Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Учимся вместе
Учимся вместе. Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы.

Ольга Александровна Покорская, учитель русского языка и литературы
г.Семей, СОШ №1 им. Н.Г.Чернышевского

Каждый раз, готовясь к урокам, задаешь себе вопрос: «Как сделать урок познавательным и интересным одновременно?» Хочется, чтобы ребята с удовольствием посещали уроки русского языка и литературы.
Ответ на эти вопросы в очередной раз дает проект PWCT, в который я пришла 9 лет назад. Многое изменилось на моих уроках. Дети раскрывают в себе все новые и новые возможности, а я, как летчик-испытатель, пробую строить свои уроки по-новому. Сейчас ребята с легкостью составляют кластеры, пятистрочия. Это вошло в систему, но хочется чего-нибудь ещё. На одном из уроков литературы я спросила ребят о том, какими бы они хотели видеть наши уроки, чтобы они были более интересными, творческими?» Ребята предложили выпускать альбомы с рисунками героев и пятистрочиями к ним после каждого пройденного произведения. Эти работы мы составляем, рассматриваем и обсуждаем вместе.
Уже несколько лет мы устраиваем уроки-презентации. Например, изучив «Каменный цветок» П.П. Бажова, учащиеся составляют афишу, «рекламируют» произведение, готовят защиту. При этом ребята знают, что их работы будут показаны также и в следующем году будущим пятиклассникам или шестиклассникам.

Наблюдая за ребятами, я поняла, что творческие работы помогают мне глубже узнать способности ребенка, его мысли, чувства.
Особенно меня волновали и волнуют письменные работы учащихся. Для учеников письмо - трудная задача - часть учебного процесса. Большой страх у детей вызывает само только слово «сочинение». Сочинение - это, прежде всего, одна из форм мышления человека, его самовыражения, общения с миром. Основная цель моих уроков - осознанная грамотность, внимательное отношение к слову, развитие творческих способностей детей.
В связи с этим я учу детей быть исследователями языка, учителями для своего соседа, для школьника младшего класса, в конце концов - быть даже автором и составителем пособия, которое мы планируем выпустить в ближайшем будущем. На уроках русского языка мы стали часто писать рассказы, сказки, эссе. Так, например, изучая фонетику, морфологию, фразеологию и т.д., начинаем придумывать свои упражнения, сочинения, диктанты. Естественно, что давая письменное задание, учитель прибавляет хлопот и себе, но то того стоит. Предварительно в классе ведется подготовительная работа: подбираем слова по словарю, учебнику или другой книге, составляем с этими словами предложения, наконец, придумываем тексты, в которых были бы уместны все данные учителем или самостоятельно подобранные учениками слова. Затем наиболее интересные работы зачитываются, разбираются с точки зрения орфографической насыщенности. Лучшие диктанты мы записываем в классе, используем как «карточку другу» на моменте повторения. Ребята знают, что их работы будут использованы учениками младших классов. Цель, которая стоит перед учащимися: нужно составить диктант и трудный, и интересный, и задорный одновременно. Очевидно, что выполнение таких заданий способствует развитию творческих способностей детей.
Например, изучаем тему «Фразеологизмы». На одном из уроков даю ключевые слова:
Как снег на голову
Вертеться как белка в колесе
Как курица лапой
Как сельдей в бочке
Как телеге пятое колесо.

Сначала выясняем лексическое значение фразеологизмов, составляем с ними всевозможные предложения, а затем связный текст.
Я проснулась. Было прекрасное зимнее утро. И вдруг звонок по телефону. Подруга пригласила меня на День рождения! Это приглашение как снег на голову свалилось. Я быстро встала и начала как белка в колесе бегать по дому, умываться, одеваться, завтракать. Перед выходом я схватила открытку и подписала её как курица лапой!. Я побежала на остановку и села на первое попавшееся маршрутное такси. В маршрутке людей было набито как сельдей в бочке. Вышла я на остановке и думаю: «Наверное, ей моя открытка нужна как телеге пятое колесо или как собаке пятая нога!» Потом я вспомнила, что не важно, какой подарок, главное, что от всего сердца!

(Жанна Газенкампф)

Или изучаем «Правописание приставок ПРИ, ПРЕ». Проделываем подготовительную работу.
Я пришел домой после занятий по английскому языку и присел на диван. Затем принялся собирать портфель в школу. Мне пришлось взять две сумки. Сегодня был прекрасный день. Я принял решение идти в школу пешком. По пути в школу мне встретилась одна преграда - небольшая канава, и я её спокойно преодолел. В школу пришёл около двух часов дня. После школьных занятий быстро потемнело, поэтому я приехал домой на машине. Затем я поужинал и принялся делать уроки. Уроки все были выполнены, и мне пришлось идти спать. Так закончился один из привычных школьных дней.

(Азиз Фаттаев)

При изучении темы «Правописание И-Ы после шипящих и Ц» провожу работу и даю аналогичное задание.
Две лучшие подруги Саша Синицына и Даша Птицына решили пойти в цирк. Дашин папа работает в цирке, и девочки даже смогли побывать на репетиции! После этого они уже сидели в первых рядах зрительного зала. Замечательные выступления циркачей потрясли девочек. Они увидели клоунов, которые подкрадывались на цыпочках к зрителям и смеялись над ними, фокусников, которые вытаскивали из своих цилиндров кроликов и цыплят. После выступления по всему залу летали птицы и бабочки.

(Элина Газыева)

Ещё один рассказ по этой же теме:
В наш город приехал цирк. На всех стенах были развешаны афиши о цирковом представлении в субботу, в вечернее время. Билет в цирк стоил недешево, но я решил пойти и посмотреть циркачей. Когда наступило время представления, к городу неожиданно приблизился циклон, налетел ветер. Но такой циклон в природе не остановил меня. Самым интересным цирковым номером оказалось выступление не совсем обычного циркача-дрессированного цыпленка. Цыпленок на сцене крутился, как циркуль. Мы даже перестали есть в это время цитрусовые фрукты. Вдруг на арену выскочила обезьяна в цилиндре. Цыпленок на цыпочках подкрался к ней и уцепился за обезьяну, как лихой наездник. Они стали походить на цифру, напоминающую восьмерку. Зал взорвался аплодисментами. Представление закончилось выступлением акробатов-цыган, которые также показали цирковое мастерство.

(Камила Шалжанова)

Неожиданный результат наших упражнений - отношение к сочинению как к обычному, повседневному заданию. Цель - осознанная грамотность - тоже, мне кажется, стала к нам ближе. Появляется оценочный, «авторский» взгляд на диктанты, предлагаемые методическим пособием. Что в них трудного, сколько орфограмм на изученное правило? Я считаю, что занятия такого рода чрезвычайно полезны, сочинения ребят очень интересны, порой не уступают орфографической насыщенности текстам из методических пособий. Они занимательны, содержательны, а главное, составлены самими учениками. Все работы мы печатаем и собираем весь год. Дети получают удовольствие, зная, что учитель относится к их работе с уважением, что их работы читаются и могут быть обнародованы.
Такие творческие работы учат детей не бояться писать сочинение и внимательно относились к слову.
Большой интерес вызывают уроки русского языка и литературы с применением интерактивной доски. Интернет стал помощником для учителя, шагающего в ногу со временем. Презентации по жизни и творчеству писателей, к произведениям, интересные упражнения на интерактивной доске стали четко вписываться в схему урока. Экономия времени, яркость, живость, интерес в глазах детей - большой плюс в работе учителя. Сейчас ребята с удовольствием постигают новый вид деятельности - учатся создавать презентации к уроку литературы. А что может быть лучше желания творить!
Категория: Русский язык и литература | Добавил: POA (2011-01-13)
Просмотров: 1434 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 12:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru