Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Использование технологии КСО при подготовке учащихся к ЕНТ
Использование технологии КСО
при подготовкеучащихся к ЕНТ

Введение ЕНТ по русскому языку вызвало необходимость пересмотра методов работы, систематизации деятельности, повышение потенциала урока и внеурочной деятельности особенно в старших классах, использование психологических приёмов в целях качественной подготовки учащихся к итоговому контролю по русскому языку. За пять лет, в течение которых я готовила учащихся к сдаче ЕНТ, сложилась определённая система подготовки выпускников.

В своей работе я акцентирую внимание на следующих этапах.

1. Необходимо знакомить учащихся и родителей с правилами проведения ЕНТ уже в девятом классе.
2. К десятому классу необходимо организовать приобретение учащимися литературы для подготовки к тестированию (справочники, таблицы, схемы, тестовые материалы за различные годы). В кабинете русского языка имеется несколько папок, содержащих теоретический материал по русскому языку, учебники, оформлен стенд «Подготовка к ЕНТ», имеются тестовые сборники с 2001 года, которыми могут свободно пользоваться все учащиеся класса.
3. Планомерно совместно с психологом школы проводить психологические тренинги для подготовки учащихся и родителей к сдаче ЕНТ.
4. Регулярно организовывать пробные тестирования, проводить их анализ и сообщать родителям результаты пробных тестирований.
5. Привлекать родителей к организации внеурочной деятельности детей для подготовки к сдаче ЕНТ.
6. Ясно и четко организовать работу учащихся по подготовке к ЕНТ в урочное и внеурочное время.

На описании последнего этапа стоит остановиться подробнее.
В течение последних двух лет я осваиваю технологию проведения коллективных учебных занятий (КСО), поэтому и подготовку к ЕНТ я веду, используя методики КСО.
Методика «Взаимопередачи тем» предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах сменного состава. Изучив классический вариант работы по этой методике, я допустила некоторые отступления в организации работы по подготовке к ЕНТ.
Основная идея организации занятий проста. Сначала ученикам раздаются темы изучаемой программы так, что разные ученики получают разные темы, которые могут изучаться в порядке, не зависящем друг от друга. Каждый ученик самостоятельно изучает свою тему и сдаёт учителю, потом ученики, обучая друг друга, изучают все темы.
Как же происходит самостоятельное изучение темы учеником? При самостоятельном изучении темы ученик работает следующим образом. Сначала необходимо самостоятельно собрать теоретический материал по своей теме, используя разные источники. Прорабатывая теоретический материал, ученик в итоге имеет подробнейший план изучаемой темы. После этого ученику предлагаются тестовые задания из сборников ЕНТ по русскому языку по самостоятельно изученной теме.
Учитель проверяет тему у ученика обычным образом. Сначала проверяется план, является ли он достаточно подробным, не пропущены ли определённые детали и аспекты данной темы. Потом по пунктам плана проверяется уровень понимания темы. Далее проверяются тестовые задания. После доработки темы (если это необходимо), выставляется оценка, и ученик может работать в паре с другим учеником. Работа в парах может происходить по нескольким направлениям.

Обсуждение.
Обсуждать можно какую-либо тему, вопрос, выраженные как в тексте некоторого автора, так и текстах, высказываниях друг друга. Во время обсуждения позиции обучающихся не отличаются. Цель обсуждения в том, чтобы понять, где и в чем мнения совпадают, а затем за счет друг друга свои представления расширить.
Обсуждение включает несколько приемов:
– восстановить то, что сказал учитель или ученик, или что прочитал;
– интерпретировать текст (мысли) автора, т.е. высказать свое мнение, отношение к этим мыслям, дать свою оценку, выразить оценки других авторов;
– задавать вопросы.
Указанные приемы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности.

Совместное изучение.
Совместно можно изучать то, чего никто из двоих еще не знает. Оба напарника находятся в позиции изучающих. Предмет совместного изучения – это тексты третьего. В этом уже есть отличие изучения и обсуждения; предмет последнего вида работы – как тексты третьего, так и друг друга. Для изучения текстов разных стилей нужны разные техники: научные тексты требуют логической работы, художественные – понимания чувств, образов, ассоциаций автора. В свою очередь, необходимо разрабатывать специфические приемы для изучения разных по типу абзацев тех же научных текстов – фрагментов, отражающих понятия, абзацев, описывающих процессы или события, текстов-рассуждений.

Обучение.
Обучение в паре может быть организовано как в одну сторону, так и взаимно. Во время обучения участники выступают в разных позициях: один – обучающий, другой – обучаемый. За счет организованного взаимодействия второй становится носителем того, чем владеет первый. Таким образом, предмет обучения – информация (знания) или способы действования, которыми владеет напарник.
Необходимые условия для осуществления взаимообучения:

– ученики, объединившиеся в пару, должны знать разные фрагменты содержания: один ученик знает одно, второй – другое (обеспечить взаимообучение можно только на новом материале!);
– эти фрагменты не должны зависеть друг от друга;
– обучать нужно малыми порциями.
«Учитель» должен изложить небольшой фрагмент материала, затем удостовериться, понят ли он, и лишь убедившись, что фрагмент понятен «ученику», переходить к следующему.

Тренировка.
За счет работы в парах можно эффективно обеспечивать разные аспекты закрепления изученного материала. Когда важно довести действия до автоматизма, можно использовать взаимотренаж. В паре выделяются две позиции: тренера и тренирующегося. Цель взаимотренажа – инициировать учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет. Забота «тренера» – наличие действий у «тренирующегося» по решению задач (ответа на вопрос) и его ответ. Если «тренер» владеет материалом, то ему достаточно иметь только набор заданий. Однако взаимотренаж удобен тем, что позволяет использовать как средство даже тех учеников, которые пока не могут сами по некоторой теме проверить ход мысли напарника. Для этого необходим специальный дидактический материал с заданиями и готовыми ответами. Взаимотренаж можно использовать для закрепления всевозможного материала: можно упражняться в устном счете, заучивать таблицу умножения, формулы, сведения, факты, находить орфограммы, давать толкования понятиям и т.п.

Проверка.
Когда важно за счет закрепления получить не автоматизированные действия, а осознанные, то хорошо подходит такой вид работы в паре, как проверка. Она может быть взаимной или односторонней. При проверке в паре различаются две позиции: проверяющего и проверяемого. В отличие от тренажа проверка направлена не на ответ. Предмет проверки – содержание действий по решению задачи, вопроса: связка между логикой, ходом мысли по решению задачи и ответом. Отметим два достоинства такой проверки. Во-первых, в ходе комментирования, объяснения своих действий ученик часто сам обнаруживает ошибки.
Во-вторых, проверка осуществляется «здесь и сейчас»; если ошибка обнаружена, то здесь же и исправляется, а не вдали от ученика.

В процессе работы учащихся составляется лист учёта, в котором отмечается, какие темы изучены, сданы, какие темы изучены в парах, над чем работает ученик в данный момент.

(С – сам изучает тему, . –работает над темой в данный момент, 5 или 4 – оценка, ( ) - передал тему)

Следует отметить, что при работе по этой методике оценка за выполненную работу открытая, то есть учащиеся имеют возможность изучать каждую тему до отличного уровня усвоения, поэтому в течение всего учебного года в сводной ведомости оценки «3», как правило, не наблюдается.
Нужно сказать, что есть опасность недостаточно качественного освоения темы при самостоятельном её изучении, искажения фактов и потери информации при взаимообучении. Поэтому каждая тема, которая изучается самостоятельно, в обязательном порядке сдаётся учителю. А для предупреждения потери информации обучение следует вести строго по пунктам плана темы.
Темы для изучения в 10-ом классе приведены в таблице, в 11 классе изучается синтаксис простого и сложного предложения, пунктуация простого и сложного предложения.
Довольно часто в своей работе я сталкивалась с тем, что ученик не может самостоятельно изучить тему (речь идёт о работе в классах с низким уровнем качества знаний). Здесь на помощь приходит другая методика КСО – методика «Доводящих карточек».
«Доводящие карточки» являются «представителями» учителя при самостоятельной работе ученика. Особенность «доводящих карточек» состоит в том, что они используются не для проверки уровня усвоения учеником излагаемой темы, а для обеспечения понимания этой темы. «Доводящие карточки» – это набор таких вопросов и заданий, которые доводят ученика до понимания темы, то есть ученик, отвечая на вопросы и выполняя задания, приходит к пониманию своей темы. Вопросы и задания должны быть такими, чтобы ученик мог их выполнить не после того, как он понял изучаемую тему, а ровно наоборот, сам ход выполнения заданий и ответы на вопросы должны приводить к пониманию темы.
Алгоритм составления «Доводящей карточки» приведён в сборнике «Общие методики коллективных учебных занятий» М.А. Мкртчяном (1999 год). «Доводящие карточки» составляются из нескольких групп вопросов и заданий. В первой группе оформляются вопросы и задания, направленные с одной стороны на проверку того старого материала, который необходимо знать для понимания нового. С другой стороны вопросы и задания этой группы концентрируют внимание ученика на область нового изучаемого материала.
Вопросы и задания следующей группы обращают внимание ученика на разные слова и словосочетания. Вопросы третьей группы относятся к смыслу изучаемой темы, обеспечивают понимание темы. Далее могут последовать вопросы и задания, направленные на закрепление уже понятого материала. Особую значимость имеет внутренняя связь между пунктами.
Разным ученикам на изучение даются разные по темам карточки. Ученик, изучивший свою тему, проверяется учителем. Для изучения другой карточки ученик работает с тем учеником, который уже освоил эту карточку. В этом случае второй ученик выполняет функцию проверяющего. Потом второй ученик изучает первую карточку (одну из тех, которая усвоена первым) с помощью первого ученика. В этом случае первый ученик выполняет функцию проверяющего.
После этой работы данная пара расходится. Каждый из напарников ищет новую пару для изучения нового материала.

Для координации работы учащихся создаётся лист учета.

№ карточки карточки
Фамилия ученика Л(лексика)1 Л2 Л3 Л4
1. + .
2. . +
3. + .
4. +
5. + .

Знаком «+» отмечаются усвоенные карточки, а знак «.» означает, что ученик работает над данной карточкой.

Так, используя методики «Взаимопередачи тем» и «Доводящие карточки», была организована работа учащихся по подготовке к ЕНТ. Данной работе уделялось время на уроке (10 мин. на уроке) и во внеурочное время (проводились дополнительные занятия 1 раз в неделю), также учащиеся организовывали свою работу самостоятельно без учителя.

Преимущества использования данных методик:

1. Охватываются 3 уровня обучения:
1) репродуктивный,
2) конструктивный,
3) творческий.

2. У каждого ученика формируется потребность и возможность построения
собственной образовательной траектории.

3. “Не учитель даёт, а ученик берёт”, а ученик берёт на себя
ответственность за выполнение учебной работы.

4. Реализуется возможность уменьшить нагрузку ученика.

5. Создаются условия для индивидуального развития школьников.

6. Повышается мотивация учения.

7. Позволяет направить максимум усилий школьника в область его
учебных возможностей и интересов.

И в заключении необходимо сказать о результатах, которые были достигнуты благодаря использованию методик КСО.

Качество знаний учащихся после первого пробного тестирования (начало учебного года, 10 класс) составляло 30% , двое учащихся имели оценку «2»(входящий контроль). К концу 10 класса качество знаний повысилось до 50%, успеваемость составила 100%. В первой четверти 11 класса качество знаний по русскому языку на пробном тестировании составило 58%, успеваемость 100%, но только один ученик набрал 20 баллов. На ЕНТ качество знаний по русскому языку составило 75% (нужно учитывать и психологические факторы, одна ученица, стабильно набирающая 20 баллов в течение года, перепутала в листе ответов русский и казахский языки), успеваемость 100%, восемь учащихся набрали свыше 21 балла.

Даная система работы позволяет добиваться значительных результатов по русскому языку и другим учебным предметам на ЕНТ в классах с невысоким уровнем качества знаний на начальном этапе обучения.

Приложение 1.

Примерные темы для учащихся 10 класса (желательно по количеству учеников).
1. Фонетический разбор.
2. Оглушение и озвончение.
3. Части слова. Формы слова. Морфемика.
4. Словообразование.
5. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
6. Архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, фразеологизмы.
7. Морфология. Части речи.
8. Имя существительное.
9. Правописание им. существительного.
10. Имя прилагательное.
11. Правописание прилагательного.
12. Числительное. Орфография.
13. Местоимение. Орфография.
14. Глагол. Орфография.
15. Причастие. Орфография.
16. Деепричастие. Орфография.
17. Наречие. Орфография.
18. Союзы.
19. Предлоги и частицы.
20. Междометие и звукоподражательные слова.
21. Словосочетание.
22. Простое предложение.

Примерные темы для учащихся 11 класса (желательно по количеству учеников).
1. Однородные члены предложения.
2. Вводные конструкции.
3. Обращение.
4. Обособленные дополнения.
5. Обособленные определения.
6. Обособление приложений.
7. Обособление уточняющих и поясняющих слов.
8. Несогласованные определения.
9. Обособленные обстоятельства.
10. Тире между подлежащим и сказуемым.
11. ССП.
12. СПП с придаточным определительным.
13. СПП с придаточным обстоятельственным.
14. СПП с придаточным изъяснительным.
15. БСП.
16. СП с разными типами связи.
17. Прямая и косвенная речь.
18. Культура речи.

Приложение 2.

Д.К. ОМОНИМЫ.

Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

- Обратите внимание на выделенные слова. С каким новым словом из определения ты познакомился?

- Что такое часть речи?

Упражнение № 1. Укажите части речи.
Морозная, снежная зима неожиданно пришла в наш город, заметая следы осени.
- Как вы понимаете словосочетание «одинаковые по звучанию и написанию»?

Упражнение № 2. Спишите, подчеркните слова одинаковые по звучанию и написанию. Какой частью речи они являются?

Заставить комнату мебелью – заставить работать; строевой лес – строевой командир.

- Как вы понимаете словосочетание «лексическое значение слова»?

Упражнение № 3. Найдите по словарю и запишите лексическое значение следующих слов: тушить, ударник, рысь.

- Сколько лексических значений имеет каждое из этих слов? Есть что-нибудь общее в этих значениях?
- Как называются такие слова?
- Какие слова называются многозначными? Есть что-то общее в лексическом значении многозначных слов?
- Чем отличаются многозначные слова от омонимов?

Упражнения (учебник).

Д.К. Синонимы.

Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться оттенками лексического значения и употреблением в речи.

- Обратите внимание на выделенные словосочетания в определении. С каким новым словом вы встретились?

- Что такое части речи?

Упражнение 1. Укажите части речи.

По традиции на Новый год мама печёт душистый, ароматный пирог.

- Как вы понимаете словосочетание «обозначают одно и то же»?

Упражнение 2. Сгруппируй и выпиши слова, обозначающие одно и то же.

Мчаться, тревожный, бросать, пища, нестись, кидать, еда, огромный, лететь, беспокойный, бежать, швырять, громадный.

- Как называются слова, разные по звучанию и написанию, но обозначающие одно и то же.

Упражнение 3. Составь синонимические ряды. Составь с каждым словом словосочетание.

- Сделай вывод, что значит словосочетание «отличаются оттенками лексического значения и употреблением в речи».

Упражнения из учебника.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: na (2011-01-11) | Автор: Захарова Наталья E
Просмотров: 6646 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 12:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru