока С. Скворцов “Слова” Словно травы шелестят слова. Как слова и травы в жизни схожи! Говорим: целебная трава – Есть слова целительные тоже. Есть слова, исполненные яда, Есть простые, словно васильки, А порой, с собою нету слада, Если всходят в речи сорняки. Есть слова пьянящие, как розы, Есть сухие, как степной ковыль, Есть слова, рождающие слёзы, – Горькие слова, слова – полынь. Словом можно душу искалечить, Словом можно раны исцелить, Тяжкий груз недобрых слов на плечи Берегитесь ближнему взвалить! Я смотрю на луг, в цветы одетый, Как прекрасен сочных трав покров! Научи нас, Бог, дарить букеты, Состоящие из мудрых, добрых слов! 4 группа. Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока Р. Гамзатов «Вон человек, что скажешь ты о нём?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, Что про него хорошего я знаю?» «Вон человек, что скажешь ты о нём?» Спросил я у товарища другого. «я с этим человеком не знаком, Что я могу сказать о нём плохого?» 12. Социализация. Группу № 4 слушать последней. 13. Домашнее задание. Рассуждение на темы: «Нация не должна мириться с деградацией своего языка. За или против?» «Связана ли духовная деградация с языковыми потерями?» «Что входит в понятие «чистая, правильная речь»?»
|