Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Теоретические основы работы по орфографии
Изучение орфографии и на этой основе формирование орфографических навыков – одна из важнейших задач уроков русского языка.
Сведения по орфографии представлены в программе в виде перечня орфограмм, подлежащих изучению в V-VII классах, а в учебниках в виде орфографических правил, регулирующих правописание этих орфограмм, включены в разделы «Фонетика и графика», «Словообразование», «Морфология и орфография», т.е. в разделы, являющиеся основой соответствующих правил правописания. Это создает благоприятные условия для работы над орфографическими навыками в течение длительного времени.
Для записи слов, как известно, употребляются разные графические средства: буквы (в морфеме) – дом; дефисы (между морфемами и словами) – по-новому, дай-ка; пробелы (между словами и морфемами) – в доме, без устали; черточки (между слогами) при переносе – во-до-про-вод. Графическое средство воспроизведения слова на письме является его написанием.
Различаются написания двух родов: написания, определяемые произношением (стол), и написания, определяемые орфографическими правилами. Орфографическими правилами определяется употребление букв ( столы, грустный, сучок ), дефисов (по-новому, кое-что, сине-зеленый), черточек ( жёл-тый ), разделительных и слитных написаний (в одиночку, навстречу ветру).
Написание, определяемое орфографическим правилом, - это орфограмма. По графическому способу обозначения вычленяются следующие пять типов орфограмм:
1) буква (например, з и с на конце приставок: разбить, распилить);
2) дефис (например, кое-что);
3) черточка (например, ве-ли-ко-леп-ный);
4) раздельность написания (пробел) (например, не мог);
5) слитность написания (контакт) (например, навствечу ветру).
Каждый вид орфограммы проявляется в конкретных написаниях в словах. Например, в слове грустный выделенная буква есть орфограмма «Непроизносимая согласная в конце слова» и в то же время эта буква – случай написания, относящийся к данной орфограмме. Называя вид орфограммы, мы имеет в виду широкое значение термина «орфограмма»; называя же случай написания в том или ином слове, мы имеем в виду узкое значение термина «орфограмма». Количество видов орфограмм перечислимо (это программный материал). Случаи написания практически не поддаются перечислению.
Орфограммы в учебнике условно пронумерованы (номер дан рядом с образцом письменного объяснения орфограммы), что позволяет ввести некоторые новые виды упражнений, закрепляющих правописные навыки, например, предлагается:
1. Написать номер орфограммы над выделенной буквой (над вставляемой буквой, на месте раскрытых скобок). Это задание позволяет определить, соотносит ли ученик данную орфограмму с соответствующим правилом.
2. Сгруппировать слова по наличию в них тех или иных орфограмм.
3. Подобрать слова с определенными орфограммами, изученными к данному моменту.
4. Выбрать из текста (при списывании или под диктовку) слова с определенными орфограммами (указываются номера).
Пятиклассники справляются с такими заданиями, если они оперируют не более чем 2-3 орфограммами.
Выбор того или иного написания (орфограммы) определяется объективными условиями: 1) звуко-буквенными особенностями слов (шёпот, вода); 2) морфологическими особенностями слова (в доме); 3) наличием в слове определенных морфем (разделить); 4) семантикой морфемы (приехать, поласкать). Эти условия действуют в сочетании друг с другом. Например, для выбора выделенной буквы в слове видим надо учитывать, что и – безударная гласная (звуковое условие), что она находится в окончании глагола ІІ спряжения (морфологическое условие).
Анализ самих орфограмм, их опознавательных признаков, условий, от которых зависит выбор написаний, анализ орфографических правил показывает, что максимальные условия для овладения навыками орфографически грамотного письма могут быть созданы только в том случае, если у учащихся сформированы умения: 1) производить звуко - буквенный анализ слова; 2) отграничивать ударные и безударные гласные; 3) членить слова по составу; 4) производить словообразовательный разбор; 5) разграничивать части речи, знать их морфологические признаки и способы словоизменения ; 6) устанавливать связи между словами. Для выработки навыков правописания важное значение имеет формирование у школьников орфографической зоркости, т.е. умения находить в слове орфограммы. Этому способствует знание примет (опознавательных признаков) орфограмм. Приметы (опознавательные признаки) орфограммы – это звуковые, буквенные, морфологические и лексические ориентиры, по которым учащиеся легко обнаруживают орфограммы. Например, наличие шипящей в слове жёлудь, наличие стечения согласных в слове бумажка, положение согласной на конце слова в слове дуб и т.д. подсказывают ученикам «точку применения правила» - наличие в этих словах орфограммы: буквы ё после ж, буквы ж в стечении согласных жк, буквы б на месте звука [п] на конце слова.
Учитывая важность перечисленных умений для формирования орфографических навыков, необходимо существенно повысить эффективность изучения фонетики, словообразования, морфологии и синтаксиса.

Работа над орфограммой и орфографическим правилом

В работе по изучению орфограмм и орфографических правил выделяются три этапа: первый - ознакомление учащихся с орфограммой и с соответствующим правилом; второй-обучение школьников умению находить изучаемую орфограмму и применять орфографическое правило; третий - закрепление полученных знаний об орфограмме и формирование орфографического навыка.
Ознакомление с орфограммой и с соответствующим орфографическим правилом складывается из следующих моментов:
1) сообщение названия орфограммы;
2) анализа примеров с целью определения условий выбора и опознавательных признаков орфограммы;
3) анализа орфографического правила;
4) анализа образца письменного объяснения орфограммы.
Называя в самом начале орфограмму, учитель тем самым сообщает и цель урока. Название орфограммы записывается на доске и в тетрадях учащихся. Затем преподаватель записывает примеры слов с данной орфограммой и подчёркивает в них эту орфограмму, например: разбежаться, распределить, цирк, цыплёнок, стереть, стирать.
Для выяснения условий, от которых зависит выбор того или иного написания, используется индуктивный путь в применении к вариантным орфограммам (например, буквы ё – о в корне слова: шёпот, шорох; буквы о - а в корне рос- -раст-: росли, растут) и дедуктивный путь в применении к безвариантным орфограммам (например, не с глаголами: не был, отсутствие мягкого знака на конце прилагательных после шипящих: жгуч).
Условия, от которых зависит выбор написания, выясняются в процессе коллективной беседы по вопросам, имеющимся в материалах для наблюдений. Завершается анализ условий выбора орфограммы их графическим обозначением: буквы подчёркиваются двумя чертами, грамматические признаки записываются либо над словом, либо рядом со словом в скобках, так же обозначается часть слова, в которой находится орфограмма, например: каким?
разгореться; предполагать; синим платком (м.р., т, п).
После этого учитель переходит к анализу орфографического правила. Предварительно оно либо сообщается учителем, а затем читается учащимися, либо сразу читается школьниками, перед которыми ставится задача найти в правиле условия употребления на письме соответствующей орфограммы. При анализе орфографического правила выясняются: 1) структура правила; 2) перечень условий, от которого зависит написание; 3) возможная последовательность поиска орфограммы.
1) Из каких частей состоит правило? (Например, правило о правописании мягкого и твёрдого знаков и-ы после ц состоит из двух частей: первая часть - общие указания об употреблении букв и-ы после ц, вторая – перечень слов – искажений).
2) Какие условия выбора орфограмм указаны в правиле. (Например, правило о правописании мягкого и твёрдого знаков указываются условия: наличие в слове букв е, ё, ю, я, и, наличие приставок на согласные перед е, ё, ю, я, и или их отсутствие в слове).
3) В какой последовательности целесообразно находить орфограмму в слове? (Например, поиск орфограммы «Буквы ё-о после шипящих в коне слова» начинается с нахождения шипящего в слове, затем выясняется, в какой части слова находится шипящий и гласный после него).
Затем учащиеся анализируют образец письменного объяснения орфограммы: указывают изучаемую орфограмму, называют условия изучаемую орфрограмму, называют условия, от которых зависит выбор этой орфограммы, и её опознавательные признаки.
На втором этапе учитель обучает школьников умению находить изучаемую орфограмму, и применять изучаемое правило.
Первый тип упражнений заключается в нахождении в славе изучаемой орфограммы. При этом у учащихся, развивается умение видеть соответствующую орфограмму в слове. Материалом для таких упражнений служат отдельные слова и словосочетания без пропуска букв.
Записав на доске, например, слова шёпот, шорох, чёрный, жёлудь, жёрнов, шёлковый, шов (при изучении орфограммы «Буквы ё-о после шипящих в корне слова»), учитель на первом примере показывает, как нужно находить и объяснять изучаемую орфограмму. Возможное рассуждение учителя: «Произнесём слово шёпот. В нём после шипящих под ударением слышится гласный [о], который входит в корень слова. Значит, в этом слове надо писать букву ё». Одновременно с рассуждением учитель на доске графически обозначает условия, от которых зависит написание этой орфограммы.
Подобным же образом учитель объясняет правописание изучаемой орфограммы в слове шорох, указывая, естественно, на то, что хотя в нём тоже слышится гласный [о] и находится он после шипящего, но в этом слове пишется не буква ё, а буква о. Письменное объяснение написания буквы о в этом слове получится следующим шорох (искл.).
Следующее слово (чёрный) разбирается по данному образцу коллективно. Учащиеся по заданию учителя указывают в слове орфограмму (букву ё) и подчёркивают её одной чертой, выделяют корень, и подчёркивают шипящую, от которой зависит написание буквы ё, двумя чертами.
Третий пример (в данном случае слово жёлудь) объясняет кто-либо из учащихся и графически обозначает эту орфограмму.
Затем учитель предлагает школьникам самостоятельно выполнить эту работу.
Второй тип упражнений заключается в нахождении новой орфограммы среди сходных в чем-то орфограмм. Так, сходной с орфограммой «Буквы ё-о после шипящих в корне слова» является, например, «Буква ё в окончаниях глаголов 3-го лица после шипящих».
На доске могут быть написаны слова жёлтый, расчёска, бережёт, щёлка, стережёт, решётка, печёт. Учитель обращает внимание на то, что во всех этих словах есть буква ё после шипящих, и спрашивает, в каких из данных слов имеется изучаемая орфограмма «Буквы ё-о после шипящих в корне слова». Учащиеся называют соответствующие слова и письменно объясняют в них написание буквы ё.
Третий этап - самостоятельное применение учащимися соответ-ствующего орфографического правила. Формируется это умение при выполнении следующих типов упражнений: 1) нахождение орфограмм и обоснование их выбора в текстах с пропуском и без пропусков букв; 2) подбор слов с определёнными орфограммами (по памяти, по словарям); 3) выбор слов с определёнными орфограммами (при списывании или при записи под диктовку); 4) запись «разученных» по учебнику диктантов; 5) запись текста со смешиваемыми орфограммами по слуху (различные обучающие диктанты); 6) написание сочинений и изложений и нахождение в них изученных орфограмм.

Работа над ошибками

Работа над ошибками проводится как на специальных уроках , так и на обычных (попутно с изучением, нового материала). Специальный урок может потребоваться в том случае, если в диктантах допущено много ошибок на изучаемое правило. Плохие результаты свидетельствуют о том, что орфографическое правило учащимися не усвоено. Урок в этом случае используется для тренировки школьников и умения находить орфограмму и применять правило на практике для закрепления орфограммы.
При работе над орфографическими ошибками на обычных учитель включает в дидактический материал слова, в которых школьники допустили ошибки.
Для удобства над орфографическими ошибками на обычных уроках учитель включает в дидактический материал слова, в которых школьники допустили ошибки.
К работе над ошибками учащиеся готовятся следующим образом: получив проверенные учителем тетради, школьники либо в рабочей тетради, либо в особой тетради «Работа над ошибками» пишут «Ошибки из диктанта за такое-то число» и переписывают из своих работ, слова, в которых были допущены ошибки, подчёркивая, соответствующие орфограммы. Запись ученика при этом может выглядеть так:

Ошибки из диктанта в «Роще» за 25.10.10.
Розоватый, на опушке, ходишь.

Дома каждый ученик записывает в той же тетради слова, в которых были допущены ошибки, письменно объясняет правильность написания и приводит два, три, аналогичных примера. Запись будет выглядеть следующим образом:

Ошибки из диктанта в «Роще» за 25.10.10.
Розоватый, на опушке, ходишь.
Розоватый – розовый: роса- -росы; кричать – крик;
На опушке (1 скл, пред п.); в канаве ( 1 скл, пр п.) на даче ( 1 скл. пр. п);
Ходишь-( ходить 2 спр,), любишь (любить 2 спр.), красишь (красить 2 спр.).

На обычных уроках работа над ошибками организуется при опросе и проверке тетрадей.

Работа над непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями

Словарно-орфографические упражнения способствуют развитию внимания учащихся. К лексическому значению слова, воспитанию их речевого слуха, зрительной и моторной памяти, эти упражнения на вставку пропущенных букв с обозначением орфограмм с группировкой орфограмм, словарно-орфографические диктанты; упражнения на основе таблиц «Трудные слова», выделенных в учебнике, для специальной работы, а также на основе таблиц –кругов, помещённых на форзаце учебника; упражнения на основе орфоэпического, орфографического толкового словарей учебника.
Необходимо как можно чаще повторять трудные слова, включая их в материал для опроса и закрепления, группируя их по смысловым темам («Спорт», «Быт» и т. д.), по частям речи, по определённому типу написаний (безударные гласные, непроверяемые согласные, двойные согласные).
Целесообразно практиковать орфографические игры, с помощью которых трудные слова усваиваются и быстрее и прочнее.
Этимологический анализ – один из самых эффективных способов работы над непроверяемыми написаниями.
Термин «этимология» впервые вводится в учебники 6 класса.
В пятом классе учитель может рассказать детям о том, что язык с течением времени изменяется, что в составе слова тоже происходят различные изменения, и знания происхождения слова во многих случаях помогает научиться правильно писать и употреблять его.
Полезно, что бы ученики кратко записывали сведения об этимологии слов (удобнее это делать в специальной тетради).
Учитель может до урока записать нужные слова на доске (два-три слова) и закрыть их. В нужный момент учитель рассказывает об этимологии изучаемых слов(обычно более подробно, чем это потом отразится в записи), а затем открывает запись. Ученики читают её, комментируют и переписывают в тетради. Так как пятиклассники ещё не знакомы с латинским шрифтом, слова и морфемы из языка-источника передаются русскими буквами.
Например, ознакомив ребят по учебнику с правописанием слов брошюра, парашют, жюри, учитель сообщает следующее: «Слова брошюра (небольшая печатная книжка без переплёта), парашют (аппарат в виде большого зонта для замедления спуска с самолёта), жюри (группа специалистов, присуждающая премии на состязаниях, конкурсах) заимствованы из французского языка. Слово брошюра, как и брошь, образовано от глагола броше («сшивать»); парашют - от слов пара («против»), шют («падение»); жюри – от юри («клятва, присяга»); раньше жюри обозначало «суд» и являлось родственным слову юрист; существительное жюри среднего рода не склоняется».
В словарях-справочниках может быть сделана следующая запись:
Брошюра - бро-шю-ра (от франц. броше – «сшивать»; брошь – «иголка, булавка».
Брошюра, брошюрка, сброшюровать.
Парашют- па-ра-шют (от франц. пара – «против», шют – «падение»).
Парашют, парашютик, парашютист, парашютный
Жюри – жю-ри (от франц. юри – «клятва, присяга») – сущ. ср. рода, не склоняется.
К этимологии целесообразно обращаться при работе над трудными словами, когда они встречаются в упражнениях учебника (и выделены рамочкой), предлагаются для склонения и подбора однокоренных слов; при проведении словарной работы, обучающих словарных диктантов и во время работы над ошибками.

Работа по пунктуации

Пунктуация в школе не выделяется в особый раздел, а изучается параллельно с синтаксисом. Такой подход для школы удобен, так как формулировки большинство пунктуационных правил даны на основе синтаксических правил.
Программа по пунктуации для 5 класса составляет единое целое с программой, предусмотренной для изучения пунктуации в 1-4-х классах, и является ее продолжением. Объем новых сведений очень незначителен. Учащиеся узнают всего лишь два новых пунктуационных правила: 1) правило, по которому ставятся знаки после прямой речи перед словами автора, и 2) правило, регулирующее постановку знаков при выделении обращений.
Кроме названных двух правил, учащиеся знакомятся пропедевтически: 1) с правилом, по которому ставится тире между подлежащим и именным сказуемым, и 2) с правилом постановки тире при диалоге.
Почему для практического знакомства отобраны именно эти правила?
1. Известно, что у учащихся начальных классов со сказуемым ассоциируется глагол. При изучении вводного курса «Синтаксис и пунктуация» пятиклассники узнают, что сказуемое может выражено не только глаголом, но и именным существительным, прилагательным. В процессе выполнения заданий детям встретятся такие примеры: Астана – столица Казахстана. Мир – наш девиз. и др. Обходить молчанием имеющиеся в примерах тире – значит тормозить формирование пунктуационного навыка у учащихся. Практическое знакомство с этим пунктуационным правилом будет способствовать лучшему осознанию синтаксического материала и развитию синтаксического строя речи детей.
Закрепление этого правила в 5 классе будет проходить в процессе выполнения упражнений.
2. Практическое знакомство с выделением тире реплик при диалоге подсказано практикой. Детские изложения и сочинения проигрывают оттого, что их авторы оказываются беспомощными при передаче разговора своих героев. В то же время, как показывает опыт, это правило не затрудняет учащихся.
Итак, в работе над пунктуацией в 5 классе будет не изучение нового материала, а повторение и углубление того, с чем дети ознакомились в начальных классах практически.

Диктанты, их значение и характеристика

Немалую роль в системе работы по формированию навыков грамотного письма играют различные виды диктантов.
По значению различают диктанты контрольные и обучающие.
По структуре диктуемого текста – состоящие из слов и словосочетаний; из отдельных предложений; из связного текста и т.д.
По восприятию учащимися диктуемого – слуховой, зрительный, зрительно-слуховой.
По характеру записи диктуемого: 1) без изменения текста; 2) с изменением диктуемого: а) выборочный, б) свободный, в) творческий, г) графический.
По некоторым особенностям в организации объяснения написанного: 1) предупредительный; 2) объяснительный; 3) комментируемый в процессе письма; 4) «проверяю себя».
Учитель использует тот или иной вид диктанта в зависимости от содержания изучаемой грамматической темы и времени ее изучения. Так, например, на начальных этапах изучения темы целесообразно проводить диктанты обучающего характера и без изменения диктуемого текста. Затем уже полезно практиковать диктанты, требующие от учащихся большей самостоятельности, - выборочный, графический, диктанты с элементами занимательности.
На завершающем этапе изучения той или иной темы целесообразно проводить творческий и свободный диктанты.
И, наконец, в итоге изучения целого раздела или его части, а также в конце четверти и учебного года проводятся контрольные диктанты.
Способы проверки диктантов:
1) Учитель проверяет диктанты, а затем объявляет результаты.
2) Диктанты проверяются коллективно в классе путем объяснения трудных орфограмм с помощью разрезных карточек и попутного комментирования.
3) Самопроверка. Этот прием способствует развитию у школьников самоконтроля, внимательности, орфографической зоркости. Он заключается в том, что после диктанта детям предлагается сверить написанное с напечатанным текстом, на полях отметить ошибочное написание слов.
4) Взаимопроверка. Дети обмениваются работами и проверяют их, отмечая на полях орфографические и пунктуационные ошибки.

О некоторых видах диктанта в пятом классе
В учебнике пятого класса имеются тексты, позволяющие практиковать подготовленные диктанты.
В целях эффективного выполнения работы следует и учителю, и ученика соблюдать определенные требования:

Для учителя
1. Заранее предупредить детей о дне проведения диктанта.
2. Разобрать диктант в классе, обратить внимание на трудные орфограммы.
3. Слова из этого диктанта или аналогичные им вводить в дидактический материал уроков. Для учеников
1. Устно или письменно объяснить написание трудных орфограмм.
2. Попросить товарища продиктовать ему этот диктант.
3. Обязательно объяснить и запомнить правильное написание орфограмм, в которых допустил ошибки.

Диктант по памяти
Чтобы дети успешно написали диктант по памяти, необходима тщательная предварительная подготовка. Обычно в классе проводится грамматико-орфографический и пунктуационный анализ текста, предназначенного для диктанта по памяти, т.е. выучить текст наизусть и научиться правильно его писать. Последнее требует выполнения дома ряда заданий: нужно выписать из текста слова с трудными орфограммами; повторить необходимые правила и т.д.
В назначенный день ученики пишут в классе диктант по памяти. Целесообразно эту работу осложнять дополнительными заданиями, например: обозначить ту или иную орфограмму, разобрать слово по составу, начертить схему предложения и т.д. Проверяются такие диктанты учителем (если диктант контрольный), или ученики сами проверяют написанное (диктант с самопроверкой).

Графический диктант
Графический диктант практикуется в основном при изучении синтаксиса и пунктуации. Сущность этого диктанта состоит в том, что школьники не записывают диктуемое, а только схематически изображают синтаксические конструкции, входящие в состав диктанта. Целесообразно предлагать также детям выписывать слова с трудными орфограммами. В целях развития речи полезно дать задание на воспроизведение содержания продиктованного текста.
Методика проведения этого вида диктанта такова:
1. Перед учениками стоит цель: внимательно прослушать текст и осознать его содержание.
2. Учитель вторично читает текст. Ученики чертят схемы предложений и записывают слова с определенной орфограммой. Все предложения нумеруются как в тексте-учителя, так и в тетрадях учеников, например:

Предложения, которые диктует учитель

Запись в тетрадях учащихся


Слова с трудными орфограммами

Схемы предложений
1. Столяр Лука Александрович крикнул: «Каштанка, пойдем!»
2. «Иван Иванович, что с тобой?» - спросил хозяин у гуся.
(А.П.Чехов)
1. столяр

2. спросил ___ _____
1. !___! : « I_О,_I ! »
____ ____
2. « I_О,_I ? » - 1___1.

3. Содержание диктанта восстанавливается устно или письменно. Выписанные слова и схемы предложений являются опорными для воспроизведения текста. В этом случае для диктанта берется связный текст.

Словарно-орфографический диктант
Словарные диктанты, состоящие из наиболее трудных в орфографическом отношении слов, развивают орфографическую зоркость: во время диктанта ученики, готовые к орфографическому «подвоху» в каждом слове, работают особенно внимательно, стараются найти трудную орфограмму, определить ее и применить правило. Кроме того, словарно-орфографические диктанты можно проводить чаще других, так как они невелики по объему и требуют меньше времени, чем обычные обучающие или контрольные диктанты.
Во-первых, словарно-орфографические диктанты, в основном, составлены из словосочетаний (а не из слов).
Во-вторых, словарные диктанты тематически выдержаны, что позволяет использовать их для работы по развитию устной и письменной речи учащихся.
Средний объем словарно-орфографического диктанта – 30 слов (от 19 слов в начале года до 35 слов в конце года). Учитель может по своему усмотрению увеличить и количество слов, и количество диктантов, составляя их с учетом затруднений учащихся определенного класса.
Велики возможности использования словарно-орфографических диктантов для работы по развитию связной речи учащихся. Материал многих диктантов по существу представляет собой опорные слова, на основе которых может быть составлен связный текст. Тематический же подбор слов подсказывает его направление. Этот материал можно предлагать для подготовки устного и письменного высказывания дома и в классе.
Ученики могут сами составлять диктанты, включая в них те орфограммы, в которых они допустили ошибки, например, в очередной контрольной работе. Такое задание можно давать и индивидуально ( одному или нескольким ученикам ), и всему классу. В последнем случае хорошо, проверив все работы, продиктовать классу лучшую из них.
Интересным и полезным видом упражнения является составление учащимися диктантов друг для друга. Каждому из соседей по парте предлагается составить словарно-орфографический диктант на те правила, в которых их товарищ допустил ошибки в контрольной или обычной работе. Затем ученики диктуют друг другу составленные тексты и проверяют их.
Словарно-орфографические диктанты учебника – это основа, в которую учитель, исходя из конкретной орфографической подготовки класса, может внести дополнения, учитывая определенные условия работы в классе.

Диктант с элементами занимательности
Трудно переоценить значение интереса в общей системе изучения русского языка в 5 классе. Привить детям интерес, развить их познавательные способности, облегчить, где это возможно, выполнение трудных и сложных заданий помогают элементы занимательности, игровые моменты, которые учитель может использовать – это лишь средство, подчиненное целям обучения и развития школьников. Диктанты с элементами занимательности – это не какие-то особые виды диктантов, это те же словарные, выборочные, по памяти, заранее подготовленные диктанты. Часто само название определяет сущность диктанта, например: «В две колонки», «Кто больше и лучше?», «Кто лучше знает правило?», «Кто дольше подержит мелок?», «Четвертый лишний» и т.д.

Контрольный диктант
Как показывает опыт, целесообразно несколько «отодвинуть» проведение контрольного диктанта ( 5 класс ), т.е. проводить его не сразу в конце раздела, а через 7-10 дней (когда уже изучается новый раздел).
Итоговые контрольные диктанты проводить в определенной системе.
1. Количество различных орфограмм постепенно увеличивать.
2. В диктанте должна обеспечиваться систематическая повторяемость всех орфограмм, но особое внимание целесообразнее уделять наиболее трудным случаям.
3. В один диктант включать, как правило, только 2-3 пунктограммы.
4.Словами с непроверяемыми написаниями, с трудными орфограммами, также дополнять связные тексты.
5. Предложенные диктанты должны отражать лексику раздела.
6. К контрольным диктантам разрабатывать дополнительные задания, которые помогают учителю выявить, насколько сознательно школьники применяют правила, умеют ли они анализировать и рассуждать.
7. В качестве проверочных предлагать не только слуховые диктанты, но и свободные, выборочные, графические и др.
Учитель может использовать по своему усмотрению другие тексты, другие виды диктантов. При выборе вида контрольного диктанта учитель руководствуется спецификой изучаемого материала, возможностью повторить ранее изученного.

Урок работы над ошибками диктанта

К такому уроку учитель должен тщательно подготовиться:
1) проверить тетради и среди ошибок на изученные правила выбрать типичные ошибки;
2) выявить индивидуальные ошибки школьников;
3) определить количество диктантов, написанные на «5», «4», «3», «2»;
4) подобрать наиболее эффективные упражнения для коллективной работы над типичными ошибками и карточками для индивидуальной работы, а также задания для учащихся, не допустивших ошибок или сделавших 1-2 ошибки. В этом учителю поможет «Дидактический материал…».
Хорошо, если к внутренней стороне обложки ученических тетрадей будут приклеены кармашки. Тогда учитель в процессе проверки работ сможет в нужных случаях вкладывать в кармашек карточки с индивидуальными заданиями или номера карточек из «Дидактического материала…».
Урок работы над ошибками диктанта – это, в сущности, урок повторения и закрепления пройденного. Учитель по своему усмотрению может использовать известные методические приемы, эффективные для данного типа урока.
Специфика же урока над ошибками заключается в том, что школьники учатся определенным приемам исправления ошибок, приемам объяснения написания слов или постановки знака препинания, приемам самостоятельной работы над ошибками. На таких уроках широко используются упражнения с графической наглядностью, которая позволяет четко и предельно ясно объяснить то или иное написание. Не менее важно использовать такие методы и приемы, которые сделают урок эффективным и интересным для детей. Чтобы оживить работу и несколько снизить напряжение учеников, выполняющих трудные и серьезные задания, полезно использовать на уроке элементы занимательности.
Урок работы над ошибками проводится примерно так: первый этап – анализ диктантов. После того, как школьники просмотрят все исправления в своих тетрадях, начинается второй этап – работа над типичными для класса ошибками. И, наконец, завершающим этапом урока является работа над индивидуальными ошибками.
Проиллюстрируем один из таких уроков.
Урок работы над ошибками контрольного (слухового) диктанта (после изучения раздела « Имя существительное »).
І. Количественный и качественный анализ диктанта и дополнительного задания к нему.
ІІ. Работа над типичными ошибками. Эту работу выполняет весь класс. Ученики пишут в тетрадях:

1. Безударные гласные в корнях слов.
Учитель: Найдите в диктанте слова с безударными гласными в корне. Вспомните правило, примените его.
Задание выполняется сначала устно.
Учитель: Теперь составьте словарные диктанты из этих слов, графически объясните написание безударных гласных в корне.
Для выполнения письменного задания к доске вызывается ученик, допустивший большое количество ошибок на это правило.
Примерная запись на доске и в тетрадях учащихся:

Текут – течь; спешит – спешка; потерялся – потеря; оказалось – оказываться; остановилась – остался; стать; взбежал – бег; кричит – крик.

2. Непроизносимые согласные.
Учитель: Многие из вас допустили ошибки в написании этой орфограммы. Сейчас мы проведем игру «Кто больше и лучше?». Надо вспомнить и написать как можно больше слов с непроизносимыми согласными, графически объяснить, как вы узнали, есть ли непроизносимый согласный в слове или нет.
Примерная запись: сердце – сердечный, поздний – опоздать и т.д.

3. Падежные окончания существительных.
Учитель: Я напишу на доске существительные, а вы определите, какое окончание надо написать в каждом из них и почему.
Найдите аналогичные слова в диктанте.

По тропинк.. комсомольц..м
при дорог.. врач..м

Учащиеся вставляют нужную гласную; в первом случае определяют склонение и падеж (по тропинк, 1-е скл., дат. п.); во втором расставляют ударения и вставляют гласную.

4. Учитель: А теперь составьте по данной ниже схеме предложения:

Дети составляют предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и. Лучшее из предложений записывается.
ІІІ. Заканчивается урок работой над индивидуальными ошибками.
Консультируясь в нужных случаях у учителя, ученики самостоятельно выполняют различные задания: работают над исправлением тех ошибок, которых не касались ранее на уроке, и выполняют упражнения, указанные учителем. Например:

Карточка № 1
1. Вставь, где надо, безударные гласные, расставь ударения, подбери проверочные слова.
Песню дружбы зап..вает м..л..дежь.
2. Составь и запиши со словом м..л..дежь сложное предложение, соответствующее схеме:

Карточка № 2
1. Вставь пропущенные буквы, выпиши существительные в предложном падеже, объясни правописание падежных окончаний.
Семь н..чей и дней в недел..,
Семь в..щей у вас в портфел.. .
2. Расставь и объясни знаки препинания, начерти схему предложения. Приплыла к нему рыбка спросила Чего тебе надобно старче. (А.С.Пушкин).

То, что школьники не успеют сделать в классе, они выполняют дома. Кроме того, ученикам предлагается «занести» свои ошибки в тетрадь «Мои ошибки» или на последнюю страницу рабочей тетради.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: GIS (2011-01-12) E
Просмотров: 13059 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 11:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru