Учимся вместе. Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы. Ольга Александровна Покорская, учитель русского языка и литературы г.Семей, СОШ №1 им. Н.Г.Чернышевского Каждый раз, готовясь к урокам, задаешь себе вопрос: «Как сделать урок познавательным и интересным одновременно?» Хочется, чтобы ребята с удовольствием посещали уроки русского языка и литературы. Ответ на эти вопросы в очередной раз дает проект PWCT, в который я пришла 9 лет назад. Многое изменилось на моих уроках. Дети раскрывают в себе все новые и новые возможности, а я, как летчик-испытатель, пробую строить свои уроки по-новому. Сейчас ребята с легкостью составляют кластеры, пятистрочия. Это вошло в систему, но хочется чего-нибудь ещё. На одном из уроков литературы я спросила ребят о том, какими бы они хотели видеть наши уроки, чтобы они были более интересными, творческими?» Ребята предложили выпускать альбомы с рисунками героев и пятистрочиями к ним после каждого пройденного произведения. Эти работы мы составляем, рассматриваем и обсуждаем вместе. Уже несколько лет мы устраиваем уроки-презентации. Например, изучив «Каменный цветок» П.П. Бажова, учащиеся составляют афишу, «рекламируют» произведение, готовят защиту. При этом ребята знают, что их работы будут показаны также и в следующем году будущим пятиклассникам или шестиклассникам. Наблюдая за ребятами, я поняла, что творческие работы помогают мне глубже узнать способности ребенка, его мысли, чувства. Особенно меня волновали и волнуют письменные работы учащихся. Для учеников письмо - трудная задача - часть учебного процесса. Большой страх у детей вызывает само только слово «сочинение». Сочинение - это, прежде всего, одна из форм мышления человека, его самовыражения, общения с миром. Основная цель моих уроков - осознанная грамотность, внимательное отношение к слову, развитие творческих способностей детей. В связи с этим я учу детей быть исследователями языка, учителями для своего соседа, для школьника младшего класса, в конце концов - быть даже автором и составителем пособия, которое мы планируем выпустить в ближайшем будущем. На уроках русского языка мы стали часто писать рассказы, сказки, эссе. Так, например, изучая фонетику, морфологию, фразеологию и т.д., начинаем придумывать свои упражнения, сочинения, диктанты. Естественно, что давая письменное задание, учитель прибавляет хлопот и себе, но то того стоит. Предварительно в классе ведется подготовительная работа: подбираем слова по словарю, учебнику или другой книге, составляем с этими словами предложения, наконец, придумываем тексты, в которых были бы уместны все данные учителем или самостоятельно подобранные учениками слова. Затем наиболее интересные работы зачитываются, разбираются с точки зрения орфографической насыщенности. Лучшие диктанты мы записываем в классе, используем как «карточку другу» на моменте повторения. Ребята знают, что их работы будут использованы учениками младших классов. Цель, которая стоит перед учащимися: нужно составить диктант и трудный, и интересный, и задорный одновременно. Очевидно, что выполнение таких заданий способствует развитию творческих способностей детей. Например, изучаем тему «Фразеологизмы». На одном из уроков даю ключевые слова: Как снег на голову Вертеться как белка в колесе Как курица лапой Как сельдей в бочке Как телеге пятое колесо. Сначала выясняем лексическое значение фразеологизмов, составляем с ними всевозможные предложения, а затем связный текст. Я проснулась. Было прекрасное зимнее утро. И вдруг звонок по телефону. Подруга пригласила меня на День рождения! Это приглашение как снег на голову свалилось. Я быстро встала и начала как белка в колесе бегать по дому, умываться, одеваться, завтракать. Перед выходом я схватила открытку и подписала её как курица лапой!. Я побежала на остановку и села на первое попавшееся маршрутное такси. В маршрутке людей было набито как сельдей в бочке. Вышла я на остановке и думаю: «Наверное, ей моя открытка нужна как телеге пятое колесо или как собаке пятая нога!» Потом я вспомнила, что не важно, какой подарок, главное, что от всего сердца! (Жанна Газенкампф) Или изучаем «Правописание приставок ПРИ, ПРЕ». Проделываем подготовительную работу. Я пришел домой после занятий по английскому языку и присел на диван. Затем принялся собирать портфель в школу. Мне пришлось взять две сумки. Сегодня был прекрасный день. Я принял решение идти в школу пешком. По пути в школу мне встретилась одна преграда - небольшая канава, и я её спокойно преодолел. В школу пришёл около двух часов дня. После школьных занятий быстро потемнело, поэтому я приехал домой на машине. Затем я поужинал и принялся делать уроки. Уроки все были выполнены, и мне пришлось идти спать. Так закончился один из привычных школьных дней. (Азиз Фаттаев) При изучении темы «Правописание И-Ы после шипящих и Ц» провожу работу и даю аналогичное задание. Две лучшие подруги Саша Синицына и Даша Птицына решили пойти в цирк. Дашин папа работает в цирке, и девочки даже смогли побывать на репетиции! После этого они уже сидели в первых рядах зрительного зала. Замечательные выступления циркачей потрясли девочек. Они увидели клоунов, которые подкрадывались на цыпочках к зрителям и смеялись над ними, фокусников, которые вытаскивали из своих цилиндров кроликов и цыплят. После выступления по всему залу летали птицы и бабочки. (Элина Газыева) Ещё один рассказ по этой же теме: В наш город приехал цирк. На всех стенах были развешаны афиши о цирковом представлении в субботу, в вечернее время. Билет в цирк стоил недешево, но я решил пойти и посмотреть циркачей. Когда наступило время представления, к городу неожиданно приблизился циклон, налетел ветер. Но такой циклон в природе не остановил меня. Самым интересным цирковым номером оказалось выступление не совсем обычного циркача-дрессированного цыпленка. Цыпленок на сцене крутился, как циркуль. Мы даже перестали есть в это время цитрусовые фрукты. Вдруг на арену выскочила обезьяна в цилиндре. Цыпленок на цыпочках подкрался к ней и уцепился за обезьяну, как лихой наездник. Они стали походить на цифру, напоминающую восьмерку. Зал взорвался аплодисментами. Представление закончилось выступлением акробатов-цыган, которые также показали цирковое мастерство. (Камила Шалжанова) Неожиданный результат наших упражнений - отношение к сочинению как к обычному, повседневному заданию. Цель - осознанная грамотность - тоже, мне кажется, стала к нам ближе. Появляется оценочный, «авторский» взгляд на диктанты, предлагаемые методическим пособием. Что в них трудного, сколько орфограмм на изученное правило? Я считаю, что занятия такого рода чрезвычайно полезны, сочинения ребят очень интересны, порой не уступают орфографической насыщенности текстам из методических пособий. Они занимательны, содержательны, а главное, составлены самими учениками. Все работы мы печатаем и собираем весь год. Дети получают удовольствие, зная, что учитель относится к их работе с уважением, что их работы читаются и могут быть обнародованы. Такие творческие работы учат детей не бояться писать сочинение и внимательно относились к слову. Большой интерес вызывают уроки русского языка и литературы с применением интерактивной доски. Интернет стал помощником для учителя, шагающего в ногу со временем. Презентации по жизни и творчеству писателей, к произведениям, интересные упражнения на интерактивной доске стали четко вписываться в схему урока. Экономия времени, яркость, живость, интерес в глазах детей - большой плюс в работе учителя. Сейчас ребята с удовольствием постигают новый вид деятельности - учатся создавать презентации к уроку литературы. А что может быть лучше желания творить!
|